- 23-09-2020, 15:05
- 1 663
Специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Трансграничная канатно-подвесная дорога через реку Амур между городами Благовещенск (РФ) и Хэйхэ (КНР) с пассажирским терминалом»
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности МЧС России
(ДНД МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Трансграничная канатно-подвесная дорога через реку Амур между городами Благовещенск (РФ) и Хэйхэ (КНР) с пассажирским терминалом», расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск
1. Основание для разработки специальных технических условий.
Отсутствие нормативных требований к:
проектированию зданий общественного назначения объемом более 150 000 м3, а также с наличием многосветного пространства (атриума);
устройству антресолей в здании общественного назначения.
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Здание 4–х этажное с подвальным этажом и эксплуатируемыми кровлями (террасами) на 2 и 3–х этажах. Максимальный размер этажа в плане не более 125× 120 м. Пожарно-техническая высота здания не более 28 м.
Объект предусматривается II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, и оборудуется:
системой противодымной защиты;
автоматической пожарной сигнализации адресно-аналогового типа с дублированием сигнала о возникновении пожара в ближайшее подразделение пожарной охраны;
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 4-го типа;
автоматической установкой пожаротушения с повышением интенсивности орошения на 50% для 1 группы помещений;
внутренним противопожарным водопроводом;
наружным противопожарным водопроводом с расходом, определяемым в соответствии с расчетом, но не менее 40 л/с.
В местах сокращения противопожарных расстояний от открытой площадки для хранения легковых автомобилей, расположенной у наружных стен здания под нависающими (консольными) конструкциями второго этажа, стены здания, обращенные в сторону указанной автостоянки, а также перекрытие консоли предусматриваются противопожарными 1-го типа.
По периметру нависающих конструкций второго этажа в месте устройства автостоянки предусматривается «глухой» козырек из негорючих материалов шириной не менее 1 м либо в радиусе 4 м над нависающими конструкциями второго этажа в месте устройства автостоянки заполнение окон в наружной стене предусматривается противопожарным с пределом огнестойкости Е 15.
Пространство под консольной частью, где расположена открытая площадка для хранения легковых автомобилей, а также предусмотрено устройство заезда автомобилей для погрузки/разгрузки оборудуется сухотрубной системой внутреннего противопожарного водопровода из расчета 2 струи по 5 л/с.
Ограждающие конструкции помещений и коридоров, примыкающие к многосветным пространствам, выполняются с пределом огнестойкости не менее EI(EIW) 45. Допускается предусматривать конструкции из закаленного стекла толщиной не менее 6 мм при условии их защиты, а также дверных проемов указанных конструкций и проёмов раздаточных ресторанов и фастфудов спринклерными оросителями системы автоматического пожаротушения, расположенными со стороны защищаемых помещений на расстоянии не более 0,5 м от перегородок с шагом не более 2 м.
По периметру проемов многосветного пространства предусматривается устройство противодымных экранов (штор) с пределом огнестойкости не менее Е 15, опускающихся при пожаре или устанавливаемых стационарно и имеющих высоту не менее расчетной толщины дымового слоя в защищаемой зоне, но не менее 2,5 м от уровня пола, при этом противодымные экраны (шторы) не должны уменьшать площадь орошения спринклерных оросителей.
Заполнение проемов покрытия многосветных пространств предусматривается силикатным остеклением. При этом, предусматриваются мероприятия, исключающие травмирование людей при разрушении светопрозрачного покрытия (стекло типа «триплекс»). Допускается исполнение светопрозрачных конструкций атриума из материалов группы горючести не ниже Г1, не образующих при горении горящих капель и расплавов.
При размещении торговых киосков, предприятий общественного питания, экспонирования образцов продукции магазинов, проведения культурно-развлекательных и досуговых мероприятий, а также размещения различных устройств и оборудования для проведения маркетинговых и промоутерских акций на участках пешеходных проходов (в т.ч. галерей многосветных пространств (атриумов), в пассажирских залах ограничивается удельная пожарная нагрузка в зоне их расположения до 50 кг/м2 (при пересчете на древесину), а также обеспечиваются эвакуационные проходы с двух сторон от указанных зон с шириной, определяемой в соответствии с расчетом, но не менее 1,5 м каждый.
Для наружных стен, имеющих светопрозрачные участки с ненормируемым пределом огнестойкости при устройстве глухих участков наружных стен в местах примыкания к перекрытиям (междуэтажных поясов) высотой менее 1,2 м (но не менее 0,6 м), указанные светопрозрачные участки выполняются из закаленного стекла толщиной не менее 6 мм и защищаются дополнительно установленными спринклерными оросителями системы автоматического пожаротушения, расположенными со стороны защищаемых помещений на расстоянии не более 0,5 м от стен с шагом не более 2 м.
