- 20-12-2019, 11:17
- 3 798
Оценка соответствия объектов с МГН требованиям пожарной безопасности при изменении нормативной правовой базы
Мешалкин Е.А.
д.т.н., профессор, академик НАН ПБ, ВАН КБ
Вице-президент по науке НПО «Пульс» - Директор
ООО «Пульс-Пожстрой Инжиниринг»,
Член Экспертного Совета МЧС России,
Председатель комитета по техническому регулированию и
нормотворчеству ОООР «Федеральная Палата пожарно-спасательной
отрасли и обеспечения безопасности»
Тел./факс (495) 988-10-04, ntk-npo@mail.ru
Некоторые проблемы из статистики пожаров 2011-2015 г.г.
Основные объекты пожаров (статистика не отвечает классификации по ст.32 ФЗ №123, а в самой классификации не учитываются МГН!):
здания здравоохранения и соц. обслуживания – 190-270 пож. (0,2%), гибель: 2010 г. – 15; 2011г. – 7; 2012г. – 3; 2013г.- 83!; 2014г. – 9, 2015г. - 26.торговые – 2,5-3,5 тыс. (менее 3%), гибель – до 30 чел.;
административные – 0,7-0,9 тыс. (0,8%), гибель – до 20 чел.:
учебные – около 200 (0,2%), гибель – до 5 чел.;
сервисного обслуживания – 700-850 (около 1%), гибель ~ 10 чел.
Обеспечение технико-экономической эффективности СППЗ:
Пожары:
- Здания с АПС: 820-1005-1223-1179-1146, выполнила задачу ~70% (610-744-858-951-951);
- Здания с УПТ: 96-75-79-87-104, выполнила задачу <34% (53-26-29-37-43), не сработала /не включена ~ 30%.
- Здания с СОУЭ: 103-125-160-200-185, выполнила задачу 85-90% (92-102-142-160-149)!
- Здания с СПДЗ: ~200пож. (262-180-221-189-134), 95%- жилые здания., выполнила задачу: 149-157-110-108-90; не сработала, не включена: 113-16-108-78-39, в среднем около 50%.
- Отказ АПС, АУП, ПДЗ, СОУЭ, отсутствие освещения, решетки на окнах, несоответствие путей эвакуации…– гибель менее 50 чел. в год, т.е. 0,005%!!!
- За 2009-2014г.: отказ АУП, ПДЗ – нет гибели (2013г. из-за отказа АУП – 2 чел., 2014-2015г.г. – нет гибели)!
- Паника : 2012г. – 60 погибших, 2013г.- 78, 2014г. – 94, 2015г. - 129!
Возможное объяснение этим цифрам: более 70% пожаров и более 90% погибших – в жилье, 75% пожаров и 93% погибших – в зданиях до 5 эт., где указанные СППЗ практически не требуются.
- Здания с УПТ: 96-75-79-87-104, выполнила задачу <34% (53-26-29-37-43), не сработала /не включена ~ 30%.
- Здания с СОУЭ: 103-125-160-200-185, выполнила задачу 85-90% (92-102-142-160-149)!
- Здания с СПДЗ: ~200пож. (262-180-221-189-134), 95%- жилые здания., выполнила задачу: 149-157-110-108-90; не сработала, не включена: 113-16-108-78-39, в среднем около 50%.
- Отказ АПС, АУП, ПДЗ, СОУЭ, отсутствие освещения, решетки на окнах, несоответствие путей эвакуации…– гибель менее 50 чел. в год, т.е. 0,005%!!!
- За 2009-2014г.: отказ АУП, ПДЗ – нет гибели (2013г. из-за отказа АУП – 2 чел., 2014-2015г.г. – нет гибели)!
- Паника : 2012г. – 60 погибших, 2013г.- 78, 2014г. – 94, 2015г. - 129!
Возможное объяснение этим цифрам: более 70% пожаров и более 90% погибших – в жилье, 75% пожаров и 93% погибших – в зданиях до 5 эт., где указанные СППЗ практически не требуются.
Вывод: Основные усилия в области нормотворчества, бизнес-интересы предприятий-производителей, лицензиатов сосредоточены в сегменте рынка ~5-10%, т.е. почти не влияют на число пожаров и гибель людей!
Статистика пожаров в зданиях с МГН за 2012-2015г.г.
