- 9-02-2022, 13:11
- 1 654
Актуальные изменения в НПА по пожарной безопасности
Актуальные изменения в НПА по пожарной безопасности
Мешалкин Е.А.
д.т.н., профессор, академик НАН ПБ, ВАН КБ
Генеральный директор ООО «Гефест групп»
Член Нормативно-технического Совета МЧС России
Председатель Правления ОООР «Федеральная Палата пожарно-спасательной отрасли»
д.т.н., профессор, академик НАН ПБ, ВАН КБ
Генеральный директор ООО «Гефест групп»
Член Нормативно-технического Совета МЧС России
Председатель Правления ОООР «Федеральная Палата пожарно-спасательной отрасли»
Статистика пожаротушения – основа для нормирования ТПБ зданий
Пожары (гибель в НСП): время ликвидации пожара от 1 до 5 мин. – 70 тыс.пож., погибло людей - 3,5 тыс.! время ликвидации пожара от 6 до 10 мин.- ещё до 30 тыс.пож., гибель – более 2 тыс.! До 80% погибают в первые 10 мин пожара, только 5% - при тушении!
Места возникн.пож.: жилые комнаты – 25 тыс.; кухни – 8 тыс.; коридор – 4 тыс.; лестн.клетка – 3 тыс.; ванная, душевая, туалет – 1,5 тыс.; балкон, лоджия – 2 тыс.; подвал – менее 1 тыс.; чердак – 8 тыс.
Места возникн.пож.: жилые комнаты – 25 тыс.; кухни – 8 тыс.; коридор – 4 тыс.; лестн.клетка – 3 тыс.; ванная, душевая, туалет – 1,5 тыс.; балкон, лоджия – 2 тыс.; подвал – менее 1 тыс.; чердак – 8 тыс.
Пожары с гибелью людей:
17.06.2019 г. около 4.00 пожар на балконе 9-го эт. 12-ти эт. жил. дома, распространился на верхние этажи, площадь 65м2, погибли 2 чел.; 06.06.2021г., около 3.30ч., г.Москва, Университетский пр-т, пожар в квартире на 9 эт., погибли 2 чел., пострадал – 1, спасены 9 чел., площадь 15м2.
17.06.2019 г. около 4.00 пожар на балконе 9-го эт. 12-ти эт. жил. дома, распространился на верхние этажи, площадь 65м2, погибли 2 чел.; 06.06.2021г., около 3.30ч., г.Москва, Университетский пр-т, пожар в квартире на 9 эт., погибли 2 чел., пострадал – 1, спасены 9 чел., площадь 15м2.
18.10.2021 г. Пожар в квартире ж/дома, г. Санкт-Петербург, площадь 15м2, погибли 3 чел.
09.10.2021 г. пожар в частном жилом доме, г. Курган, ул. Урожайная, погибли 3 взрослых и 3 детей.
Выводы:
- существенное снижение гибели возможно преимущественно за счет системы предотвращения пожаров – требования гл.13 ФЗ №123, однако пока нет специализированных СП по их реализации;
- раннее обнаружение пожаров, эффективные нормативные требования по локальному пожаротушению первичными средствами, оснащению СИЗОД и средствам спасения с высотных уровней - ст.ст.58, 59 и 60 ТР ЕАЭС №043/2017, ст.80 ФЗ №123 (обращения Палаты к руководству МЧС не принесли какого-либо результата – Свод правил по СС пока не включён даже в План НИОКР ВНИИПО-2020-2022!!).
- существенное снижение гибели возможно преимущественно за счет системы предотвращения пожаров – требования гл.13 ФЗ №123, однако пока нет специализированных СП по их реализации;
- раннее обнаружение пожаров, эффективные нормативные требования по локальному пожаротушению первичными средствами, оснащению СИЗОД и средствам спасения с высотных уровней - ст.ст.58, 59 и 60 ТР ЕАЭС №043/2017, ст.80 ФЗ №123 (обращения Палаты к руководству МЧС не принесли какого-либо результата – Свод правил по СС пока не включён даже в План НИОКР ВНИИПО-2020-2022!!).
Вывод: требования НД – новый СП 484.1311500.2020 по СПС вместо СП 5 – приказ МЧС от 31.07.2020 г. №582 – в действие с 01.03.2021г.: П.6.2.16 – все комнаты, прихожие и коридоры квартир вне зависимости от этажности – автономные дымовые ИП! В США за счёт этого гибель снижена в 4 раза!
Проблема: Кто и на каком основании будут осуществлять контроль (надзор) особенно с учётом Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ?!
Дополнительная проблема – пожилые люди, многодетные и малообеспеченными семьи: возможны проверки, рейды комиссиями органов соцзащиты, полиции (ГПН и ДПО?).
Необходимо также оснащение квартир первичными средствами пожаротушения (внутриквартирные малорасходные ПК – п.7.4.5 СП 54.13330, огнетушители – требования отсутствуют, в т.ч. в «Правилах противопожарного режима в РФ»!
