- 24-12-2018, 14:36
- 1 921
Технические условия на проектирование противопожарной защиты объекта: «Спортивный и концертно-развлекательный комплекс «ВТБ Арена Центральный стадион «Динамо»
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности МЧС России
(ДНД МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлены Специальные технические условия на проектирование противопожарной защиты объекта: «Спортивный и концертно-развлекательный комплекс «ВТБ Арена Центральный стадион «Динамо» по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, вл. 36».
1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:
закрытым спортивным залам с трибунами вместимостью более 600 мест при высоте размещения мест, соответствующей нижнему ряду более 9 м;
строительным конструкциям оболочки стадиона (устройство ограждения стадиона и козырька над трибунами и ареной для защиты от атмосферных осадков);
размещению встроенных помещений дизель-генераторных в зданиях общественного назначения;
устройству участков сплошного наружного остекления с ненормируемым пределом огнестойкости;
технологическому транспортному проезду, предназначенному для проезда специального автотранспорта, автотранспорта со спортсменами на отметку футбольного поля и арены, транспортировки и разгрузки грузов, перемещения персонала.
2. Компенсирующие мероприятия и дополнительные требования пожарной безопасности.
Спортивный и концертно-развлекательный комплекс ВТБ Арена включает в себя:
- большую спортивную Арену Стадиона Динамо (Стадион), включая открытые пространства футбольного поля и трибун стадиона, рассчитанную на 27 000 посадочных мест;
- универсальный концертно-спортивный зал ВТБ Арена (Малая арена), рассчитанный на 12 000 посадочных мест с возможностью расширения до 14000;
- торгово-досуговое пространство, предназначенное для розничной торговли, организации общественного питания, кинотеатра и технических нужд;
- подземную часть, включающую автостоянку и объекты инженерной инфраструктуры.
Объект предусматривается первой степени огнестойкости с повышенными пределами огнестойкости несущих элементов до R(REI)150 класса конструктивной пожарной опасности – С0, высотой не более 29 м и оборудуется:
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 4-го типа;
наружным (не менее 110 л/с) и внутренним противопожарным водопроводом;
автоматической установкой пожаротушения (далее – АУПТ);
автоматической пожарной сигнализацией адресно-аналогового типа с выводом сигнала на пульт «01»;
системой противодымной защиты;
пожаробезопасными зонами.
Здание ВТБ Арена разделяется на следующие пожарные отсеки:
одноэтажная подземная автостоянка площадью не более 42000 м2;
одноэтажная общественная часть с помещениями второго уровня площадью этажа не более 40 000 м2;
помещения Малой арены и помещения подтрибунного пространства Стадиона площадью в пределах этажа не более 60 000 м2;
помещение технологического проезда площадью не более 6000 м2.
Предусмотрено деление этажа пожарного отсека подземной автостоянки на пожарные секции площадью не более 3000 м2 каждая противопожарными перегородками с пределом не менее EI150 или зонами без пожарной нагрузки шириной не менее 4 м с установкой в центральной части зоны дренчерной завесы в две линии на расстоянии 0,5 м и расходом 1 л/с на погонный метр дренчерной завесы при времени работы не менее 1 часа или зонами свободными от пожарной нагрузки шириной не менее 8 м.
Предусмотрено деление этажей надземной части здания торгового центра на пожарные секции площадью не более 7000 м2 каждая противопожарными стенами 1-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа с орошением от спринклерных оросителей, установленных через 1 м на расстоянии 0,5 м от перегородки или зонами свободными от пожарной нагрузки шириной не менее 6 м, оборудованными системами спринклерного пожаротушения и дымоудаления, с устройством эвакуационных коридоров шириной не менее 2,0 м, выделенных ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 60 и оборудованных системой приточной противодымной вентиляции.
Предусмотрено деление Стадиона от Малой арены противопожарными преградами с пределом огнестойкости не менее REI 150 (от нижнего уровня Стадиона до верхнего перекрытия помещений), расположенных непосредственно под оболочкой.
Предусмотрено деление Малой арены и Стадиона на секции основными поэтажными проходами шириной не менее 6 м, свободными от пожарной нагрузки, поэтажными коридорами, выделенными вертикальными ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 60 (коридоры безопасности), ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 150 в пределах этажа, поэтажными дренчерными завесами.
Несущие металлические конструкции оболочки купола предусматриваются с пределом огнестойкости не менее R15. Навес над трибунами стадиона выполняется из материалов, имеющих характеристики не ниже Г1, В2, РП3 (без горящих капель расплава).