Условия, способствовавшие гибели:алкогольное (наркотическое) опьянение – 5826-5212-4712-4257;
состояние сна – 2244-2069-2049-1707;
болезнь, исключающая возможность самост. передвижения – 249-208-191-226;
физические недостатки, затрудняющие самост. передвижение – 379-339-275-281;
преклонный возраст – 326-342-359-377.
Наиболее резонансные пожары:
7 марта 2005г. – наркологический диспансер (г.Самара) – 7 погибших;
29 декабря 2005 г. – психоневрологический диспансер (Шатурский р-н М.О.) – 7 погибших;
10 декабря 2006 г. – наркологическая больница №17 (г.Москва) - 45 погибших, в т.ч. 2 -сотрудницы;
10 декабря 2006г. – психоневрологический интернат (Кемеровская обл.) – 9 погибших;
20 марта 2007г. – дом престарелых и инвалидов (Краснодарский край) – 63 погибших;
21 июня 2007г. – дом престарелых (г.Омск) – 10 погибших;
4 ноября 2007г. – дом престарелых (Тульская обл.) – 32 погибших;
31 января 2009г. – дом-интернат для престарелых (респ. Коми) – 23 погибших;
30 августа 2010 г. – дом престарелых (Тверская обл.) – 9 погибших;
26 апреля 2013г. – психиатрическая лечебница (Моск.обл.) – 38 погибших;
состояние сна – 2244-2069-2049-1707;
болезнь, исключающая возможность самост. передвижения – 249-208-191-226;
физические недостатки, затрудняющие самост. передвижение – 379-339-275-281;
преклонный возраст – 326-342-359-377.
Наиболее резонансные пожары:
7 марта 2005г. – наркологический диспансер (г.Самара) – 7 погибших;
29 декабря 2005 г. – психоневрологический диспансер (Шатурский р-н М.О.) – 7 погибших;
10 декабря 2006 г. – наркологическая больница №17 (г.Москва) - 45 погибших, в т.ч. 2 -сотрудницы;
10 декабря 2006г. – психоневрологический интернат (Кемеровская обл.) – 9 погибших;
20 марта 2007г. – дом престарелых и инвалидов (Краснодарский край) – 63 погибших;
21 июня 2007г. – дом престарелых (г.Омск) – 10 погибших;
4 ноября 2007г. – дом престарелых (Тульская обл.) – 32 погибших;
31 января 2009г. – дом-интернат для престарелых (респ. Коми) – 23 погибших;
30 августа 2010 г. – дом престарелых (Тверская обл.) – 9 погибших;
26 апреля 2013г. – психиатрическая лечебница (Моск.обл.) – 38 погибших;
13 сентября 2013г. – психоневрологический интернат (Новгородская обл.) – 37 погибших;
12 декабря 2015г. - психоневрологический интернат (Воронежская обл.) – 23 погибших …….
Комментарии в целом: 86% гибнет до прибытия пожарных подразделений, только 5% - в ходе ликвидации пожара; СППЗ: срабатывание, когда ОФП превышают критические для человека значения, т.е. люди в помещении погибли или уже покинули здание (помещение очага пожара) отсутствуют; обрушение СК происходит в развитой стадии пожара, когда люди уже покинули здание (гибель за 2012-2015г.г. 10-6-8-9).
12 декабря 2015г. - психоневрологический интернат (Воронежская обл.) – 23 погибших …….
Комментарии в целом: 86% гибнет до прибытия пожарных подразделений, только 5% - в ходе ликвидации пожара; СППЗ: срабатывание, когда ОФП превышают критические для человека значения, т.е. люди в помещении погибли или уже покинули здание (помещение очага пожара) отсутствуют; обрушение СК происходит в развитой стадии пожара, когда люди уже покинули здание (гибель за 2012-2015г.г. 10-6-8-9).
ФЗ №337 от 28.11.2011г.– возмещение вреда
- Ст.60 ГК. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения или повреждения объектов стр-ва, нарушения требований безопасности при стр-ве и эксплуатации (с 01.07.2013г.).
- Ч.1……собственником здания возмещается вред в соответствии с гражданским законодательством, а также выплачивается компенсация:
1) родственникам потерпевшего в случае его смерти – 3млн.р.;
2) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью – 2 млн.р.;
3) потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда - 1млн.р.
- Ч.4. В случае причинения вреда в результате разрушения или повреждения объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве возмещение вреда и выплата компенсации осуществляются застройщиком или техническим заказчиком, если договором предусмотрена такая обязанность технического заказчика.
