- 1-04-2022, 12:10
- 1 527
Расчёт пожарного риска для метрополитенов и транспортно-пересадочных узлов
Расчётные обоснования мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в современных условиях развития метрополитенов и транспортно-пересадочных узлов
Введение
В городах Федерального значения Москве и Санкт-Петербурге предусмотрено:
157 проектов по реализации транспортно-пересадочных узлов, из них:
- 96 ТПУ – в городе Москве (портал Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы: https://stroi.mos.ru/);
- 61 ТПУ – в городе Санкт-Петербурге (Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга»).
Кроме того, реализация ТПУ предусмотрена в Московской, Иркутской, Новосибирской, Рязанской и Самарской областях, а также в Краснодарском и Ставропольском крае.
Действующие метрополитены в России:
- Московский метрополитен;
- Петербургский метрополитен;
- Нижегородский метрополитен;
- Казанский метрополитен;
- Новосибирский метрополитен;
- Екатеринбургский метрополитен;
- Самарский метрополитен;
- Волгоградский скоростной трамвай.
Строятся Челябинский и Красноярский метрополитены.
Законсервированы Омский, Пермский, Ростовский и Уфимский метрополитены.
Правила проектирования и преимущества ТПУ
СП 395.1325800.2018 «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования».
Транспортно-пересадочный узел: Комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой.
Транспортно-пересадочный узел: Комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой.
Преимущества ТПУ:
- Разделение пешеходных и транспортных потоков
- Сокращение времени пересадки с одного вида транспорта на другой
- Комфортная зона пересадки
- Отказ от личного транспорта в пользу общественного
- Организация торговых зон для удобства транзитных пассажиров
- Доступность для пассажиров, включая маломобильных людей
- Удобная навигация
- Создание новых рабочих мест
- Существенная разгрузка железнодорожных вокзалов
- Благоустроенная территория
- Разделение пешеходных и транспортных потоков
- Сокращение времени пересадки с одного вида транспорта на другой
- Комфортная зона пересадки
- Отказ от личного транспорта в пользу общественного
- Организация торговых зон для удобства транзитных пассажиров
- Доступность для пассажиров, включая маломобильных людей
- Удобная навигация
- Создание новых рабочих мест
- Существенная разгрузка железнодорожных вокзалов
- Благоустроенная территория
Капитальные ТПУ или принцип «сухие ноги». Многофункциональность ТПУ
Капитальные ТПУ представляют собой целые строения, для которых нужно подготовить территорию, градостроительную документацию, привлечь инвестиции. В капитальных ТПУ пассажиры защищены от капризов погоды. Пересесть с одного вида транспорта на другой они могут, не выходя из помещения, или по крытым пешеходным галереям. Такой принцип пересадки получил название «сухие ноги».
Современное развитие Московского метрополитена
Перспективное развитие метрополитена в городе Москве
Нормативно-правовые основы расчётных обоснований
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (часть 6 статьи 15):
Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Техногенное воздействия – опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории.
Оценка риска возникновения техногенных воздействий – определение расчётной величины пожарного риска и сравнение с нормативным значением, установленным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Техногенное воздействия – опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории.
Оценка риска возникновения техногенных воздействий – определение расчётной величины пожарного риска и сравнение с нормативным значением, установленным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, должны быть обоснованы:
1) противопожарный разрыв или расстояние от проектируемого здания или сооружения до ближайшего здания, сооружения или наружной установки (для линейных сооружений - расстояние от оси трассы до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, лесных массивов, расстояние между прокладываемыми параллельно друг другу трассами линейных сооружений, размеры охранных зон);
1) противопожарный разрыв или расстояние от проектируемого здания или сооружения до ближайшего здания, сооружения или наружной установки (для линейных сооружений - расстояние от оси трассы до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, лесных массивов, расстояние между прокладываемыми параллельно друг другу трассами линейных сооружений, размеры охранных зон);
2) принимаемые значения характеристик огнестойкости и пожарной опасности элементов строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
3) принятое разделение здания или сооружения на пожарные отсеки;
4) расположение, габариты и протяженность путей эвакуации людей (в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при возникновении пожара, обеспечение противодымной защиты путей эвакуации, характеристики пожарной опасности материалов отделки стен, полов и потолков на путях эвакуации, число, расположение и габариты эвакуационных выходов;
5) характеристики или параметры систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения), а также автоматического пожаротушения и систем противодымной защиты;
6) меры по обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, параметры систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
7) организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения в процессе их строительства и эксплуатации.
Моделирование пожара полевым методом
Моделирование пожара полевым методом является наиболее достоверным и приближенным к реальности по сравнению с другими методами моделирования пожара, поскольку полевой метод не содержит априорных допущений.
Решение инженерно-технических задач в области пожарной безопасности с помощью метода погруженных частиц в регулярных сетках.
Решение инженерно-технических задач в области пожарной безопасности с помощью метода погруженных частиц в регулярных сетках.
(a) Область разделенных ячеек вокруг триангулированной сферической поверхности.
(b) Разделение ячеек вокруг C-образной формы с разбиением на два рассеченных элемента.
Рисунок. Регулярные Декартовые и разделенные ячейки сетки
(b) Разделение ячеек вокруг C-образной формы с разбиением на два рассеченных элемента.
Рисунок. Регулярные Декартовые и разделенные ячейки сетки
Метод погруженных частиц
Метод погруженных частиц реализует механизм разделения регулярных ячеек в условиях сложной геометрии, который выполняет задачу по преобразованию всех геометрических объектов, а именно по разделению граней и объемов ячеек сетки на части, которые вместе с их свойствами используются в дискретизации уравнения модели пожара. Схема вычислительной геометрии представлена на рисунке ниже.
(b) Декартовые вершины ячеек на плоскости помечаются относительно условия: принадлежат ли они газовой среде или твердым телам. Точки пересечения, граничные и разделенные ребра газовой среды определяются на плоскости.
(c)-(d) Разделенные ребра используются для определения разделенных граней на плоскости x1pln.
(d) Разделенные грани используются для определения разделенных ячеек в газовой среде.
Пример моделирования пожара на наземном участке линии метрополитена с использованием метода прогруженных частиц
Анализ пассажиропотоков в час пик
Для метрополитена – моделирование пассажиропотоков в течение часа пик с учётом величины 15-минутного пассажиропотока (п. 5.2.4 СП 120.13330.2012 «Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003»).
Для ТПУ – моделирование пассажиропотоков в течение часа пик с учётом уровня обслуживания (таблица А.1 СП 395.1325800.2018 «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования»).
Рекомендуемый метод – индивидуально-поточная модель движения людей в здании (прил. №3 к методике, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 №382).
Устойчивость воздушного потока в тоннеле метрополитена при пожаре
Оценка предела огнестойкости строительной конструкции
Общие направления применения моделирования пожара
-
Поделиться:
- Подписаться