- 12-10-2021, 15:14
- 968
Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Жилой комплекс с торговой зоной и подземным паркингом»
Приказ МЧС России от 28.11.2011 N 710 п.24.4. На нормативно-техническом совете не рассматриваются СТУ, содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным в ДНД МЧС России.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России
(ДНПР МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Жилой комплекс с торговой зоной и подземным паркингом, расположенного по адресу: г. Москва, ЮАО, район Нагатинский, Коломенская ул., вл. 2-6, в ставе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Нагатинский затон».
1. Основание для разработки специальных технических условий.
Отсутствие нормативных требований к:
определению расхода воды на наружное пожаротушение зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 с количеством этажей более 25-ти (фактически не более 29).
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Объект состоит из двух 28-ми этажных жилых секций с встроенно- пристроенными на первом этаже помещениями общественного назначения и одноэтажной подземной автостоянкой с единым подземным одноэтажным объемом, в котором размещается технические помещения и автостоянка. Здание предусматривается I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, при этом пределы огнестойкости конструкций, являющихся опорой для противопожарных перекрытий 1-го типа предусматриваются не менее R(REI) 150, внутренних стен лестничных клеток — не менее REI 150, шахт лифтов и коммуникационных шахт общих для пожарных отсеков комплекса - не менее EI(REI) 150, стен и перегородок, отделяющих внеквартирные коридоры от других помещений и квартир, межквартирных ненесущих стен и перегородок - не менее REI (EI) 90, и оборудуется:
системой пожарной сигнализации адресно-аналогового типа с дублированием сигнала о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны, в том числе с установкой в поэтажных коридорах и квартирах (кроме санузлов, ванных комнат, душевых, постирочных) адресных дымовых пожарных извещателей;
системой автоматического пожаротушения; системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 3-го типа в подземной автостоянке и жилой части здания, не ниже 2-го типа в общественных помещениях надземной части здания;
наружным противопожарным водопроводом с расходом, определяемым в соответствии с расчетом, но не менее 110 л/с;
внутренним противопожарным водопроводом с числом пожарных стволов в жилых корпусах не менее 4-х с расходом воды не менее 2,5 л/с на каждом стволе и в подземной автостоянке не менее 2-х с расходом воды не менее 5 л/с на каждом стволе;
системой противодымной защиты;
лифтами для транспортирования подразделений пожарной охраны.
Объект разделяется на следующие пожарные отсеки противопожарными стенами и (или) противопожарными перекрытиями 1-го типа:
одноэтажная подземная автостоянка, включая служебные помещения и помещения технического назначения, в том числе помещения другого назначения (не относящихся к автостоянке), в том числе обслуживающих другие пожарные отсеки класса функциональной пожарной опасности Ф5.2;
жилая часть здания с делением на пожарные отсеки по вертикали высотой не более 75 м со встроенными общественными и техническими помещениями на 1-м этаже класса функциональной пожарной опасности Ф1.3.
Отдельно стоящие корпуса (секции) в пределах допустимой высоты и площади этажа, в пределах пожарного отсека предусматриваются в составе одного пожарного отсека (суммарная площадь в пределах периметра застройки указанных корпусов (секций) не превышает допустимую площадь этажа в пределах пожарного отсека, деление корпусов (секций) высотой более 75 м на пожарные отсеки высотой не более 75 м предусматривается на одинаковой отметке).
В местах размещения наружных стен корпусов (секций) на расстоянии менее 4 м друг от друга под углом менее 135°:
участки наружных стен одного из корпусов (секций) на расстояние 4 м от ближайшей конструкции соседнего корпуса (секции) предусматриваются класса пожарной опасности К0 с пределом огнестойкости не менее Е 60;
расстояние по горизонтали между ближайшими гранями проемов, расположенных в наружных стенах корпусов (секций), предусматривается не менее 4 м. При расстоянии между данными проемами менее 4 м на вышеуказанных участках наружных стен одного из корпусов (секций) предусматривается противопожарное заполнение не ниже 1-го типа. Допускается предусматривать: заполнение указанных проемов с ненормируемым пределом огнестойкости, при выполнении защиты проемов с внешней стороны противопожарными шторами 1-го типа; устройство глухого остекления из закалённого стекла с орошением спринклерными оросителями, устанавливаемыми внутри помещений на расстоянии не более 0,5 м от остекления с шагом не более 2 м, с интенсивностью орошения не менее 0,08 л/с*м2.