- Ч.7. Собственник здания…, застройщик, технический заказчик, которые возместили вред, причиненный вследствие разрушения или повреждения здания…, нарушения требований безопасности при строительстве, эксплуатации, выплатили компенсацию, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации к:
1) лицу, выполнившему работы…по подготовке ПД, по стр-ву…, вследствие недостатков которых причинен вред; CТУ – предусмотрены п.5 Положения, утвержденного ПП РФ от 16.02.2008г. №87.
2) СРО в пределах средств компенсационного фонда, если лицо вследствие недостатков работ по подготовке ПД которого причинен вред, имело свидетельство о допуске от этой СРО;
3) организации, которая провела ГЭ или НГЭ, если вред причинен в результате несоответствия результатов инженерных изысканий требованиям ТР и имеется положительное заключение ГЭ или НГЭ;
4) организации, которая провела ГЭ или НГЭ, если вред причинен в результате несоответствия ПД требованиям ТР и имеется положительное заключение ГЭ или НГЭ;
5) РФ или субъекту РФ, если вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного объекта или работ, выполненных в процессе строительства…, требованиям ТР и (или) ПД и имеется положительное заключение органа ГСН.
ФЗ №384 по МГН
• ФЗ №384 ст.30 (ч.1, ч.3, ч.7 и ч.8, ч.14) – относятся к МГН, в т.ч. обеспечению возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов-колясочников и др. групп:
- достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах (нет перегородок?!),
- лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок (нет лифтов, эскалаторов, траволаторов!?),
- коридоров (нет вестибюлей, фойе, холлов?!).
• Проектные решения должны обеспечивать безопасность эвакуационных путей, мест проживания и обслуживания (п.2 ч.7), а параметры должны быть обоснованы в соответствии с ч.6 ст.15 (параметры совместного движения людских потоков с МГН – см. результаты исследований Холщевникова В.В., Самошина Д.А., в т.ч. табл.П5.2 приложения к приказу МЧС России №382).
• НД:
- как быть в отношении многоквартирных жилых зданий (СП 54.13330.2011, однако МГН могут появиться в каждой квартире, тогда вопрос по устройству безопасных зон на каждом этаже??!!).
- СП 59.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (введен в действие с 1 января 2013 года). Детальный анализ – см. материалы Палаты.
- достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах (нет перегородок?!),
- лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок (нет лифтов, эскалаторов, траволаторов!?),
- коридоров (нет вестибюлей, фойе, холлов?!).
• Проектные решения должны обеспечивать безопасность эвакуационных путей, мест проживания и обслуживания (п.2 ч.7), а параметры должны быть обоснованы в соответствии с ч.6 ст.15 (параметры совместного движения людских потоков с МГН – см. результаты исследований Холщевникова В.В., Самошина Д.А., в т.ч. табл.П5.2 приложения к приказу МЧС России №382).
• НД:
- как быть в отношении многоквартирных жилых зданий (СП 54.13330.2011, однако МГН могут появиться в каждой квартире, тогда вопрос по устройству безопасных зон на каждом этаже??!!).
- СП 59.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (введен в действие с 1 января 2013 года). Детальный анализ – см. материалы Палаты.
ФЗ №123 – для МГН по применению материалов и СОУЭ
в зданиях медицинских организаций
Ст.134:
Ч.6. Область применения ДОМ, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях по табл.28 и 29.
Ч.7. В спальных и палатных помещениях …Ф1.1 не допускается применять ДОМ и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем КМ2 (с учетом статистики пожаров было бы целесообразно применять КМ1 и КМ2 соответственно!).
Ч.11. В операционных и реанимационных помещениях не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем КМ3 (но к этим помещениям следовало бы применять более высокие требования, чем по ч.7, а такие помещения должны быть безопасной зоной для пребывающих в них людей!).
Ч.15. В помещениях …архивов ….отделку стен и потолков следует предусматривать из материалов класса КМ0 и (или) КМ1 (т.е. более жесткие требования, чем к операционным и реанимационным помещениям и это при требовании при площади 24м2 и более по обеспечению АУП, а менее 24м2 - АПС – п.35.2 табл.А.3 СП 5.13130.2009!?).
Ст.83 (ч.12). Здания медицинских организаций с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в т.ч. с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.
Ч.6. Область применения ДОМ, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях по табл.28 и 29.
Ч.7. В спальных и палатных помещениях …Ф1.1 не допускается применять ДОМ и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем КМ2 (с учетом статистики пожаров было бы целесообразно применять КМ1 и КМ2 соответственно!).
