- 31-03-2019, 13:58
- 1 077
Подтверждении соответствия программного обеспечения для расчета пожарного риска
Письмо от центрального регионального центра МЧС России Петрову И.С. № 52-1-19 от 05.02.2018г.
Уважаемый Иван Сергеевич!
Центральный региональный центр МЧС России, рассмотрев Ваше обращение о разъяснении отдельных положений в части применения нормативных документов по пожарной безопасности, сообщает следующее.
Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 272, в соответствии с которым определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утвержденным МЧС России.
Приказами МЧС России от 30.06.2009 № 382 «Об учреждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» и от 10.07.2009 № 404 «Об утверждении методики определения величин пожарного риска на производственных объектах» утверждены методики по определению расчетных величин пожарного риска.
Для определение расчетных величин пожарного риска могут применяться различные автоматизированные программы, при этом их алгоритм и порядок расчета должны соответствовать вышеуказанным утвержденным методикам и подтверждаться соответствующими документами.
Необходимости в каких-либо согласованиях, а также в подтверждении соответствия программного обеспечения вышеуказанным нормативно-правовым актам законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.
В соответствии с пунктом 30 положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, при проведении плановых проверок объектов защиты, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Для объектов защиты определенных классов функциональной пожарной опасности, проверочные листы утверждены приказом МЧС России от 11.09.2017 № 376 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, в зданиях организаций торговли и организаций общественного питания».
Таким образом надзорным органом при осуществлении плановой выездной проверки объекта защиты должны проверяться только вопросы, указанные в проверочных листах.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной если:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом;
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Учитывая изложенное, при выполнении положений Технического регламента и отступления от требований нормативных документов (в том числе сокращение нормативных расстояний между оборудованием, зданиями и сооружениями предприятий) пожарная безопасность должна подтверждаться соответствием расчетных значений пожарного риска требуемым Техническим регламентом. Подобная позиция изложена в письме МЧС России от 26.05.2015 № 19-16-635.
В соответствии с приказом МЧС России от 28.11.2011 № 710 «Об утверждении административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности» (далее - Административный регламент) результатами предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий (далее - СТУ) являются согласование СТУ или признание необходимости их доработки, отказ в согласовании СТУ данным Административным регламентом не предусмотрен.
Также СТУ рассматриваемые в субъектах Российской Федерации могут содержать технические решения, аналогичные ранее согласованным главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей, при этом необходимо отметить, что в ранее согласованных СТУ технические решения могут быть не применимы к тем или иным объектам защиты, с учетом их индивидуальности.
В связи с вышеизложенным при рассмотрении СТУ нормативно-техническим советом, в том числе в субъектах Российской Федерации, должен осуществляться индивидуальный подход к объектам защиты, результатом которого является согласование СТУ либо признание необходимости их доработки.
Уважаемый Иван Сергеевич!
Центральный региональный центр МЧС России, рассмотрев Ваше обращение о разъяснении отдельных положений в части применения нормативных документов по пожарной безопасности, сообщает следующее.
Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 272, в соответствии с которым определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утвержденным МЧС России.
Приказами МЧС России от 30.06.2009 № 382 «Об учреждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» и от 10.07.2009 № 404 «Об утверждении методики определения величин пожарного риска на производственных объектах» утверждены методики по определению расчетных величин пожарного риска.
Для определение расчетных величин пожарного риска могут применяться различные автоматизированные программы, при этом их алгоритм и порядок расчета должны соответствовать вышеуказанным утвержденным методикам и подтверждаться соответствующими документами.
Необходимости в каких-либо согласованиях, а также в подтверждении соответствия программного обеспечения вышеуказанным нормативно-правовым актам законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.
В соответствии с пунктом 30 положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, при проведении плановых проверок объектов защиты, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Для объектов защиты определенных классов функциональной пожарной опасности, проверочные листы утверждены приказом МЧС России от 11.09.2017 № 376 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, в зданиях организаций торговли и организаций общественного питания».
Таким образом надзорным органом при осуществлении плановой выездной проверки объекта защиты должны проверяться только вопросы, указанные в проверочных листах.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной если:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом;
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Учитывая изложенное, при выполнении положений Технического регламента и отступления от требований нормативных документов (в том числе сокращение нормативных расстояний между оборудованием, зданиями и сооружениями предприятий) пожарная безопасность должна подтверждаться соответствием расчетных значений пожарного риска требуемым Техническим регламентом. Подобная позиция изложена в письме МЧС России от 26.05.2015 № 19-16-635.
В соответствии с приказом МЧС России от 28.11.2011 № 710 «Об утверждении административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности» (далее - Административный регламент) результатами предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий (далее - СТУ) являются согласование СТУ или признание необходимости их доработки, отказ в согласовании СТУ данным Административным регламентом не предусмотрен.
Также СТУ рассматриваемые в субъектах Российской Федерации могут содержать технические решения, аналогичные ранее согласованным главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей, при этом необходимо отметить, что в ранее согласованных СТУ технические решения могут быть не применимы к тем или иным объектам защиты, с учетом их индивидуальности.
В связи с вышеизложенным при рассмотрении СТУ нормативно-техническим советом, в том числе в субъектах Российской Федерации, должен осуществляться индивидуальный подход к объектам защиты, результатом которого является согласование СТУ либо признание необходимости их доработки.
-
Поделиться:
- Подписаться