- 22-12-2018, 19:33
- 775
Технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности МЧС России
(ДНД МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Коммерческий объект не связанный с проживанием населения, с подземным гаражом и встроенной трансформаторной подстанцией, по адресу: г. Санкт-Петербург, Выборгский район, пр. Энгельса, д.107
1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием требований пожарной безопасности к:
-общественным многофункциональным зданиям высотой более 50 метров (фактическая высота блока А не более 165 метров, блока Б не более 85 метров) с многосветными пространствами (атриумом);
-определению расходов воды на цели наружного пожаротушения зданий общественного назначения при количестве этажей более 16 (фактическое количество этажей не более 45 в блоке А и не более 23 в блоке Б);
-устройству площадок для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолета на покрытии здания;
-устройству дизельгенераторной установки в здании.
2. Компенсирующие мероприятия и дополнительные требования пожарной безопасности.
Многофункциональное здание состоит из 4-х этажной общественной части, трехэтажной подземной автостоянки и двух блоков А и Б, располагаемых на общем стилобате. Блок А предусматривается I степени огнестойкости с повышенными пределами огнестойкости несущих строительных конструкций до REI 240 класса конструктивной пожарной опасности С0, блок Б, 4-х этажная общественная часть и подземная автостоянка проектируются I степени огнестойкости с повышенными пределами огнестойкости несущих строительных конструкций до REI 180 класса конструктивной пожарной опасности С0.
Здание оборудуется:
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 3-го типа – для подземной автостоянки и не ниже 4-го типа – для остальных помещений здания;
наружным и внутренним противопожарным водопроводом;
системой противодымной защиты;
системой автоматического водяного пожаротушения;
лифтами для транспортирования пожарных подразделений;
зонами безопасности (лифтовые холлы на этажах, кроме первого этажа и технических этажей, выделяемые противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 и обеспеченные подпором воздуха при пожаре);
автоматической пожарной сигнализацией.
Для эвакуации из каждой функциональной части здания предусматривается устройство незадымляемых лестничных клеток типа Н3.
Здание разделяется на 5-ть пожарных отсеков противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа (ПО 1 – подземная автостоянка на «минус» 1,2,3 этажах площадью этажа не более 2700 м2, ПО 2 – общественная часть, первые четыре надземных этажа и часть подвала (инженерные помещения площадью не более 600 м²), ПО3 – этажи с 5-23 блока А, площадью этажа не более 900 м², ПО4 – этажи с 24-46 этажи блока А, площадью этажа не более 900 м², ПО5 – этажи с 5-23 этажи блока Б, площадью этажа не более 850 м²).
Высотные части разделяются на пожарные отсеки по вертикали высотой не более 75 метров техническими этажами, при этом предусматривается дополнительное деление отсеков по высоте на части, не превышающие 50 метров, противопожарными перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI180. Технический этаж, размещается в верхней части каждого пожарного отсека и отделяется противопожарными перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 120.
Для предотвращения распространения пожара по фасаду из одного пожарного отсека в другой, в уровне противопожарных перекрытий, разделяющих высотную часть на пожарные отсеки, предусматривается конструкция наружной стены с пределом огнестойкости не менее EI45 на высоту этажа расположенного выше или ниже противопожарного перекрытия. Предел огнестойкости конструкций наружных светопрозрачных стен соответствует требованиям, предъявляемым к наружным ненесущим стенам в соответствии с Техническим регламентом.
Общие лифтовые шахты, обеспечивающие сообщение автостоянки со всеми надземными этажами обеспечиваются подпором воздуха при пожаре, для заполнения проемов на всех этажах здания предусматривается устройство противопожарных дверей с пределом огнестойкости не менее EI 60. В подземной автостоянки перед указанными лифтами предусматривается устройство парно-последовательного тамбур-шлюза 1-го типа.
Вход в панорамные лифты в подземном этаже, имеющий сообщение с многосветным вестибюлем наземной части здания предусматривается через парно-последовательно расположенные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре. Предел огнестойкости шахт указанных лифтов, в подземной части, выполняется не менее REI 180 с заполнением проемов в них противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 60.
В перекрытиях по периметру проемов, образующих многосветное пространство, устанавливаются спринклерные оросители и предусматривается устройство плотных (не пропускающих дым) вертикальных экранов с пределом огнестойкости не менее Е 15 (штор, завес), опускающихся или устанавливаемых стационарно. При этом, необходимое расстояние от перекрытия этажа до нижнего края экрана определяется расчетом.