Ч.11. В операционных и реанимационных помещениях не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем КМ3 (но к этим помещениям следовало бы применять более высокие требования, чем по ч.7, а такие помещения должны быть безопасной зоной для пребывающих в них людей!).
Ч.15. В помещениях …архивов ….отделку стен и потолков следует предусматривать из материалов класса КМ0 и (или) КМ1 (т.е. более жесткие требования, чем к операционным и реанимационным помещениям и это при требовании при площади 24м2 и более по обеспечению АУП, а менее 24м2 - АПС – п.35.2 табл.А.3 СП 5.13130.2009!?).
Ст.83 (ч.12). Здания медицинских организаций с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в т.ч. с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.
СП 2.13130.2012 – основы обеспечения ПБ
для зданий медицинских организаций
п.5.4.19 – требования к огнестойкости переходов (из НГ) между зданиями и дверям (противопожарные 1-го типа, т.е. EI60 – табл.24 ФЗ №123) в проемах.
п.6.7.19:
- здания Ф1.1, Ф3.4 не выше 28м, степень огнестойкости - II, класс конструктивной пожарной опасности – СО;
- стационары зданий больниц до 3-х эт. на пожарные секции до 1000м2, выше 3-х эт. – не более 800м2 противопожарными перегородками 1-го типа (EI45);
- лечебные корпуса псих.больниц и диспансеров – не выше 9м, степень огнестойкости - II, класс конструктивной пожарной опасности – СО;
- операционные блоки, отделения реанимации и интенсивной терапии – самостоятельные пожарные отсеки (д.б. зонами безопасности!);
- палатные отделения детских больниц и корпусов (для детей со взрослыми, точнее - до 3-х лет с матерями) – не выше 5-го этажа, палаты для детей до 7 лет и детские псих.отделения (палаты), неврологические отделения для больных со спинно-мозговой травмой и т.д. – не выше 2-го этажа (см. также п.6.56 СП 118.13330.2012);
- допускается размещать палаты для детей до 7 лет не выше 5-го этажа при устройстве в здании (корпусе) ПДЗ и АУП;
- в перинатальных центрах размещение палат допускается не выше 4-го этажа, а дородовых палат – не выше 3-го этажа;
- амбулатории, поликлиники для детей – не выше 6 этажей (в крупных и крупнейших городах), 5 этажей (15м) – в остальных случаях. На верхнем этаже – только административно-бытовые помещения для персонала!Проблемы: блокирование учреждений для детей и взрослых в едином комплексе! не отражены особенности палат по табл.5.4 и п.6.56 СП 118.13330.2012.
ч.15 ст.89 ФЗ №123 и СП 59.13330.2012
– основные требования для МГН
Ч.15 ст.89. Для…МГН на этажах вблизи лифтов для МГН и (или) в лестничных клетках – безопасные зоны. Пожарные лифты – для спасения МГН!
СП 59:
п.5.1.4. Входные двери – 1,2м (в свету), со смотровыми панелями. П.5.1.5 – прозрачные двери – из ударопрочного материала.
п.5.1.8 – при СКУД турникеты не менее 1,0м (в свету) и боковой проход шириной по расчету!
п.5.2.4 – двери на путях эвакуации - контрастная со стеной окраска.
п.5.2.27. Если по расчету невозможно обеспечить своевременную эвакуацию МГН за необходимое время, то для их спасения – зоны безопасности (до прибытия спасательных подразделений, эвакуация – более продолжительное время или спасение самостоятельно! ЗБ – рекомендуется в холлах пожарных лифтов (ГОСТ Р 53296), число лифтов по расчету (приложение Г). В ЗБ – внутреннее оборудование и устройства (п.п.5.4.1 – 5.4.4) – в проектах почти нет, а это отрасль производства!.
п.5.2.28 – площадь ЗБ по расчету! См. также п.6.59 СП 118.13330.2012.
п.5.2.29 – ЗБ - отделяться от других помещений и коридоров преградами REI60, двери и окна 1-го типа (EI60 EIW60 EIS60 – табл.24 ФЗ №123). Обеспечить незадымляемость (20Па) при одной открытой двери!
п.5.2.30 – селекторная связь ЗБ с помещением пожарного поста (поста охраны).
п.5.2.33 – для лиц с девиантным поведением на дверях допускаются на дверях эв. выходов электромагнитные замки (с разблокировкой). При эксплуатации дверей в коридорах, холлах, в л/к – закрывание дверей при пожаре (от АПС и (или) АУП, дистанционно – с пожарного поста, механическое разблокирование по месту.
