- 14-01-2019, 22:56
- 11 851
Методические рекомендации по созданию системы аварийной эвакуации, доступных для инвалидов
Письмо Департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края №68-3852/11-01-08 от 18.10.2011г.
«о направлении методических рекомендаций»
Уважаемый Анатолий Николаевич!
В соответствии с пунктом 21 Плана мероприятий по созданию безбарьерной среды для целей проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи направляю Вам, для использования в работе, разработанные департаментом Методические рекомендации по созданию системы аварийной эвакуации, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов инфраструктуры города Сочи в Зонах Международного Гостеприимства (далее -Методические рекомендации).
Копия Приказа департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края от 13 октября 2011 года № 148 «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию системы аварийной эвакуации, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов инфраструктуры города Сочи в Зонах Международного Гостеприимства» прилагается. Данный приказ размещен на официальном сайте департамента www.dchs.ru.
Прошу Вас направить разработанные Методические рекомендации собственникам объектов, включенных в утвержденный Перечень объектов инфраструктуры города Сочи в Зонах Международного Гостеприимства доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, для организации специальной подготовки персонала и разработки системы и схем аварийной эвакуации.
Приложение: на 27 л., в 1 экз.
Приказ Департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края №148 от 13.10.2011г. «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию системы аварийной эвакуации доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов инфраструктуры города Сочи в Зонах Международного Гостеприимства».
В целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 29 июля 2010 года №ДК-П12-5210, а также реализации Плана мероприятий по созданию безбарьерной среды для целей проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и внедрения системы и схем аварийной эвакуации инвалидов, а также других маломобильных групп населения из зданий и сооружений объектов инфраструктуры города Сочи в Зонах Международного Гостеприимства, приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по созданию системы аварийной эвакуации, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов инфраструктуры города Сочи в Зонах Международного Гостеприимства (прилагаются).
2. Отделу взаимодействия с органами гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в управлении по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (Кузнецов) организовать размещение настоящего приказа на сайте департамента.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Приложение к приказу руководителя департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края от 13.10.2011 №148.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию системы аварийной эвакуации доступных для инвалидов и других
маломобильных групп населения объектов инфраструктуры города Сочи в Зонах Международного Гостеприимства.
I. Общие положения.
Методические рекомендации по созданию системы аварийной эвакуации, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов инфраструктуры города Сочи в Зонах Международного Гостеприимства (далее - Рекомендации), разработаны в целях реализации (соответствии с) Плана мероприятий по созданию безбарьерной среды для целей проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
Рекомендации предназначены для внедрения системы и схем аварийной эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения из зданий и сооружений объектов инфраструктуры города Сочи в Зонах Международного Гостеприимства, определенных в соответствии с «Концепцией программы создания безбарьерной среды XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 20]4 года в г. Сочи» (далее - объектов), на которых необходимо обеспечить соответствующий уровень доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с требованиями Международного паралимпийского комитета.
При разработке Рекомендаций использованы руководящие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края, требования строительных норм и правил, технических регламентов, а также Руководство Международного паралимпийского комитета по доступности «Инклюзивный подход к Олимпийским и Паралимпийским играм»,
Методические рекомендации разработаны с учетом:
Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ.
Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае».
Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Утверждены Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313.
Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности». Утвержден Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 173.
Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». Утвержден Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 171.
Свода правил. «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» СП 5.13130.2009. Утвержден Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 175).
Норм пожарной безопасности. «Системы оповещения и: управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03). Утверждены приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323.
Свода правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Утвержден Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 174.
Норм пожарной безопасности. «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования» (НПБ 160-97). Утверждены ГУГПС МВД РФ, введены Приказом ГУГПC МВД РФ от 24.07.1997 № 46.
Строительных норм и правил Российской Федерации. «Естественное и искусственное освещение» СНиП 23.05-95.
ГОСТ 28130-89. Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические.
ГОСТ Р 12.4.026-2001. «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».
ГОСТ Р 12.4.143-2009. «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля».
Строительных норм и правил Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001. Приняты Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. № 73.
Свода правил по проектированию и строительству СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения».
Свода правил по проектированию и строительству СП 35-102-2001. «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам». Одобрен и рекомендован Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года №71.
Свода правил по проектированию и строительству СП 35-104-2001. «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». Одобрен и рекомендован Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. № 69.
Свода правил по проектированию и строительству СП 35-105-2002. «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Одобрен и рекомендован Постановлением Госстроя РФ от 19 июля 2002 г. № 89.
Руководства Международного паралимпийского комитета по доступности «Инклюзивный подход к Олимпийским и Паралимпийским играм».
Концепции программы создания безбарьерной среды XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
II. Основные понятия используемые в Рекомендациях.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Маломобильные граждане - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления).
Целью создания системы безбарьерной среды является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной и другой инфраструктуры и улучшение качества их жизни.
Путями достижения этой цели являются:
разработка и внедрение технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, направленных на создание безбарьерной среды для инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц;
формирование правового, организационного, финансового и контрольного механизмов, обеспечивающих создание условий для преобразования среды жизнедеятельности в доступную для инвалидов и других маломобильных групп населения;
оснащение действующих объектов социальной и другой инфраструктуры техническими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения.
Наличие безбарьерной среды жизненной важно в первую очередь для представителей следующих групп населения:
инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата;
инвалиды с нарушением зрения; инвалиды с нарушением слуха;
инвалиды с нарушением интеллекта;
другие категории людей с инвалидностью, а также представители других маломобильных групп населения.
