- 21-12-2018, 22:05
- 1 638
Технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности, объекта капитального строительства
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности МЧС России
(ДНД МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлены Специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности, объекта капитального строительства «Высотный многофункциональный административно-жилой комплекс с подземным гаражом и отдельно стоящим многоэтажным гаражом, расположенный по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Свиблово, проезд Серебрякова, вл. 11-13»
1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием требований пожарной безопасности к:
многофункциональным объектам высотой более 100 м;
фасадным системам жилых зданий с асимметрично расположенными глухими и светопрозрачными обогреваемыми панелями в качестве наружной ненесущей стены;
автостоянкам при сообщении помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения (в т.ч. не обслуживающих автостоянку), а также со смежными пожарными отсеками без устройства тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре;
определению расхода воды на наружное пожаротушение для зданий высотой более 25 этажей и строительным объемом более 150 тыс.м3;
превышению площади этажа в пределах пожарного отсека подземной автостоянки (наибольшее значение одного из отсеков до 4500 м2);
системам автоматического пожаротушения и внутреннего противопожарного водопровода с ограничениями по водоснабжению;
помещениям (отсекам) подземного этажа без устройства проемов (окон с приямками) в наружных стенах;
системам мусороудаления с устройством пожаротушения ствола;
встроенным трансформаторным подстанциям (ТП);
дизель-генераторной установке (далее – ДГУ).
2. Компенсирующие мероприятия и дополнительные требования пожарной безопасности.
Проектом предусматривается строительство комплекса, состоящего из трех 52-х этажных жилых зданий с 4-х этажным подземным гаражом, а также 6-ти этажным отдельно стоящим гаражом открытого типа. Высота каждого из жилых зданий составляет не более 183 м.
На двух нижних этажах комплекса предусматривается встроенно-пристроенная часть (стилобат) с помещениями общественного назначения (предприятия торговли с площадью не более 7500 м2, фитнесс-центр с бассейном и максимальной площадью до 2600 м2, помещения префектуры округа площадью до 6000 м2, аптека и другие помещения), а также предусмотрены изолированные входные зоны для каждого из жилых зданий. Высота первого и второго наземных этажей стилобата принята не более 6 м. Эксплуатируемая кровля стилобата благоустраивается и используется в качестве зоны отдыха для жильцов комплекса.
Третий этаж южной башни, а также 27 и 52-й этажи зданий полностью технические. Третий этаж восточной и западной башен – жилые. Со стороны восточной и западной жилых башен предусмотрены дебаркадеры для стилобатной части.
Жилые здания со встроенно-пристроенной частью общественного назначения предусматриваются I степени огнестойкости с повышенными пределами огнестойкости несущих строительных конструкций (до REI 180) С0 класса конструктивной пожарной опасности и оборудуются:
адресной автоматической пожарной сигнализацией;
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в общественных помещениях встроенно-пристроенной части и в отдельностоящей надземной автостоянке – не ниже 3-го типа, в жилых зданиях и подземной автостоянке – не ниже 4-го типа;
наружным и внутренним противопожарным водопроводом;
системой автоматического пожаротушения;
системой противодымной защиты с механическим побуждением;
лифтами для перевозки пожарных подразделений;
зонами безопасности.
Комплекс разделяется на пожарные отсеки по вертикали противопожарными перекрытиями 1-го типа или техническим этажом: подземная автостоянка (4 этажа); встроенно-пристроенная часть общественного назначения (2 этажа); жилые здания (с 3 по 18 этажи, с 19 по 34 этажи, с 35 по 52 этажи). По горизонтали комплекс разделяется противопожарными стенами: подземная автостоянка с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 4500 м2; рампы подземной автостоянки с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 1000м2; помещения префектуры во встроенно-пристроенной частью с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 6000м2; встроенные в 1-й наземный или 1-й подземный этаж трансформаторные подстанции.
Помещения встроенно-пристроенной части, относящиеся к разным классам функциональной пожарной опасности, выделяются противопожарными перегородками 1-го типа и противопожарными перекрытиями 3-го типа.
Ограждающие конструкции венткамер и насосных при размещении их вне пределов пожарного отсека, в котором находятся обслуживаемые и (или) защищаемые помещения, предусматриваются с пределом огнестойкости не менее EI 120.
