- 14-09-2022, 12:49
- 317
Специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности Объекта: «АО «ТАНЕКО»
Приказ МЧС России от 28.11.2011 N 710 п.24.4. На нормативно-техническом совете не рассматриваются СТУ, содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным в ДНД МЧС России.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России
(ДНПР МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности Объекта: «АО «ТАНЕКО». Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. База товарно-сырьевая. Техническое перевооружение. Прием, перекачка нефтесырья (газового конденсата, нефти, вакуумного газойля и прямогонной дизельной фракции)», расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, промышленная зона
организация, представившая материалы: ООО «ПРОММАШ ТЕСТ»;
организация-разработчик: ООО «ПРОММАШ ТЕСТ»
1. Основание для разработки специальных технических условий.
Отсутствие нормативных требований к:
выбору типа противопожарных преград между зданиями, сооружениями и установками на площадке эстакады слива железнодорожных цистерн предприятия (тит. 148).
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Предусматривается техническое перевооружение сооружений в составе:
эстакада слива железнодорожных цистерн (тит.148);
эстакада с общезаводскими технологическими трубопроводами, паропроводами (тит.070). Межцеховые коммуникации 0900, 0901, 0902, 0903, 0904, 0905, 1999. Межблочные коммуникации МБК.000;
блок дозирования пенообразователя (блок 2);
межблочная эстакада (блок 6).
Кроме того, предусматриваются решения для вновь проектируемых сооружений в составе:
площадки для слива нефти из автомобильных цистерн (блоки 11.1 и 11.2);
блок подземных емкостей (блок 12: 12.1, 12.2, 12.3);
подземная промежуточная ёмкость для слива прямогонных дизельных фракций, V=200 м3 (блок 13);
межблочные эстакады (блоки 14, 15 и 19);
площадка для слива нефти/легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн (блок 16);
свеча рассеивания (блок 17);
комплектная трансформаторная подстанция (далее – КТП) (блок 18).
Эстакада слива железнодорожных цистерн (тит.148) представляет собой существующее сооружение II степени огнестойкости, класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Эстакада с общезаводскими технологическими трубопроводами, паропроводами (тит.070). Межцеховые коммуникации 0900, 0901, 0902, 0903, 0904, 0905,1999 представляет собой существующее сооружение, класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Площадки для слива нефти и вакуумного газойля из автомобильных цистерн (блок 11.1; 11.2; 16) предназначены для слива нефти с автоцистерн, при этом одна из площадок (блок 16) предназначена как для слива вакуумного газойля, так и нефти при отсутствии автоцистерн с вакуумным газойлем. Слив может производиться как на одной площадке, так и на трех площадках одновременно. Площадки представляют собой сооружение, класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Блок подземных емкостей (блок 12) представляет собой сооружение категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Подземная промежуточная ёмкость для слива прямогонных дизельных фракций, V=200 м3 (блок 13) представляет собой сооружение класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Межблочная эстакада (блоки 14 и 15) представляет собой сооружение II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Свеча рассеивания (блок 17) представляет собой конструкцию полной заводской готовности.
КТП (блок 18) представляет собой здание II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории В по взрывопожарной и пожарной опасности.
Межблочная эстакада (блок 19) представляет собой сооружение II степени огнестойкости, класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Каждая зона налива (газового конденсата, нефти, легкого вакуумного газойля и прямогонной дизельной фракции) эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148), площадки для слива нефти/легкого вакуумного газойля из устройств для железнодорожных цистерн оборудуется стационарными установками (неавтоматическими) пожаротушения (включающими в себя стационарно установленные пеногенераторы, сети сухотрубов для подачи пены, выведенные за пределы площадки патрубками с соединительными головками ГМ-80 для подключения передвижной пожарной техники) воздушно-механической пеной средней кратности с дистанционным пуском.
Секции эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148), площадок для слива нефти/легкого вакуумного газойля из устройств для железнодорожных цистерн оборудуются стационарными установками пенного пожаротушения. В указанных установках применяется фторсинтетическая пена целевого назначения средней кратности (типа AFFF) с интенсивностью подачи не менее 0,1 л/(м2·с).
Расход огнетушащих средств исходя из интенсивности их подачи на 1 м2 расчетной площади тушения для сливоналивных железнодорожных эстакад – площади эстакады по внешнему контуру сооружения, включая железнодорожный путь (пути), но не более 1000 м2. Расчетное время тушения пожара 15 минут.
На каждой площадке предусматривается не менее двух пеногенераторов, установленных равномерно по периметру площадок.
Для каждой секции тушения газового конденсата, нефти, легкого вакуумного газойля и прямогонной дизельной фракции) эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148) и площадок для слива нефти/легкого вакуумного газойля из устройств для железнодорожных цистерн предусматривается отдельный питающий сухотрубный растворопровод. В качестве водопенных насадков устанавливаются генераторы пены средней кратности над горловиной каждой цистерны.
