- 9-02-2023, 09:00
- 635
Письмо ФАУ «ФЦС» Заместителю директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России А.Ю. Степанову № Исх-696 от 08.02.2022 г.
Письмо ФАУ «ФЦС» Заместителю директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России А.Ю. Степанову № Исх-696 от 08.02.2022 г.
Уважаемый Александр Юрьевич!
Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС») по поручению Минстроя России от 24.01.2022 № 1078-ОГ рассмотрело обращение Чапыгина Г.В. о разъяснении сводов правил и в пределах компетенции сообщает.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - ФЗ № 384) и требований стандартов и сводов правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 (далее - Обязательный перечень), и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента (далее - Добровольный перечень), утвержденный приказом Росстандарта от 20.04.2021 № 567 или требований специальных технических условий.
В соответствии с частью 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - ФЗ № 184) применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в добровольный перечень, является достаточным условием обеспечения безопасности. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, обоснованных способами, предусмотренными частью 6 статьи 15 ФЗ № 384.
По первому вопросу обращения.
Требование пункта 5.20 СП 19.13330.2019 «Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка» (СНиП II-97-76 Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий) регламентирует, что в полузамкнутых дворах предусматривать пристройки к зданиям, а также размещать отдельно стоящие здания или сооружения, не допускается, включено в Добровольный перечень (см. часть 4 статья 16.1 ФЗ № 184).
При этом, вопросы обеспечения пожарной безопасности регламентированы, в основном, требованиями сводов правил, включенных в перечни национальных стандартов и иных документов, обеспечивающих на добровольной основе соблюдение требований ФЗ № 384 и Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями, а также расстояния между зданиями и сооружениями (далее -здания) на территории производственных объектов регламентированы требованиями СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее - СП 4.13130.2013).
В случае, если невозможно выполнить требования нормативных документов по пожарной безопасности в следствии специфики проектируемого/реконструируемого объекта, использования новых технологий и т.п., для обоснования обеспечения пожарной безопасности используют методику определения безопасных противопожарных разрывов (расстояний) между жилыми, общественными зданиями, сооружениями (приложение А СП 4.13130.2013).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.2.17 СП 4.13130.2013 в замкнутых и полузамкнутых дворах пристройки к зданиям, а также размещение отдельно стоящих зданий или сооружений не допускаются.
В исключительных случаях при соответствующих обоснованиях допускается устраивать в указанных дворах пристройки с производствами, не выделяющими вредности, при условии, что пристройка будет занимать не более 25% длины стены, а ширина двора в месте пристройки будет не менее полусуммы высот противостоящих зданий, образующих двор, а также соблюдения требуемых противопожарных расстояний.
Отдельно стоящие энергетические или вентиляционные сооружения допускается размещать в полузамкнутых дворах, при этом расстояние от этих сооружений до зданий должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к устройству полузамкнутых дворов.
Также в соответствии с пунктом 8.10 СП 4.13130.2013 в замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
По второму вопросу обращения.
Соблюдение на всех этапах создания и эксплуатации производственных и лабораторных зданий, производственных и лабораторных помещений, мастерских (класс функциональной пожарной опасности Ф5.1), а также складских зданий и помещений, предназначенных для хранения веществ, материалов, продукции и сырья (грузов) (класс функциональной пожарной опасности Ф5.2), в том числе встроенных в здания другой функциональной пожарной опасности, в целях обеспечения требований ФЗ № 384 регламентируются положениями СП 56.13330.2011 «СНиП 31-03-2001 Производственные здания».
Таким образом, при размещении в одном здании складского, производственного и вспомогательного помещений следует выполнять требования по разделению их противопожарными преградами в соответствии с разделом 6.1 «Общие требования к объектам производственного и складского назначения» СП 4.13130.2013.
По третьему и четвертому вопросам обращения.
В соответствии с областью применения СП 90.13330.2012 «СНиП II-58-75 Электростанции тепловые», настоящий свод правил устанавливает нормы и правила проектирования и реконструкции тепловых электростанций (ТЭС) на органических видах топлива с паротурбинными и газотурбинными агрегатами мощностью более 1 МВт.
Из чего следует, что СП 90.13330.2012 не содержит требований к проектированию газопоршневых электростанций и тепловых электростанций с газопоршневыми агрегатами.
При этом СП 90.13330.2012 включен в Добровольный перечень (см. часть 4 статья 16.1 ФЗ №184).
Таким образом, при проектировании газопоршневых электростанций, в части непротиворечащей требованиям Технического регламента, допускается руководствоваться положениями ГОСТ Р 55006-2012 Стационарные дизельные и газопоршневые электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические условия и СТО 70238424.27.100.054-2009 «Дизельные и газопоршневые электростанции. Условия создания. Нормы и требования».
Обращаем внимание, что соответствие проектной документации требованиям Технического регламента может быть доказано оценкой, выполненной с учетом обоснований, указанных в пунктах 1 - 4 части 6 статьи 15 Технического регламента.
Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 6 Технического регламента, в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в обязательный Перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Уставом ФАУ «ФЦС» вправе осуществлять организацию и проведение методической и разъяснительной работы по вопросам технического нормирования в сфере строительства не уполномочено давать оценку принятым проектным решениям.
Соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, в соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации является предметом экспертизы проектной документации.
Также сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400, Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере теплоснабжения в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
На основании вышеуказанного, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», регламентирующими порядок направления и регистрации письменных обращений с учетом компетенции государственных органов, данное обращение для рассмотрения и ответа целесообразно направить в Минэнерго России.
-
Поделиться:
- Подписаться