Технические помещения (в т.ч. ее не обслуживающие), находящиеся в пожарном отсеке автостоянки, выделяются в отдельные части противопожарными стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 90, а находящиеся в обслуживаемом пожарном отсеке противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 45.
При сообщении автостоянки с помещениями другого назначения или смежного пожарного отсека предусматривается заполнение проёмов противопожарными воротами (дверями) 1-го типа и устройством дренчерных завес (с удельным расходом не менее 1 л/с на метр погонный) со стороны помещений для хранения автомобилей.
Взамен тамбур-шлюзов перед въездами в пожарные отсеки рамп автостоянки (над противопожарными воротами) предусматривается устройство воздушных завес от сопловых аппаратов с учетом требований СП 7.13130.2013.
Эвакуационные выходы с каждого жилого этажа предусматриваются в две незадымляемые лестничные клетки типа Н2 с входом в них через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре. Эвакуационные выходы из вспомогательных и технических помещений, расположенных в подземной автостоянке, в том числе к ней не относящихся, предусматриваются через помещения автостоянки в незадымляемые лестничные клетки типа Н3 или в коридор, ведущий на незадымляемую лестничную клетку типа Н3. Вход в указанные лестничные клетки предусматривается через тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре. Эвакуация с этажа отдельностоящей надземной автостоянки предусматривается через лестничные клетки типа Л1.
Жилые здания имеют по две незадымляемые лестничные клетки типа Н2, выходы из которых в уровне первого этажа изолированы от общественной части стилобата и обеспечены выходом наружу через вестибюль, если одна из них (кроме выхода в вестибюль) обеспечена выходами непосредственно наружу через тамбур. На уровне каждого этажа перед входами в указанные лестничные клетки (наземной части комплекса) предусматривается устройство тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При этом заполнение дверных проемов в тамбур-шлюзах предусматривается дымогазонепроницаемыми дверями 2-го типа с пределом огнестойкости не менее EIS 30 (EIWS 30).
В лестничных клетках без световых проемов в наружных стенах предусматривается устройство аварийного освещения.
Лифты жилых зданий и встроенно-пристроенной части (стилобата), опускающиеся в подземную автостоянку, предусматриваются в исполнении "для перевозки пожарных подразделений" с учетом требований ГОСТ Р 53296 с остановками в режиме "для перевозки пожарных подразделений" на всех этажах подземной автостоянки и встроенно-пристроенной части (стилобата).
Сервисные лифты жилой части комплекса предусматриваются в исполнении "для транспортирования пожарных подразделений" согласно ГОСТ Р 53296 с размещением в их лифтовых холлах безопасных зон для маломобильных групп населения, отделенных от других помещений и примыкающих коридоров противопожарными преградами с пределом огнестойкости не менее REI 90.
Выходы на кровлю жилых зданий предусматриваются из всех незадымляемых лестничных клеток через противопожарные двери 2-го типа перед выходом, а на эксплуатируемую кровлю встроенно-пристроенной части (стилобата). - из эвакуационных лестниц башен и примыкающих к ним коридоров.
Помещение для сбора мусора на этажах жилых зданий отделяется от других помещений и коридора противопожарными дымогазонепроницаемыми перегородками (EISW 45) с противопожарной дверью EI 30. Мусоросборные камеры размещаются у наружных стен комплекса и отделяются от других помещений конструкциями (перекрытие и перегородки) с пределом огнестойкости не менее EI 60 (при размещении камер под площадками лестничных клеток перекрытие над мусоросборной камерой выполняется противопожарным 1-го типа с огнестойкостью не менее REI 180) и классом пожарной опасности К0. При этом мусоросборная камера обеспечивается самостоятельным выходом с открывающейся наружу дверью с пределом огнестойкости не менее EI30 и отделяется от входа в здание экраном из негорючих материалов, выступающим за плоскость наружной стены не менее чем на 1,2 метра. На жилых этажах зданий размещение мусороприемных отверстий предусматривается в помещениях, отделенных от примыкающих помещений и коридоров противопожарными перегородками 1-го типа и заполнением проемов противопожарной дверью с пределом огнестойкости не менее EI30.
Мусоросборные камеры выделяются противопожарными перегородки с минимальным пределом огнестойкости не менее EI 120, заполнением дверных проемов с минимальным пределом огнестойкости не менее REI 90.
