- 4-01-2020, 19:45
- 5 806
Специальное программное обеспечение расчетов пожарных рисков в зданиях сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности
Цель занятия:
Сформировать представление о порядке и особенностях расчетов пожарных рисков в зданиях сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, специальном программном обеспечение, используемом для таких расчетов.
Сформировать основы знаний по порядку организации и осуществлению деятельности должностных лиц органов ГПН при проведении проверок соблюдения требований пожарной опасности на объектах защиты, для которых проводились расчеты пожарных рисков.
Сформировать и развить высокие государственно-патриотические, профессиональные, нравственные, морально-психологические и культурные качества, личную ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации, высокую дисциплинированность и исполнительность; чувство любви к Родине, своему народу, гордости за службу в МЧС России; устойчивую мотивацию к успешному обучению.
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».
3. Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
4. Федеральный закон от 30.12.2009г. №384-ФЗ «О безопасности зданий и сооружений».
5. Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 г. N 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
6. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. N 272
"О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
7. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
8. Приказ МЧС России от 28.06.2012 года № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».
ВОПРОС 1
«Правовые основы оценки пожарных рисков»
В соответствии с критериями вероятности несоблюдения ЮЛ и ИП на используемых ими ОЗ обязательных требований:
а) ОЗ, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований к категориям значительного (3), среднего (4), умеренного риска (5), подлежат отнесению к категориям среднего (4), умеренного (5) и низкого (6) риска соответственно при соблюдении одного из следующих условий:
- создание в установленном законодательством РФ порядке подразделения ПО для защиты соответствующих объектов (за исключением ДПФ);
- наличие в структуре ЮЛ и у ИП, которые используют ОЗ, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе ГПН или тушения пожаров не менее 5 лет;
- проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- отсутствие при последней плановой проверке нарушений ТПБ.
- наличие в структуре ЮЛ и у ИП, которые используют ОЗ, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе ГПН или тушения пожаров не менее 5 лет;
- проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- отсутствие при последней плановой проверке нарушений ТПБ.
Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ст. ст. 2, 7)).
Ст. 144. Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности (ФЗ № 123-ФЗ)
1. Оценка соответствия ОЗ (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, ТПБ, установленным ФЗ о технических регламентах, нормативными документами по ПБ, и условиям договоров проводится в формах:
1) аккредитации;
2) независимой оценки пожарного риска (аудита ПБ);
3) федерального государственного пожарного надзора;
4) декларирования пожарной безопасности;
5) исследований (испытаний);
6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);
7) приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
8) производственного контроля;
9) экспертизы.
2. Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям ПБ путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами РФ.
1. Оценка соответствия ОЗ (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, ТПБ, установленным ФЗ о технических регламентах, нормативными документами по ПБ, и условиям договоров проводится в формах:
1) аккредитации;
2) независимой оценки пожарного риска (аудита ПБ);
3) федерального государственного пожарного надзора;
4) декларирования пожарной безопасности;
5) исследований (испытаний);
6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);
7) приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
8) производственного контроля;
9) экспертизы.
2. Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям ПБ путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами РФ.
Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. N 304
"Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска"
"Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска"
НОПР включает:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность ОЗ;
б) обследование ОЗ для получения объективной информации о состоянии ПБ ОЗ, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности ОФП, а также для определения наличия условий соответствия ОЗ ТПБ;
в) в случаях, установленных нормативными документами по ПБ, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - расчетов по оценке пожарного риска;
г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты ТПБ либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать ТПБ.
б) обследование ОЗ для получения объективной информации о состоянии ПБ ОЗ, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности ОФП, а также для определения наличия условий соответствия ОЗ ТПБ;
в) в случаях, установленных нормативными документами по ПБ, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - расчетов по оценке пожарного риска;
г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты ТПБ либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать ТПБ.