Принципы, на которых основано создание доступной среды для людей с ограниченными двигательными возможностями:
равенство - обеспечение того, чтобы все люди, независимо от их функциональных возможностей, получили такой же опыт или уровень обслуживания, как и все остальные. Обособление любого гражданина или групп граждан должно быть совершенно исключено. Всем членам общества должны быть предоставлены равные условия в отношении конфиденциальности, защищенности и безопасности;
достоинство - обеспечение такого порядка предоставления и оказания услуг, который поддерживает статус и достоинство любого, кто их использует. При проектировании и функциональном планировании должен быть предусмотрен широкий спектр индивидуальных предпочтений и возможностей. Каждому человеку должна быть предоставлена возможность выбирать предпочтительный способ и удобный для него темп. Порядок пользования услугой, предоставляемой публично, должен быть легким для понимания, вне зависимости от опыта пользователя, его знаний, языковых навыков, возможностей концентрации внимания или физического состояния. Доступность должна исключить лишние сложности и обеспечить интуитивное и простое пользование;
функциональность - гарантия соответствия услуг или сооружений специфическим потребностям всех участников, включая людей с инвалидностью, и их эффективного использования.
Полностью доступными в преддверии XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи должны стать:
спортивные и не спортивные объекты Игр 2014 года;
объекты и инфраструктура г. Сочи;
объекты и инфраструктура транзитных узлов и их дублеров.
Организация Игр требует, чтобы все объекты и услуги прямо или косвенно относящиеся к Играм, были доступны для всех групп, составляющих Олимпийскую и Паралимпийскую семью, так же, как и для персонала Игр.
Посетители и участники представляют собой разнообразную группу, в которую входят:
жители города-организатора;
зрители;
туристы, посещающие город до, во время и после Игр;
спортсмены и официальные лица команд; технические официальные лица/официальные лица на Играх;
представители средств массовой информации;
члены Олимпийской и Паралимпийской семьи и высокопоставленные лица;
спонсоры и корпоративные партнеры;
персонал ОКОИ и муниципальных, региональных и государственных учреждений;
волонтеры.
На объектах, используемых во время Игр 2014 года (спортивные и неспортивные сооружения, гостиницы, транспортные терминалы, рестораны, бары, культурные и туристические центры и т.д.) безбарьерная среда формируется из следующих основных элементов:
пути передвижения от места высадки пассажиров с инвалидностью из транспортного средства до входа на сооружение (доступная территория, разделение путей передвижения транспорта и людей, легко различимые и понятные всем указатели и т.д.);
парковочные места для транспорта людей с инвалидностью в достаточном количестве и требуемого размера, обозначенные не только горизонтальной, но и вертикальной разметкой;
входная группа (подъемники, пандусы, оборудованная площадка перед входом, широкие входные двери с прозрачными вставками и т.д.);
пути передвижения по сооружению (широкие проходы и разворотные площадки, нескользкие полы, отсутствие перепадов высот, легко различимые и понятные указатели и схемы и т.д.);
лифты и подъемники на этажи;
доступные туалеты для посетителей, доступные раздевалки, туалеты и душевые для спортсменов;
доступные места для зрителей на всех уровнях, в различных секторах и в различном ценовом диапазоне, необходимое количество мест для сопровождающих;
доступные места для представителей средств массовой информации, имеющих инвалидность;
доступные бары, рестораны, магазины сувениров, расположенные на сооружениях;
доступная информация о спортивных соревнованиях и обо всем, происходящем на спортсооружении;
доступные рабочие места для людей с инвалидностью, работающих на сооружении в качестве оплачиваемого персонала или волонтеров; доступные пути эвакуации и т.д.
Каждая зона объекта должна быть оснащена доступным аварийным выходом или зоной эвакуации при пожаре, которые должны быть или:
расположены внутри зоны выхода;
примыкать к пути движения к выходу;
находиться вне здания;
на открытом пространстве крыши здания.
Члены Команды объекта, отвечающие за экстренную эвакуацию, должны быть ознакомлены с положениями о чрезвычайной ситуации. Доступные аварийные выходы и пути пожарной эвакуации должны быть специально спланированы и проверены до начала мероприятий.
В основных зонах должна быть оборудована подходящая визуальная система, позволяющая глухим и/или людям с нарушениями слуха реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций. Эта система должна включать использование табло или видеоэкранов в местах, где они установлены или для которых предназначены.
Потребности каждого отдельного человека должны удовлетворяться индивидуально. Ниже приведены обобщенные характерные примеры необходимой инфраструктуры, которая включает:
1) Для людей, использующих инвалидные коляски или другие средства для перемещения:
доступные транспортные связи, включая парковки;
доступные входы/выходы и проходы в пределах места работы;
доступный туалет для людей обоего пола;
станки и рабочие места, регулируемые по высоте и имеющие достаточное пространство для движения;
доступные комнаты отдыха;
доступные пути аварийной эвакуации.
2) Для людей с нарушениями зрения и слепых:
четко определяемые проходы и рабочие места;
компьютеры или машины с крупным шрифтом;
минимизация помех в окружающем рабочем пространстве;
лифты, оборудованные азбукой Брайля и акустическими указателями;
акустические аварийные сигнализации, наряду с визуальными.
3) Для людей с нарушениями слуха и глухих:
визуальные аварийные сигнализации, наряду с акустическими;
визуальные указатели кнопок лифта
III. Общие требования к системе аварийной эвакуации.
Безопасность должна быть обеспечена для всех групп людей с инвалидностью и представителей маломобильных групп населения на всех объектах и сооружениях Игр 2014 года, на территории города-организатора, на транзитных транспортных узлах.
Одним из условий обеспечения безопасности на объектах и прилегающих территориях является возможность быстрой и организованной эвакуации людей в безопасные зоны при возникновении угрозы их жизни и здоровью от поражающих факторов чрезвычайной ситуации.
Эвакуация представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара, либо иной чрезвычайной ситуации.
Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом.