При размещении мусоросборных камер жилых зданий в уровне первого наземного этажа предусматривается выход из них непосредственно наружу с защитой проема противопожарной дверью с пределом огнестойкости не менее EI30 с устройством спринклерного пожаротушения согласно СП 54.13330. При размещении мусоросборных камер жилых зданий на подземных этажах эвакуация предусматривается через помещения автостоянки в незадымляемые лестничные клетки типа Н3.
Кроме того, предусматривается устройство автоматического пожаротушения ствола мусоропровода тонкораспыленной водой с контрольно-пусковым устройством. Мусоросборные камеры оборудуются системой автоматического пожаротушения с интенсивностью орошения не менее 0,12 л/(с м2). Предусматривается устройство дренчерной завесы со стороны помещения мусоросборной камеры над дверью в помещение загрузочной.
Удаление мусора из мусоросборных камер в восточной и западных башен происходит через помещение дебаркадера в специально отведенных зонах для контейнеров при обеспечении их устройствами спринклерного пожаротушения в помещении дебаркадера и выделении зон для контейнеров от помещения дебаркадера противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проема противопожарными дверями 1-го типа. При этом предусматривается устройство тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре, отделяющего помещение мусоросборной камеры.
Размещение трансформаторных подстанций (ТП) допускается в габаритах встроенно-пристроенной части при размещении их у наружных ограждающих конструкций. При этом выходы из ТП должны осуществляться непосредственно наружу, а при сообщении помещений ТП с другими помещениями через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. Предел огнестойкости конструкций внутренних стен и перекрытий ТП должен быть не менее REI 150 без проемов и с защитой проемов в наружной стене противопожарными дверями в пределом огнестойкости не менее EI60. В ТП допускается использовать сухие или заполненные негорючим жидким диэлектриком трансформаторы. Размещение ГРЩ предусматривается в смежном с трансформаторами помещении при отделении его противопожарной перегородкой 1-го типа. В качестве автоматического пожаротушения ТП должны использоваться автономные модульные установки локально-объемного пожаротушения.
Размещение помещений дизель-генераторных установок (далее – ДГУ) допускается в надземных или верхнем подземном этаже в габаритах здания (комплекса) или в отдельностоящем здании, отделённом от других помещений противопожарными преградами (стенами, перекрытиями) с пределом огнестойкости не менее REI 150 с заполнением проёмов дверями 1-го типа.
В дверных проёмах помещения дизель-генераторной предусматриваются пороги высотой не менее 15 см. Покрытие пола в помещениях дизель-генераторной и хранения топлива выполняется устойчивым к воздействию нефтепродуктов.
Трубопроводы подачи топлива в резервуары хранения дизельного топлива выполняются из металла двустенными или одностенными, прокладываемыми в специальных лотках, заполненных негорючим материалом. Соединения трубопроводов выполняется типа «шип-паз».
Расходные баки для хранения топлива предусматриваются двустенными с постоянным контролем герметичности межстенного пространства или одностенными, размещенными в металлическом герметичном коробе, рассчитанном на вмещение полного объёма хранящегося в них топлива. Резервуары оснащаются системами предотвращения их наполнения в автоматическом режиме более чем на 95%. Трубопровод налива опускается ниже минимально - допустимого уровня хранения топлива в резервуаре.
В помещении дизельгенераторной устанавливаются газоанализаторы для обнаружения утечек топлива с выводом сигналов в помещение пожарного поста, а также устройства аварийной вентиляции с механическим побуждением и сухотрубами с установленными на них пеногенераторами и выведенными наружу патрубками для подключения передвижной пожарной техники.
Помещения дизель-генераторной оборудуются обособленными системами общеобменной вентиляции. На воздуховодах общеобменной вентиляции устанавливаются огнезадерживающие клапана с пределом огнестойкости не менее EI 60.
Помещение дизельной электростанции оборудуется автоматическими установками пожаротушения и первичными средствами пожаротушения.
Площадка для автоцистерны выполняется в соответствии с требованиями НПБ 111-98*. Автоцистерны, доставляющие топливо, оборудуются дистанционно управляемыми донными клапанами.
На покрытии каждого из жилых зданий предусматривается площадка для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолета размером не менее 5х5 метров. Участки покрытий соответствующих площадок выполняются с пределом огнестойкости не менее REI 60 и классом конструктивной пожарной опасности К0.
