- 13-09-2022, 09:31
- 515
СТУ на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Жилой комплекс с торговой зоной и подземным паркингом»
Приказ МЧС России от 28.11.2011 N 710 п.24.4. На нормативно-техническом совете не рассматриваются СТУ, содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным в ДНД МЧС России.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России
(ДНПР МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлена документация: специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Жилой комплекс с торговой зоной и подземным паркингом» по адресу: г. Москва, ЮАО, район Нагатинский, Коломенская ул., вл. 2-6, в составе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Нагатинский затон»
организация, представившая материалы: ООО «ИЦ «Безопасность»;
организация-разработчик: ООО «ИЦ «Безопасность»
1. Основание для разработки специальных технических условий.
Отсутствие нормативных требований к:
зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 высотой более 75 м (фактически не более 100 м);
определению расхода воды на пожаротушение зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 с количеством этажей более 25-ти (фактически не более 29).
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Объект состоит из двух 28-ми этажных жилых секций с встроенно-пристроенными на первом этаже помещениями общественного назначения и одноэтажной подземной автостоянкой с единым подземным одноэтажным объемом, в котором размещается технические помещения и автостоянка, предусматривается I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, при этом пределы огнестойкости конструкций, являющихся опорой для противопожарных перекрытий 1-го типа предусматриваются не менее
R(REI) 150, внутренних стен лестничных клеток – не менее REI 150, шахт лифтов и коммуникационных шахт общих для пожарных отсеков комплекса – не менее EI(REI) 150, стен и перегородок, отделяющих внеквартирные коридоры от других помещений и квартир, межквартирных ненесущих стен и перегородок – не менее REI (EI) 90, и оборудуется:
системой пожарной сигнализацией адресно-аналогового типа с дублированием сигнала о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны, в том числе с установкой в поэтажных коридорах и квартирах (кроме санузлов, ванных комнат, душевых, постирочных) адресных дымовых пожарных извещателей;
системой автоматического пожаротушения;
системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 3-го типа;
наружным противопожарным водопроводом с расходом, определяемым в соответствии с расчетом, но не менее 110 л/с;
внутренним противопожарным водопроводом с числом пожарных стволов в жилых корпусах не менее 4-х с расходом воды не менее 2,5 л/с на каждом стволе и в подземной автостоянке не менее 2-х с расходом воды не менее 5 л/с на каждом стволе;
системой противодымной защиты;
лифтами для транспортирования подразделений пожарной охраны
Жилая часть здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 со встроенными общественными и техническими помещениями на 1-м этаже разделяется на пожарные отсеки высотой не более 75 м с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2000 м2. При этом отдельно стоящие корпуса (секции) в пределах допустимой высоты и площади этажа в пределах пожарного отсека предусматриваются в составе одного пожарного отсека (суммарная площадь в пределах периметра застройки указанных корпусов (секций) не превышает допустимую площадь этажа в пределах пожарного отсека, деление корпусов (секций) высотой более 75 м на пожарные отсеки высотой не более 75 м предусматривается на одинаковой отметке).
Пожарный отсек одноэтажной подземной автостоянки с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 7 000 м² оборудуется системой автоматического пожаротушения с интенсивностью орошения не менее
0,16 л/с·м2 и разделяется на части с площадью каждой не более 4000 м2 одним из следующих способов или их комбинацией:
зонами свободными от пожарной нагрузки (проездами) шириной не менее
8 м;
зонами свободными от пожарной нагрузки (проездами) шириной не менее 6 м в сочетании с вертикальными противопожарными занавесами (трансформируемыми шторами) с пределом огнестойкости не ниже EI 60, опускающихся при пожаре (или установленных стационарно) на высоту дымового слоя, но не ниже 2,5 м от уровня пола;
зонами свободными от пожарной нагрузки (проездами) шириной не менее 6 м в сочетании с вертикальными стационарными конструкциями из материалов группы НГ с пределом огнестойкости не менее Е 30, устанавливаемыми стационарно на высоту дымового слоя, но не ниже 2,0 м от уровня пола;
перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением проемов противопожарными воротами (дверями, шторами) не ниже 2-го типа.
