- 5-02-2019, 17:55
- 3 891
Техническое регулирование в области пожарной безопасности
Техническое регулирование в области пожарной безопасности
22июля 2008 года принят Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123 ФЗ. Федеральный закон вступает в силу через 9 месяцев после его подписания Президентом Российской Федерации.
Федеральный закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Цель Федерального закона – обеспечить соответствующий современному состоянию развития общества и экономики уровень защиты жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
Цели Федерального закона достигаются путем решения следующих задач:
- достижения комплексного обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, в том числе имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество);
- установления минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;
- внедрения методов оценки пожарного риска (возникновения пожаров и гибели людей), широко используемых в наиболее развитых странах мира.
В законе установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Дана классификация элементов обеспечения пожарной безопасности, позволяющая собственнику идентифицировать объект защиты и выбрать приемлемый для него способ обеспечения требований пожарной безопасности. При этом система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленных настоящим Федеральным законом и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Федеральный закон устанавливает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.Вводится новая форма оценки соответствия – Декларация пожарной безопасности. Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Собственник самостоятельно определяет путь обоснования выполнения требований Технического регламента. Он может сделать это самостоятельно или заказать проектной или иной специализированной организации.
Достоверность и полнота представленной в декларации информации определяется экспертным советом МЧС России, и в случае, если будет установлено ее несоответствие требованиям Технического регламента, декларация аннулируется в судебном порядке. Эксплуатация объекта защиты без декларации пожарной безопасности законодательно запрещена. Надзор за выполнением требований пожарной безопасности объектов защиты осуществляется органами Государственного пожарного надзора в соответствии с планом проведения надзора за выполнением мероприятий по обеспечению пожарной безопасности с учетом положений декларации пожарной безопасности.
Процедуру проведения надзора регламентирует «Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности», утвержденный приказом МЧС России от 1 октября 2007 г. № 517.
За неисполнение декларации пожарной безопасности предполагается как административная, так и уголовная ответственность (соответствующие предложения по внесению изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в настоящее время разрабатывается МЧС России).
Кроме этого, Федеральный закон:
- Содержит требования к размещению пожароопасных производственных объектов на территории городских и сельских поселений на этапах проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения; устанавливает необходимость и размеры противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями, проходов, проездов и подъездов к зданиям и сооружениям, требования к источникам пожарного водоснабжения. Устанавливает минимальное время оперативного реагирования при пожаре, т.е. время прибытия первого подразделения к месту вызова, для городских поселений – 10 мин., для сельских – 20 мин.
- Определяет требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям на этапах их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, к элементам обеспечения их пожарной безопасности, технической документации на объекты строительства, устанавливает нормативное значение пожарного риска. Определяет общие требования к путям эвакуации, системам оповещения и управления эвакуацией.
- Определяет требования пожарной безопасности к производственным объектам на этапах их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения; к элементам обеспечения их пожарной безопасности, технической документации; устанавливает нормативное значение риска (в том числе индивидуального – как для работников объектов, так и для жителей селитебной зоны), определяет последовательность проведения расчета риска производственного объекта.
- Определяет требования пожарной безопасности к пожарно-технической продукции и к продукции общего назначения.
Установлено, что закон вступает в силу по истечении 9 месяцев со дня его официального опубликования.
Концепция нормирования пожарной безопасности по критерию пожарного риска предусматривает гибкий подход к назначению конкретных противопожарных мероприятий. Так, например, в случае тех или иных пожароопасных производственных объектов возможно уменьшение допустимых расстояний до жилых и общественных зданий при условии повышения требований безопасности к применяемому технологическому оборудованию.
Аналогичным образом могут быть обоснованно снижены требования к пределам огнестойкости строительных конструкций здания при повышении других требований пожарной безопасности (надежность оборудования, снижение количества и уровень пожарной опасности веществ и материалов, применение активных систем противопожарной защиты и т.п.). При этом могут быть сэкономлены значительные финансовые средства при соблюдении требуемого уровня пожарной безопасности, установленного техническим регламентом (непревышение допустимых значений пожарного риска).
Примерами возможного обоснованного сокращения противопожарных расстояний при соблюдении допустимого уровня пожарного риска являются такие объекты, как продуктопровод ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «Хабаровская нефтебаза».
Рис. 2. Пример проекта формы декларации пожарной безопасности для случая 2: если рассчитываются риски
Таким образом, Федеральный закон разработан с учетом комплексного, системного подхода к обеспечению пожарной безопасности объектов защиты.
Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет понятие «нормативные документы по пожарной безопасности», которые включают национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Свод правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе. Разработка и утверждение сводов правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством Российской Федерации.
К сожалению, «Порядок разработки и утверждения сводов правил» до настоящего времени не принят.
В целях реализации Федерального закона, до вступления его в силу, МЧС России необходимо разработать следующие документы:
1. Перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента (утверждается национальным органом по стандартизации).
2. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О перечне национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».
3. Форма, порядок и условия регистрации деклараций пожарной безопасности.
4. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска для различных типов объектов защиты (производственных предприятий, зданий с массовым пребыванием людей и др.).
5. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
6. Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
В настоящее время МЧС России активно разрабатывает документы, обеспечивающие выполнение Технического регламента. Так, существующие нормы пожарной безопасности перерабатываются в национальные стандарты и своды правил. В течение 9 месяцев планируется разработать и утвердить 13 сводов правил и 97 национальных стандартов. Из них 17 документов разрабатываются впервые, а в основе остальных лежат требования норм пожарной безопасности, строительных норм и правил и некоторых других нормативных документов.Все эти документы в процессе разработки будут представляться для общественного обсуждения в электронном виде на сайте ВНИИПО: www.vniipo.ru. В вышепоименованные перечни войдут также существующие стандарты, актуализация которых не требуется.
Одним из наиболее востребованных и перспективных в настоящее время подходов к определению степени пожарной опасности объектов защиты является независимая оценка пожарного риска, или аудит пожарной безопасности. Как уже отмечалось, в соответствии со статьей 144 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», независимая оценка пожарного риска – одна из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
Согласно Техническому регламенту, порядок проведения независимой оценки пожарного риска должен устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые МЧС России предстоит разработать до вступления в силу Технического регламента.
Целью проведения независимой оценки пожарного риска является получение и оценка объективных данных о состоянии безопасности объекта защиты, определяющих уровень ее соответствия установленным требованиям или определенному критерию, а также подготовка акта (заключения) по результатам оценки и предложений по устранению выявленных нарушений требований безопасности.
Под независимой оценкой пожарного риска надо понимать предпринимательскую деятельность по оценке соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов защиты установленным требованиям, которая проводится независимыми экспертными организациями и (или) независимыми экспертами. В случаях проведения независимой оценки пожарного риска мероприятия по надзору в отношении этих объектов защиты органами ГПН не планируются.
Редакция журнала "Алгоритм безопасности" будет продолжать обсуждение Технического регламента на страницах издания в 2009 году. Если у Вас возникают вопросы по данному закону и практике его применения, просим присылать их по адресу redaktor@algoritm.org. Мы постараемся опубликовать ответы на них с комментариями официальных структур.
Источник: журнал "Алгоритм безопасности" №6, 2008
-
Поделиться:
- Подписаться