В помещениях объединенных пассажирских залов допускается устройство антресолей для размещения зон служебного назначения (без свободного доступа посетителей) и/или со свободным доступом посетителей площадью не более 500 м2 и/или численность не более 100 человек. Несущие конструкции и перекрытия антресолей предусматриваются с пределами огнестойкости не менее R 45/REI 45, при этом конструкции антресолей не должны являться несущими конструкциями здания. Системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения должны быть расположены под и над антресолью.
При устройстве объектов общественного питания с посадочными местами, без их выделения противопожарными преградами, предусматривается ограничение удельной пожарной нагрузки в зоне расположения посадочных мест не более 50 кг/м2 (при пересчете на древесину).
Встроенная в уровне первого этажа автостоянка служебного транспорта на 2 машиноместа, а также помещение с въездом автомобиля для погрузки/разгрузки выделяются конструкциями (стенами, перекрытием) с пределом огнестойкости не менее REI 150. Помещение хранения автомобилей оборудуется системой автоматического спринклерного пожаротушения по 2-й группе помещений.
Заполнение проемов выходов из помещений непосредственно в незадымляемые лестничные клетки предусматривается противопожарными дверями 2-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении. Предусматривается оборудование указанных помещений системой вытяжной противодымной вентиляции.
Торговые зоны, расположенные в пассажирских залах, допускается выделять перегородками, возводимыми до перфорированных подвесных потолков (за исключением помещений, выходящих в атриумное пространство), при этом пассажирский зал и торговые зоны считаются единым помещением. Перфорация подвесных потолков должна иметь периодическую структуру и ее площадь должна быть не менее 70% поверхности, при этом допускается устройство «глухих» участков коридоров вдоль перегородок шириной не более 1 м.
Допускается устройство конструктивных элементов (ламелей) по периметру консольной части второго этажа, выполненных из негорючих материалов, при этом открытая часть должна составлять не менее 70 %. Проветриваемость пространства под нависающей частью второго этажа должна подтверждаться расчетом.
Допускается устройство помещений с дизель-генераторными установками (далее – ДГУ), встроенных в надземную часть здания, при выполнении следующих мероприятий:
выделение помещений ДГУ противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа;
обеспечение категории помещений ДГУ по пожарной и взрывопожарной опасности не выше В1;
на выходе из помещений ДГУ предусмотреть порог высотой не менее 150 мм для предупреждения розлива горючей жидкости в соседние помещения, а покрытие пола выполнить из материалов устойчивых к воздействию нефтепродуктов;
для сбора разлившейся горючей жидкости из встроенного топливного бака ДГУ либо из агрегата ДГУ (дизельное топливо, моторное масло) под агрегатом ДГУ предусмотреть поддон, рассчитанный на пролив всего объема горючих жидкостей, находящихся в ДГУ. Встроенный бак ДГУ предусмотреть объемом не более 1 м3;
помещение ДГУ оборудовать системами автоматического пожаротушения;
для хранения топлива в помещении ДГУ, допускается размещение емкостей с топливом, общим объемом не более 1 м3, при этом общий объем встроенного бака и дополнительных ёмкостей не должен превышать 1 м3.
Допускается устройство технического пространства (нахождение персонала только на период обслуживания, не более 2 часов непрерывно) высотой менее 1,8 м для прокладки инженерных коммуникаций, без размещения инженерного оборудования. Доступ в указанное пространство из лестничных клеток предусмотреть через противопожарные люки 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении размерами не менее 0,6 × 0,8 м, не менее одного на каждые 300 м2 площади пространства.
Эвакуационные лестничные клетки надземной части Объекта предусматриваются незадымляемыми типа Н2 или Н3 и оборудуются аварийным освещением по первой категории надежности, при этом лестничные клетки допускается проектировать без естественного освещения.
Выходы из незадымляемых лестничных клеток типа Н2 наружу через вестибюли на первом этаже допускается предусматривать через противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EIS 60 или непосредственно наружу. При выходе из лестничных клеток наружу через вестибюль должно предусматриваться его отделение от примыкающих помещений и коридоров противопожарными перегородками 1-го типа. Устройство выходов из двух лестничных клеток через один вестибюль не допускается.