Дополнительная проблема – пожилые люди, многодетные и малообеспеченными семьи: возможны проверки, рейды комиссиями органов соцзащиты, полиции (ГПН и ДПО?).
Необходимо также оснащение квартир первичными средствами пожаротушения (внутриквартирные малорасходные ПК – п.7.4.5 СП 54.13330, огнетушители – требования отсутствуют, в т.ч. в «Правилах противопожарного режима в РФ»!
Статистика пожаров – основа для требований пожарной безопасности,
норм размещения, укомплектованности и оснащения ПСП!
Сокращение гибели, спасение людей – возможности, к огромному сожалению, минимальные (гибель – 80% в начальной стадии пожара, т.е. до 10 минут!!!).
Среднее время прибытия первых ПСП:
города – менее 8 мин. (все субъекты РФ).
сельск.местн. – около 16 мин.,более 20 мин. (Коми, Карелия, Крым, Калининград., Смоленск., Моск., Архангельск., Вологод.обл.).
Среднее время тушения (по всем пожарам в России – менее 15 мин.!), ср. время обслуж. вызова – 1 час!
Города: до 8 мин. (С.-Петербург, Калмыкия, Марий-Эл, Татарстан, Чувашия, Перм., Саратов., Тюмен., Ульян., Челяб, Иркутск.обл.);
По России за год тушится пожаров:
- подвоз воды (в основном, видимо, вызов дополн. ПА) – 15%;
- при заборе воды из ПГ – 12%;
- забор воды из водоема – менее 7%,
т.е. в основном (2/3 пожаров) ёмкости цистерн ПА достаточны!
Первичными средствами - менее 600 пожаров, т.е. ПСП практически не используют ВПВ зданий (менее 500 в год или 0,3%) для пожаротушения!!??
Вывод: либо в России нет проблем с дислокацией ПСП, а также их оснащением основными ПА (>60% - подлежат замене: Шкунов С.А., Академия ГПС) и реагированием на пожары, либо это такая своеобразная «статистика», чтобы подтвердить соответствие требованиям ФЗ №123!
Пожар в 9-ти эт. жилом доме 30.09.2021г.
(г. Тюмень, 400м2, эвакуация – около 100 чел.)
Пожар в гипермаркете «ЛЕНТА», г.Томск
21.12.2021г.
(5000м2, эвакуация – около 200 чел., обрушение кровли 3,5 тыс.м2)
Федеральный закон «Об обязательных требованиях в РФ»
ФЗ №247 от 31.07.2020 г., в силу – с 01.11.2020 г.
ч.7. Обязательные требования, предусматривающие установление в отношении граждан и организаций разрешительных режимов (лицензирование, аккредитация, сертификация, включение в реестр, аттестация, экспертиза, получение согласований, заключений и иных разрешений) устанавливаются ФЗ, НПА Президента и Правительства.
Ст.3 ч.1. …Обязательные требования должны вступать в силу либо с 1 марта, либо в 1 сентября соотв. года, но не ранее 90 дней после официального опубликования НПА.
ч.4. НПА с обязательными требованиями – срок действия не более 6 лет со дня вступления в силу, продление – не более 6 лет.
ч.7. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одно объекта и предмета регулирования, установленных НПА разной юрид. силы, подлежат применению требования, установленные НПА большей юрид. силы. В случае действия требований НПА равной юрид. силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обяз. треб-я и не подлежит привлечению к отв-ти, если обеспечило соблюдение одного из таких требований.
ПРОБЛЕМА: МЧС – МИНСТРОЙ!?
Ст.9. ч.1 При установлении обяз. требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение (должны быть соразмерны рискам, предотвращаемых этими обяз. требованиями).
ч.3. При установлении обяз. требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения.
Ст.10 ч.2 - Реестр обязательных требований!
Ст.14 ч.1. ФОИВ в отношении принятых ими НПА дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Ч.3 Деятельность лиц по соблюдению обяз. требований в соотв. с офиц. разъяснениями не могут квалифицироваться как нарушение обяз. требований. Ч.5 Выпуск ФОИВ руководств по соблюдению обяз. требований. Ч.6 Руководства утверждаются рук. ФОИВ. Ч.7. Руководства применяются на добровольной основе. Ч.8 Типовые нарушения обяз. требований подлежат размещению на офиц. сайте ФОИВ (по ПБ – МЧС!) .
Ст.15 ч.2. Независимо утратили силу или отменены НПА с 01 янв.2021г. при осуществлении надзора не допускается оценка соблюдения обязательных требований в НПА, если они вступили в силу до 1 янв.2020 г.
Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и……в РФ»
ФЗ №248 от 31.07.2020 г., в силу – с 01.07.2021г.
