- 13-09-2022, 09:05
- 432
Специальные технические условия в части обеспечения пожарной безопасности Объекта: Административное здание с пристроенным техническим блоком
Приказ МЧС России от 28.11.2011 N 710 п.24.4. На нормативно-техническом совете не рассматриваются СТУ, содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным в ДНД МЧС России.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России
(ДНПР МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлена документация: специальные технические условия в части обеспечения пожарной безопасности Объекта: Административное здание с пристроенным техническим блоком, по адресу: Российская Федерация, 197374, Санкт-Петербург, Приморский пр.70 стр.1, кадастровый номер земельного участка 78:34:0000000:8600.
1.Основание для разработки специальных технических условий.
Отсутствие нормативных требований:
к устройству двухъярусных парковочных систем в надземном этаже автостоянки;
к проектированию АУПС для многосветных пространств (атриумов) с высотой установки линейных дымовых пожарных извещателей более 21 м;
к использованию в качестве участков противопожарных преград и их заполнения водяных дренчерных завес.
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Объект защиты представляет собой реконструируемую и проектируемую части делового центра, размещенных на стилобате и пристроенный к нему технический блок, объединенные для создания единого комплекса.
Участок Объекта расположен в существующей застройке сложившейся части города в границах выезда 22 ПСЧ ПСО ФПС ГПС управления по Приморскому району ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, дислоцированной по адресу: Приморский пр., д. 12.
В состав реконструируемой части входят два десятиэтажных (подвальный, цокольный, 1-8 этажи) корпуса №1 и №2, высотой по п. 3.1 СП 1.13130 более 28 м, имеющие в плане трехгранную форму с закругленными углами. Первый этаж на отметке +4.500 размещен на уровне стилобата. Между корпусами на уровне стилобата предусмотрена пристройка.
Проектируемая часть представляет собой корпус, высотой по п. 3.1 СП 1.13130 более 50 м, по форме близкой к прямоугольной, с подземным, подвальным и 13 надземными этажами. В подземном, подвальном и нижнем надземном этаже размещена автостоянка. На вышележащих этажах проектируемой части размещаются административные (офисные) помещения, а также помещения для персонала и др. С этажа на уровне стилобата предусмотрен атриум, соединяющий семь этажей, развитый по вертикали и горизонтали. От проектируемого корпуса предусмотрено два перехода к реконструируемой части по покрытию стилобата.
Реконструируемая и проектируемая части связаны стилобатом, в котором размещаются: трехэтажный паркинг (автостоянка) закрытого типа; технические, вспомогательные и другие помещения. На этажах предусмотрено применение двухъярусных парковочных систем, что относит паркинг к полумеханизированным.
Покрытие стилобата служит для устройства открытых организованных автостоянок, проездов, в том числе пожарной техники, движения пешеходов и эвакуационных выходов из здания, в том числе из лестничных клеток. Предусмотрен круговой проезд пожарной техники по стилобату.
Для Объекта предполагается размещение групп функционально связанных помещений, следующих классов функциональной пожарной опасности: офисная часть - Ф 4.3; предприятия по обслуживанию населения Ф3.1, Ф3.2 и др.; паркинг (автостоянка) в пространстве стилобата - Ф 5.2; технический блок - Ф5.1. В составе Объекта размещены части других классов функциональной пожарной опасности для обеспечения его функционирования.
Закрытая автостоянка и пристроенный технический блок предусмотрены не ниже I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0. Реконструируемая и проектируемая часть - не ниже II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0.
Внутренние стены лестничных клеток, лифтовые шахты, междуэтажные перекрытия автостоянки предусмотрены с пределом огнестойкости не менее REI 150. Несущие конструкции и элементы проектируемой части предусмотрены с пределом огнестойкости не менее R(EI) 120, стены лестничных клеток, лифтовые шахты - не менее REI 150, междуэтажные перекрытия – не менее REI 60.
Предел огнестойкости и класс пожарной опасности покрытия стилобата предусмотрен не менее RE 150, К0.
Предусмотрено деление на четыре пожарных отсека: закрытая автостоянка (ПО1); реконструируемая часть (ПО2); пристроенный технический блок (ПО3); проектируемая часть (ПО4).