Результаты проведения независимой оценки ПР оформляются в виде заключения о НОПР, направляемого (вручаемого) собственнику на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заключение, созданное в форме электронного документа, направляется собственнику на адрес электронной почты, указанный в договоре, или иным способом в порядке, установленном договором, подтверждающим факт направления заключения.
Заключение, созданное в форме электронного документа, направляется собственнику на адрес электронной почты, указанный в договоре, или иным способом в порядке, установленном договором, подтверждающим факт направления заключения.
В заключении указываются:
а) наименование и адрес экспертной организации;
б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска;
в) реквизиты собственника;
г) описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска;
д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;
е) результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 4 настоящих Правил;
ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения - рекомендации о принятии мер, предусмотренных подпунктом "г" пункта 4 настоящих Правил.
а) наименование и адрес экспертной организации;
б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска;
в) реквизиты собственника;
г) описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска;
д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;
е) результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 4 настоящих Правил;
ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения - рекомендации о принятии мер, предусмотренных подпунктом "г" пункта 4 настоящих Правил.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения, или в структурное подразделение специального или воинского подразделения ФПС, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО, особо важных и режимных организациях.
В случае если заключение создано на бумажном носителе, копия такого заключения направляется по желанию заявителя в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", официального сайта уполномоченной экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии технической возможности) или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления заключения.
В случае если заключение создано в форме электронного документа, такое заключение направляется в указанные в настоящем пункте органы с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", официального сайта уполномоченной экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии технической возможности) или иным способом, подтверждающим факт направления заключения.
В случае если заключение создано в форме электронного документа, такое заключение направляется в указанные в настоящем пункте органы с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", официального сайта уполномоченной экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии технической возможности) или иным способом, подтверждающим факт направления заключения.
Зарегистрированные и внесенные в базу данных копии заключений, имеющие вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и соответствующие требованиям Правил, учитываются при планировании или проведении проверок объектов защиты по соблюдению требований пожарной безопасности в соответствии с пунктами 48, 63 и 68
Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности
(утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644).
п. 48 приказа МЧС России от 30.11.2016 г. N 644:
… В случае поступления заключения НОР до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, проверяется соответствие указанного заключения требованиям Правил оценки. При выявлении несоответствия заключения НОР установленным Правилам оценки заключение НОР направляется на доработку с указанием конкретных недостатков. При повторном поступлении заключения НОР проверяется только устранение ранее указанных недостатков.
В случае принятия заключения НОР до утверждения ежегодного плана проверки в отношении таких объектов защиты планируются:
по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска;
по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации N 944.
Орган ГПН не вправе оценивать достоверность заключения НОР на объекте защиты.
п. 63 приказа МЧС России от 30.11.2016 г. N 644:
В случае проведения расчета по оценке пожарного риска на ОЗ проверяется:
- соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования;
- соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными ПП РФ N 272.
В случае выявления в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на ОЗ предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение ТПБ, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия ОЗ ТПБ, плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения ТПБ, установленных Федеральным законом N 123-ФЗ.
При несоответствии результатов расчета по оценке пожарного риска на ОЗ лицом (лицами), проводящим (проводящими) проверку, выносится в письменном виде мотивированное решение с указанием причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на ОЗ предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия ОЗ ТПБ.
При устранении в период проведения плановой проверки причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на ОЗ предъявляемым требованиям и (или) выполнение мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия ОЗ ТПБ проверяется только устранение ранее указанных в письменном мотивированном решении недостатков.
В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям и (или) выполненные мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия ОЗ ТПБ, осуществляется проверка в соответствии с подпунктами 2 - 11 пункта 62 настоящего Административного регламента.
В случае проведения расчета по оценке пожарного риска на ОЗ проверяется:
- соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования;
- соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными ПП РФ N 272.
В случае выявления в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на ОЗ предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение ТПБ, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия ОЗ ТПБ, плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения ТПБ, установленных Федеральным законом N 123-ФЗ.