Ст.1. ч.1 …деятельность надзорных органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований…Ст.2 ч.3 ФЗ применяется в отношении лицензирования по ФЗ №99 в части:
1) проведение плановых контрольных мер-й к ЮЛ или ИП, имеющим лицензию. Проведение ..мероприятий в отношении лицензиатов м.б. отменено либо заменено на периодическое подтверждение соотв-я лиценз. требованиям в форме гос.услуги.
Ст.16. Объекты контроля:
…2) результаты деят-ти граждан и организаций, в т.ч. продукция, работы и услуги, к кот. предъявл. обязат.треб.;
3) здания, помещения, сооружения.., территории, оборудование,…, материалы, трансп. ср-ва, к кот. предъявл. обязат. требования.
Ст.23. ч.1 Категории риска и ст.25 ч.2-5.
Учёт рисков при проведении надзора (частота мероприятий):
- чрезвычайно высокий: плановых – не менее 1 в год и контрольных – не более 2 в год;
- высокий: плановых – не менее 1 в 4 года и контрольных - не более 1 в 2 года;
- значительный: плановых – не менее 1 в 4 года и контрольных - не более 1 в 2 года
- средний: плановых – не менее 1 в 6 лет и контрольных - не более 1 в 3 года;
- умеренный: плановых – не менее 1 в 6 лет и контрольных - не более 1 в 3 года;
- низкий – не проводятся.
Ст.27. Должностные лица контрольных (надзорных) органов:
1) руководитель (заместитель руководителя);
2) должностное лицо (инспектор).
Ст.29. Права и обязанности инспектора.
Ст.30. Оценка эффективности надзорных органов (определяется Правительством РФ).
ч.2. 1) ключевые показатели уровня минимизации вреда (ущерба) ценностям;
2) соотношение степени устранения риска вреда и объёма трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и……в РФ»
ФЗ №248 от 31.07.2020 г. – реализация ч.3 ст.21.
ФЗ №248 от 31.07.2020 г. – реализация ч.3 ст.21.
Ст.21 ч.3. Контрольный (надзорный) орган вправе утверждать формы документов, используемых им при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не утверждённые в порядке, установленной ч.2 настоящей статьи (ФОИВ, осуществляющим функции по выработке гос. политики и норм.-прав.регулированию, т.е. по ПБ – МЧС России
Распоряжение МЧС России от 03.09.2021г. №777 (подписант - Супруновский А.М.):
Утвердить:
1. Протокол осмотра (типовая форма) - приложение №1.
2. Предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности (типовая форма) – приложение №2.
3. Протокол инструментального обследования (типовая форма) – приложение №3.
4. Протокол опроса контролируемого лица (представителя) типовая форма - приложение №4.
5. Требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение документов, сведений (типовая форма) - приложение №5.
6. Задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (типовая форма) – приложение №6.
7. Протокол отбора проб (образцов) (типовая форма) - приложение №7.
1. Протокол осмотра (типовая форма) - приложение №1.
2. Предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности (типовая форма) – приложение №2.
3. Протокол инструментального обследования (типовая форма) – приложение №3.
4. Протокол опроса контролируемого лица (представителя) типовая форма - приложение №4.
5. Требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение документов, сведений (типовая форма) - приложение №5.
6. Задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (типовая форма) – приложение №6.
7. Протокол отбора проб (образцов) (типовая форма) - приложение №7.
Порядок и критерии отнесения объектов защиты к категории риска
Приложение к «Положению о ФГПН» (ПП РФ от 12.10.2020 г. №1662, с 01.01.2021г. ),
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2020 года N 1084 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»
Приложение к «Положению о ФГПН» (ПП РФ от 12.10.2020 г. №1662, с 01.01.2021г. ),
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2020 года N 1084 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»
П.2. Оценка пожарного риска проводится путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными ФЗ №123.
П.3. Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС (далее - методики расчета по оценке пожарного риска).
п.4. Методики расчета по оценке пожарного риска должны основываться на:
а) анализе пожарной опасности объекта защиты;
б) определении частоты возникновения пожара (частоты реализации пожароопасных ситуаций);
в) построении полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценке последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) учете состава системы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
е) учете степени опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более, при проведении расчета по оценке социального пожарного риска.
6. В отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для зданий и сооружений, приводятся следующие исходные данные:
а) характеристика объекта защиты, включающая:
количество пожарных отсеков, входящих в состав объекта защиты, класс их функциональной пожарной опасности;
…
д) описание параметров системы противодымной защиты - в случае учета параметров данной системы в расчете по оценке пожарного риска;
е) наличие или отсутствие автоматических установок пожаротушения в помещении очага пожара;
ж) используемый в расчете метод математического моделирования пожара.
П.3. Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС (далее - методики расчета по оценке пожарного риска).
п.4. Методики расчета по оценке пожарного риска должны основываться на:
а) анализе пожарной опасности объекта защиты;
б) определении частоты возникновения пожара (частоты реализации пожароопасных ситуаций);
в) построении полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценке последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) учете состава системы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
е) учете степени опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более, при проведении расчета по оценке социального пожарного риска.
