- 18-03-2022, 11:35
- 915
Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Реконструкция АЗС»
Приказ МЧС России от 28.11.2011 N 710 п.24.4. На нормативно-техническом совете не рассматриваются СТУ, содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным в ДНД МЧС России.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России
(ДНПР МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Реконструкция АЗС, г. Ульяновск, Московское шоссе, 32а».
1. Основание для разработки специальных технических условий.
Отсутствие нормативных требований к:
Отсутствие нормативных требований к:
выбору типа противопожарных преград между зданиями, сооружениями и наружными установками (технологическим оборудованием) многотопливной АЗС, а также между зданиями, сооружениями и наружными установками (технологическим оборудованием) многотопливной АЗС и объектами к ней не относящихся;
проектированию установок топливораздаточных комбинированного типа для совмещенной раздачи жидко моторного топлива и сжиженных углеводородных газов на многотопливной АЗС.
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Проектом реконструкции автозаправочной станции предусмотрено строительство здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров, а также комплекса технологических сооружений и установок многотопливной АЗС.
В случаях невозможности обеспечения нераспространения пожара на соседние здания, сооружения за счет противопожарных разрывов по результатам расчета плотности теплового потока при пожаре, допускается в качестве противопожарных преград предусматривается устройство одного из следующих вариантов или их комбинации:
противопожарной преграды в виде противопожарной стены второго типа с заполнением проемов в указанной стене противопожарными элементами 2-го типа. При этом, высота стены предусматривается не менее 3,5 м. Ширина стены превышает не менее, чем на 0,5 м контуры стен смежных зданий, сооружений, наружных установок, нормативное расстояние между которыми сокращено;
по верху стен (конструкций) одного из здания (сооружения) стационарных водяных завес (сухотрубов) протяженностью не менее максимальной ширины противоположных зданий, сооружений или наружных установок, нормативное расстояние между которыми сокращено, с расходом не менее 1 л/с на 1 м длины завесы и временем работы не менее 1 часа.
Включение и выключение водяных завес предусматривается в автоматическом режиме и вручную (дистанционно или по месту).
Автоматическое включение водяных завес осуществляется: дистанционно (из помещения операторной) и автоматически (для резервуаров по сигналам стационарных датчиков довзрывоопасных концентраций при концентрации горючих паров 50% от НКПР, а для остальных зданий и сооружений - по сигналам от автоматической пожарной сигнализации с извещателями пламени).
Для включения водяных завес вручную (дистанционно или по месту) предусматривается размещение механизма ручного управления водяной завесой в доступном месте, обеспечивающем возможность запуска установок как дежурным персоналом, так и представителями пожарной охраны, с возможностью подключения специальной мобильной пожарной техники. Выбор алгоритма включения водяных завес (всех завес или выборочно) осуществляется организацией-проектировщиком на стадии рабочего проектирования в зависимости от конкретных условий.
Наружные установки технологической системы СУГ АЗС оборудуются системой пожарной сигнализации (далее - СПС), в которой предусматривается применение автоматических пожарных извещателей пламени и ручных пожарных извещателей.
Автоматическими пожарными извещателями наружной СПС оборудуются островки ТРК СУГ+ЖМТ, площадка АЦ СУГ и площадка резервуаров СУГ из расчета обеспечения обнаружения пожара в любой точке островка ТРК СУГ+ЖМТ, площадки АЦ СУГ, резервуаров СУГ.
Надземные участки кабеля, прокладываемого к пожарным извещателям наружных технологических установок, предусматриваются в металлорукавах.
При срабатывании наружной СПС обеспечивается:
подача звукового и светового сигналов в помещение операторной с круглосуточным пребыванием людей;
включение оповещателей СОУЭ и системы громкоговорящей связи для информирования о нештатных ситуациях на АЗС;
отключение топливных насосов ЖМТ и СУГ;
прекращение операций по наполнению резервуаров топливом; прекращение операций выдачи ЖМТ и СУГ;
отключение электропитания всех ТРК АЗС;
автоматический запуск орошения АЦ СУГ.
Предусматривается система видеонаблюдения на территории АЗС, позволяющая осуществлять визуальный контроль из помещения операторной за территорией АЗС.
На площадке АЦ СУГ, у ТРК СУГ+ЖМТ, возле технологического блока технологической системы СУГ в местах возможных утечек СУГ устанавливаются датчики довзрывоопасных концентраций с выводом светового и звукового сигналов о месте разгерметизации в помещение с круглосуточным нахождением дежурного персонала при достижении концентрации паров 20% НКПР.
При срабатывании датчиков довзрывоопасных концентраций обеспечивается в автоматическом режиме:
отключение технологического оборудования;
прекращение операций по сливу топлива в резервуары и заправке автомобилей.
На одном заправочном островке ТРК СУГ+ЖМТ предусматривается единовременная заправка только двух автомобилей (по одному с каждой стороны ТРК). На АЗС обеспечивается контроль над недопустимым совмещением технологических операций с ЖМТ и СУГ на заправочных островках с ТРК СУГ+ЖМТ.
Предусматривается использование для доставки топлива на АЗС только транспортных средств, оборудованных управляемыми донными и быстродействующими клапанами.
Предусматривается оборудование ТРК самосрабатывающими огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации).
Достаточность принятых технических решений объекта подтверждается: расчетом пожарного риска, выполненного по методике, изложенной в приказе МЧС России от 10.07.2009 № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах», подтверждающего соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям, в том числе с учетом отсутствия экранов из негорючего материала между заправочными островками с комбинированными топливораздаточными колонками (СУГ+ЖМТ) и заправочным островком с ЖМТ при расстоянии между ними не менее 7 м; расчетом плотности теплового потока при пожаре (в рамках расчета пожарного риска), подтверждающим нераспространение пожара между зданиями, сооружениями.
3. Решение нормативно-технического совета.
Рассмотрев представленные специальные технические условия специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности Объекта: «Реконструкция АЗС г. Ульяновск, Московское шоссе, 32а», Совет считает необходимым направить их на доработку, в части:
обоснования применения надземных одностенных резервуаров СУГ;
уточнения времени воздействия проектного пожара с учетом теплоизоляции резервуаров;
обоснования возможности устройства противопожарной преграды в виде водяной завесы, в части ограничения распространения облака паров СУГ;
обоснования значения величин пожарного риска;
дополнительного обоснования принятых расстояния между зданиями, сооружениями и наружными установками (технологическим оборудованием) многотопливной АЗС, а также между зданиями, сооружениями и наружными установками (технологическим оборудованием) многотопливной АЗС и объектами к ней не относящихся, а также выработки дополнительных компенсационных мероприятий;
исключения противоречия с положениями части 1 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; исключения порошкового пожаротушения в торговом зале;
обоснования и компенсирующих мероприятий при размещении котельной на твёрдом топливе в операторной;
обоснования возможности единовременной заправки только двух автомобилей (по одному с каждой стороны ТРК) и недопустимости совмещения технологических операций с ЖМТ и СУГ на заправочных островках.
Председатель
нормативно-технического совета ________________________________ А.А. Макеев
Секретарь нормативно-технического совета_____________________ А.А. Панов
-
Поделиться:
- Подписаться