При несоответствии результатов расчета по оценке пожарного риска на ОЗ лицом (лицами), проводящим (проводящими) проверку, выносится в письменном виде мотивированное решение с указанием причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на ОЗ предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия ОЗ ТПБ.
При устранении в период проведения плановой проверки причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на ОЗ предъявляемым требованиям и (или) выполнение мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия ОЗ ТПБ проверяется только устранение ранее указанных в письменном мотивированном решении недостатков.
В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям и (или) выполненные мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия ОЗ ТПБ, осуществляется проверка в соответствии с подпунктами 2 - 11 пункта 62 настоящего Административного регламента.
ВОПРОС 2
«Пожарный риск. Методы расчетов пожарных рисков.
Экспресс-калькулятор пожарного риска»
«Пожарный риск. Методы расчетов пожарных рисков.
Экспресс-калькулятор пожарного риска»
Техническое регулирование
Безопасность - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ст. 2 №184-ФЗ).
Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда (ст. 2 №184-ФЗ).
Допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий.
Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда (ст. 2 №184-ФЗ).
Допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий.
Значения индивидуального риска, связанного с гибелью от "неестественных причин" в России
- частота пожаров (количество пожаров в год в расчете на 1 тыс. человек населения) - 1,48 / 1,18;
- индивидуальный риск (количество пострадавших при пожарах людей в год в расчете на численность населения) – 11,6·10-5 / 8,4·10-5.
Несмотря на достигнутые успехи в области обеспечения пожарной безопасности, в Российской Федерации продолжает оставаться высоким индивидуальный пожарный риск (8,4·10-5). Для сравнения показатель индивидуального пожарного риска в США составляет 9,8·10-6, в Германии – 5,1·10-6, в Великобритании – 7,8 ·10-6, во Франции – 6,2 ·10-6.
Дальнейшее снижение пожарных рисков в Российской Федерации соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 N 1481 (ред. от 14.02.2015)
"О федеральной целевой программе «ПБ в РФ на период до 2017 г."
"О федеральной целевой программе «ПБ в РФ на период до 2017 г."
При реализации 1-го варианта предполагаются следующие базовые параметры пожарных рисков в 2017 г. (при расчете на 1 год) по сравнению с их значениями в 2011 г.:
- частота пожаров - 1,02 (сокращение на 13,2 процента);
- индивидуальный риск - 5,3 · 10-5.
Такие параметры позволят добиться следующих результатов:
- количество зарегистрированных пожаров сократится на 13,2 % (не более 146 тыс. пожаров в год);
- количество населения, погибшего на пожарах, сократится на 36,9 % (не более 7,6 тыс. человек в год);
- количество населения, получившего травмы на пожарах, сократится на 29,6 % (не более 8,7 тыс. человек в год);
- экономический ущерб от пожаров сократится на 29,9 % (не более 41,5 млрд. рублей в год);
- количество населения, спасенного на пожарах, увеличится на 27,8 % (до 110,5 тыс. человек в год);
- доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, в общем количестве населенных пунктов составит не более 2,4 процента.
- частота пожаров - 1,02 (сокращение на 13,2 процента);
- индивидуальный риск - 5,3 · 10-5.
Такие параметры позволят добиться следующих результатов:
- количество зарегистрированных пожаров сократится на 13,2 % (не более 146 тыс. пожаров в год);
- количество населения, погибшего на пожарах, сократится на 36,9 % (не более 7,6 тыс. человек в год);
- количество населения, получившего травмы на пожарах, сократится на 29,6 % (не более 8,7 тыс. человек в год);
- экономический ущерб от пожаров сократится на 29,9 % (не более 41,5 млрд. рублей в год);
- количество населения, спасенного на пожарах, увеличится на 27,8 % (до 110,5 тыс. человек в год);
- доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, в общем количестве населенных пунктов составит не более 2,4 процента.
Основные понятия (ст. 2 №123-ФЗ)
• индивидуальный пожарный риск - пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара;
• социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара.
• социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара.
ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОЖАРНОГО РИСКА
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется. (но может быть произведен).
ч. 6. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
ч. 7. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 272
"О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска"
(вместе с "Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска")
Настоящие Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", при составлении декларации пожарной безопасности.
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска
Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
При проведении расчета по оценке социального пожарного риска учитывается степень опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более (п. 4).
Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России (п. 5).
Методики, предусмотренные пунктом 5 Правил, подлежат опубликованию в печатном издании МЧС России и размещению в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на период их действия (п. 6).
Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:
а) наименование использованной методики, предусмотренной пунктом 5 Правил;
б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;
г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Приказ МЧС России от 30.06.2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчётных величин пожарного риска в зданиях сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» с изменениями, внесенными приказом МЧС РФ от 12.12.2011 N 749.
ОБЛАСТЬ ДЕЙСТВИЯ МЕТОДИКИ (Приказ 382)
1. Настоящая методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности (далее - Методика) устанавливает порядок определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках (далее - здание) и распространяется на здания классов функциональной пожарной опасности:
1.1. Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в т/ч:
а) Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
б) Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
в) Ф1.3 - многоквартирные жилые дома;
г) Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные;
1.2. Ф2 - здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в т/ч:
а) Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях;
б) Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
в) Ф2.3 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей на открытом воздухе;
г) Ф2.4 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе;
1.3. Ф3 - здания организаций по обслуживанию населения, в том числе:
а) Ф3.1 - здания организаций торговли;
б) Ф3.2 - здания организаций общественного питания;
в) Ф3.3 - вокзалы;
г) Ф3.4 - поликлиники и амбулатории;
д) Ф3.5 - помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;
е) Ф3.6 - физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани;
1.4. Ф4 - здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе:
а) Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
б) Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования;
в) Ф4.3 - здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов;
г) Ф4.4 - здания пожарных депо;
1.5. Ф5 - пожарные отсеки производственного или складского назначения с категорией помещений по взрывопожарной и пожарной опасности В1-В4, Г, Д, входящие в состав зданий с функциональной пожарной опасностью Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, в том числе Ф5.2 - стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта.
Определение расчетных величин пожарного риска
Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности зданий;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий.
а) Анализ пожарной опасности зданий
Для проведения анализа пожарной опасности осуществляется сбор данных о здании, который включает:
• объемно-планировочные решения (наличие многосветных пространств, коридорной планировки, этажность, типы лестничных клеток, противопожарных преград);
• теплофизические характеристики ограждающих конструкций и размещенного оборудования (оконные или дверных остекленных проемы, также необходимо указать нормально открытые в окружающую среду проемы. Для крупных зданий, с большими расчетными временами эвакуации, могут оказать влияние огнестойкость ограждающих конструкций. Например, отделяющие помещение очага пожара от вестибюля, через который осуществляется эвакуация людей);
• объемно-планировочные решения (наличие многосветных пространств, коридорной планировки, этажность, типы лестничных клеток, противопожарных преград);
• теплофизические характеристики ограждающих конструкций и размещенного оборудования (оконные или дверных остекленных проемы, также необходимо указать нормально открытые в окружающую среду проемы. Для крупных зданий, с большими расчетными временами эвакуации, могут оказать влияние огнестойкость ограждающих конструкций. Например, отделяющие помещение очага пожара от вестибюля, через который осуществляется эвакуация людей);
• вид (ТГМ, ЛВЖ, оценка опасности по аналитическим соотношениям), количество и размещение горючих веществ и материалов (описывается удельное количество пожарной нагрузки в помещениях, оказывает существенное влияние на динамику ОФП, если нагрузки не достаточно для достижения на начальной стадии пожара критических значений ОФП);
• количество и места вероятного размещения людей (может учитываться для Объектов, массовое пребывание людей на которых носит эпизодический, кратковременный характер (театры));
• д) системы пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей (Различный набор систем для разных частей здания, может влиять на построение сценария, или обуславливать необходимость учета в одном сценарии минимального набора ТСПЗ).