6. В отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для зданий и сооружений, приводятся следующие исходные данные:
а) характеристика объекта защиты, включающая:
количество пожарных отсеков, входящих в состав объекта защиты, класс их функциональной пожарной опасности;
…
д) описание параметров системы противодымной защиты - в случае учета параметров данной системы в расчете по оценке пожарного риска;
е) наличие или отсутствие автоматических установок пожаротушения в помещении очага пожара;
ж) используемый в расчете метод математического моделирования пожара.
Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и……в РФ»
ФЗ №248 от 31.07.2020 г. – продолжение
ФЗ №248 от 31.07.2020 г. – продолжение
Ст.49. Объявление предостережения
ч.3. При объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований одновременно направляется адрес сайта в сети «Интернет», позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований.
Ст.50. Консультирование
Ст.51. Самообследование.
Осуществляется в автоматизированном режиме способами, указанными на официальном сайте надзорного органа как контролируемого лица , так и его обособленных подразделений, иных объектов.
ч.3. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований по итогам самообследования, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований. Декларация (ч.4) направляется в надзорный орган, который осуществляет её регистрацию на официальном сайте. Срок действия декларации (ч.5) не может составлять менее одного года и более 3 лет.
Ст.52. Профилактический визит.
Проводится инспектором по месту, либо путём использования видео-конференц-связи (ч.1). Инспектор может осуществлять консультирование по ст.50, осуществляет сбор сведений для отнесения объектов контроля к категориям рисков. Обязательные визиты должны предусматриваться в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определённой сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска (ч.4). О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения (ч.5). Контролируемое лицо вправе отказаться, уведомив надзорный орган за три рабочих дня до даты его проведения (ч.6). Предписания об устранении нарушений обязательных требований не могут выдаваться (ч.8). Разъяснения носят рекомендательный характер (ч.8). Если установлено явная угроза причинения вреда (ущерба) или такой вред причинён, то инспектор незамедлительно направляет информацию должностному лицу надзорного органа для принятия решения о проведении контрольных мероприятий (ч.9).
Ст.53. Проверочные листы. ч.1. ПЛ формируют и утверждают надзорные органы.
Гл.11 Независимая оценка соблюдения обязательных требований (ПП РФ от 31.12.2020 г. №1325).
Ст.56. Виды контрольных мероприятий (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка).
ч.3. При объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований одновременно направляется адрес сайта в сети «Интернет», позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований.
Ст.50. Консультирование
Ст.51. Самообследование.
Осуществляется в автоматизированном режиме способами, указанными на официальном сайте надзорного органа как контролируемого лица , так и его обособленных подразделений, иных объектов.
ч.3. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований по итогам самообследования, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований. Декларация (ч.4) направляется в надзорный орган, который осуществляет её регистрацию на официальном сайте. Срок действия декларации (ч.5) не может составлять менее одного года и более 3 лет.
Ст.52. Профилактический визит.
Проводится инспектором по месту, либо путём использования видео-конференц-связи (ч.1). Инспектор может осуществлять консультирование по ст.50, осуществляет сбор сведений для отнесения объектов контроля к категориям рисков. Обязательные визиты должны предусматриваться в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определённой сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска (ч.4). О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения (ч.5). Контролируемое лицо вправе отказаться, уведомив надзорный орган за три рабочих дня до даты его проведения (ч.6). Предписания об устранении нарушений обязательных требований не могут выдаваться (ч.8). Разъяснения носят рекомендательный характер (ч.8). Если установлено явная угроза причинения вреда (ущерба) или такой вред причинён, то инспектор незамедлительно направляет информацию должностному лицу надзорного органа для принятия решения о проведении контрольных мероприятий (ч.9).
Ст.53. Проверочные листы. ч.1. ПЛ формируют и утверждают надзорные органы.
Гл.11 Независимая оценка соблюдения обязательных требований (ПП РФ от 31.12.2020 г. №1325).
Ст.56. Виды контрольных мероприятий (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка).
Об изменениях ФЗ №123
(проект, передан Правительством в Госдуму РФ,
письмо М.Мишустина № 4156п-П4 от 03.05.2021г.)
(проект, передан Правительством в Госдуму РФ,
письмо М.Мишустина № 4156п-П4 от 03.05.2021г.)
Часть 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
• «1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объёме требований пожарной безопасности, установленных настоящим ФЗ, а также одного из следующих условий:
• 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся установленные в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего ФЗ;
• 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим ФЗ;
• 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (см. приказ МЧС РФ от 28.11.2011 №710 в ред. приказа МЧС от 26.11.2018г. №529).
