- 12-07-2024, 16:51
- 1 133
Полуэтажи и неизолированные рампы в многоэтажных закрытых автостоянках
Автостоянки по своему исполнению делятся на следующие типы:
Наземная автостоянка | Подземная автостоянка | |
Закрытого типа | Открытого типа | |
Стоянка автомобилей с наружными ограждающими конструкциями (п.3.1.13 СП113.13330.2023) | Стоянка автомобилей, в которой не менее 50 % площади внешней поверхности наружных ограждений на каждом ярусе (этаже) составляют проемы, остальное – парапеты. (п.3.1.14 СП 113.13330.2023) | Стоянка автомобилей, все этажи которой при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений. (п.3.1.19 СП 113.13330.2023) |
В случае устройства многоэтажных зданий автостоянок, движение автомобилей по ним допускается предусматривать по рампам, пандусам, наклонным междуэтажным перекрытиям, специальным автомобильным лифтам или по механизированным устройствам.
Самым популярным решением из вышеперечисленных является рампа, которая представляет собой наклонную конструкцию, предназначенную для перемещения автомобилей между уровнями стоянки автомобилей; рампа может быть открытой, т.е. не имеющей покрытия и полностью или частично стеновых ограждений, закрытой - со стенами (полностью или частично) и покрытием, защищающими ее от атмосферных осадков, или комбинированной, т.е. сочетать в себе прямолинейные и криволинейные участки (п.3.1.26 СП 113.13330.2023).
Так же уточним, что в стоянках автомобилей закрытого типа в соответствии с п. 6.1.8 СП 113.13330.2023 общие для двух и более этажей рампы должны отделяться (быть изолированными) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей, ТО и ТР, противопожарными преградами, воротами (дверями) и тамбур-шлюзами с подачей воздуха при пожаре согласно таблице 6.1 СП113.13330.2023.
Изолированная рампа - рампа, изолированная от улицы и помещений стоянки автомобилей, в том числе помещений для хранения автомобилей (п. 3.1.8 СП113.13330.2023).
Таблица 6.1
СП113.13330.2023
Тип этажа стоянок автомобилей | Предел огнестойкости ограждающих конструкций рампы (противопожарных преград), мин, не менее | Требования по необходимости устройства тамбур-шлюза | |
Стен (перегородок) | Ворот (дверей) | ||
Подземный | REI (EI) 45 | EI 30 | Тамбур-шлюз глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м |
Надземный | REI (EI) 15 | EI 15 | Не требуется |
Вместо тамбур-шлюзов, отделяющих помещения хранения автомобилей подземных стоянок автомобилей от изолированных пандусов (рамп), допускается устройство сопловых аппаратов воздушных завес над противопожарными воротами со стороны помещений хранения автомобилей, обеспечивающих создание настильных воздушных струй при скорости истечения не менее 10 м/с, начальной толщине струй не менее 0,03 м и ширине струй не менее ширины защищаемых ворот. |
Повторим, что в соответствии с п. 6.1.8 СП 113.13330.2023 изолированные рампы применяются только для соединения этажей.
Однако, можно пронаблюдать такое часто используемое объемно-планировочное решение, как устройство полуэтажей в наземных многоэтажных автостоянках.
В соответствии п. 3.1.21 СП 113.13330.2023 полуэтаж представляет собой часть этажа здания или помещения, конструктивно выделенные по площади и высоте в пределах междуэтажного пространства, имеющие промежуточный повышающий (понижающий) пол.
Для многоэтажных стоянок автомобилей с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.
Следовательно, можем сделать вывод о том, что рампа может соединять полуэтажи многоэтажной автостоянки, но в таком случае она не должна быть изолированной, что возможно в случае соответствия проектных решений пп. 5.25 и 6.2.17 СП 113.13330.2023, по которым в наземных закрытых стоянках автомобилей степеней огнестойкости I и II класса конструктивной пожарной опасности С0, оборудованных системой автоматического пожаротушения, в изолированных рампах допускается взамен противопожарных ворот предусматривать противодымные экраны с вертикальными направляющими, выполненные из негорючих (НГ) материалов и при пожаре перекрывающие поэтажно проем рампы сверху не менее чем на половину его высоты с защитой дренчерными завесами в две нитки с расходом воды не менее 1 л/с на 1 м ширины проема.
Однако обеспечить достаточно большой расход воды на тушение в автостоянках проблематично, что подтверждает тот факт, что рампа должна быть изолированной, но соединять полуэтажи она не может.
В доказательство невозможности применения изолированной рампы для сообщения этажей с полуэтажами рассмотрим также эвакуацию с данных рамп при сработке систем и закрытию ворот (дверей), отгораживающих рампу от помещения хранения автомобилей.
В данном случае в воротах необходимо предусматривать двери, через которые возможно эвакуироваться с изолированной рампы, но при использовании для эвакуации изолированных рамп пути эвакуации не должны включать участки прохода через помещения для хранения автомобилей (п.8.4.3 СП 1.13130.2020).
Следовательно, с рампы необходимо предусматривать отдельные эвакуационные выходы непосредственно наружу, на лестничную клетку или лестницу 3-го типа в соответствии требованиям ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ.
Таким образом, устройство полуэтажей в закрытой автостоянке является не нормативным решением.
-
Поделиться:
- Подписаться