Объект защиты оборудуется:
автоматической пожарной сигнализацией адресно-аналогового типа с дублированием передачи извещения о пожаре от установки автоматической пожарной сигнализации в подразделение пожарной охраны ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в автоматическом режиме без участия персонала Объекта;
автоматическими установками пожаротушения. В соответствии с требованиями СТУ для проектируемой части (ПО4) параметры установки приняты как для 2-й группы помещений;
системой противодымной защиты;
наружным и внутренним противопожарным водопроводом;
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 4-го типа, а для проектируемой части (ПО4) 5-го типа;
лифтами для транспортирования пожарных подразделений. Не менее двух для реконструируемой (по одному в корпусе №1 и №2) и не менее трех для проектируемой части.
площадкой размерами не менее 5х5м для подвесной транспортно-спасательной кабины (корзины, люльки) пожарного вертолета на участке покрытия (кровли) проектируемой части здания.
Предусмотреть для Объекта разработку плана предварительной расстановки сил и средств пожарно-спасательных подразделений (плана тушения пожара), подлежащего согласованию с МЧС России по Санкт-Петербургу и подтверждающий возможность эффективной работы пожарных подразделений с учетом принятых проектом особенностей, в том числе проездам (подъездам) для пожарных машин, размещения пожарных гидрантов, устройства выходов на кровлю, устройства сквозных проходов и проездов и др.
При устройстве противопожарного расстояния от границ организованных открытых автостоянок до здания менее 10 м, но не менее 6 м выполнить одно из требований:
предусмотреть противопожарные шторы 2-го типа внутри помещений вдоль фасада (наружных стен) со стороны таких организованных открытых автостоянок;
предусмотреть орошение спринклерными оросителями системы АУПТ, установленными внутри помещений вдоль фасада (наружных стен) со стороны таких организованных открытых автостоянок с шагом не более 2 м, на удалении не более 0,5 м с расчетными параметрами по 2-й группе помещений. Окна таких помещений фасада (наружных стен) предусмотреть неоткрывающимися;
участки фасада (наружных стен) по горизонтали в пределах первого этажа со стороны таких организованных открытых автостоянок предусмотреть с пределом огнестойкости не менее EI 45. Заполнение проемов этих стен должны быть противопожарными 2-го типа.
При устройстве атриумов предусмотреть для проектируемой части:
защиту проёмов в перекрытиях многосветного пространства автоматической установкой спринклерного пожаротушения. Оросители располагаются по периметру проёмов с шагом не более 2 м c интенсивностью орошения не менее 0,12 л/(с·м2) и временем работы не менее 1 часа;
в перекрытиях по периметру проёмов, образующих многосветное пространство, устройство плотных (не пропускающих дым) вертикальных экранов с пределом огнестойкости не менее Е 15 (штор, завес), опускающихся или устанавливаемых стационарно, при этом, необходимое расстояние от потолка до нижнего края экрана определяется расчётом. Допускается противодымные экраны по периметру проёмов, образующих многосветное пространство не предусматривать при расчётном обосновании (если дымовой слой не образуется);
ограждающие конструкции помещений, выходящих в объём многосветного пространства, отделяются от многосветного пространства светопрозрачными перегородками из закаленного стекла (толщиной не менее 6 мм), орошаемые в случае пожара установками водяного пожаротушения с двух сторон с интенсивность орошения не менее 0,12 л/(с·м2) и временем работы не менее 1 часа;
в реконструируемой части:
вертикальные ограждающие конструкции помещений (за исключением помещений с мокрыми процессами и санитарных узлов), выходящих в объём многосветного пространства (атриума) предусмотреть противопожарными перегородками 1-го типа либо конструкции из негорючих материалов, в том числе из закаленного стекла толщиной не менее 6 мм, орошаемые в случае пожара установками водяного пожаротушения со стороны помещений по 1 группе помещений по СП 5.13130 на расстоянии не более 0,5 м от перегородок с шагом 2 м;
предусмотреть защиту галерей (проходов) по периметру атриума с применением дренчерных оросителей с запуском, в случае пожара на этаже расположения соответствующей галереи;
эвакуацию людей через зону атриума второго и вышележащих этажей предусмотреть только в незадымляемые лестничные клетки типа Н2;
систему дымоудаления из атриума предусмотреть с естественным побуждением, для чего в верхней части устроить открывающиеся люки (фрамуги), общей площадью не менее 4 м² открывание фрамуг предусмотреть автоматически от системы пожарной сигнализации по сигналу «Пожар» в помещениях, выходящих в атриум;
светопрозрачное заполнение фонаря предусмотреть с защитой от осыпания осколков;
низковольтные комплектные устройства, установленные на галереях (проходов) по периметру атриумов, с внутренним объемом более 0,1 м³ оборудовать автономными установками пожаротушения по типу Терма-ОТВ (термоактивирующееся микрокапсулированное ОТВ) или аналогичными по характеристикам;
для отделки стен и потолков атриумов применить материалы повышенного класса пожарной опасности не ниже КМ2, для покрытия полов не ниже КМ3;
для защиты многосветных пространств применить адресные линейные дымовые извещатели с размещением в проходах галереи на уровне 3, 5, 8 этажей.