• 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, согласованном в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
• 5) результаты исследований, расчётов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
• «1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объёме требований пожарной безопасности, установленных настоящим ФЗ, а также одного из следующих условий:
• 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся установленные в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего ФЗ;
• 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим ФЗ;
• 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (см. приказ МЧС РФ от 28.11.2011 №710 в ред. приказа МЧС от 26.11.2018г. №529).
• 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, согласованном в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
• 5) результаты исследований, расчётов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Об изменениях ФЗ №69 и ФЗ №99
Статья 1. Внести в ФЗ №69 «О пожарной безопасности»:
• Ст.16 «Полномочия ФОИВ в области ПБ» дополнить:
«проведение аттестации, переаттестации, досрочное прекращения действия квалификационного аттестата и ведение реестра лиц….на право проектирования средств ОПБ зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию».
• Ст.24 «Деятельность в области ПБ» изложить в редакции:
• Ст.16 «Полномочия ФОИВ в области ПБ» дополнить:
«проведение аттестации, переаттестации, досрочное прекращения действия квалификационного аттестата и ведение реестра лиц….на право проектирования средств ОПБ зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию».
• Ст.24 «Деятельность в области ПБ» изложить в редакции:
К видам деятельности в области ПБ относятся (их 16):
• профилактика пожаров в организациях и НП на договорной основе;
• тушение пожаров в НП, на произв. объектах и объектах инфраструктуры;
• ОКР, производство и проведение испытаний пожарно-технической продукции;
• испытание, ремонт и обслуживание пож. снаряжения, наружных пож. лестниц и ограждений кровли, первичных средств…;
• испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на соответствие ТПБ;
• проведение научно-технического консультирования и экспертизы;
• разработка деклараций пожарной безопасности;
• разработка СТУ для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют ТПБ….;
• проведение расчётов пожарного риска, а также иных расчётов в целях ОПБ;
• независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);
• обучение населения мерам ПБ;
• кладка печей (каминов), монтаж дымовых каналов, их ТО и ремонт;
• проектирование СОПБ зданий и сооружений;
• монтаж, техническое обслуживание и ремонт СОПБ зданий и сооружений.
Деятельность по проектированию СОПБ зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, вправе осуществлять лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством РФ. Аттестация ….заключается в подтверждении соответствия ФЛ обязательным аттестационным требованиям, установленным Правительством РФ, - 1 раз в 5 лет на безвозмездной основе.
ПП РФ от 30.11.2021г. №2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию».
• профилактика пожаров в организациях и НП на договорной основе;
• тушение пожаров в НП, на произв. объектах и объектах инфраструктуры;
• ОКР, производство и проведение испытаний пожарно-технической продукции;
• испытание, ремонт и обслуживание пож. снаряжения, наружных пож. лестниц и ограждений кровли, первичных средств…;
• испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на соответствие ТПБ;
• проведение научно-технического консультирования и экспертизы;
• разработка деклараций пожарной безопасности;
• разработка СТУ для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют ТПБ….;
• проведение расчётов пожарного риска, а также иных расчётов в целях ОПБ;
• независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);
• обучение населения мерам ПБ;
• кладка печей (каминов), монтаж дымовых каналов, их ТО и ремонт;
• проектирование СОПБ зданий и сооружений;
• монтаж, техническое обслуживание и ремонт СОПБ зданий и сооружений.
Деятельность по проектированию СОПБ зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, вправе осуществлять лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством РФ. Аттестация ….заключается в подтверждении соответствия ФЛ обязательным аттестационным требованиям, установленным Правительством РФ, - 1 раз в 5 лет на безвозмездной основе.
ПП РФ от 30.11.2021г. №2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию».
ПП РФ от 30.11.2021г. №2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования СОПБ зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию»
• Аттестация лиц, на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, осуществляется МЧС России на безвозмездной основе.
Для участия в процедуре аттестации претендент должен соответствовать следующим требованиям:
а) наличие высшего или среднего профессионального образования по специальности «Пожарная безопасность» либо иного высшего образования, а также дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки соответствующего аттестуемой деятельности;
б) прохождение претендентом обучения по направлению аттестуемой деятельности не реже 1 раза в 5 лет по типовым программам дополнительного профессионального образования – программам повышения квалификации;
в) владение специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проектирования;
д) наличие гражданства Российской Федерации.
а) наличие высшего или среднего профессионального образования по специальности «Пожарная безопасность» либо иного высшего образования, а также дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки соответствующего аттестуемой деятельности;
б) прохождение претендентом обучения по направлению аттестуемой деятельности не реже 1 раза в 5 лет по типовым программам дополнительного профессионального образования – программам повышения квалификации;
в) владение специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проектирования;
д) наличие гражданства Российской Федерации.
•Аттестация включает в себя:
а) проверку достоверности сведений, представленных претендентом в заявлении о проведении аттестации, а также проверку соответствия претендента требованиям, указанным в пункте 4 настоящих Правил, которая проводится в автоматическом режиме программно-аппаратным комплексом ведомственной информационной сети МЧС России;б) квалификационный экзамен по проверке наличия у претендента специальных знаний в области пожарной безопасности, необходимых для проектирования (далее - квалификационный экзамен).