Ограждающие конструкции помещений, в том числе витрины магазинов, выходящих в объем многосветного пространства, отделяются от многосветного пространства светопрозрачными перегородками из закаленного стекла (толщиной не менее 6 мм, орошаемые в случае пожара установками водяного пожаротушения с стороны помещения с расходом воды по 1-й группе помещений согласно СП 5.13130.2009 или противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее ЕI 45.
Для подземной автостоянки предусматривается устройство общей рампы соединяющей не более двух уровней (этажей).
Ограждающие конструкции рампы предусматриваются с пределом огнестойкости не менее REI 180 с заполнением проемов противопожарными шторами с пределом огнестойкости не менее EI 60 с устройством водяных завес с расходом не менее 1 литра на метр длины проема, со стороны помещений стоянки.
Категория по пожарной опасности помещения для размещения дизель-генератора предусматривается не выше В1. Указанное помещение с хранением топлива емкостью до 5 м3, выделяется ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 180 с заполнением проемов дверями с пределом огнестойкости не менее EI 90 и обеспечивается выходом непосредственно наружу. Покрытие пола в помещениях дизель-генераторной и хранения топлива предусматривается устойчивым к воздействию нефтепродуктов.
Кроме того, помещение дизель-генераторной оборудуется автоматическими установками пожаротушения, первичными средствами пожаротушения, аварийной вентиляцией, системой обнаружения утечки топлива, в случае аварии сигнал о срабатывании которой поступает в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (общую диспетчерскую по управлению системами противопожарной защиты), системами общеобменной вентиляции. На воздуховодах общеобменной вентиляции устанавливаются огнезадерживающие и/или герметичные клапана с пределом огнестойкости не менее EI 90.
Трубопроводы подачи топлива в резервуары хранения дизельного топлива выполняются из металла. На вводах трубопроводов в резервуары и агрегаты дизель-генераторной установки устанавливают запорную арматуру с ручным и дистанционным управлением в помещении дизель-генераторной установки. Резервуары хранения дизельного топлива оснащаются системами предотвращения их наполнения в автоматическом режиме более чем на 95%. Трубопровод налива опускается ниже минимально–допустимого уровня хранения топлива в резервуаре.
В качестве поддона, рассчитанного на пролив всего объема горючих жидкостей, используется объем помещения, дверные проемы которого располагаются над уровнем пола на высоте не менее 0,15 м.
Площадка для автоцистерны выполняется в соответствии с требованиями НПБ 111-98*. Автоцистерны, доставляющие топливо, оборудуются дистанционно управляемыми донными клапанами.
На кровле каждой жилой секции оборудуется площадка размером не менее 5 х 5 м для транспортно-спасательных кабин пожарного вертолета, с пределом огнестойкости покрытия не менее REI 180.
Проходы по кровлям от лестничных клеток до площадок для транспортно-спасательных кабин пожарного вертолета предусматриваются по участкам эксплуатируемой кровли. Площадки выполняются с искусственным освещением с соответствующими указателями, подключенными к сети эвакуационного освещения. Включение освещения осуществляется вручную (выключателем у дверей выхода на кровлю) и дистанционно (из помещения охраны или диспетчерской). Над указанной площадкой запрещается размещение антенн, электропроводов, кабелей.
Электроснабжение электроприемников системы обеспечения пожарной безопасности предусматривается по первой группе категории надежности.
Объект расположен на расстоянии, обеспечивающем прибытие первых пожарных подразделений в пределах 10 минут.
Расчетный расход воды на наружное пожаротушения предусматривается не менее 80 л/с от 3-х пожарных гидрантов, устанавливаемых на расстоянии не более 150 метров от наружных стен на кольцевой водопроводной сети.
Расчетный расход воды на цели внутреннего пожаротушения в ПО2, ПО3, ПО4 и ПО5 предусматривается не менее 8 струй по 5 л/с каждая.
Представлено расчетное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска в автостоянке допустимым значениям, выполненное по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 г. № 382.
При расчете пожарного риска учитывалось, что:
помещение насосной размещается в первом этаже или в подвале, не ниже первого подземного этаж. При выходе из помещения насосной в лестницу через тамбур, в который выходят другие технические помещения, указанный тамбур выгораживается противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением проемов противопожарными дверями 1-го типа.
3. Решение нормативно-технического совета.
Рассмотрев представленные материалы, Совет считает возможным согласиться с принятыми решениями.
Заместитель председателя
нормативно-технического совета ______________________________Ю.В. Свыдына
Начальник
нормативно-технического отдела _____________________________А.А. Бондарев
-
Поделиться:
- Подписаться