- 16-02-2020, 18:23
- 3 077
Оценка пожарного риска как элемент «гибкого нормирования» на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений
Белоусов Константин Николаевич,
Руководитель подкомитета НОП по вопросам ПБ
директор по науке НИИ ОПБ, к.т.н.
Руководитель подкомитета НОП по вопросам ПБ
директор по науке НИИ ОПБ, к.т.н.
г. Москва, 26.11.2014 г.
Положения ФЗ-123
- независимая оценки пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности (Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. №304);
- пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей. (Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года №272 (вступила в силу с 1 мая 2009 года).
- пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей. (Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года №272 (вступила в силу с 1 мая 2009 года).
Правовая основа оценки пожарного риска
- ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Статья 6, 79, 93).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272.
- Приказ МЧС РФ от 30 июня 2009 г. № 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» в ред. Приказа МЧС России №749 от 12.12.2011.
- Приказ МЧС РФ от 10 июля 2009г. N404 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272.
- Приказ МЧС РФ от 30 июня 2009 г. № 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» в ред. Приказа МЧС России №749 от 12.12.2011.
- Приказ МЧС РФ от 10 июля 2009г. N404 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах".
«Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности".
Оценки со стороны профессионального сообщества
Расчет по определению величины индивидуального пожарного риска получил весьма неоднозначные оценки со стороны профессионального сообщества. С одной стороны стал эффективным инструментом «гибкого нормирования», позволяющий реализовывать современные архитектурные замыслы и концепции, снижать экономические показатели при проектировании и строительстве без ущерба безопасности людей при пожаре. С другой стороны, позволил фактически уклоняться от выполнения ключевых требований пожарной безопасности.
Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
- анализа пожарной опасности здания;
- определение частоты реализации пожароопасных ситуаций;
- построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
- оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
- наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий.
- определение частоты реализации пожароопасных ситуаций;
- построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
- оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
- наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий.
Пожарный риск - уровень обеспечения безопасности людей при пожарах
Индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому (одна миллионная в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке), если:
QB ≤ QBH,
где QBH – нормативное значение индивидуального пожарного риска:
QB – расчетная величина индивидуального пожарного риска.
QB – расчетная величина индивидуального пожарного риска.
QBH =10-6 год-1;
ГОСТ 12.1.004-91* «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования».
Отличие состоит в том, что слова «Индивидуальный пожарный риск …» в прелюдии к приведенному выше условию заменили слова «Уровень обеспечения безопасности людей при пожарах …», имевшие место в ГОСТ 12.1.004.
Подобным же образом изменились и названия значений QBH и Qв, которые из допустимой и расчетной вероятностей воздействия ОФП на отдельного человека в год превратились в нормативное значение и расчетную величину индивидуального пожарного риска соответственно.
Расчетная величина индивидуального пожарного риска QB определяется по формуле:
QВ,i = QП,i × (1 – КАП,i)×PПP,i×(1 – РЭ,i)×(1 – KП.З.,i)
ГОСТ 12.1.004-91*: QВ = QП×(1 – РЭ)×(1 – РП.З.)
ГОСТ 12.3.047-98*«ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля» : QВ = QП×PПР×(1 – РЭ)×(1 – РП.З.)
в ГОСТ 12.3.047 в формуле расчета риска добавляется величина Pпр - вероятность присутствия людей в здании, которая принимает значения 0,33 при работе в одну, две 0,67 и три смены 1,0 соответственно.
Значением данной переменной не стоит пренебрегать, поскольку в ряде случаев ее учет позволяет прийти к приемлемому значению индивидуального риска, приводя к трехкратному снижению его расчетной величины при условии работы в одну смену.
Частота вероятности возникновения пожара
ГОСТ 12.1.004 или 12.3.047 приходилось постоянно что-то изобретать, то теперь жизнь упростилась.
Мало того, что появились точные значения частоты вероятности возникновения пожара в зданиях различного функционального назначения, так еще и приводится величина для тех зданий, по которым отсутствует статистическая информация
Значение вероятности было постоянным камнем преткновения, то теперь открываем таблицу и принимаем нужное значение, а если его не находим, то просто подставляем значение
QП = 4×10-2
Вероятность эвакуации
Вероятность эвакуации Рэ рассчитывают по формуле:Знакомая по ГОСТ 12.1.004-91* формула расчета вероятности эвакуации практически осталась прежней, за исключением того, что добавилось еще одно условие – расчетное время эвакуации не должно превышать критической величины (6 мин.) времени существования скоплений людей на участках пути.
Продолжительность скопления людских потоков
- Эта ситуация может иметь место в том случае, когда время существования скоплений людей превышает 6 минут.
