- 13-02-2020, 14:57
- 1 748
Нормирование требований по предоставлению услуг по независимой оценке пожарного риска путем стандартизации на базе ТК 001 «Производственные услуги»
ответственный секретарь ТК 001 «Производственные услуги»,
эксперт НСОПБ
Москва, 26 ноября 2014 года
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» утвердило в соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска, вступившие в силу с 1 мая 2009 г.
Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных этим Федеральным законом при составлении декларации пожарной безопасности.
Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
При проведении расчета по оценке социального пожарного риска учитывается степень опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более.
Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Методики, предусмотренные пунктом 5 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риск, подлежат опубликованию в печатном издании Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и размещению в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на период их действия.
Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:
а) наименование использованной методики, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил;
б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;
г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 304 утверждены Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
Правила устанавливают порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) (далее - объект защиты) требованиям пожарной безопасности, установленным Федеральным законом «О техническом регулировании», Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативными документами по пожарной безопасности, по методикам независимой оценки пожарного риска.
Независимая оценка пожарного риска, в соответствие с этими Правилами проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (далее - собственник) и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (далее - экспертная организация).
Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Экспертная организация, по утвержденным Правительством Российской Федерации Правилам, не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты:
а) на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
б) который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
Независимая оценка пожарного риска включает следующее:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", - расчетов по оценке пожарного риска;
г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее - заключение), направляемого (вручаемого) собственнику.
В заключении указываются:
а) наименование и адрес экспертной организации;
б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска;
в) реквизиты собственника;
г) описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска;
д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;
е) результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 4 утверждённых Правительством Российской Федерации Правил;
ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения - рекомендации о принятии мер, предусмотренных подпунктом "г" пункта 4 этих Правил.
Заключение, по Правилам оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, должно подписываться должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждаться руководителем экспертной организации и скрепляться печатью экспертной организации.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения, по утверждённым Правительством Российской Федерации Правилам, экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.
Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности (далее - НСОПБ) - экспертная организация, привлекаемая Росаккредитацией для проведения проверок, аккредитованная в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в МЧС России (Рег. № ДНД- АК.ПБ/ГО/ЧС.СВ.00006) и аккредитованная в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность в Минюсте России (Рег. № 1326) работает с 2010 года.
Основные направления деятельности НСОПБ: техническое регулирование и стандартизация, саморегулирование в области пожарной безопасности, независимая оценка рисков, создание и совершенствование деятельности Системы добровольной сертификации НСОПБ, а также участие в работе по аккредитации, проводимой в Российской Федерации.
В целях нормирование требований по предоставлению услуг по независимой оценке пожарного риска НСОПБ разработаны проекты стандартов:
1. Требования к проведению оценки соответствия объектов защиты путем независимой оценки пожарного риска определяют порядок проведения оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
В развитие настоящих требований могут быть разработаны документы, устанавливающие порядок проведения иных работ или услуг в рамках независимой оценки пожарного риска.
2. Типовая форма заключения о независимой оценке пожарного риска разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- Постановления Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»;
- Постановления Правительства РФ от 07 апреля 2009 г. № 304 «Об утверждении правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска»;
- Приказа МЧС России от 25 ноября 2009 г. № 660 «Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
3. Методика определения размера платы за оказание услуги по проведению независимой оценки пожарного риска предназначена для использования организациями, в которых работают аттестованные члены Некоммерческого партнерства «Национальное объединение специалистов (экспертов) в области оценки соответствия» по независимой оценке пожарного риска (НОР).
4. Положение о ведении Реестра заключений о независимой оценке пожарного риска Некоммерческого партнерства «Национальное объединение специалистов (экспертов) в области оценки соответствия» устанавливает порядок ведения Реестра заключений о независимой оценке пожарного риска Некоммерческого Партнерства «Национальное объединение специалистов (экспертов) в области оценки соответствия».
Таким образом, нормативно-правовая база для успешного функционирования НОР уже создана и позволяет решать задачи, для которых Правительством Российской Федерации создан институт независимой оценки пожарного риска.
Вместе с тем существует ряд моментов, государственное регулирование которых не представляется целесообразным, но вместе с тем может помочь бизнесу в решении вопросов оптимизации расходов и, одновременно, снижения рисков на объектах защиты.
Решить вопросы нормирования в области независимой оценки пожарного риска можно путем разработки и принятия национальных стандартов. Для этих целей необходимо проанализировать нормативную и правовую базу независимой оценки пожарного риска, определиться с перечнем необходимых стандартов для обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты крупного, среднего и даже мелкого бизнеса.