При проектировании АУПС для многосветных пространств (атриумов) с высотой установки линейных дымовых пожарных извещателей более 21 м предусмотреть установку линейный пожарных извещателей с шагом не более 10 м по вертикали в части с высотой более 21 м и под покрытием.
При устройстве двухъярусных парковочных систем в надземном этаже автостоянки предусмотреть выполнение следующих требований:
конструкции автостоянки должны отвечать требованиям, предъявляемым к I степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности С0;
требования к АУПТ следует предусматривать согласно требованиям СП 5.13130. Для АУПТ допускается применение АУП с учетом п.5.4 и/или 5.5 СП 5.13130. Выбор ОТВ, вида, типа оборудования пожарной автоматики осуществляется организацией-проектировщиком систем.
Расстановка спринклерных оросителей должна обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения, при этом расчет производительности вентиляторов дымоудаления из помещений хранения автомобилей в зонах двухуровневого паркинга производится на очаг пожара с учетом пожарной нагрузки при горении одного автомобиля. При этом, для автостоянки коэффициент, учитывающий соответствие системы противодымной защиты, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности принять равным нулю.
При превышении расстояния в автостоянке от наиболее удаленного места хранения автомобиля до ближайшего эвакуационного выхода не более 90 м (для тупиковой части и между эвакуационными выходами) предусмотреть:
применение световых пожарные оповещатели СОУЭ (эвакуационных знаков пожарной безопасности), указывающих направление движения людей при пожаре;
защиту электрощитов, электрошкафов с электросиловым оборудованием автономными установками пожаротушения;
При превышении расстояния от удаленного помещения до ближайшего эвакуационного выхода более нормативного значения, но не более 70 м (для тупиковой части и между эвакуационными выходами) предусмотреть обоснование проведением расчета обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
При устройстве для проектируемой части более 50% лестничных клеток Н2 и более 50% лестничных клеток Н2 без световых проемов в наружных стенах на каждом этаже, с учетом оборудования АУПТ по 2-й группе, СОУЭ 5-го типа, а также устройства стен лестничных клеток не менее REI 150 и междуэтажных перекрытий – не менее REI 60, предусмотреть выполнение следующих требований:
предусмотреть заполнение внутренних дверных проемов лестничных клеток противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении;
для лестничных клеток проектируемой части для отделки стен, потолков и покрытия полов применить материалы повышенного класса пожарной опасности КМ0 по сравнению с показателями таблицы 29 ФЗ №123-фз;
для проектируемой части для отделки стен и потолков общих коридоров, холлов, фойе применить материалы повышенного класса пожарной опасности не ниже КМ1, для покрытия полов не ниже КМ2 по сравнению с показателями таблицы 29 ФЗ №123-фз;
ширину маршей лестничных клеток принять не менее 1,2 м с учетом одновременного пребывания на любом этаже, кроме первого, не более 200 человек;
ширину путей эвакуации 3-12 этажей принять не менее 1,5 м;
предусмотреть резервные вентиляторы для систем подпора воздуха в лестничные клетки;
предусмотреть аварийное освещение с учетом следующих характеристик: мощность и размещение светильников эвакуационного освещения в эвакуационных лестничных клетках предусмотреть из условия создания освещенности на полу (проходов, лестничных площадок и маршей) не менее 1 лк; светильники аварийного освещения предусмотреть с подключением к централизованному источнику бесперебойного питания по I категории надежности электроснабжения или с автономными источниками, обеспечивающими время работы светильников не менее 1 ч; линии электропитания светильников эвакуационного освещения предусмотреть огнестойкими проводами с типом исполнения нг-FRLS или нг-FRHF и с временем сохранения работоспособности не менее 180 мин;
Для проектируемой части при применении вертикальных ограждающих конструкций (перегородок) из светопрозрачных материалов, отделяющих пути эвакуации, с ненормируемым пределом огнестойкости, предусмотреть:
заполнение светопрозрачных перегородок предусмотреть из закаленного стекла (строительных конструкций с ненормируемым пределом огнестойкости, в том числе заполнение проемов) с орошением спринклерными оросителями системы АУПТ, установленными со стороны помещений вдоль указанных конструкций с шагом не более 2 м, на удалении не более 0,5 м с расчетными параметрами по 2-й группе помещений;
каркас (основание) перегородок предусмотреть из негорючих материалов.
