- 15-05-2025, 16:30
- 88
Письмо МЧС России «О рассмотрении обращения»
Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан (далее –Главное управление), рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее.К компетенции Главного управления не относится оценка соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации. Вместе с тем, выражаем свое мнение по поставленным в Вашем обращении вопросам. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2023 года № 243 утвержден Порядок организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территории Республики Башкортостан» (далее – Порядок). Порядок принят в соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в области пожарной безопасности относится утверждение порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (дата и номер официального опубликования: 04.05.2023 № 202305040022). В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» акты высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации. На основании изложенного, положения Порядка обязательны для исполнения на территории Республики Башкортостан всеми гра
жданами и организациями независимо от форм собственности. Включение в Порядок положений, регулирующих деятельность в области дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны на территории Республики Башкортостан, поддерживается позицией МЧС России. Исходя из позиции МЧС России, субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации. Также сообщаю, что Прокуратурой Республики Башкортостан осуществлялась проверка соответствия Порядка требованиям законодательства по поступившему обращению. По результатам рассмотрения, нарушений федерального законодательства и коррупциогенных факторов в нормах Порядка не выявлено. Исходя из своего содержания, Порядок устанавливает исключительно организационные мероприятия по дублированию сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны. Технические же требования (в рамках законодательства о техническом регулировании) к системам передачи извещений о пожаре регламентированы ТР ЕАЭС 043/2017, ГОСТ Р 34701-2020 и приказом МЧС России от 24.11.2022 № 1173 «Об утверждении требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре». Вопросы отключения объектов защиты от приборов пультовых оконечных систем передачи извещений о пожаре (далее – СПИ) нормативными правовыми актами Российской Федерации не регулируются, поскольку законодатель делегировал органам государственной власти субъектов Российской Федерации вопрос об утверждении Порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны, указав на необходимость его соответствия части 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не установив иных критериев. Пунктом 9.1 Порядка установлено, что в случае поступления 4 и более ложных срабатываний системы пожарной сигнализации на прибор пультовый оконечный в течение месяца, объект защиты подлежит отключению от прибора пультового оконечного. При этом, согласно пункту 2.4 Порядка, под ложным срабатыванием следует понимать извещение о пожаре, сформированное при отсутствии опасных факторов пожара. Пунктом 6.1.3 Свода правил СП 484.1311500.2020 установлено, что достоверность обнаружения пожара должна достигаться комплексом следующих мероприятий: выбором типов пожарных извещателей; выбором алгоритма принятия решения о пожаре; защитой от ложных срабатываний.
Пунктом 6.5.1 Свода правил СП 484.1311500.2020 установлены требования по защите от ложных срабатываний, к которым относятся: применение извещателей, не реагирующих на факторы, схожие, но не связанные с пожаром и которые присутствуют при нормальном функционировании объекта, выбор типа извещателей и иные мероприятия. Из вышеизложенного следует, что определенное Порядком количество ложных срабатываний свидетельствует о непринятии мер, направленных на их исключение, обеспечение работоспособности и достоверности обнаружения пожара систем пожарной сигнализации. Согласно пункту 6.5.11 ГОСТ Р 59638-2021 количество ложных срабатываний может быть снижено как организационными мероприятиями (например, применение административных мер воздействия на людей, проводящих хулиганские действия, курящих не в специально отведенных местах, использующих кухонные приборы не в специально отведенных помещениях, нарушающих технологический процесс и т.п.), так и посредством пересмотра принятых в ходе проектирования технических решений, для чего повторно должна быть проведена процедура проектирования с учетом имеющихся данных о выявленных в ходе эксплуатации системы причин ложных срабатываний. Одновременно с этим, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 допускают отключение элементов систем противопожарной защиты на период проведения указанных работ, при этом на руководителя возлагается ответственность по принятию необходимых мер по защите объектов защиты и находящихся в них людей от пожара. Взыскание убытков (затраты на амортизацию техники и горюче-смазочные материалы), наступивших в результате выезда подразделений пожарной охраны на ложные срабатывания СПС, осуществляется на основании статьи 15, 1054 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также сообщаю, что приказом Росстандарта от 24.10.2023 № 1222-ст действие ГОСТ Р 56935-2016 приостановлено.