Являясь по нормам Федерального закона «О техническом регулировании» и связанным с ним нормативных актов добровольными документами по своему статусу, национальные и межгосударственные стандарты служат доказательной базой соответствия требованиям технических регламентов и нормам в области пожарной безопасности.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 26 сентября 2014 г. № 1417 создан технический комитет по стандартизации (далее – ТК 001) «Производственные услуги» на базе НСОПБ.
Ведение секретариата ТК 001 поручено НСОПБ.
Председателем ТК 001 Приказом Росстандарта от 26 сентября 2014 г. № 1417 утвержден Президент НСОПБ Дубинин Михаил Петрович, заместителями председателя ТК 001 - заместитель директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России – Макаревич Анатолий Александрович и директор Национального объединения специалистов (экспертов) в области оценки соответствия – Афанасьев Николай Викторович, а ответственным секретарем ТК 001 – эксперт НСОПБ Пятов Алексей Львович.
Приказом Росстандарта от 26 сентября 2014 г. № 1417 утверждена структура ТК «Производственные услуги» согласно приложению № 1, которую составили 4 подкомитета (далее – ТК 001/ПК):
- ТК 001/ПК1 «Услуги в области обеспечения пожарной безопасности»;
- ТК 001/ПК2 «Услуги в области производства, рекомендаций по применению, монтажу и эксплуатации инженерно-технических средств обеспечения безопасности»;
- ТК 001/ПК3 «Услуги в области обеспечения взрывобезопасности»;
- ТК 001/ПК4 «Услуги в области технических систем аварийной сигнализации, систем противопожарной защиты, систем оповещения».
- В составе ТК 001 утверждена 51 организация-член, включая членство Росстандарта с подведомственными организациями и МЧС России.
Первое заседание ТК 001, по согласованию с Росстандартом, планируется 11 декабря 2014 г. Разработан проект Положения о ТК 001 «Производственные услуги», план работ на 2015 год и на период до 2017 года.
За ТК 001 закреплены объекты стандартизации в соответствии с кодами ОКС: 03.080.01 «Услуги в целом», 03.080.10 «Производственные услуги», 03.080.20 «Услуги для фирм», 03.080.99 «Услуги прочие», 13.220 «Защита от пожаров» (в части услуг), 13.230 «Взрывозащита» (в части услуг проектирования, монтажа, ремонта и обслуживания взрывозащищённого оборудования на производстве, услуг по обследованию производственных объектов и помещений, оценке соответствия уровня безопасности производства установленным требованиям), (в части услуг по обследованию объектов и помещений, оборудованных средствами защиты от электрического удара и молниезащиты), 13.310 «Защита от преступлений» (в части услуг проектирования, монтажа, ремонта и обслуживания средств защиты производства, услуг монтажа, ремонта и обслуживания сигнализации на производстве, услуг по обследованию объектов и помещений, оборудованных средствами охранной и тревожной сигнализации), 13.320 «Системы аварийной сигнализации и оповещения на производстве» (в части услуг проектирования, монтажа, ремонта и обслуживания средств и систем аварийной сигнализации, оповещения на производстве).
В целях совершенствования нормативной базы оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска НСОПБ предлагает заинтересованным организациям разработать в рамках плана работ ТК 001 «Производственные услуги» на 2015 год и с учётом опыта работ проекты национальных стандартов:
- ГОСТ Р «Производственные услуги. Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Общие требования по проведению пожарного аудита»;
- ГОСТ Р «Производственные услуги. Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Требования к заключению по результатам проведения пожарного аудита»;
- ГОСТ Р «Производственные услуги. Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Требования к учету заключений по проведению пожарного аудита, регистрации и ведению реестра»;
- ГОСТ Р «Производственные услуги. Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Методика определения размера оплаты за оказание услуг по пожарному аудиту».
Разработка и принятие национальных стандартов (ГОСТ Р) в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности позволит применить институт независимой оценки пожарного риска для создания доказательной базы выполнения всеми ответственными собственниками обязательных регламентов и норм в целях обеспечения пожарной безопасности на объектах, предприятиях и в фирмах.
Применение национальных стандартов в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности позволит малому и среднему бизнесу поднять уровень защиты объектов в соответствии со стандартизованными процедурами и сократить расходы бизнеса на организацию работ для обеспечения соответствия нормам пожарной безопасности.
Пятов Алексей Львович
ответственный секретарь ТК 001 «Производственные услуги»,
эксперт и начальник отдела по стандартизации НСОПБ
(495) 675-81-99
tk001@nsopb.ru, nsopb@nsopb.ru
alpyatov@mail.ru
-
Поделиться:
- Подписаться