Представлено расчётное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполненное по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382. При расчёте риска учитывалось:
эвакуационный выход из цокольного этажа реконструируемой части предусмотрен без отделения глухой противопожарной перегородкой 1-го типа от общей с надземными этажами лестничной клетки;
для девятого этажа реконструируемой части, третьего и двенадцатого этажей проектируемой части не предусмотрен второй эвакуационный выход;
расстояние от наиболее удаленного места хранения автомобиля до ближайшего эвакуационного выхода составляет не более 90 м (для тупиковой части и между эвакуационными выходами);
предусмотрено расстояние от удаленного помещения до ближайшего эвакуационного выхода не более 70 м (для тупиковой части и между эвакуационными выходами);
для эвакуации из предприятия питания второго этажа проектируемой части предусмотреть эвакуацию по незадымляемой лестничной клетке типа Н2 и лестнице 2-го типа;
для проектируемой части не предусмотрено устройство лестничных клеток Н1, при этом более 50% незадымляемых лестничных клеток предусмотрены без световых проемов в наружных стенах на каждом этаже;
для проектируемой части не предусмотрено устройство перегородок из светопрозрачных материалов, отделяющих пути эвакуации, с пределом огнестойкости не менее EI 45;
при выходе из двух подземных этажей автостоянки в эвакуационную лестничную клетку не предусмотрено устройство тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре.
При устройстве в наружных стенах, имеющих светопрозрачные участки с ненормируемым пределом огнестойкости, глухих участков высотой менее 1,2 м с нормируемым пределом огнестойкости предусмотреть:
защиту светопрозрачных участков наружных стен со стороны примыкающих помещений спринклерными оросителями АУПТ. Оросители АУПТ разместить на расстоянии не более 0,5 м от стекла с шагом 2 м. Подбор параметров оросителей произвести, как для помещений 2-й группы по СП 5.13130;
устройство междуэтажного пояса высотой не менее 0,6 м с пределом огнестойкости не менее ЕI60, в сочетании с заполнением нижней или верхней части наружной стены глухими участками, в том числе светопрозрачными с ненормируемым пределом огнестойкости до общей высоты не менее 1,2 м;
узлы примыкания и крепления фасадной системы к перекрытию с пределом огнестойкости не менее EI 60.
При превышении площади этажа в пределах пожарного отсека подземных этажей автостоянки не более 6 тыс. м² предусмотреть:
разделение каждого подземного этажа автостоянки на пожарные секции площадью до 3,6 тыс. м² перегородками (стенами) с пределом огнестойкости не менее EI 150;
заполнение дверных проемов и ворот (штор) в перегородках (стенах) разделяющих на пожарные секции противопожарными 1-го типа;
не менее двух эвакуационных выходов для каждой пожарной секции непосредственно наружу или в лестничные клетки;
При превышении площади этажа в пределах пожарного отсека надземного этажа автостоянки не более 10,4 тыс. м² предусмотреть:
разделение этажа на пожарные секции площадью до 5,2 тыс. м² перегородками (стенами) с пределом огнестойкости не менее EI 150;
заполнение дверных проемов и ворот (штор) в перегородках (стенах) разделяющих на пожарные секции предусмотреть противопожарными 1-го типа с дополнительной установкой одного спринклерного оросителя над дверным проемом и двух над воротами.