![]()
![]()
Федерации в области пожарной безопасности относится утверждение порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (дата и номер официального опубликования: 04.05.2023 № 202305040022). В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» акты высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации. На основании изложенного, положения Порядка обязательны для исполнения на территории Республики Башкортостан всеми гра
жданами и организациями независимо от форм собственности. Включение в Порядок положений, регулирующих деятельность в области дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны на территории Республики Башкортостан, поддерживается позицией МЧС России. Исходя из позиции МЧС России, субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации. Также сообщаю, что Прокуратурой Республики Башкортостан осуществлялась проверка соответствия Порядка требованиям законодательства по поступившему обращению. По результатам рассмотрения, нарушений федерального законодательства и коррупциогенных факторов в нормах Порядка не выявлено. Исходя из своего содержания, Порядок устанавливает исключительно организационные мероприятия по дублированию сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны. Технические же требования (в рамках законодательства о техническом регулировании) к системам передачи извещений о пожаре регламентированы ТР ЕАЭС 043/2017, ГОСТ Р 34701-2020 и приказом МЧС России от 24.11.2022 № 1173 «Об утверждении требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре». Вопросы отключения объектов защиты от приборов пультовых оконечных систем передачи извещений о пожаре (далее – СПИ) нормативными правовыми актами Российской Федерации не регулируются, поскольку законодатель делегировал органам государственной власти субъектов Российской Федерации вопрос об утверждении Порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны, указав на необходимость его соответствия части 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не установив иных критериев. Пунктом 9.1 Порядка установлено, что в случае поступления 4 и более ложных срабатываний системы пожарной сигнализации на прибор пультовый оконечный в течение месяца, объект защиты подлежит отключению от прибора пультового оконечного. При этом, согласно пункту 2.4 Порядка, под ложным срабатыванием следует понимать извещение о пожаре, сформированное при отсутствии опасных факторов пожара. Пунктом 6.1.3 Свода правил СП 484.1311500.2020 установлено, что достоверность обнаружения пожара должна достигаться комплексом следующих мероприятий: выбором типов пожарных извещателей; выбором алгоритма принятия решения о пожаре; защитой от ложных срабатываний.
Пунктом 6.5.1 Свода правил СП 484.1311500.2020 установлены требования по защите от ложных срабатываний, к которым относятся: применение извещателей, не реагирующих на факторы, схожие, но не связанные с пожаром и которые присутствуют при нормальном функционировании объекта, выбор типа извещателей и иные мероприятия. Из вышеизложенного следует, что определенное Порядком количество ложных срабатываний свидетельствует о непринятии мер, направленных на их исключение, обеспечение работоспособности и достоверности обнаружения пожара систем пожарной сигнализации. Согласно пункту 6.5.11 ГОСТ Р 59638-2021 количество ложных срабатываний может быть снижено как организационными мероприятиями (например, применение административных мер воздействия на людей, проводящих хулиганские действия, курящих не в специально отведенных местах, использующих кухонные приборы не в специально отведенных помещениях, нарушающих технологический процесс и т.п.), так и посредством пересмотра принятых в ходе проектирования технических решений, для чего повторно должна быть проведена процедура проектирования с учетом имеющихся данных о выявленных в ходе эксплуатации системы причин ложных срабатываний. Одновременно с этим, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 допускают отключение элементов систем противопожарной защиты на период проведения указанных работ, при этом на руководителя возлагается ответственность по принятию необходимых мер по защите объектов защиты и находящихся в них людей от пожара. Взыскание убытков (затраты на амортизацию техники и горюче-смазочные материалы), наступивших в результате выезда подразделений пожарной охраны на ложные срабатывания СПС, осуществляется на основании статьи 15, 1054 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также сообщаю, что приказом Росстандарта от 24.10.2023 № 1222-ст действие ГОСТ Р 56935-2016 приостановлено.



-
Поделиться:
- Подписаться