- 1-04-2022, 13:14
- 3 832
Разработка и согласование Стандартов организации (далее - СТО)
пожарной безопасности
НСОПБ
Разработка и согласование Стандартов организации (далее - СТО)
Президент НСОПБ
Дмитрий Удалов
Москва 2022
Нормативные документы и законы, регламентирующие порядок
разработки Стандартов организации
Федеральные законы:
№ 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»,
№ 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,
№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности»,
№ 123-ФЗ «Технический Регламент о требованиях пожарной безопасности»,
№ 384-ФЗ «Технический Регламент о безопасности зданий и сооружений»,
Что такое стандарт организации
№ 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
13) стандарт организации - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;
Нормативные документы и законы, регламентирующие порядок
разработки Стандартов организации
разработки Стандартов организации
Статья 14. 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»:
К документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:
1) документы национальной системы стандартизации;
2) общероссийские классификаторы;
3) стандарты организаций, в том числе технические условия;
4) своды правил;
5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации.
1) документы национальной системы стандартизации;
2) общероссийские классификаторы;
3) стандарты организаций, в том числе технические условия;
4) своды правил;
5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации.
Стандартус стандарта организации
Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
ст. 16.1
4. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
ст. 16.1
4. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Разъяснения МЧС России
Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 1650, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона № 384-ФЗ соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона № 384-ФЗ соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Формы оценки соответствия в области пожарной безопасности
Согласно Федерального закона № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Статья 144. Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
1. Оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах:
…………………………
9) экспертизы.
Федеральный Закон № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
Статья 21. Стандарты организаций и технические условия
5. Проект стандарта организации, а также проект технических условий перед их утверждением может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации готовит соответствующее заключение.
Кто проводит экспертизу СТО
Деятельность в области стандартизации* осуществляет Росстандарт.
При Росстандарте созданы технические комитеты.
Один из таких комитетов ведет НСОПБ
ТК 001 «Производственные услуги».
Один из таких комитетов ведет НСОПБ
ТК 001 «Производственные услуги».
*Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее - Положение), утверждённому Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.
Коды ОКС Тк 001.
В целях реализации федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации",
повышения эффективности работ по стандартизации на национальном, межгосударственном и международном уровнях и по согласованию с заинтересованными организациями, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) был издан Приказ от 09.06.2017 No 1314 «Об организации деятельности технического комитета по стандартизации «Производственные услуги», согласно которого предписано:
повышения эффективности работ по стандартизации на национальном, межгосударственном и международном уровнях и по согласованию с заинтересованными организациями, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) был издан Приказ от 09.06.2017 No 1314 «Об организации деятельности технического комитета по стандартизации «Производственные услуги», согласно которого предписано:
13.220 - Защита от пожаров, в части услуг;
13.220.01 - Защита от пожаров, стандарты общего назначения, связанные с защитой от пожаров, включая пожаробезопасность;
13.220.10 - Пожаротушение;
13.220.20 - Противопожарные средства, включая оборудование;
13.220.99 - Защита от пожаров, прочие аспекты.
13.220.01 - Защита от пожаров, стандарты общего назначения, связанные с защитой от пожаров, включая пожаробезопасность;
13.220.10 - Пожаротушение;
13.220.20 - Противопожарные средства, включая оборудование;
13.220.99 - Защита от пожаров, прочие аспекты.
Титульный лист
Стандарта организации
Стандарта организации
Области применения Стандартов организации
Отсутствие единообразного восприятия норм
Как на картинке - запятой просто нет.
При попытке понять истину, лица профессионалов порою имеют именно такой вид, как на иллюстрации.
Пример из практики.
Ранее действовал Свод правил № 5, устанавливающий требования к системе пожарной сигнализации и пожаротушения.
И был там один неоднозначный момент касательно необходимого количества пожарных извещателей - где то 2, где то 3 и на всем протяжении действия указанного свода правил мнения специалистов, в том числе и МЧС. разнились. При чем менялись они с определенной периодичностью, даже в одном регионе разъяснительные письма противоречили друг с другом.
При это разработка проекта может длиться полгода, затем монтаж. А в это время мнения специалистов регулярно меняется и получается своего рода игра в угадайку.
В итоге многие заказчики, смонтировав систему, вынуждены были переделывать и проект и модернизировать систему, при этом оплачивая штрафы.
А подрядчик, при этом - регулярно не прав!
Стандарт оргнаизации решает эту проблему.
СТО, имеет приоритет перед общепринятыми добровольными нормативными документами
Согласовать проекты в мчс (касательно пожарной безопасности).
МЧС, при этом, проекты не согласовывает.
Согласно Закона можно обезопасить заказчика от потенциальных замечаний превентивной мерой – сделать из проекта Стандарт оргнаназации
-
Поделиться:
- Подписаться