Участки сплошного фасадного остекления выполняются из силикатного стекла без нормирования пределов огнестойкости и устройства межэтажных рассечек (независимо от технологии крепления стеклопакетов) с стальными элементами крепления (с пределом огнестойкости не менее R30), заделкой зазоров между фасадной конструкцией и примыкающими к ней междуэтажными перекрытиями глухими диафрагмами из негорючих материалов, пересечением фасадной конструкции противопожарными стенами и перекрытиями без выступа за плоскость фасада, орошением фасадной конструкции изнутри помещений (в местах примыкания противопожарных перекрытий по всей длине примыкания) из спринклерных оросителей, установленных на расстоянии не более 0,5 м от ограждающих конструкций, с шагом не более 2 м и интенсивностью не менее 0,12 л/(с·м²).
В пределах пожарного отсека объекта предусматривается устройство перегородок из стекла типа «триплекс» или закаленного стекла толщиной не менее 6 мм с ненормируемым пределом огнестойкости (для отделения помещений разного класса функциональной пожарной опасности и магазинов от общих коридоров) с орошением спринклерной АУПТ на расстоянии 0,5 м от перегородок и шагом 2 м, установленной со стороны помещений с пожарной нагрузкой.
Зоны траволаторов и лифтов отделяются от этажей подземной автостоянки противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 150 или противопожарными шторами с пределом огнестойкости не менее EI150, опускающимися при пожаре от потолка до уровня пола. Допускается предусматривать для выделения зон эскалаторов устройство с двух сторон перегородок из светопрозрачных материалов с пределом огнестойкости не менее EI 60 с дополнительным орошением водой из спринклеров, установленных под перекрытием на расстоянии 0,5 м от перегородок с шагом 2 м, обеспечивающих интенсивность орошения не менее 0,12 л/с∙м2 с расходом, определяемым по расчету, но не менее 15 л/с.
Вход в зоны траволаторов и лифтов с этажей подземной автостоянки предусматривается через тамбур-шлюзы первого типа с подпором воздуха при пожаре.
Помещения приготовления и выдачи блюд в зоне предприятий общественного питания отделяются противопожарными перегородками 1-го типа от примыкающих коридоров.
Перегородки, отделяющие помещения для приготовления и выдачи блюд от общего зала для питания, допускается выполнять из конструкций с ненормируемым пределом огнестойкости и классом пожарной опасности К0, при условии расположения по периметру указанных перегородок через каждые 2 м на расстоянии 0,5 м дополнительных спринклерных оросителей автоматической установки пожаротушения. При этом указанные перегородки не являются противопожарными и могут проектироваться не до верха перекрытия этажа.
Общий зал для питания в зоне предприятий общественного питания допускается не отделять от примыкающих торговых зон и галерей Стадиона и Арены.
Технологический проезд для въезда и выезда с футбольного поля делится на участки площадью не более 5000 м2 конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 150 с заполнением проемов в них воротами с пределом огнестойкости не менее EI 60 и оборудуется противодымной вентиляцией, АУПТ с интенсивностью подачи воды не менее 0,18 л/(с·м²), с расчетной площадью орошения не менее 120 м2 и временем работы не менее 60 минут.
В тупиковой части технологическом проезде предусматривается разворотная площадка размером 15х15м.
Сообщение технологического проезда с помещениями другого класса функциональной пожарной опасности или со смежными пожарным отсеком предусматривается через тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре и(или) коридоры безопасности с устройством дренчерной завесы над проемом со стороны автостоянки. Сообщение помещений для хранения автомобилей и технологического транспортного проезда с помещениями другого функционального назначения, не относящимися к автостоянке (при отсутствии тамбур-шлюзов) допускается осуществлять через противопожарные двери 1-го типа с установкой над дверными проемами дренчерных оросителей, расположенных в одну нитку, с удельным расходом не менее 1 л/(с∙м).
Для эвакуации с надземных этажей предусмотрены незадымляемые лестничные клетки без естественного освещения типа Н2 с перекрестными маршами и поэтажным входом на них через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре шириной: для Стадиона не менее 2,0 м; для Арены не мене 1,8 м.
Для незадымляемых лестничных клеток типа Н2 и выходов из лестничных клеток подземной части, не обеспеченных выходом непосредственно наружу, предусматривается выход через коридор безопасности с подпором воздуха не менее 20 Па.
Пространство ледовой арены, где высота помещения превышает 20 м, для целей пожаротушения должны применяться роботизированные лафетные стволы с расходом 20 л/с каждый.
В помещениях Арены, Стадиона и в подтрибунном пространстве Стадиона (за исключением технологического проезда) предусматривается устройство АУПТ с интенсивностью орошения не менее 0,12 л/(с·м2).
Вентиляторы систем противодымной защиты размещаются в общих вентиляционных камерах с вентиляторами общеобменной вентиляции в пределах одного пожарного отсека (за исключением помещений категории А и Б) при соблюдении условий:
- огнестойкость воздуховодов в пределах венткамер должна соответствовать пределам огнестойкости транзитных участков воздуховодов;
- при входе в вентиляционные камеры воздуховодов систем общеобменной вентиляции должны устанавливаться противопожарные нормально-открытые огнезадерживающие клапаны с пределами огнестойкости не менее EI 120.