Допускается выполнять устройство примыкающего навеса для здания класса Ф1.3 (в том числе при наличии встроенных помещений общественного назначения) не включая его площадь в площадь этажа в пределах пожарного отсека, при этом:
навес предусматривается из материалов группы НГ;
пространство под навесом используется исключительно для организации пешеходных зон, устройства газонов и проездов, размещения малых архитектурных форм.
Место разгрузки автомобилей категории В по взрывопожарной и пожарной опасности во встроенно-пристроенной общественной части здания выделяется противопожарными преградами с пределом огнестойкости не менее REI 90. Двери и ворота предусматриваются противопожарными 1-го типа.
При наличии в жилых корпусах (секциях) окон, ориентированных на встроенно-пристроенную часть здания (общественную), уровень покрытия кровли в местах примыкания не превышает отметки пола выше расположенных жилых помещений основной части здания более чем на 0,8 м, но не выше уровня подоконника окон, ориентированных на встроенно-пристроенную часть здания. При этом верхний слой покрытия кровли на расстоянии 6 м от места примыкания, предусматрвиается из материалов группы НГ.
В жилых корпусах (секциях) предусматривается устройство технических балконов (зон размещения блоков кондиционеров) в местах общего пользования, отделенных от примыкающих помещений и лестничных клеток стенами с пределом огнестойкости не менее REI 60 (не менее REI 120 при отделении от лестничных клеток) с доступом через противопожарные двери 1-го типа.
Для пожарного отсека автостоянки и жилых корпусов (секций) допускается предусматривать общие лифты для пожарных. Ограждающие конструкции шахт лифтов для пожарных предусматриваются с пределом огнестойкости не менее REI 150.
Входы в лифты для пожарных из подземной автостоянки предусматриваются через парно-последовательно расположенные тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. Допускается устройство входа в лифты для пожарных из подземной автостоянки через один тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, выделенный противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 60 и с заполнением проемов противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении.
Допускается устройство общего тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре для лифтов для пожарных и для незадымляемых лестничных клеток, при этом предел огнестойкости противопожарных перегородок тамбур-шлюзов предусматривается не менее EI 90 с заполнением проемов противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении.
Допускается в жилых корпусах (секциях) в качестве второго, третьего лифта для пожарных, обеспечивающих транспортирование спасаемых людей, МГН группы мобильности М4, на носилках, использовать лифт грузоподъёмностью менее 1000 кг (но не менее 630 кг) с размерами пола кабины менее 1100 мм ×2100 мм (но не менее 1100 мм ×1400 мм), при условии хранения «мягких носилок» в помещении диспетчерской.
В зонах (проездах), свободных от пожарной нагрузки, допускается прокладка инженерных коммуникаций, защищенных материалами группы горючести не ниже НГ.
Расположенные в объеме пожарного отсека автостоянки технические помещения, не относящиеся к автостоянке, в том числе обслуживающие другие пожарные отсеки, выделяются стенами и перекрытиями, строительными конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 150. Вместо тамбур-шлюзов в проемах указанных конструкций для сообщения с помещениями хранения автомобилей допускается предусматривать установку противопожарных дверей (люков) 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении, без устройства дренчерных завес. Эвакуационные выходы из вышеуказанных помещений, допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей, коридоры, тамбуры и (или) лестничные клетки подземной автостоянки, в том числе и через тамбур-шлюзы (зоны безопасности) с подпором воздуха при пожаре.
Во встроенной подземной автостоянке допускается размещать зоны с местами для хранения малогабаритных вело-мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, велосипедов и др.) и уборочной техники, отделенных перегородками из негорючих материалов с проветриваемым ограждением (в виде сетчатого ограждения с ячейкой размером не менее 20х40 мм), для обеспечения перетока воздуха, исключающих образование дымовых карманов. Допускается устройство одного эвакуационного выхода на каждую зону хранения (при количестве мест хранения не более 15 штук). Эвакуацию людей из таких зон допускается предусматривать через помещение хранения автомобилей с подтверждением расчетом величины пожарного риска.
