- 19-02-2020, 07:39
- 1 657
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
заместитель руководителя подкомитета по пожарной и комплексной безопасности,
«НОПРИЗ», главный редактор РИА «Индустрия безопасности»
и журнала Противопожарная защита»
«…требуют особого внимания вопросы обеспечения пожаровзрывобезопасности при добыче углеводородов на шельфовых месторождениях, в арктической зоне.»
«Серьезной проблемой остается обеспечение безопасности объектов со сжиженными углеводородными газами (СУГ) и со сжиженными природными газами (СПГ).»
«В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, затрагивающий вопрос исключения пожарных норм, устанавливающих предельные расстояния от производственного объекта до жилых и других зданий.»
«Серьезные изменения намечены и в сфере государственного пожарного надзора. С этой целью подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности», направленный на совершенствование правового регулирования деятельности государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности
на объектах защиты и территориях.»
- На оснащение подразделений МЧС России современными техническими средствами и техникой в 2016 году из федерального бюджета выделено 10 млрд руб., в том числе 2,8 млрд руб. на обеспечение мероприятий чемпионата мира по футболу 2018 года.
- «Разработан и утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по надзору в области пожарной безопасности, закрепивший при проведении проверок применение риск-ориентированного подхода.»
- Все поднадзорные органам надзорной деятельности объекты, исходя из класса потенциальной опасности и видов деятельности хозяйствующих субъектов, категорированы на пять степеней риска. Сегодня на учет взято более 300 тыс. таких объектов.
- Лицензионный контроль показал, что из 94 организаций, проверенных в 2016 году, у 25 выявлены нарушения. Соответствующие материалы направлены для принятия решения в суды.
В Вооруженных Силах Российской Федерации имеется 887 штатных и более 5800 внештатных пожарных команд.
В 2017 ГОДУ В РАМКАХ ГОСОБОРОНЗАКАЗА ЗАПЛАНИРОВАНО ПРИОБРЕСТИ БОЛЕЕ 118 ТЫС. ЕД. ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
В арсеналах хранения вооружения, ракет и боеприпасов используются автоматические системы пожарной сигнализации АПС-1Н и автоматические системы пожаротушения газопорошкового принципа действия («Бизон», «Тунгус», «Буран»).
С апреля 2016 года на постоянной основе функционирует межведомственная рабочая группа по приведению в соответствие сводов правил в области строительства и сводов правил по пожарной безопасности.
ФАУ «ФЦС» на регулярной основе организовывает и выполняет работы по мониторингу и анализу действующих нормативных технических документов в сфере строительства.
Совместно со строительными нормами на добровольной основе могут применяться своды правил по проектированию и строительству, национальные стандарты, а в обоснованных случаях и другие документы.
Цели проекта ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ-123, ФЗ-384, ФЗ-184, Градостроительный кодекс РФ), заявленные разработчиками:
- организация межотраслевой координации между Минстроем России и другими федеральными органами
исполнительной власти при выпуске нормативно-технических документов;
- обеспечение взаимной согласованности стандартов и нормативных документов в области проектирования и строительства;
- повышение эффективности инвестиций;
- исключение коллизий при проектировании и строительстве.
В сложившейся ситуации принятое в 2009 году решение о поставке на снабжение программно-аппаратного комплекса (ПАК) «Стрелец-Мониторинг» могло привести к созданию монопольного положения на рынке оказания услуг в области пожарной безопасности, а также к препятствиям для внедрения иных систем
Компоненты системы беспроводной передачи информации должны соответствовать требованиям, и время прохождения всех сигналов не должно превышать установленного действующими нормативами (ГОСТ Р 53325-2012).
«Установившаяся практика разработки, обсуждения, внесения изменений, утверждения и опубликования сводов правил и национальных стандартов также вызывает много вопросов у проектно-строительного сообщества.»
«Проблема, усложняющая процессы проектирования и экспертизы, обусловлена наличием как среди проектировщиков, так и среди экспертов различных, в том числе диаметрально противоположных, взглядов на правила применения требований, относящихся согласно законодательству о техническом регулировании к добровольным.»
«В целом ситуация в области обеспечения пожарной безопасности, когда отношения регулируются двумя техническими регламентами –– не способствует ни единому пониманию правил их применения, ни консолидации сообщества специалистов по данному направлению.»
