- 29-01-2020, 13:58
- 1 955
Проблемные вопросы развития института независимой оценки пожарного риска и пути их решения
Условия соответствия объекта защиты
требованиям пожарной безопасности
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
(статья 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)
Комментарий: пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из условий, каждое из которых предусматривает выполнение в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании". Различаются эти условия лишь по второй составляющей: либо пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных данным Законом (п. 1); либо в полном объеме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности (п. 2).
Что это такое?
Независимая оценка пожарного риска (далее - НОР) - одна из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров, которая проводится на основании договора между собственником объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска.
(ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 2 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 № 304)
Нормативно-правовые акты,
регламентирующие деятельность по НОР
регламентирующие деятельность по НОР
1. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 № 304 «Об утверждении правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
3. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
4. Приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
5. Приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».
6. Приказ МЧС России от 25.11.2009 № 660 «Об утверждении порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
7. Приказ МЧС РФ от 22.06.2010 № 288 «Об утверждении Положения о комиссии МЧС России по добровольной аккредитации экспертных организаций в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска и Положения о квалификационной комиссии МЧС России по проверке соответствия должностных лиц, проводящих независимую оценку пожарного риска, предъявляемым требованиям».
8. Приказ МЧС России 28.06.12 № 375 «Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (п. 31, 47).
2. Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 № 304 «Об утверждении правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
3. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
4. Приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
5. Приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».
6. Приказ МЧС России от 25.11.2009 № 660 «Об утверждении порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
7. Приказ МЧС РФ от 22.06.2010 № 288 «Об утверждении Положения о комиссии МЧС России по добровольной аккредитации экспертных организаций в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска и Положения о квалификационной комиссии МЧС России по проверке соответствия должностных лиц, проводящих независимую оценку пожарного риска, предъявляемым требованиям».
8. Приказ МЧС России 28.06.12 № 375 «Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (п. 31, 47).
Участники независимой оценки пожарного риска
• Экспертные организации, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аккредитованные в установленном порядке);
• Специалисты (пожарный аудитор), имеющие квалификационное свидетельство;
• Заказчик НОР (собственник или иной законный владелец объекта защиты);
• Органы государственного пожарного надзора;
• ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России»;
• Учебные центры, подготавливающие специалистов;
• Научно-исследовательские центры, разрабатывающие нормативные документы по НОР и требования по пожарной безопасности;
• Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности.
Преимущества при проведении НОР
• Собственник получает объективную информацию о состоянии пожарной безопасности на объекте;
• При обнаружении нарушений на объекте защиты, разрабатываются меры по их устранению;
• Снижение риска возникновение пожара на объекте защиты и как следствие уверенность собственника в безопасности имущества;
• Снижение затрат собственника на обеспечение пожарной безопасности (оптимизация затрат);
• Стоимость услуг по НОР (при наличии подтверждения расходов) в целях налогообложения прибыли учитывается в расходах организации (Письмо УФНС России по г. Москве от 23.05.13 № 16-15/051272С);
• Наличие доказательства соответствия объекта требованиям пожарной безопасности перед государственными органами;
• Особый порядок осуществления государственного пожарного надзора, (освобождение от плановых проверок объектов, имеющих положительное заключение независимой оценки рисков в области пожарной безопасности);
• Возможность исключения из предписаний ГПН требований, направленных на обеспечение условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, при наличии соответствующего комплекса мероприятий (Письмо МЧС России от 12.04.13 № 19-3-1-1548);
• Обретение поверенного в отношениях с ГПН (личный пожарный адвокат).
Стадия планирования проверок ГПН
«Планирование проверок осуществляется на основе анализа обстановки с пожарами…, сведений о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (далее - НОР)…»
«В случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются:
- по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности;
- по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты.
«Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте защиты.»
Пункт 31 приказа МЧС России от 28.06.2012 N 375 (ред. от 21.04.2014) "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».
