- 14-10-2021, 05:35
- 1 194
Специальные технические условия для разработки проектной документации, в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Строительство сливоналивной эстакады 7/8 завода (ЛВЖ)»
Приказ МЧС России от 28.11.2011 N 710 п.24.4. На нормативно-техническом совете не рассматриваются СТУ, содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным в ДНД МЧС России.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России
(ДНПР МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлена документация: Специальные технические условия для разработки проектной документации, в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Строительство сливоналивной эстакады 7/8 завода (ЛВЖ)» по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, Бугульминский тракт 12, СНЭ цеха № 4, Управления «Татнефтегазпереработка».
1. Основание для разработки специальных технических условий.
Отсутствие нормативных требований к:
проектированию сливо-наливной железнодорожной эстакады, обеспечивающей слив полярных жидкостей (метанола) и слив-налив нефтепродуктов с давлением насыщенных паров более 93,1 кПа (700 мм рт. ст.) при температуре 20 °C, в том числе к:
определению минимального расстояния от сливо-наливной эстакады ЛВЖ до внутреннего края проезда для пожарных автомобилей;
определению минимального расстояния между осями ближайших железнодорожных путей соседних сливо-наливных эстакад ЛВЖ (расположенных на параллельных путях);
определению расстояния от сливо-наливной эстакады ЛВЖ до ограждения предприятия;
проектированию двухсторонней сливо-наливной эстакады ЛВЖ без устройства съезда на параллельный обгонный путь.
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Двусторонняя железнодорожная автоматизированная сливо-наливная эстакада 7/8 на 20 постановочных мест-цистерн для налива ЛВЖ (по 10 постановочных мест на каждую сторону), производительностью 380 тыс. тонн в год, размещается на территории зоны товарно-сырьевых складов ЛВЖ и СУГ нефтегазоперерабатывающего предприятия, в группе с существующими железнодорожными эстакадами, расположенным на параллельных путях.
Эстакада относится к категории АН по пожарной опасности и оборудуется устройствами для слива-налива продукции, относящейся к легковоспламеняющимся жидкостям (по ГОСТ 12.1.044-89), в том числе:
одно устройство верхнего слива для приема технического метанола из цистерн (по ГОСТ 2222-95);
двадцать наливных устройств для стабильного газового бензина (БГС), гексановой фракции;
пять наливных устройств для изопентановой и пентан-изопентановой фракции (ИПФ).
Используемые на эстакаде наливные устройства обеспечивают закрытый, герметичный налив/слив продуктов с отводом паров к установкам организованного сбора и утилизации парогазовой фазы. Для каждого вида наливаемого и сливаемого продукта, в случае, когда смешение продуктов недопустимо, предусматриваются самостоятельные наливные (сливные) устройства и сливо-наливные коллекторы.
Расстояние между осями ближайших железнодорожных путей проектируемой и существующей соседних сливо-наливных эстакад ЛВЖ (расположенных на параллельных путях) предусматривается не менее 20 м.
Расстояние от сливо-наливной эстакады ЛВЖ, оборудованной сливоналивными устройствами с двух сторон (считая от оси ближайшего к ограждению пути), до ограждения предприятия, на территории которого размещена эстакада, предусматривается не менее 20 м.
Для подъезда пожарных машин к двухсторонней сливо-наливной эстакаде предусматривается устройство кольцевого проезда с проезжей частью шириной не менее 3,5 м.
Размещение проезда для пожарных автомобилей предусмотрено на расстоянии не менее 9 м от крайнего рельса сливо-наливной эстакады, при условии применения на эстакаде стационарных лафетных стволов с дистанционным управлением, углы поворота которых обеспечивают включение в защищаемую стволами зону (сектор) участков проезда для пожарной техники, расположенных на расстоянии менее 20 м от эстакады.
Предел огнестойкости конструкций железнодорожной сливо-наливной эстакады ЛВЖ предусматривается не менее:
несущих конструкций (колонн) - R 120;
балок, ригелей, связей — R 60.
При невозможности устройства обгонного пути на территории действующего предприятия, для проектируемой двухсторонней эстакады предусматривается тупиковый путь (с установкой в конце его лебедки с тросом), длину которого увеличивают на 30 м (для возможности расцепки состава при пожаре), считая от крайней цистерны расчетного маршрутного состава до упорного бруса.