- Указанное уточнение представляется очень важным, поскольку ранее процесс эвакуации рассматривался многими специалистами лишь до незадымляемой лестничной клетки. Введение tcк обязывает рассматривать процесс эвакуации до выхода из здания.
- Неоднократное моделирование людских потоков показало, что в высотных зданиях образуются серьезные скопления в объемах лестничных клеток.
- С целью снижения продолжительности скопления людских потоков необходимо предусматривать поэтапный алгоритм системы оповещения и управления эвакуацией (как правило, на практике это приводит к переходу СОУЭ повышенного 3-го или 4-го типа).
- Указанное уточнение представляется очень важным, поскольку ранее процесс эвакуации рассматривался многими специалистами лишь до незадымляемой лестничной клетки. Введение tcк обязывает рассматривать процесс эвакуации до выхода из здания.
- Неоднократное моделирование людских потоков показало, что в высотных зданиях образуются серьезные скопления в объемах лестничных клеток.
- С целью снижения продолжительности скопления людских потоков необходимо предусматривать поэтапный алгоритм системы оповещения и управления эвакуацией (как правило, на практике это приводит к переходу СОУЭ повышенного 3-го или 4-го типа).
Необходимо блокировать в помещении один из эвакуационных выходов
- При проведении расчетов следует также учитывать, что в помещении, имеющем два и более эвакуационных выхода, условный очаг пожара следует размещать вблизи выхода, имеющего наибольшую пропускную способность. При этом данный выход считается блокированным с первых секунд пожара и при определении расчетного времени эвакуации не учитывается (п.7 Методики).
Противопожарные мероприятия, направленные
на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре.
- применение дополнительных объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара;
- устройство дополнительных эвакуационных путей и выходов, отвечающих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
- устройство систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей повышенного типа;
- применение систем противодымной защиты от воздействия опасных факторов пожара;
- ограничение количества людей в здании до значений, обеспечивающих безопасность их эвакуации из здания.
Время начала эвакуации
- по ГОСТ 12.1.004-91* для зданий, оборудованных системой оповещения, принималось равным времени срабатывания системы с учетом ее инерционности (прил. 2, п. 2.5 ГОСТ 12.1.004-91*). При этом точных данных в тексте ГОСТ 12.1.004-91* не приводилось и упоминалось только, как необходимо поступать при отсутствии необходимых исходных данных для определения в зданиях (сооружениях) без систем оповещения = 0,5 мин – для этажа пожара и =2 мин – для вышележащих этажей (прил. 2, п. 2.5 ГОСТ 12.1.004-91*).
- В ГОСТ 12.1.004-91* оговаривалось, что если местом пожара является зальное помещение, где пожар может быть обнаружен одновременно всеми находящимися в нем людьми, то допускалось принимать равным нулю (прил. 2, п. 2.5 ГОСТ 12.1.004-91*).
- Приведенные в Методике значения (табл.5, прилож.№5 к пунктам 10,11 Методики) увеличены и составляют от 1-й до 6 минут (в зависимости от класса функциональной пожарной опасности здания и типа системы оповещения).
- В соответствии с Методикой это время теперь принимается равным 0,5 мин. (Прил. 5, п. 1 Методики).
- Для сравнения – значение времени начала эвакуации людей в зданиях, не оборудованных системой оповещения, Методикой устанавливается от 6 до 9 минут [Приложение 5, т. П5.1 Методики]. - В ГОСТ 12.1.004-91* данное время составляло от 0,5 до 2-х минут.
- Данное обстоятельство будет вести к необходимости устройства дополнительных противопожарных мероприятий в зданиях, вроде бы полностью соответствующих (по остальным параметрам) всем требованиям и Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и Сводов правил.
Параметры движения людского потока
«Согласно данным натурных наблюдений установлено, что повороты пути не влияют на параметры движения людского потока».
Данные расчетов одного из крупных пожаров, показали несколько другую картину. Расчет проводился с использованием программы Simulex.
В отчете указывалось, что отсутствие поворота могло снизить общее время эвакуации на несколько секунд. При этом интересно, что отражение данного принципа можно найти и в Российских требованиях.
Достаточно обратиться к п.7.2.6 СП 1.13130.2009: «При расчете эвакуационных выходов в зданиях предприятий розничной торговли допускается учитывать служебные лестничные клетки и выходы из здания, связанные с залом непосредственно или прямым проходом (коридором)…».
Переход к гибкому (объектно-ориентированному) нормированию
- В последние годы во многих странах мира (Англия, США, Япония, Австралия и др.) наметился переход к гибкому (объектно-ориентированному) нормированию, которое позволяет наиболее оптимальным образом обеспечить пожарную безопасность объекта с учетом его индивидуальных особенностей, в отличие от "жесткого" нормирования, предписывающего соблюдение определенных положений для любого объекта, относящегося к данному классу.
-
Поделиться:
- Подписаться