- 14-01-2022, 17:00
- 2 259
Земельный участок граничит с участком относящимся к землям лесного фонда, позиция МЧС
ДЕЛО № 33а-1351/2021
https://vs--kar.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=11432637&delo_id=5&new=5&text_number=1
№ 33а-1351/2021
10RS0011-01-2021-000159-33
2а-1315/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
https://vs--kar.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=11432637&delo_id=5&new=5&text_number=1
№ 33а-1351/2021
10RS0011-01-2021-000159-33
2а-1315/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30.04.2021 | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10.02.2021 по административному исковому заявлению Клюхиной Н. В. об оспаривании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство), оформленным письмом от 19.11.2020 №(...), отказано в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Полагая данный отказ неправомерным, Клюхина Н.В. просила признать его незаконным, обязать Министерство принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала(...), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство, по заявлению от 01.10.2020.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С решением суда не согласен административный истец, в апелляционной жалобе представитель Клюхиной Н.В. – Филатов К.С., действующий на основании доверенности, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права. Ссылается на то, что на испрашиваемом земельном участке возможно размещение здания жилого дома размером 7*6,5 м или 11*8 м, в зависимости от используемого при строительстве материала.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Филатов К.С., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившегося лица, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
01.10.2020 Клюхина Н.В., являющаяся многодетной матерью, обратилась в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый квартал(...), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство) в целях образования земельного участка для его дальнейшего предоставления в аренду на основании п.6 ст.39.5, пп.18 п.2 ст.39.6 ЗК РФ.
Решением Министерства, оформленным письмом от 19.11.2020 №(...), в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на положения пп.3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9 ЗК РФ, п.4.14 СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», введенного в действие приказом МЧС России от 14.02.2020 №89, п.19 ст.39.16 ЗК РФ по мотивам несоблюдения противопожарного расстояния (испрашиваемый земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером(...), относящимся к землям лесного фонда и предназначенным для ведения лесного хозяйства), в связи с чем не представляется возможным на земельном участке разместить объект капитального строительства (жилой дом), частичного расположения испрашиваемого земельного участка в береговой полосе водного объекта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности решения Министерства.
При разрешении спора судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 6 ст.39.5 ЗК РФ регламентировано, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно п.1 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте (пп.18 п.2 ст.39.6 ЗК РФ).
В соответствии с пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ).
Исходя из положений п.6 ст.11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст.42 ЗК РФ).
Согласно действовавшему на момент вынесения оспариваемого решения Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» предполагает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
В силу п.4.14 СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 №288, противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м.
Примечанием к указанному пункту установлено, что указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Расстояния от зданий и сооружений I - IV степеней огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0 и С1 до лесных насаждений хвойных (смешанных) пород допускается уменьшать до 30 м, при условии, что наружные поверхности обращенных к лесу стен, в том числе отделка, облицовка (при наличии) выполнены из материалов группы горючести не ниже Г1. В качестве наружного (водоизоляционного) слоя кровли в пределах 50 м от леса должны применяться материалы не ниже Г1 или РП1.
Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 м.
При определении противопожарных расстояний до лесных насаждений от объектов производственного назначения, автозаправочных станций, энергообъектов и объектов нефтегазовой индустрии, объектов транспортной инфраструктуры и линейных объектов, особо опасных, технически сложных объектов, а также объектов, размещаемых в лесах, следует руководствоваться требованиями раздела 6, [1], [2], СП 155.13130 и других нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности.
Противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2 ст.6 ВК РФ).
Частью 6 ст.6 ВК РФ регламентировано, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Административным истцом испрашивается в аренду спорный земельный участок для индивидуального жилищного строительства – для строительства жилого дома. В соответствии с представленной заявителем схемой испрашиваемый земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером(...)(категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для размещения объектов лесного фонда).
С учетом положений п.4.14 СП 4.13130 предполагаемый объект индивидуального жилищного строительства на испрашиваемом земельном участке должен быть полностью расположен за пределами 30-метрового противопожарного расстояния. Однако, исходя из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане(...)с учетом масштаба 1:1000, расстояние от самой удаленной точки (точка 5) до лесных насаждений составляет 34 метра. Кроме того административным органом установлено, что испрашиваемый Клюхиной Н.В. участок частично расположен в 20-метровой береговой полосе водного объекта (Онежского озера), расстояние от береговой полосы до точки 5 составляет около 8 метров. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности размещения на испрашиваемом земельном участке индивидуального жилого дома, что исключает возможность его использования в соответствии с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Таким образом, предоставление спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства невозможно.
Ввиду невозможности размещения индивидуального жилого дома на испрашиваемом земельном участке отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровым плане территории по указанным мотивам является правомерным и соответствует положениям земельного законодательства.
Вопреки позиции административного истца, изложенной в ходе рассмотрения дела и в апелляционной жалобе, заключение ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Карелия" от 08.02.2021 №10 и письмо от 16.02.2021 №11В-451-18 не подтверждают возможность размещения на испрашиваемом земельном участке индивидуального жилого дома, поскольку сокращение противопожарных расстояний между границами лесных насаждений и зданиями, сооружениями действующим законодательством не установлена. Указанное подтверждается ответом ГУ МЧС России по Республике Карелия от 29.04.2021 № ИВ-185-2293 на запрос суда апелляционной инстанции, из которого следует, что возможность сокращения противопожарных расстояний, предусмотренных п.4.14 СП 4.13130.2013, между границами лесных насаждений и зданиями, сооружениями городских населенных пунктов, в том числе с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, зданиями и сооружениями сельских населенных пунктов, жилыми домами на приусадебных, садовых земельных участках при определении расчетных величин пожарного риска нормативными правовыми актами Российской Федерации по пожарной безопасности и нормативными документами по пожарной безопасности не установлена. Заключение ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Карелия" от 08.02.2021 №10 носит исследовательский характер.
Вместе с тем судебная коллегия учитывает, что спорный земельный участок испрашивался Клюхиной Н.В. в аренду, а не в собственность. Законодательного запрета на предоставление в аренду земельного участка, располагающегося в пределах береговой полосы, не установлено. При таких обстоятельствах вывод Министерства и суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка по причине его частичного расположения в береговой полосе на заявленном виде прав основан на неверном применении норм материального права.
Однако неправильность данного вывода по смыслу ч.5 ст.310 КАС РФ повлечь отмену принятого решения не может.
С учетом изложенного судебная коллегия оставляет решение суда первой инстанции без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10.02.2021 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.
-
Поделиться:
- Подписаться