- 15-01-2019, 20:49
- 8 048
Устройство парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов при выходе из лифта на этаже подземной автостоянкой
Вопрос
Прошу сообщить отсутствие необходимости выполнения в проектируемом здании многоквартирного жилого дома со встроенной 1-этажной подземной автостоянкой при выходе из лифта для перевозки пожарных подразделений в помещение хранения автомобилей устройство парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов.
На наличие в проекте данного объемно-планировочного элемента настаивает эксперт по ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования республики Татарстан по строительству и архитектуре», обосновывая п.п. 8.7, 7.14д СП 7.13130.2013. Возможность невыполнения парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов представитель органа экспертизы допускает обосновать расчетами пожарного риска. Им, также, сообщается: «При наличии дублирующих требований в разных нормативных документах принимаются более высокие требования».
Считаю данное замечание органа экспертизы, в нашем случае, не обоснованным и формальным.
В представленных на экспертизу проектных решениях жилая часть здания сообщается с автостоянкой посредством лифта для перевозки пожарных подразделений. Вход с этажа автостоянки в лифтовой холл предусматривается через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, также, выполняется приточная противодымная вентиляция в лифтовую шахту, что является традиционным решением, по ч.20 ст. 88 № 123-ФЗ от 22.07.2008; п. 5.2.10 СП 154.13130.2013; п. 6.11.9 СП 4.13130.2013; п. 5.2.6 ГОСТ Р 53296-2009; п. 7.13 СП 7.13130.2013. В дополнение к подпору в верхнюю часть шахты лифта, согласно п. 4.2.6 Методических рекомендаций «Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий» к СП 7.13130.2013 ВНИИПО МЧС России, предусматривается подача при пожаре отдельной установкой приточной противодымной вентиляцией в нижнюю зону шахты лифта для перевозки пожарных подразделений. Данная схема исключает избыточное решение парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре.
Принятое проектом инженерное решение является нормативно обоснованным, хоть и не содержащимся именно в СП 7.13130.2013, имеющим одинаковое назначение (ограничение распространения ОФП на вышележащие этажи) с двойным тамбур-шлюзованием, но оно позволяет более рационально использовать площадь этажа, избегая устройство «квест-румов».
Считаю, что ссылка на п.7.14д СП 7.13130.2013 представителем экспертизы приведена некорректно, т.к. она устанавливает необходимость подачи наружного воздуха при пожаре в тамбур-шлюзы, парно-последовательно расположенные при выходах из лифтов в помещения хранения автомобилей подземных автостоянок при наличии таких тамбур-шлюзов. В нашем проекте парно-последовательно расположенные тамбур-шлюзы при выходах из лифтов отсутствуют, т.к. они не требуются, см. выше.
Считаю, что замечание эксперта обосновать невыполнение п.8.7, п.7.14д СП 7.13130 расчетами пожарного риска перестраховочно и влечет дополнительные затраты, см. письмо Минстроя России от 05.09.2016 N 31617-ОГ/08 «О порядке применения национальных стандартов и СП при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений». Необходимость в проведении расчетов пожарного риска не наступает, т.к. в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности п. 5.2.10 СП 154.13130.2013; п. 6.11.9 СП 4.13130.2013; п. 5.2.6 ГОСТ Р 53296-2009.
Реплика представителя экспертизы «При наличии дублирующих требований в разных нормативных документах принимаются более высокие требования» противоречит основным принципам технического регулирования, в т.ч. принципам гибкого нормирования, применения единых требований при проектировании, см. ст. 3; 5.1 № 184-ФЗ от 27.12.2002.
Нормотворческая деятельность МЧС России вызывает определенную критику, в т.ч. со стороны первых лиц государства: В.В.Путин: "...то МЧС, то Роспотребнадзор, то пожарные службы, другие структуры... вводят свои новые правила без согласования с Минстроем, и можно себе представить положение инвесторов, застройщиков. В итоге вся проектная база будущих строек просто рассыпается: нужно заново всё просчитывать, переделывать, тратить дополнительные средства, ну и время, конечно. Такое положение дел, безусловно, нужно поменять и выстроить деловое, эффективное межведомственное взаимодействие." http://www.kremlin.ru/events/preside...