Квалификационный экзамен проводится в форме тестирования с применением средств видеоконференцсвязи. При проведении квалификационного экзамена должны быть соблюдены требования к проведению квалификационного экзамена, установленные МЧС России. Перечень вопросов, применяемых при проведении квалификационного экзамена, утверждается МЧС России и размещаются на официальном сайте МЧС России для ознакомления.
Сведения о претенденте, аттестованном на осуществление аттестуемой деятельности, вносятся в реестр лиц, аттестованных на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию (далее - реестр) в автоматическом режиме.
Запись в реестре признается квалификационным аттестатом и является специальным разрешением на право осуществления аттестуемой деятельности.
Срок действия квалификационного аттестата составляет 5 лет.
«Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, ТО и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» - постановление Правительства РФ от 28.07.2020 г. № 1128 (в ред. изменений, внесённых постановлением Правительства РФ от 20 июля 2021г. №1223 и постановлением Правительства от 30.11.2021г. №2107)
Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;
б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений" , и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности (см. приказ МЧС России от 31.07.2020 г. № 571);
в) наличие у соискателя лицензии или лицензиата работника, ответственного за осущ. лиц. вида деят-ти, заключившего …трудовой договор, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по спец-ти «ПБ» либо высш. образование по направлению «Техносферная без-ть» (профиль – ПБ», либо иное высшее образование при условии получения ДПО по типовой доп. образ. Программе, утв. Лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в орг-ях, осущ. лиц. вид деят-ти на должностях…..;
г) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) - не менее 2 чел., при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) - не менее 3 чел., при выполнении 5 и более видов работ (услуг) - не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих:
д) стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года;
е) получение лицами, указанными в подпункте "в«и «г» настоящего пункта , не реже 1 раза в 5 лет в области лицензируемой деятельности ДПО по программам повышения квалификации.
Проект приказа МЧС (21.12.2021г.) «О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России по вопросам исполнения государственных функций по контролю за соблюдением лицензионных требований»
9 новых ГОСТ - приказы Росстандарта от 24.08.2021г. по монтажу, наладке и обслуживанию СППЗ
ГОСТ Р 59636-2021 Установки пожаротушения автоматические. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность. Вводится с 01.01.2022г.
ГОСТ Р 59637-2021 Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Средства огнезащиты. Методы контроля качества огнезащитных работ при монтаже, техническом обслуживании и ремонте. Вводится с 15.09.2021г.
ГОСТ Р 59638-2021 Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность. Вводится с 15.09.2021г.
ГОСТ Р 59639-2021 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность. Вводится с 15.09.2021г.
ГОСТ Р 59640-2021 Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Противопожарные занавесы. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Вводится с 15.09.2021г.
ГОСТ Р 59641-2021 Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Средства первичные пожаротушения. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Вводится с 15.09.2021г.
ГОСТ Р 59642-2021 Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Заполнение проёмов в противопожарных преградах. Общие требования к монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Вводится с 15.09.2021г.
ГОСТ Р 59643-2021 Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Вводится с 15.09.2021г.
ГОСТ Р 59635-2021 Техника пожарная. Гребёнки для генераторов пены. Общие технические требования. Методы испытаний.
Вводится с 01.01.2022г.
Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) ТПБ путём независимой оценки пожарного риска
(ПП РФ от 31.08.2020 г. № 1325, с 01.01.2021г.)
1. Проводится не заинтересованным в результатах такой оценки или такой проверки экспертом (далее – НОР).
2. НОР проводится экспертом на основании договора между собственником… и ЮЛ, осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска.
3. ЮЛ не может проводить НОР:
- если в отношении объекта выполнены другие работы (услуги);
- если объект принадлежит экспертной организации на праве собственности и ином законном основании.
4. НОР включает:
- анализ документов…;
- обследование для получении информ-и о ПБ объекта и соблюдении ППР, наличия условий соответствия ТПБ, в т.ч. для проверки работоспособности СПЗ;
- инф-ю о проведении необх. исследований, испытаний, расчётов и экспертиз согласно НПБ;
- подготовку вывода о вып-и ТПБ и соблюдении ППР либо разрабботку мер , при кот. объект будет соотв-ть ТПБ.
5. Результаты оформляются в виде заключения о НОР, направляется на бум.носителе или в форме электр. док-та.
6. В заключении указываются:
а) наимен. и адрес экспертной орг-и;
б) дата и № дог. на НОР;
в) описание объекта защиты (продукции)..;
г) ФИО эксперта в обл. НОР, реквизиты квалиф. удостоверения лица, аттестованного на НОР;
д) рез-ты НОР;
е) вывод о вып-и ТПБ и ППР, при невыполнении или несоблюдении – рекомендации о принятии мер.