Для междуэтажных поясов высотой менее 1,2 м в местах примыкания к междуэтажным перекрытиям (за исключением мест устройства противопожарных перекрытий) предусматривается выполнение одного из следующих мероприятий:
устройство глухих участков наружных стен (междуэтажных поясов) с пределом огнестойкости не менее EI 60, класса пожарной опасности К0, высотой не менее 600 мм, совместно с устройством глухих светопрозрачных конструкций c пределом огнестойкости не менее EIW 60. Глухой участок наружных стен совместно со светопрозрачной конструкцией предусматривается высотой не менее 1200 мм;
устройство глухих участков наружных стен (междуэтажных поясов) с пределом огнестойкости не менее EI 60, класса пожарной опасности К0, высотой не менее 600 мм в сочетании с глухим участком из закалённого стекла с орошением спринклерными оросителями, устанавливаемыми на расстоянии не более 0,5 м от остекления с шагом не более 2 м, с интенсивностью орошения не менее 0,08 л/(с×м2). Глухой участок наружных стен совместно с указанным остеклением предусматривается высотой не менее 1200 мм;
устройство глухих участков наружных стен (междуэтажных поясов) с пределом огнестойкости не менее EI 90, класса пожарной опасности К0, высотой не менее 600 мм, совместно с устройством глухих светопрозрачных конструкций из закаленного стекла толщиной не менее 6 мм в негорючем каркасе. Глухой участок наружных стен совместно со светопрозрачной конструкцией предусматривается высотой не менее 1200 мм.
Для эвакуации людей с надземных жилых этажей каждого жилого корпуса (секции) предусматривается по одной незадымляемой лестничная клетка типа Н2 с шириной марша не менее 1,2 м. Входы в данные лестничные клетки с каждого этажа (за исключением первого этажа) предусматриваются из поэтажных коридоров через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре (лифтовые холлы лифтов для транспортирования подразделений пожарной охраны, зоны безопасности для МГН, выделенные противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении.
Выход из незадымляемой лестничной клетки типа Н2 надземных этажей
в вестибюль на первом этаже предусматривается через противопожарные двери
1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении без устройства тамбур-шлюза
1-го типа с подпором воздуха при пожаре или непосредственно наружу.
В незадымляемых лестничных клетках типа Н2, не обеспеченных световыми проемами площадью остекления не менее 1,2 м2 в наружных стенах, предусматривается устройство постоянно включенного аварийного (эвакуационного) освещения и фотолюминесцентных эвакуационных систем в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009.
В жилых корпусах (секциях) комплекса при отсутствии аварийных выходов при размещении квартир на высоте более 15 м, при общей площади квартир на этаже не более 550 м2 и одном эвакуационном выходе с этажа секции предусматривается устройство зон безопасности (кроме первого этажа) в лифтовых холлах лифтов для пожарных или в тамбур-шлюзе перед незадымляемыми лестничными клетками, а также устройство системы автоматического спринклерного пожаротушения межквартирных коридоров, с учетом орошения входных дверей квартир, выходящих в этот коридор.
Допускается устройство аварийных выходов из технических пространств, относящихся к пожарному отсеку жилой части здания, предназначенных только для прокладки инженерных сетей без размещения инженерного оборудования, через люки размерами не менее 0,6×0,8 м по закрепленным металлическим стремянкам или через двери размерами не менее 0,75×1,5 м, ведущие либо непосредственно наружу, либо в лестничную клетку подземной автостоянки (при размещении в подземной части жилых корпусов (секций)) или в лестничную клетку жилой части здания (при размещении в надземной части жилых корпусов (секций)) и далее наружу без устройства отдельных эвакуационных выходов.
Помещения мусорокамер ТБО (для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов без ствола мусоропровода и без возможности заезда автомобиля) размещаются на 1-м этаже или на подземном этаже и выделяются стенами и перекрытиями в пределах пожарного отсека с пределами огнестойкости не менее EI(REI) 90 (при размещении в объеме пожарного отсека жилой части) и не менее EI(REI) 150 (при размещении в объеме пожарного отсека подземной автостоянки) и классом пожарной опасности К0.
