- 14-10-2021, 07:24
- 759
Специальные технические условия в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Морской терминал для перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ) в районе бухты Перевозной Приморского края»
Приказ МЧС России от 28.11.2011 N 710 п.24.4. На нормативно-техническом совете не рассматриваются СТУ, содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным в ДНД МЧС России.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России
(ДНПР МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлена документация: Специальные технические условия в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Морской терминал для перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ) в районе бухты Перевозной Приморского края».
1. Основание для разработки специальных технических условий.
Отсутствие нормативных требований к:
размещению зданий, сооружений и оборудования, проектированию сливоналивных эстакад на территории терминала перевалки СУГ;
объемно-планировочным и конструктивным решениям для терминала перевалки СУГ, имеющего в своем составе подземное хранение СУГ под давлением общим объемом 36000 м3;
системам противопожарной защиты терминала перевалки СУГ;
проектированию систем наружного противопожарного водоснабжения объектов терминала для перевалки СУГ.
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Объект предназначен для выполнения операций по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) и их смеси из железнодорожных цистерн в промежуточный склад временного хранения СУГ с последующей подачей СУГ для погрузки в автомобильные цистерны и в морские танкеры.
Объект оборудуется системой противопожарной защиты:
автоматической пожарной сигнализацией (АИС);
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ);
системой охлаждения резервуарного парка с помощью лафетных стволов;
системой орошения эстакады и ж/д цистерн с помощью лафетных стволов.
Для временного хранения и выдачи потребителям СУГ принимается подземный резервуарный парк с общим суммарным объемом хранения СУГ равным 36000 м3, без учёта объёма СУГ в технологических трубопроводах.
Хранение СУГ производится в горизонтальных стальных резервуарах единичным объемом 200 м3, представляющих собой сосуды, работающие под давлением. Резервуары хранения СУГ установлены на фундаментах в засыпке грунтом толщиной не менее 0,5 м от верхней образующей, расстояние от боковых образующих и торцов до подошвы насыпи (или подпорной стенки) - 2 м. Размещение склада предусмотрено на береговой части терминала.
Под группой резервуаров в СТУ приняты верхний (80 рабочих резервуаров и 1 аварийный) и нижний (100 рабочих резервуаров и 1 аварийный) склады проектируемого терминала.
Наполнение автомобильных цистерн СУГ и подача СУГ на налив морских танкеров обеспечивается насосно-компрессорным оборудованием.
Представленные СТУ не распространяются на морскую акваторию.
Резервуары и участки технологических трубопроводов СУГ и его паров оснащаются быстродействующими автоматическими устройствами с вероятностью отказа систем автоматического аварийного отключения не выше одной миллионной в год или резервированием (дублированием) в обязательном порядке тех автоматических систем аварийного отключения трубопроводов, вероятность отказа которых превышает одну миллионную в год, при этом инерционность срабатывания систем автоматической защиты не должна превышать 12 с.
Обеспечивается возможность автоматического и дистанционного закрытия запорно-предохранительных клапанов, установленных на входе в резервуары хранения СУГ, а также на трубопроводах с СУГ и его парами при аварийной разгерметизации или пожаре.
Противопожарные расстояния при размещении взрывопожароопасных и пожароопасных установок (резервуарные парки хранения СУГ, насоснокомпрессорные отделения, 2-х сторонние железнодорожные эстакады слива СУГ, посты налива СУГ в автоцистерны-газовозы и т.п.) до других зданий и сооружений Объекта принимаются исходя из сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и расчетных значений поражающих факторов пожара. При формировании генерального плана объекта здания и сооружения располагаются с увеличением расстояний между зданиями и наружными установками на территории объекта в соответствии таблицами 3.1 и 3.2 СТУ.
Способ оповещения при пожаре на территории предусматривает:
подачу звуковых сигналов оповещения о пожаре. Звуковые сигналы подаются в виде сирены и (или) тонированных сигналов;
подачу световых сигналов оповещения о пожаре. Световые сигналы подаются при помощи световых оповещателей.
Допускается использовать систему производственной громкоговорящей связи и аварийного объектового оповещения. Для оповещения в аварийном режиме и при пожаре следует предусматривать автоматический запуск записанного заранее речевого тревожного сообщения.
Здания объекта должны оборудоваться системой оповещения 1-го типа.
Зона резервуаров, сливная железнодорожная эстакада, насоснокомпрессорные отделения оборудуются автоматической пожарной сигнализацией с применением извещателей пламени во взрывозащищенном исполнении.
Извещатели пожарной сигнализации общего назначения, включая ручные извещатели пожарной сигнализации, устанавливаются вдоль сливной железнодорожной эстакады через 100 м друг от друга, но не менее двух на каждую эстакаду в районе лестниц для обслуживания эстакад.
