- 12-10-2020, 09:00
- 7 620
ФАУ «ФЦС» «Об обязательной и добровольной основе применения нормативных документов».
Письмо ФАУ «ФЦС» «Об обязательной и добровольной основе применения нормативных документов».
По просьбе Росстандарта ФАУ «ФЦС» рассмотрело Ваш запрос о применении нормативных документов по строительству для подтверждения соответствия требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - TP) и сообщает следующее.
Вопросы 1 - 2. TP (части 1 и 7 статьи 6) предусматривает наличие двух перечней:
- перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований техрегламента, утверждаемый Правительством Российской Федерации (далее - «обязательный» Перечень);
- перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований, утвержденный Росстандартом (далее - «добровольный» Перечень).
TP (часть 2 статьи 5) предусматривает единственный вариант подхода к доказательству соответствия зданий и сооружений - через доказательство соответствия требованием национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), указанным в этих перечнях, либо требованиям специальных технических условий, согласованных нормодателем – Минрегионом России.
Требования TP носят обобщенный характер и конкретизируются на техническом уровне посредством требований стандартов и сводов правил. Поэтому ставить вопрос об их независимом применении, по мнению ФАУ «ФЦС», некорректно.
Оба названных перечня включают нормативные документы или их части, которые подтверждают соответствие требованиям техрегламента, и поэтому для проектировщика и заказчика проектной документации фактически являются одинаково обязательными, как Вы справедливо отмечаете в своем письме.
Критерии отнесения нац. стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил категориям применяемых на обязательной или добровольной основе в TP их официальных документах однозначно не определены. Разница между ними по мнению ФАУ «ФЦС», заключается в механизме их применения в системе государственного контроля. В последнее время распространение получила точка зрения, согласно которой положения, содержащиеся в «обязательном Перечне, непосредственно определяют безопасность и охрану природы, в си у чего подлежат систематическому контролю со стороны государственных контролирующих органов в строительстве - государственной экспертизы и государственного строительного надзора. Положения, прямой непосредственный контроль исполнения которых контролирующими органами малоэффективен или технически невозможен, большей частью содержатся в «добровольном» Перечне.
Вопрос 3 о достаточности «добровольного» Перечня. К настоящему моменту данный Перечень по организационно-техническим причинам далеко не полон, в силу чего не может считаться достаточным. При оценке соответствия на добровольной основе следует ориентироваться на совокупность требований, содержащихся в действующих нормативных документах по строительству и не вошедших в «обязательный» Перечень.
Вопрос 4 о взаимоотношениях между Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений и Техническом регламентом о требованиях пожарной безопасности в настоящее время не имеет официального решения. Между ними, по мнению ФАУ «ФЦС», нет существенных противоречий. Соблюдение Технического регламента о требованиях пожарной безопасности также является обязательным при проектировании и строительстве.
Письмо Минэкономразвития России «О техническом регулировании в области обеспечения безопасности зданий и сооружений» № 06/08 от 09.08.2011 г.
Минэкономразвития России рассмотрело обращение ООО «ИТБ» по вопросу разъяснения норм законодательства о техническом регулировании в области обеспечения безопасности зданий и сооружений и сообщает следующее.
Согласно пункту 12.4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (далее - Положение о Минэкономразвития России), вышеуказанная обязанность на Минэкономразвития России не возложена.
Также следует отметить, что согласно Положению о Минэкономразвития России поставленные в обращении вопросы не относятся к компетенции Министерства.
Одновременно обращаем внимание, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, является Минрегион России (пункт 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40), в сфере обеспечения пожарной безопасности МЧС России (пункт 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868).
Вместе с тем считаем возможным отметить следующее.
Отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к процессам проектирования и строительства, регулируются среди прочего Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - закон № 184-ФЗ): часть 1 статьи 1 закона № 184-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 46 закона № 184-ФЗ со дня его вступления в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к процессам проектирования и строительства, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.
При этом действие указанных обязательных требований прекращается со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов (часть 7 статьи 46 закона № 184-ФЗ).