Пеногенерирующие устройства должны располагаться на строительных конструкциях эстакады (площадки) с подачей пены сверху на цистерны и настил эстакады (площадки). На каждую цистерну должна осуществляться подача пены не менее чем с одного пеногенерирующего устройства.
Для площадок для слива нефти/легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн предусматривается тушение пожара мобильными средствами пожаротушения пеной средней кратности. Нормативная интенсивность подачи пены средней кратности (по раствору пенообразователя) на тушение пожара принимается 0,1 л/(c×м2) для подачи струи пены непосредственно на поверхность горючей жидкости. Расходы огнетушащих средств определяются исходя из интенсивности их подачи на 1 м2 расчетной площади тушения. Расчетнная площадь тушения принимается равной площади пола площадки, но не более 300 м2.
Устройство водяного орошения конструкций эстакады, железнодорожных вагонов-цистерн, площадок для слива нефти/легкого вакуумного газойля из устройств для железнодорожных цистерн эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148) принимается лафетными стволами с общим расходом воды на орошение не менее 40 л/с (из расчета одновременной работы не менее двух лафетных стволов с расходом воды не менее 20 л/с каждый). Число и расположение лафетных стволов определяется из условия орошения цистерн и каждой точки эстакады (площадки) в плане не менее, чем двумя струями.
Пожаротушение и охлаждение площадок для слива нефти/легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн предусматриваются мобильными средствами из противопожарных емкостей (резервуаров) или открытых искусственных и естественных водоемов, а также с использованием существующих подземных гидрантов.
Эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148) и площадки для слива нефти/легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн оборудуются автоматической пожарной сигнализацией на базе дымовых линейных пожарных извещателей или извещателей пламени во взрывобезопасном исполнении. Пуск установки предусматривается в автоматическом и дистанционном режимах (ручной от кнопки из помещения с постоянным присутствием персонала (операторной).
Оборудование эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148) и площадок для слива нефти/легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн оснащаются средствами управления и контроля за рабочими параметрами, определяющими взрывоопасность процесса, устройствами постоянного автоматического контроля загазованности, средствами автоматического регулирования и противоаварийной защиты с выводом сигналов и параметров в помещение дежурного персонала с круглосуточным дежурством.
Предусматривается установка вдоль фронта слива железнодорожных цистерн (тит. 148) и площадок для слива нефти/легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн датчиков сигнализаторов довзрывоопасных концентраций (из расчета один датчик сигнализатора на две цистерны) на расстоянии не более 3 метров от крайнего рельса и на высоте не более 0,5 метров от уровня поверхности земли (железнодорожного полотна). При достижении 50% от нижнего концентрационного предела распространения пламени (далее – НКПР) предусматривается автоматическое прекращение сливоналивных технологических операций на эстакаде и площадках для слива нефти/легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн.
Предусматривается оповещение машинистов локомотивов о запрещении движения при аварийной загазованности на эстакаде слива железнодорожных цистерн (тит. 148), осуществляющих движение по железнодорожному пути предприятия, расположенному на расстоянии менее 20 метров.
Оборудование эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148) и площадок для слива нефти/легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн выполняется электрооборудованием во взрывозащищенном исполнении с учетом классов зон пожарной взрывоопасной опасности.
Обеспечение электроснабжения систем технологической безопасности эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148) предусматривается по особой категории электроснабжения (от трех независимых источников).
Технологические операции по сливу газового конденсата, нефти, легкого вакуумного газойля и прямогонной дизельной фракции на эстакаде слива железнодорожных цистерн (тит. 148) выполняются при исключении одновременного проведения на эстакаде операций по сливу другого типа нефтепродукта на эстакаде, осмотру железнодорожных цистерн на тит. 148 и операций по наливу/сливу СУГ на тит. 147.
Представлено расчетное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполненное по методике, утвержденной приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404, в том числе с учетом плотности теплового потока при пожаре.
При этом имеются отсупления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, в части устройства приема и слива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (нефти, газового конденсата, прямогонных дизельных фракций, вакуумного газойля, метил-трет-бутилового эфира) на одной эстакаде слива железнодорожных цистерн (тит.148) комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов.
Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
3. Решение нормативно-технического совета.
Рассмотрев представленные Специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности Объекта: «АО «ТАНЕКО». Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. База товарно-сырьевая. Техническое перевооружение. Прием, перекачка нефтесырья (газового конденсата, нефти, вакуумного газойля и прямогонной дизельной фракции)», расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, промышленная зона, Отдел выносит их на рассмотрение Нормативно-технического совета ДНПР МЧС России для принятия решения.
Ответственность за достоверность исходных данных и правильность проведенных расчетов несет разработчик Специальных технических условий.
Председатель
нормативно-технического совета _______________________________А.А. Макеев
Секретарь нормативно-технического совета_______________________А.А. Панов
-
Поделиться:
- Подписаться