7. Заключение подписывается экспертами, проводившими НОР, утверждается руководителем ЭО с печатью.
8. В теч. 5 раб. дней после утверждения заключения ЭО направляет копию в орган, уполномоченный на ФГПН.
Актуальный перечень стандартов и сводов правил
(ПП РФ от 28.05.2021г. №815) - на обязательной основе для ФЗ №384:
ГОСТ – 4, СП (их части) - 65 – без НД по ПБ!
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение ФЗ №123 (приказ Росстандарта от 14.07.2020 г. № 1190,
с изм. по 4-м СП - приказ Росстандарта от 04.03.2021г. №234)
• ГОСТ – 208 и +: СП 1.13130.2020 Эвакуационные пути и выходы (с 19.09.2020 г.).
• СП 2.13130.2020 СППЗ. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с 12.09.2020 г.).
• СП 3.13130.2009 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
• СП 4.13130.2013 Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.
• СП 6.13130.2021 Электроустановки низковольтные. Требования ПБ (приказ МЧС от 06.04.2021г. №200) с 06.102021г.
• СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования
• СП 8.13130.2020 Наружное противопожарное водоснабжение. ТПБ (с 30.09.2020 г.).
• СП 10.13.130.2020 Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования (с 27.01.2021г.).
• СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения.
• СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
• СП 13.13130.2009 Атомные станции. Требования ПБ.
• СП 60.1330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование.
• СП 135.13130.2012 Вертодромы. ТПБ.
• СП 153.13130.2013 Инфраструктура железнодорожного транспорта. ТПБ.
• СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. ТПБ.
• СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. ТПБ.
• СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. ТПБ.
• СП 166.1311500.2014 Городские автотранспортные тоннели и путепроводы тоннельного типа длиной перекрытой части не более 300м.
• СП 231.1311500.2015 Обустройство нефтяных и газовых месторождений. ТПБ.
• СП 232.1311500.2015 Пожарная охрана предприятий. Общие требования.
• СП 240.1311500.2015 Хранилища сжиженного природного газа. ТПБ.
• СП 241.1311500.2015 Установки водяного пожаротушения высотных стеллажных складов автоматические. Нормы и правила проектирования.
• СП 258.1311500.2016 Объекты религиозного назначения. ТПБ.
• СП 388.1311500.2018 Объекты культурного наследия религиозного назначения. ТПБ.
• СП 364.1311500.2018 Здания и сооружения для обслуживания автомобилей. ТПБ
• СП 326.1311500.2017 Объекты малотоннажного производства и потребления СПГ. ТПБ.
• СП 455.1311500.2020 Блок начальных классов с дошкольным отделением в составе ОО. ТПБ.. СП 456.1311500.2020 Многофункциональные здания. ТПБ.
• СП 477.1325800.2020 Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности. СП 485.1311500.2020 СППЗ. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.
• СП 486.1311500.2020 СППЗ. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУП и АПС. Нормы и правила проектирования.
Перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение ФЗ №384 (приказ ФА по ТРиМ МПТ РФ от 20.04.2021г. № 567)
МГС - 128 наименований.; Нац. Стандарты – 71 ; СП в области безопасности зд. и соор. (актуализ. СНиП) – 130; СП в области безопасности зд. и соор. – 305 и + 27 СП МЧС России:
• СП 1.13130.2020 Эвакуационные пути и выходы (с 19.09.2020 г.).
• СП 2.13130.2020 СППЗ. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с 12.09.2020 г.).
• СП 3.13130.2009 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
• СП 4.13130.2013 Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изм. №1).
• СП 6.13130.2021 Электроустановки низковольтные. Требования ПБ (приказ МЧС от 06.04.2021г. №200) с 06.10.2021г.
• СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования (с изм. №1 и №2)
• СП 8.13130.2020 Наружное противопожарное водоснабжение. ТПБ (с 30.09.2020 г.).
• СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации.
• СП 10.13.130.2020 Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования (с 27.01.2021г.).
• СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения (с изм. №1).
• СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изм. №1).
• СП 13.13130.2009 Атомные станции. Требования ПБ (с изм.№1).
• СП 135.13130.2012 Вертодромы. ТПБ.
• СП 153.13130.2013 Инфраструктура железнодорожного транспорта. ТПБ (с изм.№1).
• СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. ТПБ.
• СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. ТПБ (с изм.№1).
• СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. ТПБ.
• СП 166.1311500.2014 Городские автотранспортные тоннели и путепроводы тоннельного типа длиной перекрытой части не более 300м.
• СП 231.1311500.2015 Обустройство нефтяных и газовых месторождений. ТПБ.
• СП 232.1311500.2015 Пожарная охрана предприятий. Общие требования.
• СП 240.1311500.2015 Хранилища сжиженного природного газа. ТПБ.
• СП 241.1311500.2015 Установки водяного пожаротушения высотных стеллажных складов автоматические. Нормы и правила проектирования.