Конструкция и расположение датчиков довзрывоопасных концентраций предусмотрены с обеспечением защиты указанных датчиков от механических повреждений. При достижении датчиками уровня 20% от НКПР подается сигнал для запуска сигнализации, при достижении уровня 50% от НКПР осуществляется полная остановка производственных процессов.
Для защиты сливных железнодорожных эстакад сжиженных углеводородных газов следует предусматривать следующие системы противопожарной защиты или их комбинацию:
водяные лафетные стволы;
дистанционно управляемые лафетные стволы;
осциллирующие мониторы.
Расположение лафетных стволов определяется из условия орошения каждой точки эстакады двумя струями. Общий расход воды на охлаждение лафетными стволами железнодорожных цистерн, сливных устройств на эстакадах и металлоконструкций эстакады в зоне технологической площадки принимается из расчета одновременной работы двух лафетных стволов, но (суммарно) не менее 40 л/с.
Расчетная продолжительность охлаждения ж/д цистерн принимается не менее 4 часов.
Число и расположение лафетных стволов определяется из условия орошения железнодорожных цистерн и каждой точки эстакады двумя распыленными струями, а для зоны разлива продукта двумя компактными струями.
Предусмотрена возможность орошения поверхности установленного на резервуарах оборудования из лафетных стволов при условии орошения открытых (не обсыпанных землей) частей резервуаров и установленных на них оборудованием одной струей с расходом не менее 20 л/с.
Лафетные стволы для орошения резервуаров выполняются автоматизированными, либо с дистанционным управлением.
Интенсивность подачи воды на орошение арматуры резервуаров резервуарного парка принимается не менее 0,5 л/с на 1 м2 защищаемой поверхности.
Количество струй на тушение пожара принимается в соответствии с учетом документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, но не менее 4-х, с расходом воды не менее 20 л/с каждая.
Расположение лафетных стволов, дистанционно управляемых лафетных стволов, осциллирующих мониторов предусматривается с учетом документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
Территория склада имеет не менее двух въездов с автомобильных дорог общей сети или подъездных путей склада или организации.
В зонах хранения СУГ сеть дорог и проездов для противопожарных целей предусматривается кольцевой. Между группами резервуаров и зданиями (сооружениями) склада предусматривается автомобильная дорога с обочинами.
По границам резервуарного парка СУГ и между отдельными группами резервуаров устраиваются проезды для пожарных машин с проезжей частью шириной не менее 3,5 м с твердым покрытием.
На участках сливоналивных железнодорожных эстакад, оборудованных сливоналивными устройствами с двух сторон эстакады, проезды для передвижной пожарной техники устраиваются кольцевыми.
Расстояния от ограждения склада (терминала) до резервуаров, зданий, сооружений склада должны обеспечивать свободный проезд передвижной пожарной техники и создавать зону шириной не менее 10 м, свободную от горючих материалов.
Расстояния между отдельными группами резервуаров в резервуарном парке хранения СУТ принимаются не менее 15 м.
На железнодорожной эстакаде предусматривается тупиковый путь с установкой в конце его лебедки для возможности расцепки состава при пожаре, длина которого увеличена не менее чем на 30 м, считая от крайней цистерны расчетного маршрутного состава до упорного бруса.
Несущие металлические конструкции сливной железнодорожной эстакады защищаются огнезащитными покрытиями с обеспечением предела огнестойкости не менее: R120 для колонн и R60 для балок и ригелей. Металлические конструкции наливного автомобильного поста защищаются огнезащитными покрытиями с обеспечением предела огнестойкости не менее: К 120 для несущих конструкций и R60 для балок и ригелей. Металлические опоры под технологические трубопроводы и кабельные эстакады защищаются огнезащитными покрытиями с обеспечением предела огнестойкости не менее R90.
Блочно-комплектные и модульные здания предусматриваются не ниже III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С9.
На объекте защиты предусматривается создание пожарного депо, на которое возлагаются полномочия по тушению пожара и ликвидации аварии до прибытия основных сил, и средств противопожарной службы МЧС России.
Представлено расчётное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполненное по методике, утвержденной приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404.
Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
3. Решение нормативно-технического совета.
Рассмотрев представленные специальные технические условия на проектирование противопожарной защиты для объекта: «Морской терминал для перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ) в районе бухты Перевозной Приморского края», Совет считает возможным согласится с принятыми в них техническими решениями.
Ответственность за достоверность исходных данных и правильность проведенных расчетов несет разработчик Специальных технических условий.
Председатель
нормативно-технического совета ________________________________ А.А. Макеев
Секретарь нормативно-технического совета_____________________ А.А. Панов
-
Поделиться:
- Подписаться