- 21-12-2018, 00:40
- 1 557
Технические условия в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Тоннель «Мацестинский» на км 0+375 автомобильной дороги А-147 Джубга-Сочи – граница с Республикой Абхазия (Обход г. Сочи)»
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности МЧС России
(ДНД МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлена документация: специальные технические условия в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Тоннель «Мацестинский» на км 0+375 автомобильной дороги А-147 Джубга-Сочи – граница с Республикой Абхазия (Обход г. Сочи)»
1. Основание для разработки специальных технических условий.
Отсутствие нормативных требований пожарной безопасности для тоннелей, размещаемых в городской черте.
- 2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Тоннель «Мацестинский» располагается на км 0+375 автодороги «Обход г. Сочи» в Краснодарском крае. Трасса тоннеля проложена в направлении Север-Юг. Год постройки тоннеля – 2001. Длина тоннеля составляет 1317 м.
При модернизации противопожарной защиты и определении требуемой огнестойкости строительных конструкций в СТУ предлагается исходить из проектной аварии с тепловой мощностью 100 МВт.
Подъезды пожарных автомобилей должны быть устроены к пожарным гидрантам, к порталам тоннеля и сервисной штольни (при использовании ее для эвакуации людей), а также к местам установки наружных патрубков сети внутреннего противопожарного водопровода для подключения пожарных насосов автомобилей.
Пределы огнестойкости строительных конструкций тоннеля должны быть не менее:
обделка транспортной зоны тоннеля – R 120;
обделка сервисной штольни – R 120;
обделка эвакуационных сбоек – R 120;
конструкции вентиляционного канала системы вытяжной противодымной вентиляции транспортной зоны тоннеля – (R)EI 120;
перегородки, отделяющие технические помещения от транспортной зоны, сервисной штольни и эвакуационных сбоек EI 90;
ограждающие конструкции кабельных каналов REI 90;
ограждающие конструкции тамбур-шлюзов (перегородок - EI 60, дверей – EI 60, перекрытий - REI 60);
двери электрощитовых, венткамер, трансформаторных подстанций и других технических помещений – EI 45;
двери, ведущие из транспортной зоны тоннеля в сервисную штольню и эвакуационные сбойки принять не менее EI 60;
перегородки, отделяющие сервисную штольню и эвакуационные сбойки от помещений технического назначения – EI 90.
Класс конструктивной пожарной опасности тоннеля, штольни, эвакуационных сбоек и подземных притоннельных сооружений должен приниматься не ниже С0.
Автодорожный тоннель, сервисная штольня и эвакуационные сбойки, подземные притоннельные сооружения должны быть оборудованы комплексом систем активной противопожарной защиты (СПЗ), в который входят:
система автоматической пожарной сигнализации с радиоустройством, обеспечивающим автоматическую передачу сигнал о пожаре на ЦППС г. Сочи(«01»). При этом Транспортная зона тоннеля должна быть оснащена системой обнаружения и извещения о пожаре с использованием максимально-дифференциальной линейной системы, позволяющей определять скорость возрастания температуры и/или появление максимальной температуры;
система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 3-го типа;
система автоматического (газового) пожаротушения в помещениях связевых, аппаратных, релейных, серверных, кроссовых, шкафах автоматики, ЦДП;
система внутреннего противопожарного водопровода. Тоннель должен быть оборудован кольцевым противопожарным водопроводом с количеством вводов не менее двух. При отсутствии необходимого количества воды допускается осуществлять противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности. Линия водопровода должна быть рассчитана на пропуск воды не менее расчетного расхода – 60 л/с в течение 3-х часов, в том числе: 50 л/с – расход воды для использования передвижной пожарной техники, заезжающей в тоннель, 10 л/с (2 струи по 5 л/с) – расход от пожарных кранов. В тоннеле необходимо установить дополнительные пожарные краны-сухотрубы для подачи раствора пенообразователя со стволом типа ОРТ-50, снабженного пеногенераторной насадкой для получения воздушно-механической пены низкой кратности;
система противодымной защиты, которая должна обеспечивать: удаление продуктов горения из транспортного отсека на период осуществления эвакуации людей при пожаре с тепловой мощностью 100 МВт; подачу наружного воздуха в тамбур-шлюзы на входах в эвакуационные сбойки; возмещение удаляемого с продуктами горения системами вытяжной противодымной вентиляции воздуха. Для противодымной защиты транспортной зоны тоннеля должна быть реализована продольно-поперечная схема приточно-вытяжной противодымной вентиляции с устройством в подсводной части транспортной зоны вытяжного вентиляционного канала. Транспортный отсек тоннеля подлежит разделению на условные дымовые зоны протяженностью не более 100 м каждая. При возникновения пожара в дымовой зоне, удаление продуктов горения должно быть предусмотрено из трех дымовых зон (с расположением дымовой зоны с очагом пожара в середине). При возникновении пожара на границе дымовых зон, удаление продуктов горения должно быть предусмотрено из дымовой зоны с очагом пожара, а также из дымовой зоны, расположенной выше по уклону тоннеля от дымовой зоны с очагом пожара;
системы управления и контроля противопожарной защиты;
система аварийного освещения;
радиосвязь для обеспечения работы пожарных подразделений и других служб;
внутренняя специальная телефонная связь между диспетчерским пунктом, насосной пожаротушения и эвакуационными сбойками.
