- 24-12-2018, 23:27
- 1 256
Технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности, объекта: «Многофункциональный комплекс
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности МЧС России
(ДНД МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности, объекта: «Многофункциональный комплекс по адресу: г. Москва, Краснопресненская набережная, ММДЦ «Москва-Сити», участок №15»
- 1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:
многофункциональному комплексу высотой более 50 м (фактическая высота не более 275 м), с числом подземных этажей более одного (шесть подземных этажей) с многосветными пространствами (атриумами);
превышению площади этажа в пределах пожарного отсека подземной автостоянки (максимальная площадь пожарного отсека не более 10500 м²), площади этажа в пределах пожарного отсека надземной автостоянки (максимальная площадь пожарного отсека не более 9500 м²), площади пожарного отсека части здания общественного назначения (максимальная площадь пожарного отсека не более 11500 м²);
устройству в общественной части здания антресолей;
устройству дизельгенераторной.
2. Компенсирующие мероприятия и дополнительные требования пожарной безопасности.
Здание многофункционального комплекса предусматривается первой степени огнестойкости с повышением пределов огнестойкости основных несущих строительных конструкций до R 240 класса конструктивной пожарной опасности С0 и оборудуется:
автоматической пожарной сигнализацией адресно-аналогового типа;
внутренним и наружным противопожарным водопроводом;
автоматической системой спринклерного пожаротушения;
системой противодымной защиты;
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 4-го типа.
Для пожарных отсеков подземной и надземной автостоянки предусматривается увеличение интенсивности орошения защищаемой площади автоматической системы спринклерного пожаротушения до 0,18 л/(с∙м²), для помещений общественного назначения в стилобатной части здания – предусматривается увеличение интенсивности орошения защищаемой площади автоматической системы спринклерного пожаротушения до 0,12 л/(с∙м²).
Высота пожарных отсеков высотной части здания предусматривается не более 75 м с дополнительным делением отсеков по высоте на части, не превышающие 50 м, противопожарным перекрытием с пределом огнестойкости не менее REI 240.
В местах сообщения помещений для хранения автомобилей подземной автостоянки с общими рампами, а также с помещениями другого функционального назначения (не относящихся к автостоянке) предусматривается устройство противопожарных ворот 1-го типа, над которыми со стороны помещений для хранения автомобилей выполняются дренчерные водяные завесы с удельным расходом не менее 0,5 л/(с∙м) или воздушных завес, посредством настильных струй от сопловых аппаратов, со скоростью истечения воздуха не менее 10 м/с при начальной толщине струи не менее 0,03 м и ширине струи не менее ширины защищаемого проема.
Оконные проемы частей здания общественного назначения, расположенные на расстоянии менее 4 м от проемов автостоянок защищаются автоматическими установками спринклерного пожаротушения с удельным расходом воды не менее 0,5 л/(с∙м²).
Этажи подземной автостоянки, а также «минус» 2-й этаж с размещением помещений технического назначения разделяется на части площадью не более 3000 м² противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не ниже EI 120, либо зонами, свободными от пожарной нагрузки шириной не менее 8-ми метров.
Этажи надземной автостоянки разделяются на части площадью не более 5200 м² противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не ниже EI 120, либо зонами, свободными от пожарной нагрузки шириной не менее 8-ми метров.
Этажи общественного назначения в стилобатной части здания (расположенные не ниже отметки +14.000) разделяются на части площадью не более 7500 м² противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не ниже EI 120, либо зонами, свободными от пожарной нагрузки шириной не менее 6-ти метров.
Лифты, связывающие подземную автостоянку и этажи общественного назначения, выполняются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к лифтам для транспортирования пожарных подразделений. Вход в указанные лифты на этажах подземной автостоянки осуществляется через два последовательно расположенных тамбур-шлюза 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
С каждой антресоли общественной части здания предусматривается устройство не менее двух эвакуационных выходов по внутренним открытым лестницам.
Объемы многосветных помещений высотной части отделяются от смежных помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не ниже EI 120.
Многосветные холлы, высотой в свету более 20 м высотной части комплекса не защищаются автоматической установкой пожаротушения. При этом, в указанных холлах не предусматривается размещение пожарной нагрузки.
В стилобатной части здания в перекрытиях по периметру проемов, образующих многосветное пространство, предусматривается устройство плотных (не пропускающих дым) вертикальных экранов с пределом огнестойкости не менее Е 15 (штор, завес), опускающихся или устанавливаемых стационарно. При этом, необходимое расстояние от потолка до нижнего края экрана определяется расчетом.
Проемы в перекрытиях атриума дополнительно защищаются автоматической установкой спринклерного пожаротушения с орошением по второй группе помещений согласно СП 5.13130.2009. Ограждающие конструкции помещений, в том числе витрины магазинов, выходящих в объем многосветного пространства, отделяются от многосветного пространства светопрозрачными перегородками из закаленного стекла (толщиной не менее 6 мм), орошаемые в случае пожара установками водяного пожаротушения с двух сторон по второй группе помещений согласно СП 5.13130.2009 или стекла с пределом огнестойкости не менее ЕI 45.
