- 13-01-2019, 18:48
- 1 180
Разъяснения управления технормирования госстроя РФ по наиболее часто задаваемым вопросам, касающимся строительных норм.
Письмо-разъяснения управления технормирования госстроя РФ по наиболее часто задаваемым вопросам, касающимся строительных норм.
Предуведомление. Действующие нормативные документы по строительству, к сожалению, не всегда содержат прямые однозначные ответы на сложные вопросы, возникающие в практической деятельности. Публикуемые ответы на вопросы отражают позицию Управления технормирования Госстроя России и базируются на современном толковании нормативных положений с учетом действующего законодательства, затрагивающего строительную деятельность.
Вопросы пожарной безопасности.
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ лицензирование деятельности по проектированию, строительству, а также инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, прекращается с 1 января 2010 года.
Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января 2009 года.
Вопросы лицензирования строительной деятельности "О лицензировании строительной деятельности в свете Федерального Закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Согласно Положению о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом одним из лицензионных условий является "выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве". При этом имеются в виду только обязательные требования действующих строительных норм и правил и стандартов. Что это за требования?
У государства есть два инструмента нормативного регулирования - приказ и совет.
Обязательные государственные требования по строительству (приказ) были еще в древнем Вавилоне и есть во всех странах, в том числе и у нас. В России до введения в действие Федерального закона о техническом регулировании они излагались в государственных нормативных документах - СНиП, ГОСТ и ТСН. Рекомендуемые положения (совет) содержались в сводах правил (СП). Государственные нормативные документы также содержат рекомендуемые положения, которые не всегда четко выделены. Федеральный закон о техническом регулировании не ликвидировал государственные нормативные документы, а просто изменил их форму. В будущем во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в строительстве, будет применяться единый типаж нормативных документов - обязательные технические регламенты (общие и специальные), правила и методы исследований (испытаний), измерений и отбора образцов, необходимых для применения технических регламентов, утверждаемые Правительством Российской Федерации. Кроме того, закон предусматривает также рекомендуемые документы - национальные стандарты, предназначенные исключительно для добровольного применения. На замену нормативной базы законом отведено 7 лет.
Федеральный закон о техническом регулировании отнял у министерств и ведомств, в том числе и у Госстроя России, право выпускать обязательные нормативные документы. В связи с этим среди строителей распространилось мнение о необязательном соблюдении требований действующих СНиП. Это мнение неосновательно. Закон (статья 46) говорит об этом следующее.
"Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (в том числе СНиПы), подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей".
Принятые Госстроем России СНиПы на 70 - 80% направлены именно на эти цели. Поэтому особых трудностей с их применением в новых условиях до принятия соответствующих технических регламентов не ожидается.
Таким образом, при проверке выполнения вышеуказанного лицензионного требования следует руководствоваться требованиями технических регламентов, а до их появления - обязательными требованиями утвержденных Госстроем России нормативных документов, постольку, поскольку эти требования соответствуют целям Федерального закона о техническом регулировании. При этом следует помнить, что среди документов Госстроя России есть и рекомендуемые документы, например, своды правил (СП), а также рекомендуемые положения в составе обязательных нормативных документов.
-
Поделиться:
- Подписаться