• На основании полученных данных производится анализ пожарной опасности здания, при этом учитывается:• возможная динамика развития пожара (моделирование ОФП);
• состав и характеристики системы противопожарной защиты (набор ТСПЗ оказывающих влияние на величину ПР, в т.ч. тип СОУЭ);
• возможные последствия воздействия пожара на людей (возможность безопасной эвакуации (п.18 Методики) и конструкции здания (возможность распространения пожара через ограждающие и обрушения несущих конструкций здания).
б) Определение частоты реализации пожароопасных ситуаций
РАСЧЕТНАЯ ВЕЛИЧИНА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЖАРНОГО РИСКА
КОЭФФИЦИЕНТ АУПТ(КАП,i)
Значение параметра КАП,i принимается равным КАП,i = 0,9, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
• здание оборудовано системой АУП, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
• оборудование здания системой АУП не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В остальных случаях КАП,i принимается равной нулю.
• здание оборудовано системой АУП, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
• оборудование здания системой АУП не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В остальных случаях КАП,i принимается равной нулю.
КОЭФФИЦИЕНТ ТСПЗ (КПЗ)
КОЭФФИЦИЕНТЫ СПС (Кобн) и СОУЭ (КСОУЭ)
РАСЧЕТНАЯ ВЕЛИЧИНА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПР
ВОПРОС № 3
«Программные продукты для определения параметров эвакуации людей из зданий и сооружений»
ВОПРОС № 4
Определение расчетного времени эвакуации людей из зданий с использованием специального программного обеспечения.
ВОПРОС № 5
Определение необходимого времени эвакуации людей из зданий с использованием специального программного обеспечения.
Вероятность эвакуации РЭ
Построение полей опасных факторов пожара
для различных сценариев его развития
Для построения полей опасных факторов пожара проводится экспертный выбор сценария или сценариев пожара, при которых ожидаются наихудшие последствия для находящихся в здании людей (п.17 Методики).
Формулировка сценария развития пожара включает в себя следующие этапы:
• выбор места нахождения первоначального очага пожара и закономерностей его развития;
• задание расчетной области (выбор рассматриваемой при расчете системы помещений, определение учитываемых при расчете элементов внутренней структуры помещений, состояния проемов);
• задание параметров окружающей среды и начальных значений параметров внутри помещений (по данным строительной климатологии и технологической части проекта).
Формулировка сценария развития пожара включает в себя следующие этапы:
• выбор места нахождения первоначального очага пожара и закономерностей его развития;
• задание расчетной области (выбор рассматриваемой при расчете системы помещений, определение учитываемых при расчете элементов внутренней структуры помещений, состояния проемов);
• задание параметров окружающей среды и начальных значений параметров внутри помещений (по данным строительной климатологии и технологической части проекта).
ВЫБОР МЕСТА НАХОЖДЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОЧАГА
ПОЖАРА И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЕГО РАЗВИТИЯ
В качестве сценариев с наихудшими условиями пожара следует рассматривать сценарии, характеризуемые наиболее затрудненными условиями эвакуации людей и (или) наиболее высокой динамикой нарастания ОФП, а именно пожары:
• в помещениях, рассчитанных на единовременное присутствие 50 и более человек;
• в системах помещений, в которых из-за распространения ОФП возможно быстрое блокирование путей эвакуации (коридоров, эвакуационных выходов и т.д.). При этом очаг пожара выбирается в помещении малого объема вблизи от одного из эвакуационных выходов либо в помещении с большим количеством горючей нагрузки, характеризующейся высокой скоростью распространения пламени;
• в помещениях и системах помещений атриумного типа;
• в системах помещений, в которых из-за недостаточной пропускной способности путей эвакуации возможно возникновение продолжительных скоплений людских потоков.