Система аварийной эвакуации из зданий и сооружений должна обеспечить эвакуацию людей (с учетом особенностей инвалидов и других маломобильных групп населения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара, либо иной чрезвычайной ситуации.
Условиями безопасной аварийной эвакуации являются:
- своевременность - эвакуация до наступления критических значений опасных факторов пожара, либо иной чрезвычайной ситуации;
- беспрепятственность - эвакуация без образования высоких травмоопасных плотностей потоков.
Система аварийной эвакуации, доступной инвалидам и другим маломобильным группам населения при возникновении пожара, либо иной чрезвычайной ситуации достигается планированием и выполнением конструктивных, объемно-планировочных, инженерно-технических и организационных мероприятий:
- выполнением требований законодательных и иных нормативных правовых документов, строительных норм и правил, государственных стандартов, технических регламентов к проектированию зданий и сооружений, доступных для маломобильных групп населения;
- выполнением требований по обеспечению пожарной безопасности;
- выполнением требований Международного паралимпийского комитета по доступности. В обстоятельствах, когда требования Международного паралимпийского комитета по доступности превосходят национальные стандарты, для соответствия критериям, город-организатор должен добиться выполнения этих требований. В случаях, когда национальные стандарты страны-организатора превосходят требования, следует применять национальные стандарты.
В случаях, когда особые условия, описанные в Руководстве Международного паралимпийского комитета по доступности (далее - Руководство МПК по доступности) не могут быть применены по техническим причинам, принципы Руководства МПК по доступности должны быть выполнены другими средствами:
- планированием действий органов управления и сил муниципального городского и объектовых звеньев территориальной подсистемы РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах, проведении эвакуационных мероприятий;
- подготовкой персонала объекта к проведению аварийной эвакуации.
- готовностью органов управления, сил и средств аварийно-спасательных и пожарных формирований к оказанию помощи инвалидам и другим маломобильных групп населения при проведении эвакуационных мероприятий.
ΙV Требования к эвакуационным путям и выходам.
Требования к эвакуационным путям и выходам установлены Сводом правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденным Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 171.
Свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Требования СП 1.13130.2009 направлены на:
- обеспечение возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей;
- обеспечение возможности спасения людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара;
- защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.
Спасение представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.
Спасение людей при пожаре должны обеспечивать конструктивные, объемно-планировочные, инженерно-технические и организационные мероприятия.
К ним относятся:
- устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных;
- устройство наружных пожарных лестниц и других способов подъема персонала пожарных подразделений и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий, в том числе устройство лифтов, имеющих режим «перевозки пожарных под разделений»;
- противодымная защита путей следования пожарных подразделений внутри здания, зон безопасности;
- оборудование здания в необходимых случаях индивидуальными и коллективными средствами спасения людей;
- размещение на территории поселения или объекта подразделений пожарной охраны с необходимой численностью личного состава и оснащенных пожарной техникой, соответствующей условиям тушения пожаров на объектах, расположенных в радиусе их действия.
Реализация перечисленных мероприятий зависит от степени огнестойкости, класса конструктивной и функциональной пожарной опасности здания.
Защита людей на путях эвакуации обеспечивается комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий. Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты.
Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать возможность безопасного движения людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и индивидуальных средств защиты от опасных факторов пожара.
Пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания с учетом других мероприятий по защите путей эвакуации, а также функционирования систем противопожарной защиты.
Эвакуационные пути и выходы из зданий, сооружений и строений должны соответствовать установленным требованиям «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009 (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 171), «Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001), а также требованиям Руководства Международного паралимпийского комитета по доступности.
Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001), принятые Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73, устанавливают специальные требования по обеспечению безопасности маломобильных групп населения.
Проектные решения зданий и сооружений должны обеспечивать безопасность маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП 21-01, с учетом мобильности инвалидов различных категорий (устанавливается по Приложению В к СНиП 35-01-2001), их численности и места нахождения (работы, обслуживания, отдыха) в здании или сооружении.
Места обслуживания и постоянного нахождения маломобильных групп населения должны располагаться на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу. При этом расстояние от дверей помещения с пребыванием инвалидов, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа не должно превышать 15 м.
Места для инвалидов в зрительных залах должны располагаться в отдельных рядах, выходящих на самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части зрителей.
Места для зрителей с поражением опорно-двигательного аппарата на трибунах спортивных сооружений и спортивно-зрелищных зданий следует предусматривать в зоне, непосредственно примыкающей к выходу на трибуну.
Посадочные места (столы) для инвалидов в залах предприятий общественного питания следует располагать вблизи от эвакуационного выхода, но в непроходной зоне.
Ширина (в свету) участков эвакуационных путей, используемых маломобильных групп населения, должна быть не менее:
- дверей из помещений, с числом находящихся в них не более 15 человек 0,9 м;
- проемов и дверей в остальных случаях; проходов внутри помещений - 1,2 м;
- переходных лоджий и балконов - 1,5 м;
- коридоров, пандусов, используемых для эвакуации - 1,8 м.
Не допускается предусматривать пути эвакуации по открытым металлическим наружным лестницам.
Пандус, служащий путем эвакуации с вышележащих этажей в реконструируемом здании или сооружении, должен быть непосредственно связан через тамбур с выходом наружу.
Конструкции эвакуационных путей должны быть класса КО (непожароопасные), предел их огнестойкости должен соответствовать требованиям таблицы 4 СНиП 21-01, а материалы их отделки и покрытия полов
требованиям 6.25 СНиП 21-01.
Если по проекту невозможно обеспечить эвакуацию маломобильных групп населения за необходимое время, то для их спасения на путях эвакуации следует предусматривать пожаробезопасную зону, из которой они могут эвакуироваться более продолжительное время или находиться в ней до прибытия спасательных подразделений.
Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной тонки помещения с пребыванием маломобильных групп населения до двери в пожаробезопасную зону должно быть в пределах досягаемости за необходимое время эвакуации.
Площадь пожаробезопасной зоны должна быть рассчитана на всех инвалидов, оставшихся на этаже, исходя из удельной площади, приходящейся на одного спасаемого, при условии возможности его маневрирования, /чел.:
инвалид в кресле-коляске - 2,40;
инвалид в кресле-коляске с сопровождающим - 2,65;
инвалид, перемещающийся самостоятельно - 0,75;
инвалид, перемещающийся с сопровождающим - 1,00.
В состав пожаробезопасной зоны может включаться площадь примыкающей лоджии или балкона, отделенных противопожарными преградами от остальных помещений этажа.
Пожаробезопасные зоны следует предусматривать вблизи вертикальных коммуникаций или проектировать их как единый узел с выходом на незадымляемую лестничную клетку типа Н1 или в помещение для пандуса с аналогичными ограждающими конструкциями.
Пожаробезопасная зона должна быть отделена от других помещений и примыкающих коридоров противопожарными преградами, имеющими пределы огнестойкости: стены - REI 90, перекрытия - REI 60, двери и окна - 1-го типа.
Конструкции противопожарных зон должны быть класса К0 (непожароопасные), а материалы отделки и покрытий должны соответствовать требованиям 6.25 СНиП 21-01.
Двери в пожаробезопасную зону должны быть противопожарными самозакрывающимися с уплотнениями в притворах.
Пожаробезопасная зона должна быть незадымляемой. При пожаре в ней должно создаваться избыточное давление 20 Па при одной открытой двери эвакуационного выхода.
Руководство МПК по доступности предъявляет дополнительные требования для объектов Олимпиады и объектов в Зонах Международного Гостеприимства города Сочи.
Разделом Руководства МПК по доступности «Эвакуация в экстренных ситуациях» определено что маршруты, использующиеся в качестве «маршрутов аварийной эвакуации», должны соответствовать стандартам доступности.
На маршрутах, использующихся для непосредственного выхода в открытую безопасную зону, должны отсутствовать какие-либо препятствия на пути движения в направлении выхода.
Маршруты выхода должны быть рассчитаны на эвакуацию в экстренной ситуации и должны обеспечивать возможность эффективного движения к пунктам эвакуации для всех посетителей.
Все зоны, которые будут использоваться людьми в инвалидных колясках (даже потенциальные) на каждом объекте должны иметь непосредственный доступ к безопасной зоне сбора.
На объекте, не отвечающем этому требованию, должна быть определена подходящая зона с максимальным уровнем безопасности, в которой могут оставаться люди с двигательными нарушениями до прибытия помощи.
Персонал, в обязанности которого входит эвакуация зрителей, должен быть в полной мере осведомлен об указанной зоне и должен направлять людей в эту зону.
Маршруты выхода должны быть рассчитаны на эвакуацию в экстренной ситуации и должны обеспечивать возможность эффективного движения к пунктам эвакуации для всех посетителей.
Двери, расположенные на путях эвакуации при пожаре, должны оставаться в рабочем состоянии при возникновении экстренной ситуации.
Не допускается размещение на двери информационных указателей и объявлений таким образом, чтобы люди, читающие их, могли оказаться на пути открытия дверей.
Аварийные и пожарные выходы должны быть доступными для людей с двигательными нарушениями. Для выполнения этого требования выходы должны иметь ровную горизонтальную поверхность и соединяться доступными проходами.
Руководством МПК по доступности введено понятие «Зоны помощи при эвакуации».
В случае пожара, когда лифты не могут использоваться, для посетителей, испытывающих сложности при спуске по лестнице, должны быть предусмотрены зоны, в которых им будет оказываться помощь при эвакуации.
Зоны помощи при эвакуации должны быть предусмотрены во всех случаях, когда непосредственный выход в открытую и безопасную зону невозможен без использования механических средств. Эти зоны должны располагаться на доступном маршруте и должны иметь размер из расчета не менее 850 1300 мм на одного потенциального посетителя. Должно быть предусмотрено не менее 2 таких зон.
Зоны помощи при эвакуации должны быть помечены как таковые в проектах сооружений и планах действий в чрезвычайных ситуациях. Такие зоны должны иметь защиту от дыма, и количество таких зон в здании или сооружении должно быть не менее трех.
Все доступные для эвакуации инвалидов зоны и маршруты внутри здания должны быть идентифицированы указателем «Зона эвакуации инвалидов» и обозначены международным символом (пиктограммой) доступности для инвалидов, которые должны иметь искусственное освещение, равно как и указатель «Запасный выход».
Кроме этого Руководством МПК по доступности установлены прочие обязательные требования:
- информационные указатели и инструкции по действиям в чрезвычайных ситуациях для этих зон должны располагаться на небольшой высоте, должны быть высококонтрастными и должны быть набраны рельефным шрифтом;
- входные двери должны иметь цвет, контрастный по отношению к прилегающим поверхностям;
- каждая зона помощи при эвакуации должна быть оснащена селекторной связью, рассчитанной на пользование без рук, или другим устройством связи;
- персонал должен пройти необходимый курс обучения по надлежащему использованию этой зоны;
- кромки ступеней или поручни лестниц на выходе должны быть окрашены краской, светящейся в темноте.
Все пользователи, вне зависимости от того, являются ли они инвалидами или нет, используют описанные маршруты для безопасного и удобного доступа на объекты и к основным транспортным узлам. Если в данной области не будут устранены препятствия для инвалидов, любые меры по улучшению в других областях теряют свою значимость.
