- 27-08-2021, 11:52
- 1 307
Предложения по исключению дублирующих и избыточных административных процедур при подготовке и согласовании специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства
Письмо Министра МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ России Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Козаку Д.Н. №11901-АБ/Д26и от 14.06.2013
Уважаемый Дмитрий Николаевич!
В Минэкономразвития России поступило обращение первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксмана с просьбой инициировать внесение изменений в действующее законодательство с целью исключения дублирующих и избыточных административных процедур при подготовке и согласовании специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее — СТУ).
Следует отметить, что данный вопрос ранее поднимался Минэкономразвития России в рамках оценки регулирующего воздействия проектов технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», приказа Госстроя «О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» и других нормативных правовых актов.
Предложения по исключению дублирующих и избыточных административных процедур при подготовке и согласовании специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства
По мнению Минэкономразвития России, можно выделить несколько дублирующих и избыточных административных процедур при подготовке и согласовании специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее — СТУ).
1. Согласно статье 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон о пожарной безопасности) для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются СТУ, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности указанных объектов и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с МЧС России.
Аналогичное требование о необходимости разработки СТУ для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, установлено статьей 78 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент о требованиях пожарной безопасности).
Вместе с тем, частью статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности;
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Таким образом, пунктом 1 части 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности закреплена возможность соблюдения исключительно требований технических регламентов, без исполнения требований нормативных документов добровольного применения и разработки каких-либо дополнительных требований, помимо содержащихся в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности (если пожарный риск не превышает допустимых значений).
Во избежание избыточных расходов субъектов предпринимательской деятельности целесообразно законодательно определить, что для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, необходима разработка СТУ или подтверждение по результатам оценки пожарного риска, что пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.
При этом следует учитывать негативную практику обеспечения соблюдения нормативных документов по пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности: зачастую государственными инспекторами по пожарному надзору, организациями экспертизы проектной документации, органами государственного строительного надзора игнорируется статус этих документов (являющихся документами добровольного применения) и требуется их обязательное соблюдение субъектами предпринимательской деятельности.
В этой связи целесообразным также является издание разъяснений Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору об условиях обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства и о порядке применения нормативных документов по пожарной безопасности.
2. Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Технический регламент о безопасности зданий) в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 данной статьи перечень национальными стандартами и сводами правил (далее — нормативные документы обязательного применения), недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных нормативными документами обязательного применения, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии с СТУ, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, Технический регламент о безопасности зданий также устанавливает основания для разработки СТУ: в случае, если «требуется» отступление от требований нормативных документов обязательного применения, если таких требований «недостаточно», если такие требования «не установлены».
Вместе с тем, данные основания, по мнению Минэкономразвития России, нуждаются в существенном уточнении.
Так, Техническим регламентом о безопасности зданий не установлено:
- кем (заказчиком, организацией экспертизы проектной документации) и на основании какой информации принимается решение, что при проектировании того или иного объекта «требуется» отступление от требований нормативных документов обязательного применения;
- кем и на основании какой информации принимается решение о «недостаточности» требований нормативных документов обязательного применения при проектировании того или иного объекта.
Кроме того, иными нормативными правовыми актами не в полном объеме установлены основания для подготовки СТУ.
Так, согласно пункту 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87 (далее постановление № 87), в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке СТУ.
Аналогичные основания для разработки СТУ предусмотрены приказом Минрегиона России от 1 апреля 2008 г. № 36 «О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (далее — приказ №36). Одновременно приказ №36 предусматривает лишь 3 вида СТУ:
-нормы, содержащие технические требования на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры), а также иных объектов, для проектирования которых недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами;
-нормы, содержащие технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов;
-нормы, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности.
Следует отметить, что постановление №87 и приказ №36 были изданы до принятия Технического регламента о безопасности зданий, однако до настоящего времени не приведены с ним в соответствие.
В связи с неопределенностью указанных положений Технического регламента о безопасности зданий отмечены случаи «принуждения» субъектов предпринимательской деятельности к разработке СТУ организациями экспертизы проектной документации, когда такая необходимость, по мнению предпринимателей, отсутствует.
В то же время субъекты предпринимательской деятельности на практике ограничены в подготовке СТУ по собственному усмотрению, несмотря на то, что Технический регламент о безопасности зданий не устанавливает никаких ограничений по разработке СТУ, если «требуется» отступление от требований обязательных нормативных документов.
Учитывая, что стоимость подготовки СТУ составляет от 300 тыс. до 4,5 млн. рублей, по мнению Минэкономразвития России, должны быть однозначно
определены основания для их разработки.
3. Согласование СТУ в настоящее время осуществляется двумя федеральными органами исполнительной власти: МЧС России и Госстроем (ранее — МЧС России и Минрегионом России).
Как было указано выше, полномочия МЧС России по согласованию СТУ в сфере пожарной безопасности закреплены Законом о пожарной безопасности. Более того, согласно пункту 8 административного регламента МЧС России по оказанию соответствующей услуги, утвержденного приказом МЧС России от 28 ноября 2011 г. № 710, согласование СТУ «отнесено исключительно к компетенции МЧС России».
Вместе с тем, полномочия Госстроя по согласованию СТУ предусмотрены Положением о Госстрое, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 тоня 2012 г. №670. При этом приказ №36 относит согласование СТУ к полномочиям Минрегиона России.
В настоящее время сложилась практика, когда СТУ в области пожарной безопасности (в том числе, если такие СТУ предусматривают также отступление от требований нормативных документов обязательного применения) подлежат согласованию сначала в МЧС России, а затем в Госстрое (ранее — в Минрегионе России).
В целях сокращения дублирующих и избыточных административных процедур при подготовке и согласовании СТУ Минэкономразвития России считает необходимым разграничить полномочия МЧС России и Госстроя по согласованию СТУ следующим образом:
- в случае если СТУ готовятся в соответствии с Законом о пожарной безопасности и Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, согласование СТУ осуществляет МЧС России;
— в случае если СТУ готовятся в соответствии с Техническим регламентом о безопасности зданий, согласование СТУ осуществляет Госстрой;
- в случае если подготовка СТУ обусловлена отсутствием требований пожарной безопасности и одновременно предусматривает отступление от требований нормативных документов обязательного применения, СТУ согласовываются Госстроем, при этом в нормативно-технический совет, рассматривающий СТУ, в обязательном порядке включаются представители МЧС России.
-
Поделиться:
- Подписаться