Пожарный отсек одноэтажной подземной автостоянки с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 7 000 м2 оборудуется системой автоматического пожаротушения с интенсивностью орошения не менее 0,16 л/с*м2 и разделяется на части с площадью каждой не более 4 000 м2 одним из следующих способов или их комбинацией:
зонами свободными от пожарной нагрузки (проездами) шириной не менее 8 м;
зонами свободными от пожарной нагрузки (проездами) шириной не менее 6 м в сочетании с вертикальными противопожарными занавесами с пределом огнестойкости не ниже EI 60, опускающихся при пожаре (или установленных стационарно) на высоту дымового слоя, но не ниже 2,5 м от уровня пола;
зонами свободными от пожарной нагрузки (проездами) шириной не менее 6 м в сочетании с вертикальными стационарными конструкциями из материалов группы НГ с пределом огнестойкости не менее Е 30, устанавливаемыми стационарно на высоту дымового слоя, но не ниже 2,5 м от уровня пола;
перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением проемов противопожарными воротами (дверями, шторами) не ниже 2-го типа.
Площадь дымовых зон в подземной автостоянке определяется расчетом обеспечения показателей производительности (эффективности) систем противодымной защиты, но не более 4 000 м2. При разделении пожарного отсека подземной автостоянки на части только зонами (проездами) свободными от пожарной нагрузки смежные части принимаются одной дымовой зоной площадью не более 7 000 м2. При разработке алгоритма работы инженерных систем противопожарной защиты учитывается возникновение возможного пожара в соответствующей части автостоянки. Эффективность систем противодымной защиты подтверждается расчетом определения основных параметров противодымной вентиляции.
Допускается выполнять устройство примыкающего навеса для здания класса Ф1.3 (в том числе при наличии встроенных помещений общественного назначения), не включая его площадь в площадь этажа в пределах пожарного отсека, при этом:
навес предусматривается из материалов группы НГ;
пространство под навесом используется исключительно для организации пешеходных зон, устройства газонов, размещения малых архитектурных форм.
Место разгрузки автомобилей категории В по взрывопожарной и пожарной опасности во встроенно-пристроенной общественной части здания выделяется противопожарными преградами с пределом огнестойкости не менее REI 90. Двери и ворота предусматриваются противопожарными 1-го типа.
При наличии в жилых корпусах (секциях) окон, ориентированных на встроенно-пристроенную часть здания (общественную), уровень покрытия кровли в местах примыкания не превышает отметки пола выше расположенных жилых помещений основной части здания более чем на 0,8 м, но не выше уровня подоконника окон, ориентированных на встроенно-пристроенную часть здания.
При этом верхний слой покрытия кровли на расстоянии 6 м от места примыкания, предусматривается из материалов группы НГ.
В жилых корпусах (секциях) предусматривается устройство технических балконов (зон размещения блоков кондиционеров) в местах общего пользования, отделенных от примыкающих помещений и лестничных клеток стенами с пределом огнестойкости не менее REI 60 (не менее REI 120 при отделении от лестничных клеток) с доступом через противопожарные двери 1-го типа.
Для пожарного отсека автостоянки и жилых корпусов (секций) допускается предусматривать общие лифты для пожарных. Ограждающие конструкции шахт лифтов для пожарных предусматриваются с пределом огнестойкости не менее REI 150.
Входы в лифты для пожарных из подземной автостоянки предусматриваются через парно-последовательно расположенные тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. Допускается устройство входа в лифты для пожарных из подземной автостоянки через один тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, выделенный противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 и с заполнением проемов противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении.
Допускается устройство общего тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре для лифтов для пожарных и для незадымляемых лестничных клеток, при этом предел огнестойкости противопожарных перегородок тамбур-шлюзов предусматривается не менее EI 90 с заполнением проемов противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении.
Допускается в жилых корпусах (секциях) в качестве второго, третьего лифта для пожарных, обеспечивающих транспортирование спасаемых людей, маломобильных групп населения группы мобильности М4, на носилках, использовать лифт грузоподъёмностью менее 1000 кг (но не менее 630 кг) с размерами пола кабины менее 1100x2100 мм (но не менее 1100x1400 мм), при условии хранения «мягких носилок» в помещении диспетчерской.