Для эвакуации людей с антресолей предусматривается не менее двух выходов на внутренние лестницы 2-го типа с шириной марша не менее 1,2 м и/или выходы в коридоры, ведущие к эвакуационным лестничным клеткам. При устройстве антресолей, расположенных на разных отметках и сообщающихся открытыми лестницами количество выходов следует принимать общее (не менее двух) для всех уровней.
При высоте расположения этажа не более 15 м допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными стенами не ниже 2-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа) площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 чел. и при оборудовании выхода на лестничную клетку противопожарными дверями 2-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении.
При высоте расположения этажа не более 20 м допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными стенами не ниже 2-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа) площадью не более 150 м2 с численностью не более 3 чел. и при оборудовании выхода на лестничную клетку противопожарными дверями 2-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении.
Допускается в качестве эвакуационного пути с этажей здания использовать выходы на эксплуатируемые участки кровли (террасы), обеспеченные наружными лестницами 3-го типа шириной не менее 1,5 м. Несущие конструкции покрытий (террас) следует проектировать с пределом огнестойкости не менее REI 60 и классом пожарной опасности К0. Проходы должны быть предусмотрены по участкам, выполненным из негорючих материалов. Ширина проходов должна быть не менее 2,5 м, при этом расстояние от проходов до наружных стен здания, имеющих проемы с ненормируемым пределом огнестойкости следует предусмотреть не менее 4 м, при расстоянии менее 4 м (но не менее 1 м) остекление следует выполнять из закаленного стекла толщиной не менее 6 мм при условии защиты спринклерными оросителями системы автоматического пожаротушения, расположенными со стороны защищаемых помещений на расстоянии не более 0,5 м от стен с шагом не более 2 м. Допускается в качестве второго выхода с террасы, расположенной в уровне 3-го этажа использовать наружную открытую лестницу, соединяющую с террасой, расположенной в уровне 2-го этажа и обеспеченной двумя выходами на лестницы 3-го типа. Лестницы 3-го типа следует размещать на расстоянии не менее 1 м от наружных стен здания.
В покрытиях эксплуатируемых кровель допускается устройство зенитных фонарей со светопропускающими элементами из негорючих материалов с ненормированными пределами огнестойкости площадью не более 20 % площади кровли. По периметру зенитных фонарей предусмотреть ограждения высотой не менее 0,9 м либо предусмотреть конструктивное возвышение фонарей над уровнем кровли на высоту 0,9 м. Ограждения должны быть непрерывными, оборудованы поручнями и рассчитаны на восприятие горизонтальных нагрузок не менее 0,3 кН/м.
Расстояние по горизонтали от зенитных фонарей со светопропускающими элементами с ненормированными пределами огнестойкости принять до наружных стен здания не менее 7 м, до открытых наружных лестниц 3-го типа и/или ближайшей границы основного эвакуационного прохода по эксплуатируемой кровле – не менее 4 м. При сокращении указанных расстояний предусмотреть противопожарное заполнение зенитного фонаря с пределом огнестойкости не менее E 45. При отсутствии противопожарного заполнения зенитного фонаря и при расстоянии менее 7 м до проемов в наружной стене здания предусмотреть противопожарное заполнение окон в наружной стене не менее E 15.
Для эвакуации с эксплуатируемой кровли допускается использовать эвакуационный выход в помещение в уровне кровли и далее в лестничную клетку или в коридор, ведущий в лестничную клетку.
Допускается учитывать для эвакуации внутренние открытые лестницы 2-го типа для эвакуации людей в уровень смежного, ниже расположенного этажа, при этом длину открытой лестницы следует включать в расстояние от наиболее удаленной точки пола до выхода наружу или в незадымляемую лестничную клетку, при этом количество уровней соединяющих лестницей 2-го типа не должно превышать двух.
Ширину горизонтальных участков путей эвакуации в помещениях пассажирских залов принять не менее 1,5 м. При переходе нескольких горизонтальных участков путей эвакуации в один, его ширину определить расчетом, но не менее 3 м. Ширину коридоров в служебных частях здания предусмотреть не менее 1,2 м.
Допускается устройство коридоров длиной более 60 м без разделения на участки противопожарными перегородками 2-го типа, при этом предусмотреть устройство противодымных экранов (штор) из негорючих материалов (опускающихся или стационарно установленных) разделяющих коридор на участки длиной не более 60 м. Высота опускания таких экранов (штор) определяется расчетом, но не ниже уровня 2,5 м от пола.