V. Подготовка персонала.
Руководство МПК по доступности описывает подход к структуре, основному содержанию и способу обучения, осознания Паралимпийских ценностей и нужд людей с инвалидностью для персонала, определяет, что обучение проводится главным образом для штатного персонала ОКОИ, волонтеров, персонала объектов, принимающих участие в Играх.
Обучение имеет целью смещение барьеров в отношении людей с инвалидностью и состоит из трех основных этапов:
1. Общая программа обучения по этикету в общении с инвалидами/ программа обучения осознания Паралимпийских ценностей;
2. Программа обучения по вопросам доступности на Играх/по специальности;
3. Программа обучения по вопросам доступности для конкретных объектов.
Данное обучение должно проводиться для всего персонала объектов независимо от того, контактируют ли они непосредственно с инвалидами из числа посетителей, коллег или спортивной элиты.
Если какие-либо сотрудники ранее проходили аналогичное обучение, они обязаны принять участие в обучении повторно для освежения знаний.
Обучение должно продолжать курс обучения по темам, связанным с общими вопросами этикета при общении с инвалидами. При этом, в ходе обучения необходимо подробно охватить вопросы доступности на основных объектах, дополнительные средства обслуживания и услуги для инвалидов.
Обучение должно включать:
- ознакомление с функциями и услугами, доступными для людей с инвалидностью;
- порядком пользования этими услугами;
- порядком эвакуации людей с инвалидностью в экстренных ситуациях;
- вероятными планами действий для конкретных объектов.
Руководители ФП и групп должны совместно с аудиторами по проверке доступности провести оценку служб и оборудования объектов. После этого руководителями ФП и групп проводится краткий курс занятий для всего соответствующего персонала объектов по вопросам доступных служб и оборудования этих объектов.
При подготовке и проведении тренировок с персоналом объектов необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях)) под общей редакцией главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору генерал-полковника Г.Н. Кириллова.
Методические рекомендации подготовлены УГПН МЧС России в целях совершенствования системы подготовки персонала объектов к действиям в условиях возникновения пожароопасных и иных чрезвычайных ситуаций за счет повышения роли тренировок, максимально приближенных к возможным реальным ситуациям, приобретение персоналом объектов устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий, которые могут иметь место при возникновении пожаров и иных чрезвычайных ситуациях.
Задачами проведения с персоналом объектов противопожарных тренировок являются:
- обучение персонала умению идентифицировать исходное событие;
- проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической подготовленности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами и чрезвычайными ситуациями, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации;
- обучение навыкам и действиям по своевременному предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара и чрезвычайных ситуаций, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре и при чрезвычайных ситуациях, правилам пользования индивидуальными средствами защиты;
- обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с пожарно-спасательными подразделениями и медицинским персоналом;
- выработка у персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара и чрезвычайных или самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации пожара;
- отработка организации немедленного вызова подразделений ГПС и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара;
- обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей;
- проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности;
- проверка знаний персоналом инструкций, применяемых в пожароопасных ситуациях;
- практическая отработка рациональных приемов и методов использования имеющейся техники, стационарных установок пожаротушения;
- проверка правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара;
- проверка знаний персоналом мест расположения первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов, систем пожарной сигнализации и пожаротушения, дымоудаления и подпора воздуха, способов введения их в действие;
- проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действия участников по организации ликвидации возможного (условного) пожара до прибытия подразделения ГПС.
Руководство организацией и проведением тренировок возлагается на руководителей объектов или ответственных за пожарную безопасность.
Данные методические рекомендации по подготовке и проведению тренировок не являются исчерпывающими.
Руководство объектов обязано учитывать специфику объекта, включать дополнительные мероприятия или исключать такие, без которых, по его мнению, не пострадает способность персонала решать задачи, при возникновении возможного пожара.
Анализ результатов предыдущих тренировок может выявить необходимость в тех или иных изменениях программы или продолжительности тренировок.
Практическая отработка планов эвакуации - важная составная часть профессиональной подготовки персонала объекта. Они являются основной формой контроля подготовленности персонала к тушению пожаров и действиям при чрезвычайных ситуациях.
Во время тренировок у персонала вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения.
На каждом объекте в рамках годового плана-графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем объекта.
VI. Требования к системам обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (далее - СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях установлены нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденными приказом МЧС России от 20 июня 2003 года № 323, а также сводом правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
Свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.
Система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации (СП).
Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях, сооружениях и строениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:
1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;
5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий, сооружений и строений планах эвакуации людей.
Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.
В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.
При разделении здания, сооружения или строения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания, сооружения или строения.
Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения, строения.
Технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания, сооружения, строения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей.
Звуковые сигналы оповещения людей о пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.
Звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре не должны иметь разъемных устройств, возможности регулировки уровня громкости и должны быть подключены к электрической сети, а также к другим средствам связи. Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания, сооружения и строения.
Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001), принятые Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73, устанавливают специальные требования по обеспечению безопасности маломобильных групп населения.
Системы средств информации и сигнализации об опасности должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, а также учитывать требования НПБ-104.
Средства информации (в том числе знаки и символы) должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых в одном районе, предприятии и т.п,, и соответствовать знакам, установленным действующими нормативными документами по стандартизации.
Система средств информации зон и помещений, доступных для посещения или проживания маломобильных групп населения (особенно в местах массового посещения), а также доступных для них входных узлов и путей движения должна обеспечивать непрерывность информации, своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения. Она должна предусматривать возможность получения информации об ассортименте предоставляемых услуг, размещении и назначении функциональных элементов, расположении путей эвакуации, предупреждать об опасности в экстремальных ситуациях и т.п.
Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения, и быть увязана с художественным решением интерьера.
Освещенность помещений и коммуникаций, доступных для маломобильных групп населения, следует повышать на одну ступень по сравнению с требованиями СНиП 23-05.