В зонах (проездах), свободных от пожарной нагрузки, допускается прокладка инженерных коммуникаций, защищенных материалами группы горючести не ниже НГ.
Расположенные в объеме пожарного отсека автостоянки технические помещения, не относящиеся к автостоянке, в том числе обслуживающие другие пожарные отсеки, выделяются стенами и перекрытиями, строительными конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 150. Вместо тамбур- шлюзов в проемах указанных конструкций для сообщения с помещениями хранения автомобилей допускается предусматривать установку противопожарных дверей (люков) 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении, без устройства дренчерных завес. Эвакуационные выходы из вышеуказанных помещений, допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей, коридоры, тамбуры и (или) лестничные клетки подземной автостоянки, в том числе и через тамбур-шлюзы (зоны безопасности) с подпором воздуха при пожаре.
Во встроенной подземной автостоянке допускается размещать зоны с местами для хранения малогабаритных вело-мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, велосипедов и др.) и уборочной техники, отделенных перегородками из негорючих материалов с проветриваемым ограждением (в виде сетчатого ограждения с ячейкой размером не менее 20x40 мм), для обеспечения перетока воздуха, исключающего образование дымовых карманов. Допускается устройство одного эвакуационного выхода на каждую зону хранения (при количестве мест хранения не более 15 штук). Эвакуацию людей из таких зон допускается предусматривать через помещение хранения автомобилей с подтверждением расчетом величины пожарного риска.
Для междуэтажных поясов высотой менее 1,2 м в местах примыкания к междуэтажным перекрытиям (за исключением мест устройства противопожарных перекрытий) предусматривается выполнение одного из следующих мероприятий:
устройство глухих участков наружных стен (междуэтажных поясов) с пределом огнестойкости не менее ЕI 60 класса пожарной опасности К0, высотой не менее 600 мм, совместно с устройством глухих светопрозрачных конструкций с пределом огнестойкости не менее EIW 60. Глухой участок наружных стен совместно со светопрозрачной конструкцией предусматривается высотой не менее 1200 мм;
устройство глухих участков наружных стен (междуэтажных поясов) с пределом огнестойкости не менее EI 60 класса пожарной опасности К0, высотой не менее 600 мм в сочетании с глухим участком из закалённого стекла с орошением спринклерными оросителями, устанавливаемыми на расстоянии не более 0,5 м от остекления с шагом не более 2 м, с интенсивностью орошения не менее 0,08 л/(с*м2). Глухой участок наружных стен совместно с указанным остеклением предусматривается высотой не менее 1200 мм;
устройство глухих участков наружных стен (междуэтажных поясов) с пределом огнестойкости не менее EI 90 класса пожарной опасности К0, высотой не менее 600 мм, совместно с устройством глухих светопрозрачных конструкций из закаленного стекла толщиной не менее 6 мм в негорючем каркасе. Глухой участок наружных стен совместно со светопрозрачной конструкцией предусматривается высотой не менее 1200 мм.
Для эвакуации людей с надземных жилых этажей каждого жилого корпуса (секции) предусматривается по одной незадымляемой лестничная клетка типа Н2 с шириной марша не менее 1,2 м. Входы в данные лестничные клетки с каждого этажа (за исключением первого этажа) предусматриваются из поэтажных коридоров через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре (лифтовые холлы лифтов для транспортирования подразделений пожарной охраны, зоны безопасности для МГН, выделенные противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении.
Выход из незадымляемой лестничной клетки типа Н2 надземных этажей в вестибюль на первом этаже предусматривается через противопожарные двери 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении без устройства тамбур-шлюза 1-го типа с подпором воздуха при пожаре или непосредственно наружу.
В незадымляемых лестничных клетках типа Н2, не обеспеченных световыми проемами площадью остекления не менее 1,2 м2 в наружных стенах, предусматривается устройство постоянно включенного аварийного (эвакуационного) освещения и фотолюминесцентных эвакуационных систем в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009.