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В актуализированной редакции СП 113.13330.2016, вступающей в действие с 08.05.2017, требование по двойному тамбур-шлюзованию отсутствует. Согласно п. 4 постановления правительства РФ №1521 от 26.12.2014, МЧС РФ обязано привести нормативные документы по пожарной безопасности в соответствие с перечнем, утвержденным настоящим постановлением, что означает необходимость исключения двойного тамбур-шлюзования из текста СП 7.13130.2013, при его актуализации.
В проекте СП «АВТОСТОЯНКИ. Требования пожарной безопасности», разработанным ФГБУ ВНИИПО МЧС России, двойное тамбур-шлюзование не применяется.
Письмо от ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» № 01-01-17/2490-НБ от 27.04.2017г.
ФАУ «Главгосэкспертиза России» (далее - Учреждение) рассмотрело обращение по вопросам о противоречиях в сводах правил по пожарной безопасности в части необходимости проектирования парно-последовательно расположенных тамбур шлюзов или тамбур-шлюза 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, оценки деятельности ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан», применения правовых обычаев при проведении экспертизы и сообщает в рамках своей компетенции следующее.
Пунктом 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее - Положение), на Учреждение, как организацию по проведению государственной экспертизы, возложена обязанность разъяснять по запросам заинтересованных лиц только порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
На основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статей 4 и 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании), части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент о безопасности зданий и сооружений) предметом проводимой в Учреждении государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям пожарной, промышленной безопасности, требованиям технических регламентов, в том числе требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, требованиям стандартов и сводов правил (их частей), включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о пожарной безопасности) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом о техническом регулировании, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом о пожарной безопасности;
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии Законом о техническом регулировании, и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 2 Закона о техническом регулировании установлено, что техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации правовые обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Пункты сводов правил, указанных в обращении, включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (далее - Перечень), утвержденный приказом Росстандарта от 16 апреля 2014 г. № 474.
Согласно части 4 статьи 16.1 Закона о техническом регулировании применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный Перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Частью 1 статьи 7 Закона о техническом регулировании установлено, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в том числе, пожарную безопасность.
Согласно части 12 статьи 49 Кодекса в случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном приказом Минрегиона России от 23 марта 2012 г. № 126.
Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующие экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, застройщика, технического заказчика.
Законодательством не предусмотрен иной порядок административно-правовых отношений при рассмотрении отрицательного заключения экспертной комиссией.
С учетом изложенного, а также пункта 4 Положения организация по проведению государственной экспертизы не вправе разъяснять вопросы, связанные с применением нормативных правовых актов и нормативных документов, устанавливающих конкретные требования к архитектурно-строительному проектированию. В компетенцию Учреждения также не входят контрольные и надзорные функции в отношении учреждений субъектов Российской Федерации по проведению государственной экспертизы проектной документации.
Письмо от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ФАУ «ФЦС» Г.А. Лохтину б/н от 14.04.2017г.
Уважаемый Григорий Александрович!
Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» рассмотрело Ваше обращение от 14.04.2017 г. по поводу необходимости выполнения парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов и сообщает.
Предусмотренное в представленном Вами проекте инженерное решение приточной противодымной вентиляции, решающее задачу обеспечения безопасности перевозки пожарных подразделений посредством лифта, одновременно обеспечивает выполнение требований п.п. 8.7 и 7.14д СП 7.13130.2013 к лифтовому хозяйству проектируемого здания.
В связи с этим специалисты ФАУ ФЦС подтверждают избыточность требования по устройству в проектируемом здании парно-последовательно расположенных тамбур- шлюзов.
-
Поделиться:
- Подписаться