- 10-12-2025, 12:39
- 53
Требования пожарной безопасности к размещению электромобилей в подземных автостоянках
На сегодняшний день требования пожарной безопасности к стоянкам автомобилей, в том числе и к подземным стоянкам электромобилей, устанавливается СП 113.13330.2023 «СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей», который действует с 5 ноября 2023 года и принят вместо СП 506.1311500.2021 и СП 113.13330.2016.
Хранение электромобилей, в том числе с организацией машино-мест с оборудованием для их зарядки, допускается осуществлять совместно с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Машино-места для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускаются в закрытых стоянках автомобилей ниже первого подземного или подвального этажа, но только с зарядкой автомобилей с номинальным током до 32 А (медленная зарядка) и с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы.
Требования нормативных документов не ограничивают количество размещаемых машино-мест в стоянках, имеющих площадь не более 1200 м2.
Если в стоянке площадью более 1200 м2 количество машино-мест не превышает 10, выделение мест их размещения в отдельные пожарные секции, в соответствии с СП 113.13330.2023, не требуется.
Для стоянок площадью более 1200 м2, часть помещения, содержащая машино-места, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 м2 одним из следующих способов: - противопожарными перегородками 1-го типа;
- зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 8 м.;
- зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 6 м. с устройством посредине зоны дренчерной завесы в одну нитку с расчетным числом оросителей при обеспечении по всей длине удельного расхода 1 л/(с·м);
- автоматически опускающимися при пожаре на расчетную высоту противодымными экранами (шторами).
Согласно п. 6.2.30 СП 113.13330.2023 в закрытых стоянках автомобилей машиноместа с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения (далее – АУП) независимо от площади. Согласно п 6.2.24 СП 113.13330.2023 системы противопожарной защиты, в том числе автоматическое пожаротушение стоянок автомобилей следует выполнять согласно СП 486.1311500.
В соответствии с п. 4.3 СП 486.1311500.2020 тип АУП, способ тушения, вид огнетушащих веществ определяются проектной организацией в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых объектов.
Однако, на сегодняшний день не определено к какому классу пожара относить горение электромобилей (ст.8 Технического регламента №123-ФЗ, ГОСТ 27331-87). Рассматривать как горение лития, входящего в состав литий-ионных аккумуляторов, и относить к классу D — или горение автомобиля в целом (автомобиль с аккумулятором). Следовательно, и нет возможности установить необходимый вид огнетушащих веществ.
Также рекомендации по эффективному применению конкретных видов огнетушащих веществ и средств их подачи применительно к тушению электромобилей отсутствуют (Ответ ВНИИПО по вопросу способа пожаротушения электромобилей (№ИГ-117-682-13-4 от 03.04.2024)).
Следовательно, в настоящий момент не установлены отдельные (специальные) требования к АУП для автостоянок в которых размещаются гибридные автомобили и электромобили, а также не установлены нормативные требования к огнетушащим веществам для АУП. Тем самым при недостаточности требований в нормативных документах возникает необходимость в разработке СТУ, в соответствии со ст. 78, ч. 2 №123-ФЗ. Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. -
Поделиться:
- Подписаться