Конструкция фасадной системы выполняется из негорючих материалов (без учета материалов уплотнителей и герметиков). Предел огнестойкости панелей фасада в уровне этажа выше и ниже противопожарного перекрытия, разделяющего жилые здания по вертикали на пожарные отсеки (в уровне 18-19 и 34-35 этажей), а также панелей в уровне нижнего технического этажа должен быть E30, без выступа за наружную плоскость фасадной системы и без разделения перекрытием панели.
Панели фасадной системы на этажах жилых зданий, а также в уровнях среднего и верхнего технических этажей допускается предусматривать с ненормируемым пределом огнестойкости при выполнении следующих условий:
- участки панелей в местах примыкания к перекрытиям выполнить глухими высотой не менее 0,6 м;
- класс пожарной опасности таких панелей (в том числе узлов примыкания) не ниже К0;
- предел огнестойкости узла примыкания перекрытий к панелям фасадной системы и крепления панели к перекрытию не менее EI120;
- требуемый предел огнестойкости перекрытия в месте установки обогревателей подтвержден результатами расчетно-экспериментальной оценки.
При этом фасадные системы должны применяться при наличии сертификатов и технических свидетельств (с прочностными характеристиками конструкции фасада), выданные аккредитованной организацией.
В подземной автостоянке при площади пожарного отсека до 4000 м2 предусматривается устройство спринклерной системы пожаротушения с увеличенной интенсивностью до 0,15 л/(с·м2), а при площади пожарного отсека свыше 4000 м2 с интенсивностью 0,18 л/(с·м2) при площади (для расчета расхода воды) 120 м2 или установкой оросителей с принудительным пуском по техническим условиям предприятия-изготовителя.
В местах присоединения воздуховодов к общей выбросной шахте, а также в местах присоединения воздуховодов вытяжной противодымной вентиляции нескольких пожарных отсеков к общей выбросной устанавливаются огнезадерживающие клапаны с пределом огнестойкости не менее EI 90.
При организации дымоудаления из нескольких пожарных отсеков диктующий расход дымоудаления должен определяться расчетом по обеим зонам.
Сеть внутреннего противопожарного водопровода надземной открытой автостоянки предусматривается сухотрубной, закольцованной с обратными клапанами и задвижками, которые установливаются в отапливаемом помещении.
Расход воды на пожаротушение принимается по наибольшему расчетному значению на стадии рабочего проектирования (для встроенно-пристроенной части и (или) наибольшего по площади пожарного отсека подземной автостоянки) при одновременном действии спринклерных и дренчерных установок пожаротушения, внутренних пожарных кранов и наружных пожарных гидрантов, но не менее 150 л/с.
Электроснабжение систем противопожарной защиты предусматривается по первой особой категории надежности.
Время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова для защищаемого объекта не превышает 10 мин.
Представлено расчетное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска в автостоянке допустимым значениям, выполненное по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.07.2009 г. № 382.
При расчете пожарного риска учитывалось, что:
предусматривается превышение допустимого расстояния от наиболее удаленного места хранения автомобилей до ближайшего эвакуационного выхода (не более 80 м);
при устройстве выездов из подземной автостоянки через смежный пожарный отсек над проемом с противопожарными воротами устраиваются дренчерные завесы с автоматическим и ручным пуском при пожаре (с каждой стороны ворот), без оборудования тамбур-шлюзом 1-го типа;
допускается осуществлять эвакуацию из разных пожарных отсеков через одну незадымляемую лестничную клетку типа Н3;
один из выходов из пожарных отсеков подземного этажа запроектирован в рампу, защищенную системами пожаротушения и дымоудаления.
3. Решение нормативно-технического совета.
Рассмотрев представленные материалы, отдел выносит материалы на решение совета и предлагает:
для подземной автостоянки при делении на части площадью до 4000 м² предусмотреть интенсивность орошения не менее 0,24 л/(с·м2) при площади для расчета расхода воды 240 м2;
дизельную станцию размещать не выше 1-го надземного этажа и не ниже 2-го подземного этажа;
помещения для сбора мусора не размещать на подземных этажах здания;
предусмотреть пределы огнестойкости конструкций не менее REI 240;
представить расчет достаточности количества воды на цели наружного пожаротушения.
Заместитель председателя
нормативно-технического совета ______________________________Ю.В. Свыдына
Секретарь
нормативно-технического совета ____________________________А.А. Панов
-
Поделиться:
- Подписаться