Стены проектируемой и реконструируемой частей, в местах примыкания к ним переходов, следует предусматривать из материалов НГ с пределом огнестойкости не менее EI 150. Заполнение проемов этих стен должны быть противопожарными 1-го типа. Неоткрываемые светопрозрачные конструкции допускается предусмотреть из закаленного стекла (строительных конструкций с ненормируемым пределом огнестойкости, в том числе заполнение проемов), со стороны проектируемой части орошаемых спринклерными оросителями с принудительным пуском системы АУПТ, установленными вдоль указанных конструкций с шагом не более 2 м, на удалении не более 0,5 м и со стороны помещений реконструируемой части с шагом не более 2 м, на удалении не более 0,5 м. При выполнении указанных выше требований, площадь этажа в пределах пожарного отсека определяется отдельно для переходов, проектируемой и реконструируемой части.
При устройстве снабжения системы вентиляции автостоянки или технического блока вытяжным воздухом системы вентиляции из пожарного отсека другого назначения (атриума и офисных помещений) предусмотреть:
объединения такой системой не более двух пожарных отсеков;
воздуховоды и каналы согласно пунктам 6.13, 6.16 СП 7.13130 из негорючих материалов класса герметичности «В» с пределом огнестойкости не менее EI 150;
противопожарные нормально открытые клапаны с пределом огнестойкости не менее EI 90 с обеих сторон при пересечении противопожарных преград пожарных отсеков;
ограждающие конструкции венткамеры предусмотреть с пределом огнестойкости не менее REI 150 с установкой противопожарных дверей 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении;
противопожарные нормально открытые клапаны с пределом огнестойкости не менее EI 90 при пересечении ограждающих конструкций венткамеры;
отключение системы вентиляции и закрытие клапанов предусмотреть при пожаре в любом отсеке;
При устройстве общих приемных устройств наружного воздуха (в том числе форкамер) и помещений для вентиляционного оборудования для систем приточной противодымной вентиляции автостоянки и приточной общеобменной вентиляции офисных помещений предусмотреть выполнение одного из следующих требований:
предусмотреть воздуховоды таких систем с пределом огнестойкости не менее EI 150 от форкамеры до помещения для вентиляционного оборудования;
предусмотреть противопожарные клапаны в местах пересечения ограждающих строительных конструкций помещения для вентиляционного оборудования: нормально открытые для систем общеобменной вентиляции, нормально закрытые для приточной противодымной вентиляции с пределом огнестойкости не менее EI60;
При прокладке транзитных воздуховодов систем приточно-вытяжной общеобменной вентиляции, обслуживающих производственные и кладовые помещения категорий В2-В4, через административные, бытовые и другие помещения общественного назначения и наоборот, обслуживающие административные, бытовые и другие помещения общественного назначения через производственные и кладовые помещения категорий В2-В4 предусмотреть:
воздуховоды таких систем с пределом огнестойкости не менее EI 60 за пределами обслуживаемых помещений (группы помещений) до помещения для вентиляционного оборудования;
противопожарные клапаны с пределом огнестойкости не менее EI 60 в местах пересечения ограждающих строительных конструкций обслуживаемых помещений (группы помещений) и помещения для вентиляционного оборудования;
прокладку транзитных воздуховодов в пределах одного пожарного отсека;
При транзитной прокладке воздуховодов подпора воздуха в шахты лифтов через лифтовые холлы, в том числе выполняющие функции безопасных зон для МГН предусмотреть следующие мероприятия:
воздуховоды предусмотреть из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 120, либо прокладку каждого воздуховода с ненормируемым пределом огнестойкости в отдельном канале (шахте) с ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 120.
установку нормально-закрытых противопожарных клапанов с пределом огнестойкости не менее EI 90 при пересечении ограждающих конструкций лифтового холлов (безопасных зон).
Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, в том числе в части противодымной вентиляции направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта.
3. Решение нормативно-технического совета.
Рассмотрев представленные специальные технические условия в части обеспечения пожарной безопасности Объекта: Административное здание с пристроенным техническим блоком, по адресу: Российская Федерация, 197374, Санкт-Петербург, Приморский пр.70 стр.1, кадастровый номер земельного участка 78:34:0000000:8600, Отдел выносит их на решение Совета.
Ответственность за достоверность исходных данных и правильность проведенных расчетов несет разработчик Специальных технических условий.
Председатель
нормативно-технического совета _______________________________А.А. Макеев
Секретарь нормативно-технического совета _______________________А.А. Панов
-
Поделиться:
- Подписаться