В жилых корпусах (секциях) комплекса при отсутствии аварийных выходов при размещении квартир на высоте более 15 м, при общей площади квартир на этаже не более 550 м2 и одном эвакуационном выходе с этажа секции предусматривается устройство зон безопасности (кроме первого этажа) в лифтовых холлах лифтов для пожарных или в тамбур-шлюзе перед незадымляемыми лестничными клетками, а также устройство системы автоматического спринклерного пожаротушения межквартирных коридоров, с учетом орошения входных дверей квартир, выходящих в этот коридор.
Техническое пространство в подземной части жилых корпусов (секций) разделяется противопожарными перегородками 1-го типа на части аналогично секционному делению верхних жилых этажей.
Допускается устройство аварийных выходов из технических пространств, относящихся к пожарному отсеку жилой части здания, предназначенных только для прокладки инженерных сетей без размещения инженерного оборудования, через люки размерами не менее 0,6x0,8 м по закрепленным металлическим стремянкам или через двери размерами не менее 0,75x1,5 м, ведущие либо непосредственно наружу, либо в лестничную клетку подземной автостоянки (при размещении в подземной части жилых корпусов (секций)) или в лестничную клетку жилой части здания (при размещении в надземной части жилых корпусов (секций)) и далее наружу без устройства отдельных эвакуационных выходов.
При площади технического пространства до 700 м2 допускается предусматривать один выход, а на каждые последующие полные и неполные 2000 м2 площади предусматривается еще не менее одного выхода.
Люки (двери) на выходе из технического пространства в лестничную клетку подземной автостоянки или жилой части здания предусматриваются противопожарными не ниже 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении (без устройства тамбур-шлюзов).
Допускается устройство транзитной прокладки (в пределах одного пожарного отсека) инженерных коммуникаций через лифтовые холлы (тамбур-шлюзы, зоны безопасности) в глухих коробах (шахтах) с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости пересекаемых строительных конструкций.
Допускается предусматривать водозаполненные трубопроводы из материалов группы НГ (водяное отопление, водоснабжение, внутренний противопожарный водопровод, автоматическая установка пожаротушения), при их транзитной прокладке через лифтовые холлы (тамбур-шлюзы, зоны безопасности), а также через пожарные отсеки, без их защиты противопожарными преградами (ограждающими конструкциями), при этом узлы пересечения противопожарных преград трубопроводами предусматриваются с пределом огнестойкости не ниже требуемых пределов, установленных для этих преград.
Помещения мусорокамер ТБО (для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов без ствола мусоропровода и без возможности заезда автомобиля) размещаются на 1-м этаже или на подземном этаже и выделяются перегородками (стенами) в пределах пожарного отсека с пределами огнестойкости не менее EI(REI) 90 (при размещении в объеме пожарного отсека жилой части) и не менее EI(REI) 150 (при размещении в объеме пожарного отсека подземной автостоянки) и классом пожарной опасности К0.
Помещение мусорокамеры твердых бытовых отходов (далее - ТБО), при размещении в объеме пожарного отсека жилой части, имеет самостоятельный вход, изолированный от входа в здание глухими ограждающими конструкциями, либо имеет противопожарное заполнение проемов не ниже 2-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении.
Помещение мусорокамеры ТБО, при размещении в объеме пожарного отсека подземной автостоянки, предусматривается с самостоятельным входом, изолированным от входа в здание глухими ограждающими конструкциями, допускается предусматривать указанный вход через помещение для хранения автомобилей с устройством тамбур-шлюза 1-го типа с подпором воздуха при пожаре либо через противопожарную дверь 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении без устройства тамбур-шлюза 1-го типа и дренчерных завес.
Вывоз ТБО из помещения мусорокамеры ТБО, при размещении в объеме пожарного отсека подземной автостоянки, допускается предусматривать в контейнерах из негорючих материалов объемом не более 1 м3 через помещение хранения автомобилей с помощью отдельного лифта с сообщением минус первого этажа и поверхности прилегающей территории.
Для объекта разработан документ предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно- спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в том числе с учетом:
устройства выходов на кровлю с лестничных клеток непосредственно через противопожарные люки 1-го типа размерами не менее 1x1 м по закрепленным вертикальным стальным стремянкам (расположенных в объемах лестничных клеток) из расчета не менее чем один выход на каждые полные и неполные 1 000 м2 площади кровли здания при выполнении данного люка с гидравлическим приводом, либо с обогревом.
