- 30-01-2022, 09:00
- 3 375
Вызов экстренных оперативных служб и телефонные номера приема сообщений о пожарах
Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России № ИГ-117-257-11-1 от 01.03.2021 г.
Рассмотрев обращение в адрес ФГБУ ВНИИПО МЧС России, сообщаю мнение специалистов института.
Приложение
к письму ФГБУ ВНИИПО МЧС России
от 01.03.2021 N ИГ-117-257-11-1
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ФГБУ ВНИИПО МЧС РОССИИ
Специалистами института повторно рассмотрен запрос, в части разъяснения положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы вызова экстренных оперативных служб и телефонные номера приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях.
1. Частью 1 Ст. 52 ("Вызов экстренных оперативных служб") федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" установлено, что оператор связи обязан обеспечить возможность круглосуточного бесплатного для пользователя услугами связи вызова экстренных оперативных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы и других служб, полный перечень которых определяется Правительством Российской Федерации).
В развитие положений федерального закона издан приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.04.2017 N 205 "Об утверждении и введении в действие российской системы и плана нумерации".
Согласно п. 32, 48, 49 указанного приказа для доступа абонентов и пользователей услугами фиксированной телефонной связи и услугами подвижной связи к экстренным оперативным службам на всей территории Российской Федерации используется единый номер "112", а также номера соответствующих экстренных служб: "101", "102", "103", "104". При этом в соответствии с табл. N 7 приложения 7 к приказу, при распределении номеров для доступа к специальным службам местных сетей телефонной связи регламентировано, что номер 101 используется для вызова Службы пожарной охраны и реагирования в чрезвычайных ситуациях, а номер 112 как Единый номер вызова экстренных оперативных служб.
Частью 2 ст. 12 федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" установлено, что для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области связи определяет порядок их взаимодействия. Поэтому федеральным органом исполнительной власти в области связи для субъектов Российской Федерации устанавливается порядок использования единых номеров для вызова экстренных оперативных служб пользователями услугами связи.
Так, например, приказом Минкомсвязи России от 18.04.2017 N 191 "Об использовании единого номера "112" на территории г. Санкт-Петербурга в целях обеспечения вызова экстренных оперативных служб пользователями услугами связи" и приказом Минкомсвязи России от 04.07.2019 N 370 "Об использовании единого номера "112" на территории Ставропольского края в целях обеспечения вызова экстренных оперативных служб пользователями услугами связи" установлено, что для вызова пользователями услугами связи экстренных оперативных служб в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи помимо единого номера "112" используются трехзначные номера: "101", "102", "103", "104", а также в сетях местной телефонной связи используется действующий формат набора номера - двузначные номера: "01", "02", "03", "04".
Кроме того, приказами также устанавливается обязанность операторов связи обеспечить услуги местной телефонной связи и подвижной радиотелефонной связи возможностью круглосуточного бесплатного для пользователей услугами связи вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" и через трехзначные номера: "101", "102", "103", "104", а операторам связи, оказывающим услуги местной телефонной связи, также через двузначные номера: "01", "02", "03", "04".
2. В соответствии со ст. 1 федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности":
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Поэтому указание телефона "01" (в том числе без пояснительной надписи) на информационных материалах, как телефона для вызова пожарной охраны, хотя и дезинформирует граждан, не является нарушением требований пожарной безопасности, так как информационные материалы не относятся к федеральным законам и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативным документам по пожарной безопасности.
Пунктом 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 установлено, что в отношении здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах. Кроме того, п. 84 Правил установлено, что в номерах и на этажах гостиниц, мотелей, общежитий и других зданий, приспособленных для временного пребывания людей, вывешиваются планы эвакуации на случай пожара. Похожие требования содержатся и в ряде других пунктов Правил. При этом никаких требований к содержанию планов эвакуации нормативный правовой акт не содержит.
Требования пожарной безопасности к содержанию планов эвакуации содержатся в ГОСТ Р 12.2.143-2009, который распространяется исключительно на фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее - ФЭС) и элементы системы, в том числе планы эвакуации, но не регламентирует требований к планам эвакуации, изготовленным на бумажном носителе. ГОСТ Р 12.2.143-2009 включен в целом, за исключением пунктов 4.5, 4.5.1, 4.5.2, 6.2.7, 6.2.8 в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2020 года N 1190.
Согласно п. 3.11 ГОСТ Р 12.2.143-2009 под планом эвакуации понимается план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации. Кроме того, п. 4.1 стандарта установлено, что ФЭС должна обеспечивать соответствующей понятной информацией находящихся в здании людей с тем, чтобы они могли организованно эвакуироваться из любого места. То есть, план эвакуации, как часть ФЭС, предназначен для информирования людей об эвакуационных путях и выходах в безопасную зону при возникновении пожара в здании, а также о местах нахождения первичных средств пожаротушения для борьбы с пожаром. Поэтому для обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре принципиальное значение имеет соответствие путей эвакуации и эвакуационных выходов, иных систем противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности, а также разборчивость (наглядность) информации и соответствие информации о путях эвакуации и эвакуационных выходах на плане эвакуации реальным объемно-планировочным решениям здания. Именно несоответствие путей эвакуации и эвакуационных выходов, иных систем противопожарной защиты, обеспечивающих безопасность эвакуации (установки и системы автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей и др.) требованиям пожарной безопасности и могут создавать угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при пожаре. Недостоверная (или неполная) информация о номере телефона для вызова пожарной охраны на плане эвакуации, по мнению специалистов института, не может создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при пожаре.
В соответствии с требованиями п. 6.2.3 ГОСТ Р 12.2.143-2009 в текстовой части плана эвакуации следует излагать только способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.), а также порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, но не требуется указывать номера телефонов для вызова пожарной охраны. Кроме того, информация на плане эвакуации не обязывает людей сообщать о пожаре в пожарную охрану непосредственно из здания, в котором произошел пожар. Поэтому размещение на плане эвакуации недостоверной или неполной информации о номере телефона для вызова пожарной охраны не может считаться нарушением требований пожарной безопасности.
Таким образом, по мнению специалистов института, никаких противоречий в ответах института в письмах от 15.11.2018 N 2434-1-29-11-2 и от 03.02.2021 N ИГ-117-125-11-1 не содержится.
В то же время в соответствии с требованиями подпункта к) п. 393 Правил в инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны. Кроме того, в соответствии с требованиями подпункта а) п. 394 Правил в инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты. Поэтому, по мнению специалистов института, указание в инструкции о мерах пожарной безопасности номера телефона (в том числе телефона "01" без поясняющей надписи о том, что с него можно дозвониться в пожарную охрану только со стационарного телефона), по которому невозможно дозвониться в пожарную, является нарушением требований пожарной безопасности, так как делает безуспешными действия работников при вызове пожарной охраны.
-
Поделиться:
- Подписаться