Перепад освещенности между соседними помещениями и зонами не должен быть более 1:4.
Синхронной (звуковой и световой) сигнализацией, подключенной к системе оповещения о пожаре, следует оборудовать помещения и зоны общественных зданий и сооружений, посещаемые маломобильных групп населения, и производственные помещения, имеющие рабочие места для инвалидов.
Для аварийной звуковой сигнализации следует применять приборы, обеспечивающие уровень звука не менее 15 дБА в течение 30 секунд, при превышении максимального уровня звука в помещении на 5 дБА.
При установке систем аварийной сигнализации часто не учитываются нужды глухих и людей с нарушениями слуха. В обычных системах предупреждения об экстренных ситуациях для оповещения людей о возникновении опасности используются звуковые сигналы. Для тех, кто не может слышать, такая система бесполезна. Расчет строится на том, что слышащий человек предупредит глухого об экстренной ситуации, однако это предполагает, что глухой никогда не остается один. Это так же предполагает, что работник с нарушением слуха никогда не работает в одиночку.
В соответствии с ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности» система оповещения в каждом здании, имеющем специальную схему эвакуации при аварийных и чрезвычайных ситуациях, должна быть двухвариантной, оснащенной звуковыми и световыми сигнальными устройствами, и должна охватывать все доступные для инвалидов помещения, проходы, коридоры и выходы из здания.
При этом в комнатах отдыха и любых других помещениях общего пользования, в вестибюлях, коридорах и других зонах здания должны быть предусмотрены, как минимум, ССУ аварийной сигнализации, которые должны быть интегрированы в аварийную систему сигнализации здания.
Руководством МПК по доступности установлены дополнительные требования к аварийной сигнализации:
а) в дополнение к звуковой сигнализации должна быть предусмотрена визуальная или стробоскопическая система пожарной сигнализации (в виде прерывистых световых сигналов), сигналы которой должны быть видимы в местах скопления людей, во всех туалетах на территории здания, а также перед лифтами. Максимальная допустимая частота следования стробоскопических импульсов должна составлять 1-3 Гц;
б) в туалетных комнатах, рассчитанных на использование людьми в инвалидных колясках, должны быть предусмотрены кнопки экстренного вызова (наряду с необходимым обучением персонала).
Эти устройства позволят вызвать помощь людям в случае падения при посадке/вставании с унитаза. В течение всего времени использования объекта, эти системы должны находиться под непрерывным контролем. Если такой контроль невозможно организовать, достаточно установить комбинированное устройство звуковой и визуальной аварийной сигнализации, сигналы которого будут заметны в соседних холлах.
в) посты пожарной сигнализации и огнетушители должны быть установлены на доступной высоте, позволяющей посетителям в инвалидных колясках, людям маленького роста, а также людьми с нарушениями опорнодвигательного аппарата, равновесия, амплитуды движения сообщить о возникновении экстренной ситуации или воспользоваться аварийно- спасательным оборудованием. Эти устройства должны быть установлены на рабочей высоте не более 1200мм, на участке стены со свободным доступом без каких-либо препятствий. Это требование распространяется так же на средства пожарной и аварийной сигнализации с кнопочными панелями.
Все табло и видеоэкраны, рассчитанные на демонстрацию публичных объявлений, должны быть так же рассчитаны на работу в составе системы оповещения.
VII. Планирование эвакуации.
Руководство МПК по доступности определяет, что основным принципом доступной службы оказания помощи в чрезвычайной обстановке является планирование.
Обслуживающие организации должны осознавать, что сегодня в обществе постоянно растет количество активных людей с инвалидностью, и позаботиться о том, чтобы планирование действий в чрезвычайной обстановке включало анализ наилучшего для них способа реагирования.
Планирование эвакуации, первой помощи и порядка действий при чрезвычайной ситуации должно включать действия, направленные на инвалидов.
Характеристики оптимальной готовности к чрезвычайным ситуациям для каждого объекта (сооружения) приведены в Руководстве МПК по доступности.
Планирование действий в чрезвычайной обстановке для конкретного сооружения должно включать все ниже перечисленные элементы:
- визуальная система пожарооповещения или стробоскопическая система пожарной сигнализации (в виде прерывистых световых сигналов), которая функционирует во взаимодействии со звуковыми сигналами. Она должна быть наиболее заметна в местах наибольшего скопления народа, в туалетных комнатах по всему зданию, и напротив лифтов;
- противопожарная система предупреждения и противопожарная аппаратура должна быть установлена на доступной высоте, что бы позволить людям в инвалидных колясках и другим включить сигнал опасности или использовать аварийно-спасательное оборудование;
- двери, обозначенные как пути для аварийного выхода, должны быть оборудованы механическим приводом, который продолжит функционировать в ситуации срабатывания аварийной сигнализации (двери, расположенные на путях эвакуации при пожаре, должны оставаться в рабочем состоянии при возникновении экстренной ситуации);
- видео и информационные мониторы, используемые в сооружениях должны так же передавать сообщения об аварийных ситуациях;
- помещения первой помощи должны иметь возможность принять людей с инвалидностью, так же как и людей без инвалидности. Доступная туалетная комната для людей обоего пола должна быть расположена в непосредственной близости от помещения первой помощи;
- планы эвакуации должны включать зоны помощи при спасении, оборудованные указателями месторасположения, входными дверями, контрастного по отношению к окружающим поверхностям цвета, интеркомом или другими средствами коммуникации;
- лестницы аварийных выходов должны быть оборудованы светящимися в темноте профилями для уголков ступенек;
- особое оборудование для спасения людей с нарушениями опорнодвигательного аппарата должно быть в наличии;
- легкочитаемые схемы действий в аварийной ситуации и планы эвакуации должны быть в наличии и расположены на низком уровне;
- персонал, обученный надлежащему обращению с инвалидами;
- группы быстрого реагирования должны быть подготовлены к работе с проблемами здоровья и состояния инвалидов.