Для объекта разработан документ предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в том числе с учетом:
отсутствия выходов на участки кровли пристроенной части здания высотой не более 10 м;
отсутствия выходов на участки кровли, образованные уступами фасада на жилых этажах, площадью не более 15 м2, а также отсутствие лестниц в местах перепада высот кровли более 1 м на указанные участки кровли;
устройства выходов на кровлю с лестничных клеток непосредственно через противопожарные люки 1-го типа размерами не менее 1,0×1,0 м по закрепленным вертикальным стальным стремянкам (расположенных в объемах лестничных клеток) из расчета не менее чем один выход на каждые полные и неполные
1000 м2 площади кровли здания при выполнении данного люка с гидравлическим приводом, либо с обогревом.
отсутствия площадок для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолета на покрытиях жилых секций высотой не более 100 м;
Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре подтверждается расчетом пожарного риска, выполненным в соответствии с методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, в том числе с учетом:
эвакуации из размещаемых в объеме пожарного отсека автостоянки помещений другого назначения (не относящихся к автостоянке), в том числе обслуживающих другие пожарные отсеки, а также помещений мусорокамер ТБО, через помещения для хранения автомобилей в общие лестничные клетки;
устройства не менее двух эвакуационных выходов на каждую часть пожарного отсека подземной автостоянки, в том числе в лестничные клетки смежной части;
расстояния по путям эвакуации от наиболее удаленного места хранения транспортного средства до ближайшего эвакуационного выхода (в том числе через смежную часть пожарного отсека) не более 80 м – при расположении места хранения между эвакуационными выходами, и не более 45 м – при расположении места хранения в тупиковой части помещения;
ширины дверей (калиток в воротах) из помещений хранения автомобилей в смежную часть пожарного отсека, а также при входе в лестничную клетку не менее 0,9 м;
ширины лестничных маршей, предназначенных для эвакуации из подземной автостоянки не менее 1,0 м;
ширины основных горизонтальных путей эвакуации в подземной автостоянке не менее 1,0 м;
ширины участков горизонтальных проходов в помещениях для хранения автомобилей, в т. ч. при эвакуации из технических помещений, в местах проходов между машино-местами и между машино-местом и конструкциями здания не менее 0,7 м;
устройства одного эвакуационного выхода из технических помещений без постоянных рабочих мест при площади не более 300 м2;
устройства одного эвакуационного выхода непосредственно наружу из нежилых помещений общественного назначения или групп указанных помещений на первом этаже, отделенных от других частей этажа противопожарными стенами не ниже 2-го типа, площадью не более 300 м2 с численностью не более 30 человек;
нерассредоточенности эвакуационных выходов в отдельных нежилых помещениях на первом этаже;
использования для эвакуации общих входов (выходов) для обслуживающего персонала и для покупателей помещений торговли расчетной площадью не более 300 м2;
ширины маршей и площадок лестничных клеток, предназначенных для эвакуации с жилых этажей не менее 1,2 м;
ширины путей эвакуации, в том числе внеквартирных коридоров, используемых маломобильными группами населения групп мобильности М1-М4 не менее 1,4 м, без учета направления открывания дверей в жилой части объекта.
Представлено расчётное обоснование, подтверждающее достаточность количества воды на цели пожаротушения.
Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона
от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
3. Решение нормативно-технического совета.
Рассмотрев представленные специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Жилой комплекс с торговой зоной и подземным паркингом» по адресу: г. Москва, ЮАО, район Нагатинский, Коломенская ул., вл. 2-6, в составе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Нагатинский затон», Отдел выносит на рассмотрение Нормативно-технического совета ДНПР МЧС России для принятия решения.
Ответственность за достоверность исходных данных и правильность проведенных расчетов несет разработчик Специальных технических условий.
Председатель
нормативно-технического совета _______________________________А.А. Макеев
Секретарь нормативно-технического совета_______________________ А.А. Панов
-
Поделиться:
- Подписаться