«По нашему мнению, декларирование пожарной безопасности необходимо лишь в одном случае: при наличии усобственника (руководителя) объекта расчета пожарного риска с результатом, не превышающим максимальнодопустимый.»
«Считаем, что декларация без расчета пожарного риска – это излишне затраченное время набюрократическую процедуру, необходимость в которой отсутствует.»
«В сводах правил по пожарной безопасности недостаточно внимания уделено требованиям к газоперерабатывающим предприятиям.»
«…несмотря на наличие достаточно высоких рисков на объектах указанных предприятий, применение специфических норм пожарной безопасности ограничено по причине сроков введения их в действие, их ведомственного статуса, а также отсутствия актуализированных нормативных документов по пожарной безопасности в указанном перечне.»
Непонятно, чем обусловлены столь затяжные сроки реализации задачи по разработке и утверждению свода правил для проектирования объектов СУГ и СПГ. Ведь с момента разработки первой редакции проекта СП прошло уже более двух лет, а утвержденного в установленном порядке документа все еще нет.
НАША СПРАВКА:
В 2014 году ООО «Газпром ВНИИГАЗ», НП «НАНПБ» и ФГБУ ВНИИПО МЧС России подготовили проект свода правил «Требования пожарной безопасности для производственных объектов газовой промышленности» (СП). Он прошел необходимые процедуры и согласования. Пункт 8.4 этого СП содержит требования к противопожарной защите и защите от ЧС объектов СУГ и СПГ. Однако, как показал проведенный независимыми экспертами анализ, данный проект СП сформирован на устаревших представлениях о пожарной опасности и механизме ликвидации пожаров на объектах СУГ и СПГ. А других документов, регламентирующих вопросы тактики и технологии ликвидации пожаров и последствий аварий на объектах СУГ и СПГ, нет.
«Единственным российским нормативным документом, регламентирующим требования пожарной безопасности к установкам по производству СПГ, является ВНТП 51-1-88. Указанный документ – первый опыт разработки отечественного нормативного документа по проектированию промышленных объектов, связанных с производством, хранением и реализацией СПГ.
Он носит временный характер.»
«одним из основных препятствий для широкого внедрения инфраструктуры производства и потребления СПГ в России является отсутствие нормативно-технической документации на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов СПГ. Еще хуже ситуация сложилась с нормативами в области пожаротушения на объектах СУГ и СПГ.»
«…при всех достижениях криотехнологии углеводородных топлив, в том числе и в области обеспечения пожаровзрывобезопасности этой сферы деятельности ТЭК (всего мира), совершенно не учитывается тот факт, что не существует в природе и в принципе не может существовать техногенных сооружений, полностью исключающих возникновение аварий на подобных объектах!»
«В настоящее время наиболее актуальны проблемы обеспечения пожарной безопасности объектов производства и хранения сжиженного природного газа (СПГ).»
«Еще в 2014 году была инициирована работа по созданию свода правил «Производственные объекты газовой промышленности. Требования пожарной безопасности», но на сегодняшний день данный нормативный документ так и не разработан.»
«У неспециалистов иногда возникает путаница в определениях системы оповещения о ЧС и системы оповещения о пожаре и их различиях.»
«…основной проблемой при обосновании достаточности проектных решений, разработанных в соответствии с данной концепцией, является безальтернативность, застойность требований нормативных документов по пожарной безопасности, что затрудняет внедрение новых технических средств и материалов, использование методов математического моделирования.»
«Например, применение устройств самотушения, новых газовых составов, установок тушения тонкораспыленной водой, новых герметичных кабельных вводов.»
С целью совершенствования нормативно-правовой базы разрабатывается СП «Городские автотранспортные тоннели и путепроводы тоннельного типа. Требования пожарной безопасности».
Применение автоматизированной системы управления активной противопожарной защитой (АСУ АПЗ) позволяет не только обеспечить эффективную противопожарную защиту, но и получить экономию средств за счет уменьшения численности квалифицированного эксплуатационного персонала и рационального использования ресурсов.
«Сегодня не нормированы требования к автоматизированным системам управления и их интеграции, в частности системы: АПС, СОУЭ, СКУД, АСУ ТП, АСУ ДД, видеонаблюдения.