Наличие легко читаемых инструкций по действиям в экстренной ситуации и схем эвакуации важно для всех посетителей здания. Чтобы обеспечить доступ людей с нарушениями зрения и других людей к этой критической информации, инструкции по эвакуации из здания должны быть отпечатаны крупным шрифтом (не менее 14), высококонтрастным цветом (рекомендуется использовать красный шрифт на белом фоне или наоборот) и должны включать план этажа с четко отмеченными выходами. Эти знаки должны быть размещены на высоте не более 1350 мм от отметки чистого пола и на них должен быть указан доступный маршрут движения к ближайшему выходу и/или зоне помощи при эвакуации.
Прочие требования, установленные Руководством МПК по доступности к обеспечению доступности мер на случай чрезвычайной ситуации:
а) устройства открывания дверей с механическим приводом должны продолжать исправно работать при возникновении экстренной ситуации;
б) при возникновении экстренной ситуации освещение должно помога ть людям найти выход из опасной зоны. Полезной для всех людей, а особенно для людей с нарушениями зрения, будет установка на небольшой высоте (480 мм от отметки чистого пола) вдоль пути эвакуации указателей направления к выходу;
в) видео- и текстовые экраны, имеющиеся на объекте, в случае экстренной ситуации должны использоваться для передачи предупреждающих сообщений.
В пункте 37 ГОСТ 12.1.033-81 «Пожарная безопасность» дано следующее определение: «План эвакуации при пожаре - Документ, в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте при возникновении пожара». Дополнительные требования к планам эвакуации: изложены в ППБ 01-03, ГОСТ 28130-89, ГОСТ Р 12.4.026-2001, НПБ 160-97.
Планы эвакуации и применяемые графически условные обозначения должны выполняться согласно НПБ 160-97. «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности», ГОСТ 28130-89 «Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические», ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентныс эвакуационные», ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная» и изменениями № 1 в ГОСТ Р 12.4.026-2001.
Знаки пожарной безопасности, размещенные на путях эвакуации, а также эвакуационные планы и знаки должны быть выполнены только с применением фотолюминесцентных материалов, соответствующих требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля».
ГОСТ Р 12.2.143-2009 предъявляет следующие требования к характеристикам светимости фотолюминесцентных материалов:
1) Яркость свечения через 10 мин после отключения источников освещения, не менее 200 мкд/м2.
2) Яркость свечения через 60 мин после отключения источников освещения не менее 25 мкд/м2.
3) Длительность послесвечения не менее 1440 мин.
Назначение плана эвакуации:
- чётко обозначить пути эвакуации, эвакуационные выходы, обеспечивающие безопасность процесса организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара, без учёта применяемых в них средств пожаротушения и противодымной защиты;
- указать расположение пожарного оборудования и средств оповещения о пожаре;
- напомнить о первоочередных действиях, которые необходимо предпринять каждому человеку, обнаружившему начавшийся пожар.
Планы эвакуации следует использовать так же для:
- привлечения внимания к путям эвакуации и ориентации людей, находящихся в здании, сооружении, транспортном средстве или объекте (в общежитиях, гостиницах, больницах, пассажирских вагонах, морских (речных) судах и т.п.), в целях организации эвакуации и спасания при возникновении чрезвычайной ситуации;
- проведения аварийно-спасательных работ в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации.
Планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими).
Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом. На этажных планах эвакуации в графической части должен быть указан номер этажа.
Секционные планы эвакуации следует разрабатывать:
- если площадь этажа более 1000 ;
- при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;
- при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;
- при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.
Вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, сооружению, транспортному средству или объекту, включают в сводный (общий) план эвакуации для здания, сооружения, транспортного средства или объекта в целом.
Сводные планы эвакуации следует хранить у дежурного и выдавать по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.
Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов и т.п.).
При проведении работ по реконструкции или перепланировке здания, сооружения, транспортного средства, объекта в план эвакуации должны быть внесены соответствующие изменения.
Согласно Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-2003 (пункт 16) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена установка системы оповещения людей о пожаре.
Успех её применения зависит от того, насколько доступно должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в ходе проведения первичных противопожарных инструктажей доведут до сотрудников принцип действия этих устройств, местонахождение ручных пожарных извещателей.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Важность наличия правильно разработанных планов обусловлена тем, что именно с их использованием связана эффективность проведения практических тренировок всех задействованных в эвакуации работников.
В соответствии с правилами пожарной безопасности ППБ 01-03 планы эвакуации также следует предусматривать:
- в номерах гостиниц, кемпингов, мотелей и общежитий должны быть вывешены планы эвакуации на случай пожара;
- в зданиях АЗК на видных местах должны быть вывешены схематические планы эвакуации с обозначением помещений, эвакуационных выходов и путей движения к ним, мест размещения средств пожаротушения и сигнализации.
Эти планы должны иметь необходимые пояснительные тексты.
План эвакуации должен состоять из текстовой и графической части, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.
Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указанием:
а) путей эвакуации;
б) эвакуационных выходов и (или) мест размещения спасательных средств;
в) аварийных выходов, незадымляемых лестничных клеток, наружных открытых лестниц и т.п.;
г) места размещения самого плана эвакуации в здании, сооружении, транспортном средстве, объекте;
д) мест размещения спасательных средств, обозначаемых знаками безопасности и символами ИМО;
е) мест размещения средств противопожарной защиты, обозначаемых знаками пожарной безопасности и символами ИМО.
На плане этажа также должны быть показаны:
- лестничные клетки,
- лифты, и лифтовые холлы,
- помещения,
- балконы,
- наружные лестницы,
- а также двери лестничных клеток, лифтовых холлов и двери, расположенные на пути эвакуации.