Для обеспечения эвакуации людей из транспортной зоны тоннеля кроме выходов через порталы должны использоваться проходы (сбойки), ведущие из транспортной зоны тоннеля в соседний тоннель. Допускается использовать в качестве эвакуационной сбойки сервисную штольню, а также организовать выходы из части сбоек в указанную штольню. При этом, использование штольни для удаления продуктов горения допускается только в случае ее продольного деления на два отсека глухими конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 120. При этом, один из отсеков предназначается для эвакуации людей, а второй для удаления продуктов горения.
Расстояние между эвакуационными сбойками и их количество следует принимать по расчету, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей в соответствии с принятой проектной аварией и в зависимости от конструктивных особенностей тоннелей, а также интенсивности движения в тоннелях, но не более 300 м.
Эвакуационные выходы из транспортной зоны тоннеля должны предусматриваться через тамбур-шлюзы 1-го типа. Вход в служебно-технические помещения из транспортной зоны тоннеля должен быть предусмотрен через тамбур-шлюзы 1-го типа.
Для отделки путей эвакуации должны использоваться только негорючие материалы.
Электроснабжение электроприемников систем противопожарной защиты и ЦДП предусмотреть по 1-й категории надежности.
Расположение пожарных депо, обслуживающих объект, должно обеспечивать прибытие пожарных подразделений к каждому из порталов тоннеля за время, не более 10 минут.
На участках, где автомобили еще могут покинуть автомагистраль и у въездов в тоннель следует устанавливать информационные табло, запрещающее перевозку опасных грузов классов I (взрывчатые материалы), 2 (сжатые сжиженные газы), 3 (легковоспламеняющиеся жидкости). Перевозка опасных грузов должна предусматриваться в ночное время в порядке, определяемом Управлением ГИБДД ГУВД г. Сочи.
До ввода тоннеля в эксплуатацию после модернизации для обеспечения локализации и ликвидации возможных пожаров должны быть разработаны «План пожаротушения», регламент взаимодействия оперативных подразделений ГПС со службами ГИБДД, медицинскими, МВД и другими аварийными службами, план спасения людей при пожаре, а также инструкция по обеспечению пожарной безопасности тоннеля в период его эксплуатации.
Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями на 10 июля 2012 г.) и нормативных документов по пожарной безопасности.
- 3. Решение нормативно-технического совета.
Рассмотрев представленные специальные технические условия, Совет считает возможным согласиться с принятыми в них решениями по противопожарной защите.
При этом:
эксплуатирующей организации необходимо проработать вопрос о страховании ответственности за материальный ущерб в случае пожара, в том числе индивидуального имущества;
оснащенность пожарных депо, в радиусе выезда которых размещен автодорожный тоннель, следует согласовать с ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, проработав вопрос о применении передвижной пожарной техники, способной осуществлять свои функции с учетом специфики тушения пожара в тоннеле;
для тушения пожаров в тоннеле следует предусмотреть применение высокоэффективного пленкообразующего пенообразователя для получения пены низкой кратности;
на стадии рабочего проектирования необходимо подтвердить расчетами достаточность принятых решений по расходу воды от внутреннего противопожарного водопровода, в том числе для работы передвижной пожарной техники, и системе дымоудаления.
Заместитель председателя
нормативно-технического совета ________________________ А.Н. Гилетич
Секретарь
нормативно-технического совета ___________________________ А.А. Панов
-
Поделиться:
- Подписаться