Они строятся, как правило, на разных платформах, что усложняет интеграцию и последующую эксплуатацию.
«Центральная станция системы автоматической противопожарной защиты должна иметь в своем программном обеспечении алгоритм, который бы определял перемещение очага пожара и фиксировал его остановку в одной зоне с включением систем дымоудаления и пожаротушения с проектной мощностью.»
ПО ЗАКАЗУ МЧС РОССИИ БЫЛ РАЗРАБОТАН ПРОЕКТ СВОДА ПРАВИЛ «ГОРОДСКИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ И ПУТЕПРОВОДЫ ТОННЕЛЬНОГО ТИПА. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ».
СП ДОЛЖЕН ДОСТАТОЧНО ПОЛНО ОТРАЖАТЬ РЕШЕНИЯ ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ ЭТИХ ОБЪЕКТОВ. ОДНАКО, ПО МНЕНИЮ НЕКОТОРЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ЭТОГО НЕ ПРОИЗОШЛО.
О НЮАНСАХ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ РАССКАЗЫВАЕТ ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОАО «НИПИИ «ЛЕНМЕТРОГИПРОТРАНС» АНДРЕЙ ДАНИЛОВ.
Наряду с перечисленными выше нормами для проектирования автодорожных тоннелей применяются и другие нормативные документы. Но все они, за исключением СП 122.13330.2012, не учитывают особенностей автодорожных тоннелей.
В целях сокращения количества разрабатываемых специальных технических условий (СТУ) в августе 2016 года утвержден СП 253.1325800.2016 «Инженерные системы высотных зданий», в декабре 2016 года утвержден СП «Здания и комплексы высотные.
Свод правил «Здания и комплексы высотные. Правила пожарной безопасности» позволит исключить необходимость разработки СТУ на проектирование высотных зданий.
«…требования к инженерным системам высотных зданий, в том числе к системам противопожарной защиты, содержатся во вновь разработанном СП 253.1325800.2016 «Инженерные системы высотных зданий», который вводится в действие с 4 февраля 2017 года.»
«Необходимо создать для проектно-строительного сообщества единый документ, устанавливающий для высотных зданий все необходимые требования, в том числе по вопросам пожарной безопасности».
Наша позиция – и мы ее неоднократно озвучивали – заключается в необходимости создания для проектно-строительного сообщества единого документа, устанавливающего для высотных зданий все необходимые требования, в том числе по вопросам пожарной безопасности. Как это сделано, к примеру, для сооружений метрополитена.
Среди основных проблем обеспечения безопасности при использовании газового оборудования является самовольная газификация, технологическая сложность санкционированного приостановления подачи газа в отдельные жилые помещения в МКД, недооснащенность домов средствами безопасности (приборами газового контроля) и современным бытовым газоиспользующим оборудованием, которое может предотвратить скопление несгоревшего газа.
СЧИТАЕМ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ
Разработку специальной целевой программы по оснащению газифицированных помещений газоаналитическим оборудованием и устройствами автоматического отключения подачи газа. При этом в имеющемся жилищном фонде дооборудование газифицированных помещений производить за счет средств собственников, в проектируемом и строящемся жилищном фонде – за счет средств застройщика.
Система обязательного страхования жилья и имущества граждан, безусловно, снизит нагрузку на бюджет всех уровней и обеспечит жителям возможность восстановить свое имущество, пострадавшее при ЧС.
ВЫВОДЫ
В целом в отрасли пожарной безопасности медленно, но все- таки начался процесс трансформации. Риск-ориентированный подход (требуются общепризнанный инструментарий, методики) Гибкое нормирование (СТУ должны базироваться в том числе на результатах моделирования пожара) Страхование (не развито, в процесс обеспечения пожарной безопасности не вовлечено. Отсутствует вмененное страхование).
119454, Г. МОСКВА УЛ. УДАЛЬЦОВА, 73.
ТЕЛ. + 7 (495) 797- 35 -96;
ФАКС + 7 (499) 431- 20- 65.
E-MAIL: INFO@SECURITYMEDIA.RU
WWW.SECURITYMEDIA.RU
-
Поделиться:
- Подписаться