Некоторые реалии при оценке соответствия ПБ
- Отсутствие утвержденной системы НД по ПБ (аналог – Система нормирования, утвержденная ГУГПС МВД России 15.01.1998г., когда действовали около 150 НПБ). В результате - увеличение числа НД по ПБ (приказ РТР от 16.04.2014г. №474 (добр.): было – 162, стало – 223, рост 38%, ПП от 26.12.2014г. №1521 (обязат. треб.): НС – 2, части СП - 74.
- Существующая статистика пожаров – не позволяет получить доказательную базу для оценки влияния НД.
- Мониторинг эффективности требований НД – нет доступной базы данных!
- Инерционность применения НД 30-40-летней и более давности при высоких темпах внедрения современных технологий предотвращения и тушения пожаров (примеры из Н 102-54: п.38 – выходы один или два из подвалов 300м2; п.43 – разделение брандмауэрами наружных стен (400мм); п.52 – отсеки в подвалах 3000м2, табл.16 и 17- расходы воды на наружное п/тушение, п.71 – продолжительность пожара 3ч. и т.д.). Как следствие – недостаточность обоснований для изменения требований и их избыточность (ФГПН – выявление не более 20%)!
- Недостаточность НТР для изменения и внесения новых требований в СП!
- Недостаточен анализ СП Минстроя для введения требований ПБ, формальная оценка технико-экономической эффективности (затраты застройщика), фактически отсутствуют альтернативные требования или их комбинации (ст.15 ФЗ №384), например, ст.огн-ти-класс КПО-площадь отсека-АУП-дислокация подразделений ФПС.
- Создание СП при несоответствии или разночтениях ФЗ №123 и ФЗ №384, а также НД, принимаемых в течение короткого временного интервала (1-2 года), как следствие – противоречия в СП, произвол органов ГЭ, НГЭ, ГСН!
- Одновременное действие 74 СП (актуализированные Минрегионом РФ в 2010-2013г.г. СНиП согласно ч.5 ст.42 ФЗ №384 – вновь содержат требования ПБ) и пока 17 СП по пожарной безопасности.
- Единый статус требований, без обоснования их отнесения к минимально необходимым согласно ст.8 ФЗ №384 и ст.6, ст.7 ФЗ №184, т.е. обязательные с их включением в Перечень, утвержденный ПП России (ч.1 ст.6 ФЗ №384).
- Отсутствие в ФЗ и НД определений основных юридических понятий («добровольное применение», «недостаточность требований к безопасности»).
- Отставание от СП Минстроя (пример, СП 145-152 – нет ПБ!, СП 160 по МФЗ с 01.09.2014 – 25% требования ПБ!).
- Состав авторского коллектива (имеется в СП Минстроя, например, СП 118, СП 113, СП 59 и др.), в СП МЧС – НЕТ!
- Существующая статистика пожаров – не позволяет получить доказательную базу для оценки влияния НД.
- Мониторинг эффективности требований НД – нет доступной базы данных!
- Инерционность применения НД 30-40-летней и более давности при высоких темпах внедрения современных технологий предотвращения и тушения пожаров (примеры из Н 102-54: п.38 – выходы один или два из подвалов 300м2; п.43 – разделение брандмауэрами наружных стен (400мм); п.52 – отсеки в подвалах 3000м2, табл.16 и 17- расходы воды на наружное п/тушение, п.71 – продолжительность пожара 3ч. и т.д.). Как следствие – недостаточность обоснований для изменения требований и их избыточность (ФГПН – выявление не более 20%)!
- Недостаточность НТР для изменения и внесения новых требований в СП!
- Недостаточен анализ СП Минстроя для введения требований ПБ, формальная оценка технико-экономической эффективности (затраты застройщика), фактически отсутствуют альтернативные требования или их комбинации (ст.15 ФЗ №384), например, ст.огн-ти-класс КПО-площадь отсека-АУП-дислокация подразделений ФПС.
- Создание СП при несоответствии или разночтениях ФЗ №123 и ФЗ №384, а также НД, принимаемых в течение короткого временного интервала (1-2 года), как следствие – противоречия в СП, произвол органов ГЭ, НГЭ, ГСН!
- Одновременное действие 74 СП (актуализированные Минрегионом РФ в 2010-2013г.г. СНиП согласно ч.5 ст.42 ФЗ №384 – вновь содержат требования ПБ) и пока 17 СП по пожарной безопасности.