Не принятие органами ГПН к сведению заключений НОР, поступивших на стадии планирования проверок, является прямым нарушением Административного регламента (Письмо МЧС России от 09.08.2013 № 19-3-1-3329).
Плановые проверки
При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:
1) выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
В случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и с вынесением мотивированного решения лица (лиц), проводящего (проводящих) проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.
В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям осуществляется проверка следующих пунктов:
2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;
6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;
9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;
11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Пункт 43 приказа МЧС России от 28.06.2012 N 375 (ред. от 21.04.2014) "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»
Внеплановые проверки
При проведении внеплановых проверок по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 47 Приказа МЧС № 375, в случае поступления заключения НОР с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности копия данного заключения прилагается к заявлению.
Пункт 47 приказа МЧС России от 28.06.2012 N 375 (ред. от 21.04.2014) "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».
Независимая оценка пожарного риска включает в себя
1. Анализ документов, характеризующих пожарную безопасность объекта защиты.
2. Обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
3. а) Проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз (в случаях установленных нормативными документами по пожарной безопасности);
б) Расчеты по оценке пожарного риска (в случаях, установленных 123-ФЗ).
4. а) Подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
б) Разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности (в случаях невыполнения таких условий).
5. Оформление заключения о независимой оценке пожарного риска.
(Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 № 304, пункт 4)
2. Обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
3. а) Проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз (в случаях установленных нормативными документами по пожарной безопасности);
б) Расчеты по оценке пожарного риска (в случаях, установленных 123-ФЗ).
4. а) Подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
б) Разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности (в случаях невыполнения таких условий).
5. Оформление заключения о независимой оценке пожарного риска.
(Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 № 304, пункт 4)
Заключение НОР
1. Результаты проведения НОР оформляются в виде заключения и направляются собственнику в следующих формах:
а) на бумажном носителе;
в) электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной подписью.
2. Заключение НОР содержит должно содержать:
а) наименование и адрес экспертной организации;
б) дату и номер договора, на основании которого проведена НОР;
в) реквизиты собственника;
г) описание объекта защиты, в отношении которого проводилась НОР;
д) ФИО лиц, участвовавших в проведении НОР;
е) результаты проведения НОР;
ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, либо в случае невыполнения условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности - рекомендации о принятии мер по обеспечению выполнению условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
3. Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими НОР, утверждается руководителем экспертной организации и и скрепляется ее печатью.
4. Экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России в течение 5 рабочих дней после утверждения.
Регистрация заключений и их учет
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения, или в структурное подразделение специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.
В случае если заключение создано в форме электронного документа, такое заключение направляется в указанные в настоящем пункте органы с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", официального сайта уполномоченной экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии технической возможности) или иным способом, подтверждающим факт направления заключения.
У экспертной организации (собственника) должно быть подтверждение, что заключение направлялось в МЧС.
Реестр заключений НСОПБ
Открытость реестра НСОПБ позволит должностным лицам МЧС при планировании проверок не пропустить заключение НОР.
Наши представители по субъектам РФ проследят, что бы заключение не потерялось, а ваша организация не попала в план проверок.
Наши представители по субъектам РФ проследят, что бы заключение не потерялось, а ваша организация не попала в план проверок.
Ответственность сторон НОР
Ответственность экспертных организаций и экспертов:
1. Ответственность перед заказчиком на основании договора;
2. Ответственность эксперта перед своей организацией;
3. Административная и уголовная ответственность эксперта, привлекаемого в качестве такового для участия в судебном процессе;
4. Дополнительное обеспечение ответственности за счет средств компенсационного фонда, в случае если эксперт является членом СРО.
Ответственность собственников и иных лиц:
1. Нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).
Штраф от 150 000 до 200 000 руб., приостановление деятельности до 90 дней;
2. Неисполнение законного предписания ГПН (ст. 19.5 КоАП РФ).
Штраф от 70 000 до 100 000 руб.;
3. Статья 219 Уголовного кодекса РФ:
1) Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
2) То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
3) Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
-
Поделиться:
- Подписаться