отсутствия площадок для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолета на покрытиях жилых секций высотой не более 100 м;
Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре подтверждается расчетом пожарного риска, выполненным в соответствии с методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, в том числе с учетом:
эвакуации из размещаемых в объеме пожарного отсека автостоянки помещений другого назначения (не относящихся к автостоянке), в том числе обслуживающих другие пожарные отсеки, а также помещений мусорокамер ТБО, через помещения для хранения автомобилей в общие лестничные клетки;
устройства не менее двух эвакуационных выходов на каждую часть пожарного отсека подземной автостоянки, в том числе в лестничные клетки смежной части;
расстояния по путям эвакуации от наиболее удаленного места хранения транспортного средства до ближайшего эвакуационного выхода (в том числе через смежную часть пожарного отсека) не более 80 м - при расположении места хранения между эвакуационными выходами, и не более 45 м - при расположении места хранения в тупиковой части помещения; ширины дверей (калиток в воротах) из помещений хранения автомобилей в смежную часть пожарного отсека, а также при входе в лестничную клетку не менее 0,9 м;
ширины лестничных маршей, предназначенных для эвакуации из подземной автостоянки не менее 1 м;
ширины основных горизонтальных путей эвакуации в подземной автостоянке не менее 1 м;
ширины участков горизонтальных проходов в помещениях для хранения автомобилей, в т. ч. при эвакуации из технических помещений, в местах проходов между машино-местами и между машино-местом и конструкциями здания не менее 0,7 м;
устройства одного эвакуационного выхода непосредственно наружу из нежилых помещений общественного назначения или групп указанных помещений на первом этаже, отделенных от других частей этажа противопожарными стенами не ниже 2-го типа, площадью не более 300 м2 с численностью не более 30 человек;
нерассредоточенности эвакуационных выходов в отдельных нежилых помещениях на первом этаже; использования для эвакуации общих входов (выходов) для обслуживающего персонала и для покупателей помещений торговли расчетной площадью не более 300 м2;
ширины маршей и площадок лестничных клеток, предназначенных для эвакуации с жилых этажей не менее 1,2 м;
ширины путей эвакуации, в том числе внеквартирных коридоров, используемых маломобильными группами населения групп мобильности М1-М4 не менее 1,4 м, без учета направления открывания дверей в жилой части объекта.
При оборудовании всех помещений квартир, кроме помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы и т. п.), автоматической пожарной сигнализацией, оборудование квартир автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями допускается не предусматривать. Допускается установка в помещениях квартир одного адресно-аналогового пожарного извещателя.
В пределах одного защищаемого помещения допускается устанавливать оросители (распылители) автоматической установки пожаротушения разного типа, конструктивного исполнения и коэффициента производительности, с учетом особенностей конструктивных элементов здания, эпюр орошения и температурных режимов локальных зон, не выделенных в отдельные помещения.
В помещении для вентиляционного оборудования систем приточной общеобменной вентиляции, предназначенного для обслуживания помещений одного пожарного отсека, допускается устанавливать вентиляторы систем приточной противодымной вентиляции при наличии противопожарных нормально-открытых клапанов с пределом огнестойкости EI 90 в местах пересечения воздуховодами систем общеобменной вентиляции противопожарных преград помещения для вентиляционного оборудования. Предел огнестойкости ограждений указанного помещения должен быть не ниже REI 150.
Компенсирующую подачу наружного воздуха приточной противодымной вентиляции в вестибюлях жилых секций на 1-м этаже допускается предусматривать через дверные проёмы выходов наружу с оборудованием дверей автоматическими и дистанционно управляемыми приводами их принудительного открывания при пожаре.
Представлено расчётное обоснование, подтверждающее достаточность количества воды на цели пожаротушения.
Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
3. Решение нормативно-технического совета.
Рассмотрев представленные специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Жилой комплекс с торговой зоной и подземным паркингом» по адресу: г. Москва, ЮАО, район Нагатинский, Коломенская ул., вл. 2-6, в составе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Нагатинский затон», Совет считает возможным согласиться с принятыми в них техническими решениями.
Ответственность за достоверность исходных данных и правильность проведенных расчетов несет разработчик Специальных технических условий.
Председатель
нормативно-технического совета ________________________________ А.А. Макеев
Секретарь нормативно-технического совета_____________________ А.А. Панов
-
Поделиться:
- Подписаться