• в помещениях, рассчитанных на единовременное присутствие 50 и более человек;
• в системах помещений, в которых из-за распространения ОФП возможно быстрое блокирование путей эвакуации (коридоров, эвакуационных выходов и т.д.). При этом очаг пожара выбирается в помещении малого объема вблизи от одного из эвакуационных выходов либо в помещении с большим количеством горючей нагрузки, характеризующейся высокой скоростью распространения пламени;
• в помещениях и системах помещений атриумного типа;
• в системах помещений, в которых из-за недостаточной пропускной способности путей эвакуации возможно возникновение продолжительных скоплений людских потоков.
В помещении, имеющем два и более эвакуационных выхода, очаг пожара следует размещать вблизи выхода, имеющего наибольшую пропускную способность. При этом данный выход считается блокированным с первых секунд пожара и при определении расчетного времени эвакуации не учитывается.
В помещении с одним эвакуационным выходом время блокирования выхода определяется расчетом.
Сценарии пожара, не реализуемые при нормальном режиме эксплуатации объекта (теракты, поджоги, хранение горючей нагрузки, не предусмотренной назначением объекта и т.д.), не рассматриваются.
Порядок проведения расчета и математические модели для определения времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара
Производится экспертный выбор сценария или сценариев пожара, при которых ожидаются наихудшие последствия для находящихся в здании людей.
Формулировка сценария развития пожара включает в себя следующие этапы:
• выбор места нахождения первоначального очага пожара и закономерностей его развития;
• задание расчетной области (выбор рассматриваемой при расчете системы помещений, определение учитываемых при расчете элементов внутренней структуры помещений, задание состояния проемов);
• задание параметров окружающей среды и начальных значений параметров внутри помещений.
Формулировка сценария развития пожара включает в себя следующие этапы:
• выбор места нахождения первоначального очага пожара и закономерностей его развития;
• задание расчетной области (выбор рассматриваемой при расчете системы помещений, определение учитываемых при расчете элементов внутренней структуры помещений, задание состояния проемов);
• задание параметров окружающей среды и начальных значений параметров внутри помещений.
Выбор места нахождения очага пожара
Выбор места нахождения очага пожара производится экспертным путем. При этом учитывается количество горючей нагрузки, ее свойства и расположение, вероятность возникновения пожара, возможная динамика его развития, расположение эвакуационных путей и выходов.
Наиболее часто при расчетах рассматриваются три основных вида развития пожара:
• круговое распространение пожара по твердой горючей нагрузке,
• линейное распространение пожара по твердой горючей нагрузке,
• неустановившееся горение горючей жидкости.
Наиболее часто при расчетах рассматриваются три основных вида развития пожара:
• круговое распространение пожара по твердой горючей нагрузке,
• линейное распространение пожара по твердой горючей нагрузке,
• неустановившееся горение горючей жидкости.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТА
Выбирается метод моделирования:
• формулируется математическая модель, соответствующая данному сценарию;
• производится моделирование динамики развития пожара.
На основании полученных результатов рассчитывается время достижения каждым из опасных факторов пожара предельно допустимого значения на путях эвакуации.
• формулируется математическая модель, соответствующая данному сценарию;
• производится моделирование динамики развития пожара.
На основании полученных результатов рассчитывается время достижения каждым из опасных факторов пожара предельно допустимого значения на путях эвакуации.
Критическое время по каждому из опасных факторов пожара
Определяется как время достижения конкретным фактором предельно допустимого значения на путях эвакуации на высоте 1,7 м от пола.
Предельно допустимые значения по каждому из ОФП:
• по повышенной температуре - 70°С;
• по тепловому потоку - 1400 Вт/м.кв;
• по потере видимости - 20 м (для случая, когда оба горизонтальных линейных размера помещения меньше 20 м, предельно допустимое расстояние по потере видимости следует принимать равным наибольшему горизонтальному линейному размеру);
• по пониженному содержанию кислорода - 0,226 ;
• по каждому из токсичных газообразных продуктов горения.
