- 13-01-2020, 13:50
- 1 291
О предложениях страхового сообщества по страхованию ответственности в отношении объектов с массовым пребыванием людей
Тема ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу физических лиц (потерпевших) в результате пожара поднимается после каждого резонансного трагического события.
Существующие проблемы с безопасностью объектов
Информация из отчета МЧС за 2017 год:- за три последних года снижено количество контрольных проверок в три раза, а более 700 тыс. объектов низкой категории риска выведено из сферы государственного надзора. В то же время более чем в 2,5 раза сокращено количество внеплановых надзорных мероприятий.
- в 2017 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 133 077 пожаров, на которых погибло 7 824 чел. и получили травмы 9 361 чел., в том числе на объектах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц, осуществляющих самостоятельный учет пожаров и их последствий.
- в 2017 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 133 077 пожаров, на которых погибло 7 824 чел. и получили травмы 9 361 чел., в том числе на объектах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц, осуществляющих самостоятельный учет пожаров и их последствий.
Согласно представленной в СМИ информации по итогам проведенных МЧС России и
Прокуратурой в 2018 году проверок торговых и торгово-развлекательных комплексов, музеев, галерей, библиотек, магазинов, ресторанов, гостиниц, больниц, выставочных и спортивных комплексов, концертных залов выявлено:
- отсутствие систем дымоудаления, автоматизированных систем, включающих оповещение и отключающих общую вентиляцию, звуковых и световых оповещателей, загромождение путей эвакуации, отсутствие подъездов пожарной техники к объектам, отделка горючими материалами помещений и путей эвакуации, просроченные огнетушители и т.п.
- более чем на 2-х тысячах объектов персонал не обучен мерам пожарной безопасности.
Прокуратурой в 2018 году проверок торговых и торгово-развлекательных комплексов, музеев, галерей, библиотек, магазинов, ресторанов, гостиниц, больниц, выставочных и спортивных комплексов, концертных залов выявлено:
- отсутствие систем дымоудаления, автоматизированных систем, включающих оповещение и отключающих общую вентиляцию, звуковых и световых оповещателей, загромождение путей эвакуации, отсутствие подъездов пожарной техники к объектам, отделка горючими материалами помещений и путей эвакуации, просроченные огнетушители и т.п.
- более чем на 2-х тысячах объектов персонал не обучен мерам пожарной безопасности.
Текущая модель возмещения вреда пострадавшим
Для изменения ситуации
Всероссийский союз страховщиков предлагает
Всероссийский союз страховщиков предлагает
На законодательном уровне:
1. рассмотреть возможность установления четкой и понятной обязанности собственника объекта с массовым пребыванием людей возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу физических лиц (потерпевших) в результате пожара.
1. рассмотреть возможность установления четкой и понятной обязанности собственника объекта с массовым пребыванием людей возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу физических лиц (потерпевших) в результате пожара.
Собственник объекта – лицо, которое не нужно устанавливать:
• собственник возмещает вред потерпевшему и уже сам взыскивает понесенные расходы с причинителя вреда;
• пострадавшие и родственники погибших не зависят от установления виновника происшедшего;
• все разбирательства переносятся в плоскость предпринимательской деятельности.
• собственник возмещает вред потерпевшему и уже сам взыскивает понесенные расходы с причинителя вреда;
• пострадавшие и родственники погибших не зависят от установления виновника происшедшего;
• все разбирательства переносятся в плоскость предпринимательской деятельности.
2. Предусмотреть систему страховой защиты посетителей объектов с массовым пребыванием людей и ответственности собственников объектов с массовым пребыванием людей: для собственника объекта предоставить возможность застраховать свою ответственность и при наступлении негативных последствий через страховую компанию компенсировать пострадавшим их потери.
• есть договор страхования – работает договор страхования; нет договора страхования – собственник платит самостоятельно; в размере не ниже законодательно установленного лимита страховой выплаты;
• отсутствие страхового полиса должно быть основанием для проведения внеплановой проверки МЧС России и наложения штрафа;
• возможно, целесообразно установить санкции вплоть до приостановки эксплуатации объекта через решение суда*.
• отсутствие страхового полиса должно быть основанием для проведения внеплановой проверки МЧС России и наложения штрафа;
• возможно, целесообразно установить санкции вплоть до приостановки эксплуатации объекта через решение суда*.
*) Перечень указанных мер воздействия может быть расширен в случае принятия законопроекта №518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственног о пожарного надзора», расширяющего полномочия МЧС России.
Условия страхования
Плюсы предлагаемого подхода
Внедрение механизмов страхования позволит использовать не только меры административного принуждения, но и экономические стимулы:
• Страховщик сможет выполнять функции дополнительного контроля: проведение страховщиками не реже одного раза в год дополнительного аудита состояния объектов по перечню нарушений (чек-листу), согласованному с МЧС России и отказ от страхования объекта, не отвечающего требованиям безопасности (выявление, фиксация и информирование надзорного органа о критических недостатках в обеспечении пожарной защиты).
• Стоимость страховой услуги будет зависеть от уровня противопожарной защиты объекта: установление размера страховой премии в зависимости от эффективности/качества используемого материалов и оборудования (чем эффективнее оборудование, тем меньше размер страховой премии).
Лимиты страховых выплат
*) Предлагается установить в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 15.11.2012 № 1164 "Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего".Контроль и стимулирующие меры
-
Поделиться:
- Подписаться