При использовании подъемно-опускных дверей (рольставней) на пути эвакуации из торговых зон, расположенных в объединенных пассажирских залах, предусмотреть возможность вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. Конструкция привода рольставней должна обеспечивать надежную фиксацию в открытом (верхнем) и закрытом (нижнем) положениях, исключающих самопроизвольное срабатывание. Рольставни должны быть открыты и надежно зафиксированы на весь период нахождения людей, нахождение людей при закрытых рольставнях в указанных зонах не допускается.
Допускается увеличение расстояния от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) до 1,3 м включительно. При этом, при увеличении указанного расстояния до 1 м следует предусматривать устройство тепловых экранов диаметром или со стороной квадрата, равной 0,4 м, а при расстоянии от 1 до 1,3 м – экраны диаметром или со стороной квадрата, равной 0,5 м. Экраны следует устанавливать над оросителем на расстоянии не более 0,05 м.
Помещения с перфорированными (решетчатыми) подвесными потолками (или иными конструкциями с проемами) следует защищать дополнительным уровнем спринклерных оросителей, предусматриваемым в плоскости подвесного потолка. Допускается не предусматривать дополнительный уровень спринклерных оросителей, если указанные конструкции не нарушают карту орошения спринклерных оросителей, расположенных под перекрытием (покрытием), путем обеспечения следующих условий:
перфорация подвесных потолков должна иметь периодическую структуру и ее площадь должна быть не менее 70 % поверхности;
расстояние между спринклерами должно составлять не более 3 м;
толщина (высота) элементов заполнения подвесных потолков не должна превышать наименьший из размеров перфорации;
расстояние от розеток спринклерных оросителей до подвесных потолков должно составлять не менее 460 мм.
Номинальную температуру срабатывания спринклерных оросителей, расположенных под покрытием атриума и зенитных фонарей, допускается принимать 74°С. Допускается в одном помещении размещение оросителей с разной температурой срабатывания, коэффициентом производительности и монтажного положения, при этом указанные решения должны быть подтверждены расчетом.
Представлены расчётные обоснования, подтверждающие соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполненное по методике, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, достаточность количества воды на цели наружного пожаротушения, а также отчет о проведении предварительного планирования действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ.
При этом, принималось во внимание наличие следующих отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности, в части:
устройства глухих участков наружных стен в местах примыкания к перекрытиям (междуэтажные пояса) высотой менее 1,2 м (но не менее 0,6 м);
проектирования пожарного отсека этажей общественного назначения с превышением допустимой площади между противопожарными стенами в пределах этажа более 8000 м2 (но не более 30000 м2);
эвакуационных лестничных клеток без естественного освещения через проемы в наружных стенах;
сокращения расстояния от открытой площадки для хранения легковых автомобилей, расположенной у наружных стен здания под нависающими конструкциями второго этажа;
отсутствия сквозных проходов через лестничные клетки на расстоянии не более 100 метров;
устройства выходов на кровлю из расчета один выход более чем на 1000 м2;
устройства выхода на кровлю здания высотой более 15 м из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером не менее 0,6 × 0,8 м;
расстояния от края проезда для пожарной техники до стены здания не более 16 м (но не менее 1 м);
устройства одного выхода с части этажа при расположении этажа на высоте более 15 м (но не более 20 м);
устройства коридоров длиной более 60 м без разделения на участки противопожарными перегородками 2-го типа;
превышения расстояния по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений до выхода наружу или лестничную клетку более 30 м (но не более 40 м) для помещений с выходом в тупиковый коридор (холл), расположенных между эвакуационными выходами, более 60 м (но не более 80 м);
превышения расстояния от любой точки зальных помещений без мест для зрителей до ближайшего эвакуационного выхода более 30 м (но не более 70 м);
устройства общих входов и лестниц для обслуживающего персонала и покупателей для торговых зон здания;
проектирования ширины выхода из лестничной клетки менее 1,35 м, но не менее 1,3 м;
превышения расстояния по путям эвакуации в пассажирских залах более 55 м (но не более 90).
Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
3. Решение нормативно-технического совета.
Рассмотрев представленные Специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Трансграничная канатно-подвесная дорога через реку Амур между городами Благовещенск (РФ) и Хэйхэ (КНР) с пассажирским терминалом», расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, Совет считает возможным согласиться с принятыми в них техническими решениями.
Ответственность за достоверность исходных данных и правильность проведенных расчетов несет разработчик Специальных технических условий.
Председатель
нормативно-технического совета _______________________________А.А. Макеев
Секретарь нормативно-технического совета_______________________А.А. Панов
-
Поделиться:
- Подписаться