• СП 258.1311500.2016 Объекты религиозного назначения. ТПБ.
• СП 326.1311500.2017 Объекты малотоннажного производства и потребления СПГ. ТПБ.
• СП 364.1311500.2018 Здания и сооружения для обслуживания автомобилей. ТПБ.
• СП 388.1311500.2018 Объекты культурного наследия религиозного назначения. ТПБ.
• СП 455.1311500.2020 Блок начальных классов с дошкольным отделением в составе ОО. ТПБ.
• СП 456.1311500.2020 Многофункциональные здания. ТПБ.
• СП 484.1311500.2020 СПЗ. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования. СП 485.1311500.2020 СПЗ. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. СП 486.1311500.2020 СПЗ. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУП и СПС.ТПБ.
Требования к оснащению объектов защиты АУП, СПС и СОУЭ
(ПП РФ от 01.09.2021г. №1464) –
для объектов, введённых в эксплуатацию или ПД которых направлена на экспертизу до вступления в силу ФЗ №123
Требования к оснащению объектов защиты АУП, СПС и СОУЭ
(ПП РФ от 01.09.2021г. №1464, в силу с 01.03.2022г.) –
для объектов, введённых в эксплуатацию или ПД которых направлена на экспертизу до вступления в силу
ФЗ №123 (см. п.1 Требований)
• П.4. При превышении на 5% нормативной площади (прилож 1 и 3) допускается СПС без АУП.
• П.5. Не оснащаются АУП и СПС венткамеры, насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и др.помещения для инж.оборудования, в кот. отсутствуют горючие материалы - неоднозначность, нет критерия?!).
• П.6. В лифт. холлах и безопасных зонах – только СПС! Отдельно стоящие понижающие ТП и РП на 6-10кВ без пост. раб.мест или без пост. присутствия людей (неоднозначность, нет критерия?!) доп-ся не оснащать АУП и СПС.
• П.8. СОУЭ на объектах защиты по критериям прилож.№5, классификация СОУЭ – прилож. №6.
• П.11 Помещения зданий классов ФПО Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые АУП, оборудуются СПС.
• П.15 СОУЭ – включение от командного импульса СПС или АУП. Доп-ся дистанционное и местное включение, если не требуется СПС или АУП.
• Прилож.№1:
п.7 – специализ дома, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детей-инвалидов и п.8 – общежития, спец.жилые дома: СПС независимо от площади – существенное отличие от п.7 табл.1 СП 486.1311500.2020, где для специализ. домов (неквартирных), домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детей-инвалидов - АУП независимо от площади!
п.6 – СПС - жилые здания высотой более 28м независимо от площади, по примеч.2 – оборудуются тепл. ПИ прихожие квартир для запуска СПЗ: существенное отличие для жилых зданий высотой более 75м - п.6.3 табл.1 СП 486.1311500.2020, где АУП независимо от площади!
отсутствуют здания общежитий квартирного типа (Ф1.3), гостиницы и общежития неквартирного типа, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов (Ф1.2 согласно п.8.2 табл.1 СП 486.1311500.2020, когда СПС при высоте менее 30м и АУП – при высоте 30м и более).
• П.5. Не оснащаются АУП и СПС венткамеры, насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и др.помещения для инж.оборудования, в кот. отсутствуют горючие материалы - неоднозначность, нет критерия?!).
• П.6. В лифт. холлах и безопасных зонах – только СПС! Отдельно стоящие понижающие ТП и РП на 6-10кВ без пост. раб.мест или без пост. присутствия людей (неоднозначность, нет критерия?!) доп-ся не оснащать АУП и СПС.
• П.8. СОУЭ на объектах защиты по критериям прилож.№5, классификация СОУЭ – прилож. №6.
• П.11 Помещения зданий классов ФПО Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые АУП, оборудуются СПС.
• П.15 СОУЭ – включение от командного импульса СПС или АУП. Доп-ся дистанционное и местное включение, если не требуется СПС или АУП.
• Прилож.№1:
п.7 – специализ дома, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детей-инвалидов и п.8 – общежития, спец.жилые дома: СПС независимо от площади – существенное отличие от п.7 табл.1 СП 486.1311500.2020, где для специализ. домов (неквартирных), домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детей-инвалидов - АУП независимо от площади!
п.6 – СПС - жилые здания высотой более 28м независимо от площади, по примеч.2 – оборудуются тепл. ПИ прихожие квартир для запуска СПЗ: существенное отличие для жилых зданий высотой более 75м - п.6.3 табл.1 СП 486.1311500.2020, где АУП независимо от площади!
отсутствуют здания общежитий квартирного типа (Ф1.3), гостиницы и общежития неквартирного типа, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов (Ф1.2 согласно п.8.2 табл.1 СП 486.1311500.2020, когда СПС при высоте менее 30м и АУП – при высоте 30м и более).
-
Поделиться:
- Подписаться