Предельно допустимые значения по каждому из ОФП:
• по повышенной температуре - 70°С;
• по тепловому потоку - 1400 Вт/м.кв;
• по потере видимости - 20 м (для случая, когда оба горизонтальных линейных размера помещения меньше 20 м, предельно допустимое расстояние по потере видимости следует принимать равным наибольшему горизонтальному линейному размеру);
• по пониженному содержанию кислорода - 0,226 ;
• по каждому из токсичных газообразных продуктов горения.
Время блокирования
Классификация и область применения
методов математического моделирования пожара
Для описания термогазодинамических параметров пожара применяются три основных группы детерминистических моделей: интегральные, зонные (зональные) и полевые.
Выбор конкретной модели расчета времени блокирования путей эвакуации следует осуществлять исходя из определенных предпосылок.
интегральный метод:
• для зданий, содержащих развитую систему помещений малого объема простой геометрической конфигурации;
• для помещений, где характерный размер очага пожара соизмерим с характерными размерами помещения и размеры помещения соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз);
• для предварительных расчетов с целью выявления наиболее опасного сценария пожара;
• для помещений, где характерный размер очага пожара соизмерим с характерными размерами помещения и размеры помещения соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз);
• для предварительных расчетов с целью выявления наиболее опасного сценария пожара;
зонный (зональный) метод:
• для помещений и систем помещений простой геометрической конфигурации, линейные размеры которых соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз), когда размер очага пожара существенно меньше размеров помещения;
• для рабочих зон, расположенных на разных уровнях в пределах одного помещения (наклонный зрительный зал кинотеатра, антресоли и т.д);
полевой метод:
• для помещений сложной геометрической конфигурации, а также помещений с большим количеством внутренних преград (атриумы с системой галерей и примыкающих коридоров, многофункциональные центры со сложной системой вертикальных и горизонтальных связей и т.д.);
• для помещений, в которых один из геометрических размеров гораздо больше (меньше) остальных (тоннели, закрытые автостоянки большой площади и.т.д.);
• для иных случаев, когда применимость или информативность зонных и интегральных моделей вызывает сомнение (уникальные сооружения, распространение пожара по фасаду здания, необходимость учета работы систем противопожарной защиты, способных качественно изменить картину пожара, и т.д.).
особенности:
• При использовании интегральной и зонной моделей для помещения, один из линейных размеров которого более чем в пять раз превышает хотя бы один из двух других линейных размеров, необходимо это помещение делить на участки, размеры которых соизмеримы между собой, и рассматривать участки как отдельные помещения, сообщающиеся проемами, площадь которых равна площади сечения на границе участков.
• Использование аналогичной процедуры в случае, когда два линейных размера превышают третий более чем в 5 раз не допускается.
по повышенной температуре:
по потере видимости:
по пониженному содержанию кислорода:
по каждому из газообразных токсичных продуктов горения:
параметр Z вычисляют по формуле:
высота рабочей зоны:
параметры А и n вычисляют так:
для случая горения жидкости с установившейся скоростью:
для кругового распространения пожара:
для вертикальной или горизонтальной поверхности горения в виде прямоугольника, одна из сторон которого увеличивается в двух направлениях за счет распространения пламени (например, распространение огня в горизонтальном направлении по занавесу после охвата его пламенем по всей высоте):
Из полученных в результате расчетов значений критической продолжительности пожара выбирается минимальное:
Необходимое время эвакуации людей (tнб), мин, из помещений Объекта рассчитывают по формуле:ООО «Научно-исследовательский институт пожарной безопасности», ФГБУН Институт вычислительного моделирования Сибирского отделения РАН, ФГБУН Институт теплофизики им. Кутателадзе Сибирского отделения РАН разработан программный комплекс «Енисей».
Программный комплекс «Енисей» включает в себя компьютерный программный модуль «СИГМА ПБ», который предназначен для выполнения расчетов распространения опасных факторов пожара и эвакуации из многоэтажных зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности.
-
Поделиться:
- Подписаться