- 19-02-2020, 11:39
- 3 640
Разработка свода правил «Стоянки автомобильные. Требования пожарной безопасности»
ВНИИПО 12, Балашиха, Московская область,
143900 тел. (495) 524-81-35
E-mail: avkhome@inbox.ru
Содержание
1. Область применения 2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Требования к размещению
5. Требования к зданиям, сооружениям, пожарным отсекам
6. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям
7. Требованиям к эвакуационным путям и выходам
8. Требования к системам инженерно - технического обеспечения и противопожарной защиты
Основные задачи:
1. Объединение в рамках одного документа требований пожарной безопасности, сформулированных в разделе 6.11 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» и СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности».
2. Актуализации нормативной правовой базы, регулирующей требования к зданиям, предназначенным для хранения транспортных средств, оснащенных газобаллонным оборудованием в соответствии с подпунктом в) пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросу расширения использования газа в качестве моторного топлива от 14.05.2013 г.
3. Устранение противоречий между требованиями указанных документов и других нормативных документов.
4. Корректировка ряда нормативных требований по результатам обращений граждан и организаций.
1. Область применения:
1.1 Настоящий свод правил применяется при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении зданий, сооружений, помещений и площадок для стоянки колесных транспортных средств [1], сельскохозяйственной техники, в т.ч. гибридных и электромобилей, а также напольного транспорта в производственных зданиях.
1.2 Настоящий свод правил не распространяется на объекты, предназначенные для ремонта и технического обслуживания автомобилей, на стоянки для автомобилей, работающих на водороде и сжиженном природном газе (СПГ), а также автомобилей, перевозящих взрывчатые, ядовитые, инфицирующие и радиоактивные вещества
4.Требования к размещению:
- Требования к противопожарным расстояниям;
- Требования к хранению автомобилей для перевозки ГСМ.
5.Требования к зданиям, сооружениям и пожарным отсекам:
5.7 Для стоянок автомобилей пристроенных или встроенных в жилые и общественные здания (кроме зданий класса Ф1.4) сообщение с частью здания иного назначения в пределах этажа следует предусматривать с устройством тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. В зданиях класса Ф1.3 сообщение автостоянки с жилой частью в пределах этажа не допускается, а со встроенными и встроенно-пристроенными учреждениями классов Ф1.1 и Ф4.1 не допускается как в пределах этажа, так и посредством общих лестничных клеток и лифтов.
Для обеспечения вертикальной функциональной связи стоянки автомобилей и частей иного назначения выходы из лестничных клеток и лифтовых шахт стоянки следует предусматривать в вестибюль основного входа здания другого значения, с устройством на этажах стоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
При необходимости сообщения стоянки с двумя и более надземными этажами жилого или общественного здания, сооружения допускается проектировать общие лестничные клетки и шахты лифтов. При этом шахты лифтов должны отвечать требованиям, предъявляемым к лифтам для пожарных по ГОСТ Р 53296, ГОСТ Р 52382.
Выходы из лифтов в помещения хранения автомобилей встроенных и встроенно-пристроенных подземных автостоянок следует предусматривать одним из следующих способов:
- через тамбур-шлюзы 1-го типа с обеспечением раздельной подачи наружного воздуха в такие тамбур-шлюзы, а также в надземную, подземную часть общих лифтовых шахт. При этом расход воздуха подаваемого в тамбур-шлюзы следует рассчитывать для условия обеспечения средней скорости истечения воздуха через открытые двери этих тамбур-шлюзов не менее 1,5 м/с, а двери таких тамбур-шлюзов должны быть в дымогазонепроницаемом исполнении;
- через парно-последовательно расположенные тамбур-шлюзы согласно 7.14, 8.7 СП 7.13130.
Для общих лестничных клеток, связывающих стоянки автомобилей с двумя и более надземными этажами жилого или общественного здания следует предусматривать устройство на всех подземных этажах перед входами (выходами) в лестничные клетки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, а также подпора воздуха в объем общих лестничных клеток отдельными системами.
В зданиях высотой не более 28 м допускается предусматривать устройство парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов на этажах стоянки в соответствии с требованиями СП 7.13130 без организации подпора воздуха в объем общих лифтовых шахт и лестничных клеток. При этом устройство лифтов для пожарных по ГОСТ Р 52382 не требуется.
Сообщение этажей стоянки с жилыми этажами зданий класса Ф 1.3 допускается при условии, что эвакуационные лестничные клетки жилой части выполнены незадымляемыми с выходами непосредственно наружу и не имеют непосредственного сообщения с помещениями, лифтовыми шахтами, и лестничными клетками стоянки.
6.1.2 В зданиях стоянок автомобилей допускается предусматривать служебные помещения для персонала, технического назначения, помещения для посетителей в соответствии с СП 113.13330, кладовые для багажа клиентов и для хранения автомобильных шин владельцев, а также другие помещения в соответствии с требованиями настоящего свода правил. При этом помещения категорий А, Б, В1, В2, В3, а также Г (с наличием газообразного или жидкого топлива), должны выделяться в зданиях I, II и III-й степеней огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа и противопожарными перекрытиями не ниже 3-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости - перегородками 2-го типа и противопожарными перекрытиями не ниже 4-го типа.