Сливо-наливная железнодорожная эстакада ЛВЖ оборудуется:
автоматической пожарной сигнализацией (ручные пожарные извещатели) с выводом сигнала о пожаре в подразделение пожарной охраны. Установка ручных пожарных извещателей предусматривается у торцов эстакады и по ее длине не реже, чем через 100 м, но не менее двух (у лестниц для обслуживания эстакад);
системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) 1-го типа;
стационарными установками пожаротушения воздушно-механической пеной низкой и/или средней кратности с дистанционным пуском (не автоматическими);
лафетными стволами, стационарно подключенными к кольцевой водопроводной сети.
За расчетный расход воды для эстакады предусматривается наибольший суммарный расход стационарной установки пожаротушения (неавтоматической) и стационарных лафетных стволов, обеспечивающих охлаждение железнодорожных цистерн, сливо-наливных устройств и конструкций эстакады.
Расчетная площадь тушения ЛВЖ (кроме метанола) принимается по внешнему контуру эстакады, включая железнодорожный путь (пути), но не более 1000 м2.
Для тушения пожара метанола предусматривается самостоятельная стационарная локальная (по площади) установка пожаротушения (не автоматическая), при условии ограничения площади аварийного розлива метанола на эстакаде (в месте размещения сливного устройства) бортиком высотой не менее 200 мм и отводными лотками (в зоне установки железнодорожной цистерны с метанолом).
Расчетная площадь тушения метанола на эстакаде и в зоне установки железнодорожной цистерны принимается по площади аварийного розлива, ограниченной бортиками и отводным лотками, устанавливаемой в проектной документации.
Интенсивность подачи воздушно-механической пены для тушения метанола на эстакаде принимается не менее:
для пены низкой кратности - 0,2 л/с*м2;
для пены средней кратности - 0,1 л/с*м2.
Для стационарной установки тушения пожара метанола предусмотрено применение синтетических фторсодержащих пленкообразующих пенообразователей целевого назначения, устойчивые к воздействию полярных жидкостей типа AFFF/AR или AFFF/AR-LV.
Интенсивность подачи воздушно-механической пены для тушения бензина газового стабильного и изопентановой (пентан-изопентановой) фракции на эстакаде принимается не менее:
для пены низкой кратности - не менее 0,1 л/с*м2 (при применении пенообразователя типа AFFF);
для пены средней кратности - 0,1 л/с*м2.
Для стационарной установки тушения пожара бензина газового стабильного и изопентановой (пентан-изопентановой) фракции используются фторсодержащие пленкообразующие пенообразователи целевого назначения.
Расчетное время тушения пожара стационарными установками пожаротушения, для определения требуемого запаса пенообразователя, предусматривается не менее 10 минут. Инерционность системы пенного пожаротушения предусматривается не более 3 минут.
На магистральном (кольцевом) растворопроводе предусматривается установка стояков с соединительными головками для подачи пены от переносных генераторов, на расстоянии не более 120 м друг от друга.
В случаях, когда обеспечение необходимого количества воды для тушения пожара стационарными установками пожаротушения воздушно-механической пеной технически невозможно, допускается применение установок газового пожаротушения (не автоматических).
Общий расход веды на охлаждение (водяное орошение) лафетными стволами железнодорожных цистерн, сливоналивных устройств на эстакаде ЛВЖ принимается из расчета одновременной работы двух лафетных стволов, но не менее 40 л/с.
Число и расположение лафетных стволов определяется в соответствии с ГОСТ Р 12.3.047-2012, с учетом обеспечения орошения железнодорожных цистерн и каждой точки эстакады в плане двумя компактными струями - не менее 4 часов.
Лафетные стволы, оборудованные водопленочными защитными экранами, обеспечивающими снижение интенсивности теплового излучения пламени при пожаре (не более 5 кВт/м2), допускается размещать на расстоянии не менее 10 м от железнодорожных путей эстакады.
Представлено расчетное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполненное по методике, утвержденной приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404.
Предусматривается комплекс технологических, объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
3. Решение нормативно-технического совета.
Рассмотрев представленные специальные технические условия на проектирование, в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Строительство сливо-наливной эстакады 7/8 завода (ЛВЖ)», по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный р-н, Бугульминский тракт 12, СНЭ цеха № 4, Управления «Татнефтегазпереработка», Совет считает возможным согласиться с ними.
Ответственность за достоверность исходных данных и правильность проведенных расчетов несет разработчик Специальных технических условий.
Председатель
нормативно-технического совета ________________________________ А.А. Макеев
Секретарь нормативно-технического совета_____________________ А.А. Панов
-
Поделиться:
- Подписаться