- 6-01-2025, 23:46
- 63
Письмо МИНСТРОЙ России
Письмо МИНСТРОЙ России № 35385-ОГ/08 от 21.12.2023
Уважаемый Николай Николаевич!
В Департаменте градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение от 7 декабря 2023 г. № 272961 и направляется позиция Федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» от 20 декабря 2023 г. № Исх-9350 по вопросам, заявленным в обращении.
За более подробным разъяснением положений национальных стандартов, сводов правил Вы вправе самостоятельно обратиться к исполнителям по их разработке.
В соответствии с пунктом 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда на них возложена соответствующая обязанность.
Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере строительства. Обязанности по разъяснению законодательства Российской Федерации, толкованию понятий, терминов и норм, а также проведению экспертной оценки качества выполненных работ на Минстрой России не возложены.
Одновременно с этим сообщаем, что конкретные проектные решения, обеспечивающие соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и сводов правил выбираются и обосновываются проектировщиком.
Обоснованность принятых решений устанавливается в рамках экспертизы проектной документации согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Письмо ФАУ «ФЦС» № Исх-9350 от 20.12.2023
Уважаемый Александр Юрьевич!
Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС») по поручению Минстроя России рассмотрело обращение Морозова Н.Н. по вопросу применения нормативных документов в сфере строительства и сообщает.
В соответствии с Уставом ФАУ «ФЦС» вправе осуществлять организацию и проведение методической и разъяснительной работы по вопросам технического нормирования в сфере строительства.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона № 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815, в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, утвержденный приказом Росстандарта от 02.04.2020 № 687, или требований специальных технических условий.
Согласно области применения СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума» (далее - СП 51.13330), включенного в добровольный Перечень, указанный свод правил устанавливает требования, которые должны выполняться при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий различного назначения, планировке и застройке городских и сельских поселений с целью защиты от шума и обеспечения нормативных параметров акустической среды в производственных, жилых, общественных зданиях, на прилегающих к ним территориях и в рекреационных зонах.
В соответствии с пунктом 9.21б СП 51.13330 все лифтовые шахты должны быть отделены от других конструкций здания акустическим швом (воздушным промежутком) шириной 40 - 50 мм.
Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - № 184-ФЗ) применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в добровольный Перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
Вместе с тем согласно части 4 статьи 16.1 № 184-ФЗ неприменение или отступление от положений нормативных документов, включенных в добровольный Перечень, не может оцениваться как несоблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ. В этом случае соответствие проектной документации требованиям Федерального закона № 384-ФЗ может быть доказано оценкой, выполненной с учетом обоснований, указанных в пунктах 1 - 4 части 6 статьи 15 Федерального закона № 384-ФЗ, а именно: результатами исследований, расчетами и (или) испытаний по сертифицированным или апробированным иным способом методикам, моделированием сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, оценкой риска сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
На основании вышеизложенного отступление от требований пункта 9.21б СП 51.13330 может быть подтверждено акустическим расчетом, подтверждающим соответствие уровня шума в защищаемых помещениях нормативным значениям.
Дополнительно сообщаем, что требования к предельно допустимым и допустимым уровням звукового давления в помещениях устанавливаются в соответствии с таблицей 1 пункта 6.3 СП 51.13330.
Согласно пункту 3.18а СП 51.13330 структурная звукопередача - передача энергии звука в виде звуковой вибрации по ограждающим конструкциям и инженерным коммуникациям в смежные и удаленные помещения от помещения с источником воздушного, ударного шума и (или) звуковой вибрации.
При этом в соответствии с пунктом 9.35 СП 51.13330 для смежных помещений относительно помещений с воздушным или ударным источником шума расчет и проектирование звукоизоляции воздушного шума с учетом структурной звукопередачи следует вести по ГОСТ Р ЕН 12354-1, для звукоизоляции ударного шума - по ГОСТ Р ЕН 12354-2. Расчетные параметры структурной звукопередачи могут быть определены путем измерений по ГОСТ Р ИСО 10848-1, ГОСТ Р ИСО 10848-2. Звукоизоляция ограждающих элементов зданий, в том числе и с дополнительными звукоизоляционными элементами, оценивается по ГОСТ Р ИСО 10140-1.
Кроме того, если при расчете ожидаемого уровня шума в помещении, с учетом наличия структурного шума, определенного согласно методикам, изложенным в пункте 9.35 СП 51.13330, превышение допустимых значений уровня шума, указанных в таблице 1 пункта 6.3 СП 51.13330 и СанПиН 1.2.3685-21, не ожидается, то мероприятия по защите от структурного шума допускается не предусматривать. Дополнительно информируем, что данные разъяснения являются позицией ФАУ «ФЦС», не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
В соответствии с Уставом ФАУ «ФЦС» вправе осуществлять организацию и проведение методической и разъяснительной работы по вопросам технического нормирования в сфере строительства, но не уполномочено давать оценку принятым проектным решениям.
Соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, в соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является предметом экспертизы проектной документации.
-
Поделиться:
- Подписаться