На плане этажа с помощью символов указывается место размещения:
- плана эвакуации;
- ручных пожарных извещателей;
- телефонов, по которым можно сообщить в пожарную охрану;
- огнетушителей;
- пожарных кранов;
- установок пожаротушения.
Планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.
Цветографические изображения знаков безопасности, символов ИМО и знаков безопасности (символов) отраслевого назначения на планах эвакуации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026 и нормативным документам отраслевого назначения.
Фотолюминесцентные планы эвакуации необходимо предусматривать:
- для типов зданий, сооружений, а также их отдельных частей, у которых площадь, вместимость и количество находящихся в них людей соответствуют нормативным показателям, установленным в НПБ 104-03;
- для потенциально опасных объектов (их отдельных частей), в том числе потенциально опасных морских (речных) объектов;
- для зданий, сооружений и объектов без естественного освещения, но при наличии искусственного освещения (в том числе, подземных сооружений и объектов) площадью более 100 ;
- для особо опасных помещений и помещений с повышенной опасностью.
Допускается использовать для выполнения планов эвакуации несветящиеся материалы, которые должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2001, установленным к несветящимся материалам.
Фон плана эвакуации должен быть:
- желтовато-белым или белым - для фотолюминесцентных материалов:
- белым - для несветящихся материалов.
Надписи и графические изображения на плане эвакуации (кроме знаков безопасности и символов) должны быть черного цвета независимо от фона.
Шрифт надписей на плане эвакуации по ГОСТ Р 12.4.026-2001. Высота шрифта - не менее 5 мм.
Знаки безопасности и символы могут быть дополнены цифровыми, буквенными или буквенно-цифровыми обозначениями. Высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации должна быть от 8 до 15 мм, на одном плане эвакуации они должны быть выполнены в едином масштабе. Для знаков безопасности, символов и условных графических обозначений должны быть даны пояснения их смыслового значения в текстовой части плана эвакуации. На этажных планах эвакуации в графической части должен быть указан номер этажа.
Текстовая часть выполняется в виде таблицы
№ пп / Перечень действий / Расписание действий / Исполнитель
Перечень действий должен включать следующие пункты:
- способы оповещения о пожаре (чрезвычайной ситуации);
- порядок и последовательность эвакуации людей;
- направление движения людей к эвакуационным выходам;
- открытие всех эвакуационных выходов;
- проверка все ли люди покинули помещения;
- проверка срабатывания систем дымоудаления, действия в случае не срабатывания этой системы;
- порядок ручного (дублирующего) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики;
- тушение пожара;
- эвакуация имущества;
- обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.
В графе «исполнители» исходят из возможностей сотрудников. Необходимо предусмотреть дублирование. Под таблицей должны быть подписи лиц, составивших план эвакуации и подписи сотрудников, ознакомленных с ним.
Текстовая часть утверждается руководителем организации.
Планы эвакуации следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и т.п. в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации черным сплошным кружочком. Планы подлежат пересмотру не реже одного раза в 5 лет. При изменениях в технологии, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении, изменениях в организации перевозок, при наличии данных об имевших место пожароопасных ситуациях и пожарах при перевозках планы уточняются в 15- дневный срок. Изменения и уточнения в планы утверждаются и согласовываются в том же порядке, что и сами планы.
Преобразователи света как элементы фотоэлектрической системы применяют в целях:
- визуализации предметов и объектов оперативного опознания в условиях темноты;
- освещения пути эвакуации.
В каждой организации должны проводиться мероприятия по отработке действий персонала в случае пожара с периодичностью не реже одного раза в год. При отработке плана эвакуации следует проводить хронометраж.
В журнал отработки плана эвакуации заносится дата проведения такого мероприятия и фамилия ответственного лица.
Размеры планов эвакуации выбираются, не менее:
- 297 мм х 420 мм (АЗ) - для локальных планов эвакуации;
- 420 мм х 594 мм (А2) - для секционных планов эвакуации;
- 594 мм х 840 мм (А1) - для этажных планов эвакуации;
- 840 мм х 1188 мм (АО) - для сводных планов эвакуации.
Размер плана эвакуации выбирается в зависимости от его назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов.
Пути эвакуации, ведущие к основным эвакуационным выходам, следует обозначать сплошной линией зеленого цвета с указанием направления движения.
Пути эвакуации, ведущие к запасным эвакуационным выходам, следует обозначать штриховой линией зеленого цвета с указанием направления движения.
План вычерчивается в масштабе в соответствии с требованиями системы Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Основной путь эвакуации на плане указывается сплошной линией, а запасной - пунктирной линией зелёного цвета. Эти линии должны быть в два раза толще линий плана этажа.
Основной путь эвакуации на этаже указывается в направлении незадымляемых лестничных клеток, а также лестниц, ведущих с данного этажа на 1 этаж здания в вестибюль или непосредственно наружу.
Если две лестничные клетки равноценны по защищаемости от дыма и огня, то основной путь указывается до ближайшей лестницы. Лестничные клетки, содержащиеся в рабочее время закрытыми, считаются запасным эвакуационным выходом.
Своевременное сообщение о пожаре руководству и дежурным службам объекта после сообщения в службу «01» следует также считать необходимым условием организации эффективных действий по спасанию людей и тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны.
Получив сигнал о пожаре, руководство организации сможет привлечь силы и технические средства объекта к осуществлению необходимых мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания.
Эвакуация людей с двигательными и сенсорными нарушениями должна быть протестирована командой объекта до открытия Игр.
На этапе подробного оперативного планирования должны быть проведены специальные учения для определения оптимальных решений.
-
Поделиться:
- Подписаться