Вместо противопожарных перегородок 1-го типа (для выделения помещений магазинов), выполняются перегородки из закаленного стекла в стальной обойме толщиной не менее 6 мм с орошением спринклерами горизонтального действия автоматической установки водяного пожаротушения, обеспечивающими удельный расход воды не менее 0,5 л/(с∙м) и установленными со стороны помещений.
Эвакуация с каждого пожарного отсека надземной части здания осуществляется по лестничным клеткам типа Н2, либо непосредственно наружу. При этом, вход в указанные лестничные клетки предусматривается через тамбур-шлюзы 1-го типа. Лестничные клетки без естественного освещения выполняются с эвакуационным и аварийным освещением.
Помещение для размещения дизель-генератора выделяется противопожарными стенами 1-го типа. Сообщение помещения для размещения дизель-генератора с другими помещениями осуществляется через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
В помещении для размещения дизель-генератора предусматриваются мероприятия по предотвращению растекания топлива в случае розлива (бортики, обвалования, подпорные стенки и др.). В качестве поддона, рассчитанного на пролив всего объема топлива, используется объем помещения, дверные проемы которого располагаются над уровнем пола на высоте не менее 0,15 м. Покрытие пола выполняется устойчивым к воздействию нефтепродуктов.
В помещении для размещения дизель-генератора предусматривается система обнаружения утечек топлива с выводом сигналов в диспетчерскую (пожарный пост).
Объем хранимого топлива в помещении для размещения дизель-генератора не превышает 5 м³. Трубопроводы подачи топлива в резервуары хранения дизельного топлива выполняются из металла, на вводах трубопроводов в резервуары и агрегаты дизель-генераторной установки выполняется запорная арматура с ручным и дистанционным управлением. Резервуары хранения дизельного топлива оснащаются системами предотвращения их наполнения в автоматическом режиме более чем на 95%, трубопровод налива опускается ниже минимально допустимого уровня хранения топлива в резервуаре.
В местах примыкания одной части здания к другой (в том числе разных пожарных отсеков) под углом менее 135ο на расстоянии не менее 4 метров от угла проемы (витражное остекление) без противопожарного заполнения защищаются спринклерами горизонтального действия автоматической установки водяного пожаротушения обеспечивающими удельный расход воды не менее 0,5 л/(с∙м).
В каждой двузаходной лестничной клетке выполняется по два сухотруба Ø 80 мм, оборудованных пожарными соединительными головками для подключения рабочих рукавных линий на каждом этаже.
При объединении системы вытяжной противодымной вентиляции, обслуживающей разные пожарные отсеки одного класса функциональной пожарной опасности, разделенные по вертикали, общие воздуховоды (шахты), пересекающие границы пожарных отсеков, предусматриваются из негорючих материалов с пределом огнестойкости не ниже EI 240. В местах примыкания к указанным общим воздуховодам (шахтам) поэтажных горизонтальных воздуховодов предусматриваются противопожарные нормально закрытые клапаны с пределом огнестойкости не ниже EI 90.
Помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 человек, размещаемые над техническими и складскими помещениями категории В1-В3 по пожарной и взрывопожарной опасности отделяются от этих помещений противопожарными перекрытиями 1-го типа.
Электроснабжение устройств противопожарной защиты проектируется по I особой категории надежности электроснабжения.
Объект расположен на расстоянии, обеспечивающем прибытие пожарных подразделений в пределах 10 мин.
Представлено расчетное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполненное по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382.
При расчете пожарного риска учитывалось, что:
при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке при максимальном расстоянии от наиболее удаленного места хранения автомобиля в тупиковой части помещения подземной автостоянки до ближайшего эвакуационного выхода предусматривается не более 22 м, между эвакуационными выходами – не более 44 м;
размещение конференц-залов вместимостью более 600 человек (фактическая вместимость до 1300 человек) предусматривается на 10-м уровне на отметке +45.200;
более одного (не более четырех) эвакуационных выходов из пожарного отсека автостоянки предусматривается на изолированную рампу;
для помещений магазинов, в том числе площадью более 200 м², входы и лестницы для обсуживающего персонала выполняются совмещенными с входами и лестницами для покупателей;
выходы из пяти эвакуационных лестничных клеток предусмотрены через общий вестибюль наружу;
предусмотрено размещение помещений насосных водоснабжения, трансформаторных с сухими трансформаторами, дизель-генераторных на минус 2-ом этаже здания;
эвакуация с части ресторана, размещаемой на эксплуатируемой кровле, предусматривается через обеденный зал, в коридор и на лестничную клетку.
3. Решение нормативно-технического совета.
Рассмотрев представленные материалы, Совет считает возможным согласиться с предлагаемыми техническими решениями при условии дополнительного подтверждения расчетом достаточности количества воды на цели наружного пожаротушения на стадии рабочего проектирования, исключения сообщения помещения дизель-генератора с другими помещениями, а также устройства внутреннего противопожарного водопровода на период строительства объекта, с обеспечением его работоспособности при низкотемпературных режимах.
Заместитель председателя
нормативно-технического совета ___________________А.Н. Гилетич
Секретарь
нормативно-технического совета ___________________А.А. Панов-
Поделиться:
- Подписаться