В подземных стоянках насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные подстанции допускается размещать не ниже первого (верхнего) подземного этажа сооружения. Трансформаторные подстанции в подземных стоянках допускается предусматривать только с сухими трансформаторами или с трансформаторами, заполненными негорючей жидкостью.
6.1.3 Помещения для хранения автомобильных шин владельцев, расположенные в наземных этажах и имеющие площадь более 50 м2, должны располагаться у наружных стен с оконным проёмом.
Площадь помещений для хранения автомобильных шин, расположенные в цокольных и подземных этажах не должна превышать 50 м2.
6.1.6 В стоянках автомобилей закрытого типа общие для всех этажей рампы, при двух и более этажах стоянок автомобилей, должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей, ТО и ТР, противопожарными преградами, воротами и тамбур-шлюзами с подачей воздуха при пожаре согласно таблице 1.
Вместо тамбур-шлюзов, отделяющих помещения хранения легковых автомобилей подземных стоянок автомобилей от изолированных пандусов (рамп), допускается устройство сопловых аппаратов воздушных завес над противопожарными воротами со стороны помещений хранения автомобилей, обеспечивающих создание настильных воздушных струй при скорости истечения не менее 10 м/с, начальной толщине струй не менее 0,03 м и ширине струй не менее ширины защищаемых ворот.
6.1.7 В наземных закрытых стоянках автомобилей I и II степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0, оборудованных системой автоматического пожаротушения, в изолированных рампах допускается взамен противопожарных ворот предусматривать противодымные экраны с вертикальными направляющими, выполненные из негорючих материалов и при пожаре перекрывающие поэтажно проем рампы сверху не менее чем на половину его высоты с защитой дренчерными завесами в две нитки с расходом воды не менее 1 л/с на метр ширины проема.
6.Требования к объемно-планировочным и
конструктивным решениям (подземные автостоянки):
6.2.1 В зданиях стоянок автомобилей при двух подземных этажах и более, выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы (выезды) в лифтовые шахты должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы 1-го типа. При этом подпор воздуха при пожаре следует предусмотреть либо в указанные тамбур-шлюзы, либо в объем лестничных клеток и шахт.
6.2.2 Во встроенных подземных стоянках автомобилей не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы. Для выделения машиномест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.
В отдельно стоящих стоянках автомобилей не более чем с двумя подземными этажами, допускается устройство обособленных боксов, при условии наличия самостоятельных выездов непосредственно наружу из каждого подземного этажа.
6.2.3 Устройство в подземной стоянке автомобилей помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов технического обслуживания и текущего ремонта, диагностирования и регулировочных работ и т.п.) не допускается, за исключением помещений мойки. Помещения мойки должны размещаться не ниже первого подземного этажа и отделяться от помещений хранения автомобилей противопожарными стенами 2-го типа или перегородками 1-го типа. Обслуживание газобаллонных автомобилей в указанных помещениях мойки не допускается.
6.2.4 Отделка стен и потолков подземной стоянки автомобилей должна быть выполнена из материалов класса пожарной опасности не выше КМ1.
6.2.2 Во встроенных подземных стоянках автомобилей не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы. Для выделения машиномест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.
В отдельно стоящих стоянках автомобилей не более чем с двумя подземными этажами, допускается устройство обособленных боксов, при условии наличия самостоятельных выездов непосредственно наружу из каждого подземного этажа.
6.2.3 Устройство в подземной стоянке автомобилей помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов технического обслуживания и текущего ремонта, диагностирования и регулировочных работ и т.п.) не допускается, за исключением помещений мойки. Помещения мойки должны размещаться не ниже первого подземного этажа и отделяться от помещений хранения автомобилей противопожарными стенами 2-го типа или перегородками 1-го типа. Обслуживание газобаллонных автомобилей в указанных помещениях мойки не допускается.
6.2.4 Отделка стен и потолков подземной стоянки автомобилей должна быть выполнена из материалов класса пожарной опасности не выше КМ1.
7. Требования к путям эвакуации и эвакуационным выходам
7.1 Требования пожарной безопасности к путям эвакуации и эвакуационным выходам должны соответствовать разделу 9.4 СП 1.13130. В одноэтажных подземных стоянках для эвакуации допускается предусматривать обычные лестничные клетки с выходом непосредственно наружу.
8. Требования к системам инженерно -
технического обеспечения и противопожарной защиты
В одно- и двух этажных стоянках автомобилей боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса, а также стоянок владельцев, встроенных и пристроенных к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.4, внутренний противопожарный водопровод, автоматическое пожаротушение и сигнализацию, системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) допускается не предусматривать.
8.5 В системах пожарной сигнализации для помещений хранения автомобильных шин следует применять дымовые пожарные извещатели.
Помещения для хранения автомобильных шин, расположенные в подземных этажах, а также помещения площадью более 200 м2 в наземных этажах, должны быть оборудованы автоматической установкой пожаротушения.
Не включены следующие требования СП 154.13130.2013:
- Инженерные системы автостоянок должны быть автономными от инженерных систем пожарных отсеков другого класса функциональной пожарной опасности.
- В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода
- Использование зарядных и пусковых электроприборов и устройств автономного и стационарного исполнения в помещениях подземных автостоянок запрещается.
-
Поделиться:
- Подписаться