- 21-01-2022, 19:55
- 1 949
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТ
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Заместитель начальника УНК –
начальник кафедры надзорной деятельности УНК ОНД
кандидат технических наук доцент полковник внутренней службы
Ягодка Евгений Алексеевич
Москва - 2021
Социально-экономическая ситуация и проблемы деятельности по обеспечению пожарной безопасности
РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
(2001-2003 г.г.)
(2001-2003 г.г.)
Организационные: разработка и введение в действие Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
Технологические: Разработка и введение в действие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» => ВНЕДРЕНИЕ ПОНЯТИЯ «РИСК» и НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА СТЕПЕНИ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ, ПРИМЕНЕНИИ, ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ДОБРОВОЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕЖЕГОДНОЙ ОЦЕНКИ И ПРОВОДИМОЙ РЕФОРМЫ (2017 год)*
Организационные: проверки для большинства предпринимателей не являются затратными с точки зрения потерь временных ресурсов, связанных с количеством и продолжительностью проверок (результатами опроса представителей среднего и малого бизнеса, проведенного специалистами НИУ ВШЭ в 2014 году)
Технологические: Основные издержки бизнеса связаны с исполнением обязательных требований (затраты на защиту от пожара в 4-5 раз превышают возможный ущерб от самого пожара)
*В 2017 году, как и в 2000, технологические проблемы являются ГЛАВНОЙ причиной административных барьеров, порождающих социальное напряжение и препятствующих развитию экономики. Принимаемы организационные меры, являются следствием технологических проблем и способом защиты общества от несовершенства нормативной базы.
Правовая основа разработки и применения требований пожарной безопасности. Существующая модель деятельности
Динамика развития нормативных требований
Качество нормативных требований
(на примере внутреннего противопожарного водопровода)
(на примере внутреннего противопожарного водопровода)
Схема реализации типовой модели деятельности
Типовая концептуальная модель деятельности по обеспечению пожарной безопасности
(типовая система обеспечения пожарной безопасности объекта)
(типовая система обеспечения пожарной безопасности объекта)
Зарождение теории риск-ориентированного подхода. 1931 год
..повседневная практика вынуждает нас отказаться от … метода огульного проведения в жизнь профилактических требований и искать более рациональных путей осуществления наших задач, памятуя, что не производства или объекты для пожарной охраны, а, наоборот, пожарная охрана для них
Пожарный, а тем более культурный пожарный руководитель отнюдь не должен представлять из себя ходячее правило: каждый грамотный человек, имея в руках правила, может быть таким контролером.
Пожарный руководитель должен отчетливо знать сущность, правила и цели, которые данным правилом должны быть достигнуты.
Пожарному деятелю … необходимо: отчетливое усвоение элементов пожарной опасности, твердое знание сущности тех явлений, с которыми ему приходиться иметь дело, и умения технически и логически правильно анализировать все условия данного положения…
Пожарный-профилактик должен иметь … умение отчетливо разбираться в законах физики и химии и делать логические, технически грамотные выводы.
Совершенно недостаточно изучить только одни правила и нормы...
Эллисон В. А. «Пожарная профилактика». Том I. Основы и принципы — М.,1931
Правовая основа разработки и применения требований пожарной безопасности.
Риск-ориентированная модель деятельности
- Конституция РФ (ст.ст. 2, 7, 8, 15, 18, 34, 49, 53, 54, 55)
- Гражданский кодекс РФ (ст.ст. 1, 2, 3, 222, 931, 1069)
- Уголовный кодекс РФ (ст.ст. 28, 39, 41, 167, 168, 169, 219, 293)
- Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.ст. 3.12, 20.4)
- Федеральный закон «О техническом регулировании» (ст.ст. 1, 3, 4, 6, 7, 16.1, 46.1)
- Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (ст.ст. 4-12)
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей …» (ст.ст. 3, 8.1, 17)
- Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ст.ст. 22-25)
- Технические регламенты, содержащие требования пожарной безопасности
Технические регламенты (ФЗ-123)
1. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности
4. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. (ст. 5 ФЗ-123)
3. Классификация опасных факторов пожара используется при обосновании мер пожарной безопасности, необходимых для защиты людей и имущества при пожаре. (ст. 7 ФЗ-123)
2. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. (ст. 52 ФЗ-123)
3. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. (ст. 53 ФЗ-123)
3. Системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара. (ст. 81 ФЗ-123)
Технические регламенты (ФЗ-384)
1. Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение (ст. 8 ФЗ-384)
6. Соответствие … требованиям безопасности, … а также проектируемые мероприятия по обеспечению … безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий. (ч. 6 ст. 15, ст. 17 ФЗ-384)
ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ»(ФЗ-247)
Обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (ч. 1 ст. 5)
Обязательные требования должны устанавливаться только в случаях наличия риска причинения вреда охраняемым законом ценностям с учетом уровня причиненного вреда (ч.ч. 1, 3 ст. 6). То есть обязательные требования должны регулировать только те отношения (ситуации), при возникновении которых причинялся вред определенного уровня
Обязательные требования должны отвечать условиям возможности, достаточности, эффективности и отсутствия альтернативных мер предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям (ч.ч. 1 и 4 ст. 6)
Обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы (ч. 2 ст. 6)
Содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом (ч. 1 ст. 7)
Обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними (ч. 2 ст. 7)
Обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу (ч. 3 ст. 7)
Обязательные требования подлежат опубликованию (ч.ч. 1, 3, 4 ст. 8, ч. 6 ст. 15)
Сроки вступления в силу обязательных требований должны определяться исходя из сроков, необходимых органам государственной власти, гражданам и организациям для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с устанавливаемыми обязательными требованиями (ч. 2 ст. 8)
Обязательные требования должны быть исполнимыми. Затраты лиц, исполняющих требования, должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями (ч. 1 ст. 9)
Установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допускается (ч. 2 ст. 9)
При установлении обязательных требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения (ч. 3 ст. 9)
Обязательные требования должны проходить процедуру анализа их обоснованности и избыточности путем определения и оценки фактических последствия их установления (ст. 12)
В определенных условиях возможен отказ от полного или частичного применения обязательных требований (ч. 1 ст. 13)
Обязательные требования к продукции или …. устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 3 ст. 1)
Объекты технического регулирования в области пожарной безопасности
Общий объект технического регулирования
Разумное соотношение вреда, который может быть причинен возможным пожаром, и минимально необходимых мер по предотвращению этого вреда
Специальные объекты технического регулирования
1) Критическое соотношение горючей среды, источника зажигания и кислорода, приводящего к возникновению пожара, представляющего угрозу людям, чужому имуществу и окружающей среде;
2) Критическое соотношение динамики пожара, представляющего угрозу людям, чужому имуществу и окружающей среде, и возможностей его своевременного обнаружения и сообщения о нем;
3) Критическое соотношение динамики пожара, представляющего угрозу людям, чужому имуществу и окружающей среде, и возможностей его ликвидации первичными средствами и установками пожаротушения;
4) Критическое соотношение динамики пожара, представляющего угрозу людям, и возможностей их своевременной эвакуации;
5) Критическое соотношение динамики пожара, представляющего угрозу людям, чужому имуществу и окружающей среде, и возможностей предотвращения его распространения;
6) Критическое соотношение динамики пожара, представляющего угрозу людям, чужому имуществу и окружающей среде, и огнестойкости зданий и сооружений;
7) Критическое соотношение динамики пожара, представляющего угрозу людям, чужому имуществу и окружающей среде, и тактико-технических возможностей его тушения подразделениями пожарной охраны.
Правила идентификации объектов технического регулирования
1) Если складывающиеся обстоятельства приводят к возникновению пожара, причиняющего вред людям, чужому имуществу, окружающей среде, выше допустимых пределов, предпринимаются все возможные меры по изменению этих обстоятельств и предотвращению возникновения нежелательного события (явления).
2) Если пожар, причиняющий выше допустимых пределов вред людям, чужому имуществу и окружающей среде, произошел, предпринимаются все возможные меры по его обнаружению и сообщению о нем для своевременного реагирования.
3) Если пожар, причиняющий выше допустимых пределов вред людям, чужому имуществу и окружающей среде, произошел, предпринимаются все возможные меры по его ликвидации на начальной стадии.
4) Если пожар, причиняющий выше допустимых пределов вред людям, чужому имуществу и окружающей среде, произошел, а меры по его ликвидации на начальной стадии не дают необходимого эффекта, предпринимаются все возможные меры по обеспечению безопасности людей.
5) Если пожар, причиняющий выше допустимых пределов вред людям, чужому имуществу и окружающей среде, произошел, а меры по его ликвидации на начальной стадии не дают необходимого эффекта, предпринимаются всевозможные меры по предотвращению распространения (локализации) этого события (явления).
6) Если пожар, причиняющий выше допустимых пределов вред людям, чужому имуществу и окружающей среде, произошел, а меры по его ликвидации на начальной стадии и меры по предотвращению его распространения не дают необходимого эффекта, предпринимаются всевозможные меры по повышению огнестойкости зданий (сооружений) и конструкций этих зданий (сооружений), защищающих людей в объекте.
7) Если пожар, причиняющий выше допустимых пределов вред людям, чужому имуществу и окружающей среде, произошел, предпринимаются меры по его ликвидации городскими пожарными подразделениями, с учетом предпринятых на объекте мер пожарной безопасности.
Общие требования пожарной безопасности
1. Предотвращение пожара должно опережать (исключать) стечение обстоятельств, обуславливающих его возникновениеtвозм>tпр
2. Обнаружение пожара и сообщение о нем должны обеспечить безопасную эвакуацию людей до наступления предельно допустимых значений ОФП
tофп>tос+tэв
3. Первичные средства пожаротушения применяются с учетом возможности своевременной эвакуации людей, применяющих эти средства
tофп>tос+tпс+tэв
4. Эвакуация людей должна быть завершена до наступления предельно допустимых значений ОФП
tофп>tэв
5. Предотвращение распространения пожара должно сдерживать динамику ОФП до завершения эвакуации людей
tп>tофп>tэв
6. Огнестойкость зданий и сооружений должна обеспечивать своевременную эвакуацию людей или безопасное их нахождение в специальных зонах безопасности
tофп>tэв или tогн>tпож
tпож>tтуш
Управление пожарными рисками на объектах защиты
а) Методики, утв. приказами МЧС России от 30.06.2009 № 382 и от 10.07.2009 № 404;
б) ГОСТ 12.1.004-91 и ГОСТ Р 12.3.047-2012;
в) СП 11.13130.2009
г) СП 12.13130.2009;
д) Учебник Кошмарова Ю.А., Башкирцева М.П. «Термодинамика и теплопередача в пожарном деле»
е) «Справочник руководителя тушения пожара» (Иванников В.П., Клюс П.П.; Теребнев В.В.);
ж) и другие
Риск-ориентированная концептуальная модель деятельности по обеспечению пожарной безопасности
(система обеспечения пожарной безопасности объекта)
(система обеспечения пожарной безопасности объекта)
-
Поделиться:
- Подписаться