30 июня 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее -закон № 384-ФЗ, Технический регламент о безопасности зданий и сооружений), объектом технического регулирования которого являются здания и сооружения любого назначения, а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (часть 1 статьи 3 закона № 384-ФЗ) и который устанавливает минимально необходимые обязательные требования к зданиям и сооружениям и процессам проектирования и строительства (часть 6 статьи 3 закона № 384-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 42 закона № 384-ФЗ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 г. № 2079 был утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований закона № 384-ФЗ.
Следует отметить, что согласно части 4 статьи 16.1 закона № 184-ФЗ применение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента.
Для всех технических регламентов, за исключением закона №384-ФЗ, добровольность применения «взаимосвязанных» с техническим регламентов стандартов означает возможность использования вместо них иных стандартов, а также собственных доказательств (протоколы испытаний и др.) для подтверждения соответствия требованиям технического регламента.
При этом неприменение добровольных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов (часть 4 статьи 16.1 № 184-ФЗ).
Следует отметить, что 26 октября 2011 г. вступают в силу поправки в закон № 184-ФЗ, которыми уточняется возможность неприменения «взаимосвязанных» с техническим регламентом добровольных стандартов и сводов правил при условии применения предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Однако статьей 5.1 закона №184-ФЗ, как справедливо отмечено в обращении, было установлено, что Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливаются особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В связи с этим Технический регламент о безопасности зданий и сооружений коренным образом отличается от других технических регламентов: в соответствии с частью 3 статьи 42 закона № 384-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р был утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), применение которых стало обязательным.
При этом следует отметить, что добровольность применения установленных вышеуказанным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии требований также достаточно условна.
Так, согласно части 2 статьи 5 закона № 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования и строительства обеспечивается посредством соблюдения требований данного закона и требований стандартов и сводов правил, включенных и в «добровольный», и в «обязательный» перечни (или посредством соблюдения требований разрабатываемых в исключительных случаях специальных технических условий).
И хотя законом №184-ФЗ предусмотрена возможность отказа от применения «взаимосвязанных» с техническим регламентом стандартов и сводов правил с использованием вместо них иных документов для проектирования и последующего подтверждения соответствия 5 технического регламента (часть 4 статьи 16.1, часть 2 статьи 24 закона № 184-ФЗ), Технический регламент о безопасности зданий и сооружений такой возможности проектировщику не предоставляет.
В этой связи следует отметить, что Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - закон №123-ФЗ, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), положения которого также обязательны при проектировании и строительстве зданий и сооружений (часть 2 статьи 1 закона № 123-ФЗ), позволяет отступать от требований взаимосвязанных с данным техническим регламентом нормативных документов в области пожарной безопасности при условии выполнения непосредственно требований технического регламента, применения компенсирующих мероприятий и расчета пожарного риска (статья 6 закона № 123-ФЗ информационное письмо МЧС России от 7 июля 2011 г. № 19-2-4-2623).
Более того, 29 сентября 2011 г. Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 606451-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в части совершенствования правового регулирования обеспечения пожарной безопасности с учетом практики применения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)», которым уточняется вышеуказанная возможность отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности.
Учитывая вышеизложенное, по существу поставленных в обращении вопросов представляется возможным отметить следующее: Требования документов в области стандартизации, вошедших в перечень, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 г. № 2079, должны выполняться при разработке проектной документации.
При этом отступление от таких требований возможно в случае разработки специальных технических условий (далее - СТУ) в соответствии с Порядком разработки и согласования с технических условий для разработки проектной документации на об капитального строительства, утвержденных приказом Минрегиона России от I а 2008 г. № 36.
Следует отметить, что ФГУ «Главгосэкспертиза России» письмом от 9 декабря 2008 г. № 14-2/2507 обращало внимание филиалов данного учреждения на возможность разработки СТУ в исключительных случаях: если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены.
2. Обязательным является выполнение требований как документов, включенных в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. №1047-р перечень, так и документов, включенных в перечень, утвержденный вышеназванным приказом Ростехрегулирования.
3. Требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений обязательны для исполнения.
4. Выполнение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности является обязательным, так как частью 5 статьи 3 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений предусмотрено, что дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования могут устанавливаться иными техническими регламентами, равно как частью 1 статьи 1 и частью 2 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности предусмотрено существование иных технических регламентов, устанавливающих требования пожарной безопасности
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
-
Поделиться:
- Подписаться