- 8-09-2024, 17:21
- 347
Эвакуация с автостоянки через Ф1.3
В соответствии с п.6.2.3 СП 113.13330.2023 «Стоянки автомобилей» (далее СП 113) допускается встраивать в здания различных классов функциональной пожарной опасности (кроме Ф1.1 и Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б), степеней огнестойкости I и II.
Одним из условий возможности размещения автостоянок в зданиях других классов функциональной пожарной опасности является выделение автостоянки в отдельный пожарный отсек в соответствии с СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».
В соответствии с п. 8.4.3 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее СП 1) с каждого этажа пожарного отсека автостоянок необходимо предусматривать не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов (см. схему):
В соответствии с п. 6.2.8 СП 113 допускается в здании Ф1.3со встроенной автостоянкой предусматривать выход для обеспечения вертикальной функциональной связи с лестничных клеток и лифтовых шахт стоянки во входной вестибюль здания другого значения. При этом устройство выхода должно сопровождаться устройством тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. Двери эвакуационных выходов на лестничные клетки с автостоянок следует предусматривать противопожарными не ниже 1-го типа (EI60).
Также заметим, что в соответствии с п. 6.2.9 СП 113 допускается предусматривать сообщение стоянки автомобилей не только с входным вестибюлем, но и с другими частями жилого или общественного здания (в том числе минуя входной вестибюль) посредством общих лестничных клеток и лифтов при выполнении следующих условий:
Пределы огнестойкости шахт лифтов должны составлять не менее REI 120, а дверей шахт лифтов - не менее EI 60. Выходы из лифтов в помещения хранения автомобилей следует предусматривать одним из следующих способов:
- через тамбур-шлюзы 1-го типа с обеспечением раздельной подачи наружного воздуха в такие тамбур-шлюзы, а также в надземную, подземную часть общих лифтовых шахт. При этом расход воздуха, подаваемого в тамбур-шлюзы, следует рассчитывать для условия обеспечения средней скорости истечения воздуха через открытые двери этих тамбур-шлюзов не менее 1,5 м/с, а двери таких тамбур-шлюзов должны быть в дымогазонепроницаемом исполнении;
- через парно-последовательно расположенные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре, без организации подпора воздуха в объем общих лифтовых шахт.
В соответствии с п. 8.4.5 СП 1 в зданиях стоянок автомобилей при двух подземных этажах и более, эвакуационные выходы из подземных этажей в лестничные клетки должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы 1-го типа. При этом подпор воздуха при пожаре следует предусмотреть либо в указанные тамбур-шлюзы, либо в объем лестничных клеток. В одноэтажных подземных стоянках для эвакуации допускается предусматривать обычные лестничные клетки с выходом непосредственно наружу.
Однако, данные лестничные клетки НЕ могут использоваться для эвакуации людей в случае пожара. Это регламентируется п. 8.4.2 СП 1, по которому общие лестничные клетки, предусмотренные для функциональной связи встроенных автостоянок с частями здания другого назначения (в том числе с вестибюлем), использовать для эвакуации людей не допускается.
Рассуждая на данную тему, рассмотрим следующее:
1 | Основные понятия: Эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону. Безопасная зона - зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют. Пожарный отсек - часть здания или сооружения, выделенная противопожарными стенами и (или) противопожарными перекрытиями 1-го типа. (подп.27 ст.2 №123-ФЗ). |
2 | Следовательно, можно сделать промежуточный вывод о том, что выход в соседний «пожарный отсек» = «безопасная зона» = «выход непосредственно наружу». |
3 | Тем самым, подтверждается то, что выход из подземной автостоянки, через смежный пожарный отсек (в т.ч. и класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 – многоквартирные жилые дома) может относится к нормативным. |
4 | Итог: лестничные клетки используемые для функциональной связи отсеков Ф5.2 и Ф1.3 ведущие через общий вестибюль смежного пожарного отсека класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 – многоквартирные жилые здания, можно считать эвакуационными сообщение Ф5.2 и Ф1.3 в пределах этажа не допускается |
Отступление от добровольных требований СП 113.13330.2023, допускается в рамках научно-технического заключения согласно ст. 15 №384-ФЗ. Обоснование обеспечения безопасности объекта капительного строительства, выданного на основании проверки результатов исследований, расчетов и (или) испытаний, моделирования сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий или оценки риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
-
Поделиться:
- Подписаться