Системы общеобменной и противодымной вентиляции из разных пожарных отсеков одного класса функционального назначения размещаются в общих вентиляционных камерах (за исключением систем обслуживающих помещения категории А и Б) при соблюдении следующих условий:
-установки противопожарных нормально открытых клапанов с пределами огнестойкости не менее EI 120 в местах пересечения ограждающих конструкций вентиляционных помещений;
-установки противопожарных клапанов с пределом огнестойкости не менее EI 60 на ответвлениях от приемного устройства (воздухозабора), перекрывающих воздуховоды систем общеобменной вентиляции при пожаре.
Общие приемные устройства наружного воздуха для систем общеобменной вентиляции, обслуживающие помещения разных пожарных отсеков одного функционального назначения, предусматриваются при установке противопожарных нормально открытых клапанов с пределами огнестойкости не менее EI 90 в местах пересечения ограждающих конструкций вентиляционных помещений (за исключением помещений категории А и Б по пожарной опасности).
Предусматриваются общие приемные устройства наружного воздуха для систем общеобменной вентиляции и для систем противодымной вентиляции, обслуживающих разные пожарные отсеки, при условии установки противопожарных клапанов с пределом огнестойкости не менее EI 60 на ответвлениях от приемного устройства (воздухозабора), перекрывающих воздуховоды систем общеобменной вентиляции при пожаре
Помещение дизель-генератора (далее – ДГУ) размещается не ниже первого подземного этажа, отделяется от других помещений (категорией не выше В1) противопожарными стенами первого типа, с заполнением проёмов в них конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 60 и обеспечивается выходом (на расстоянии не более 15 м) в незадымляемую лестничную клетку через коридор, оборудованный системой противодымной защиты) или в смежное помещение, имеющее выход в незадымляемую лестничную клетку) через коридор, оборудованный системой противодымной защиты. Кроме того, помещение ДГУ оборудуется автоматическими установками пожаротушения и первичными средствами пожаротушения, а также сухотрубами с установленными на них пеногенераторами и выведенными наружу патрубками для подключения передвижной пожарной техники, системой газоанализа с передачей сигнала о достижении 10 % от НКПР в помещение пожарного поста.
В помещении ДГУ предусмотрена установка поддона, рассчитанного на пролив всего объема топлива, системы обнаружения утечек топлива с выводом сигналов в диспетчерскую (пожарный пост). Дверные проемы в ДГУ располагаются над уровнем пола на высоте не менее 0,15 м с покрытием пола, устойчивым к воздействию нефтепродуктов.
Трубопроводы подачи топлива в резервуары хранения дизельного топлива выполнены двустенными или одностенными из металла, прокладываемыми в специальных лотках, заполненных негорючим материалом. Соединения трубопроводов предусматриваются типа «шип-паз» с установкой запорной арматуры в помещении ДГУ с ручным и дистанционным управлением.
Резервуары для хранения топлива емкостью не более 1 м3 каждый предусматриваются двустенными с постоянным контролем герметичности межстенного пространства или одностенными, размещенными в металлическом герметичном коробе, рассчитанном на вмещение полного объема, хранящегося в них топлива, и оснащаются системами предотвращения их наполнения в автоматическом режиме более чем на 95%. Трубопровод налива опускается ниже минимально допустимого уровня хранения топлива в резервуаре.
При суммарном объеме резервуаров для топлива более 1 м3 (но не более 5 м3) хранение топлива предусматривается в отдельных помещениях, выгороженных в пределах помещения ДГУ противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90, с заполнением дверных проемов в них противопожарными дверями (EI 60). При этом в каждом таком помещении допускается размещать резервуары общим объемом не более 1 м3.
Запуск дизель-генераторов предусмотрен от сухих стартерных аккумуляторов.
Установка автомобиля доставки дизельного топлива для ДГУ предусматривается вне объема комплекса, на прилегающей к комплексу территории и оборудуется защитным заземлением.
Площадка для автоцистерны выполняется в соответствии с требованиями НПБ 111-98*. Автоцистерны, доставляющие топливо, оборудуются дистанционно управляемыми донными клапанами.
При замене топлива в ДГУ, оставшееся топливо вырабатывается в дизель-генераторе.
Объект расположен от ближайшего пожарного депо на расстоянии, обеспечивающем прибытие первых подразделений в пределах 10 минут.
Электроснабжение систем противопожарной защиты предусматривается по 1-ой категории особой группе надежности.
Представлено расчетное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполненное по методике, утвержденной приказом МСЧ РФ от 30.07 2009 г. № 382.
3. Решение нормативно-технического совета:
Рассмотрев представленные материалы, Совет считает возможным согласиться с предлагаемыми техническими решениями.
Заместитель председателя
нормативно-технического совета ______________________Ю.В. Свыдына
Секретарь
нормативно-технического совета__________________________А.А. Панов
-
Поделиться:
- Подписаться