- Единый статус требований, без обоснования их отнесения к минимально необходимым согласно ст.8 ФЗ №384 и ст.6, ст.7 ФЗ №184, т.е. обязательные с их включением в Перечень, утвержденный ПП России (ч.1 ст.6 ФЗ №384).
- Отсутствие в ФЗ и НД определений основных юридических понятий («добровольное применение», «недостаточность требований к безопасности»).
- Отставание от СП Минстроя (пример, СП 145-152 – нет ПБ!, СП 160 по МФЗ с 01.09.2014 – 25% требования ПБ!).
- Состав авторского коллектива (имеется в СП Минстроя, например, СП 118, СП 113, СП 59 и др.), в СП МЧС – НЕТ!
СП Минстроя 2015г. для зданий с МГН
- СП 141.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения» (приказ Минстроя России от 30 декабря 2015 г. № 969/пр);
- СП 142.13330.2012 «Здания центров ресоциализации. Правила проектирования» (приказ Минстроя России от 30 декабря 2015 г. № 976/пр);
- СП 143.13330.2012 «Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности маломобильных групп населения» (приказ Минстроя России от 30 декабря 2015 г. № 970/пр);
- СП 144.13330.2012 «Центры и отделения гериатрического обслуживания. Правила проектирования» (приказ Госстроя от 27 декабря 2012 г. № 131/ГС);
- СП 145.13330.2012 «Дома-интернаты. Правила проектирования» (приказ Минстроя России от 30 декабря 2015 г. № 977/пр);
- СП 146.13330.2012 «Геронтологические центры, дома сестринского ухода, хосписы. Правила проектирования» (приказ Минстроя России от 30 декабря 2015 г. № 985/пр);
- СП 147.13330.2012 «Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции» (приказ Минстроя России от 30 декабря 2015 г. № 972/пр);
- СП 148.13330.2012 «Помещения в учреждениях социального и медицинского обслуживания. Правила проектирования» (приказ Минстроя России от 30 декабря 2015 г. № 974/пр);
- СП 149.13330.2012 «Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Правила проектирования» (приказ Минстроя России от 30 декабря 2015 г. № 978/пр);
- СП 150.13330.2012 «Дома-интернаты для детей-инвалидов» Правила проектирования» (приказ Минстроя России от 30 декабря 2015 г. № 971/пр).
СП Минстроя для МГН на 2016 год
- СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения» (приказ Госстроя от 25 декабря 2012 г. № 112/ГС);
- СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования» (приказ Госстроя от 27 декабря 2012 г. № 119/ГС);
- СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» (приказ Госстроя от 27 декабря 2012 г. № 124/ГС);
- СП 139.13330.2012 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования» (приказ Госстроя от 27 декабря 2012 г. № 120/ГС);
- СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения» (приказ Госстроя от 27 декабря 2012г. №122/ГС).
- СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования» (приказ Госстроя от 27 декабря 2012 г. № 119/ГС);
- СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» (приказ Госстроя от 27 декабря 2012 г. № 124/ГС);
- СП 139.13330.2012 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования» (приказ Госстроя от 27 декабря 2012 г. № 120/ГС);
- СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения» (приказ Госстроя от 27 декабря 2012г. №122/ГС).
ФЗ №123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности ПБ (вступил в силу с 01.05.2009г.)
Ст.32 Классификация зданий по функциональной пожарной опасности:
Ф1 - здания для постоянного проживания и временного пребывания людей:
Ф 1.1 – больницы;
Ф3 – здания организаций по обслуживанию населения, в т.ч.:
Ф3.1 – здания организаций торговли (в т.ч. аптеки (?);
Ф 3.4 – поликлиники и амбулатории.
Ст.81:
ч.2 …в зданиях с пребыванием детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения пожарная безопасность должна обеспечиваться в первую очередь системой предотвращения пожара и комплексом организационно-технических мероприятий (см. ГОСТ 12.1.004-91* «Пожарная безопасность. Общие требования»).
Ч.3. Системы ППЗ… должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно-допустимых значений опасных факторов пожара.
Ст.82. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем ППЗ, установленных в зданиях класса Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.
Ст.87 (ч.8). Для зданий класса Ф1.1 должны применяться системы наружного утепления класса пожарной опасности К0 (т.е. из негорючих материалов!).
Ч.11. В зданиях I-III степени огнестойкости не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов Г2-Г4, а фасадные системы не должны распространять горение.
Ф1 - здания для постоянного проживания и временного пребывания людей:
Ф 1.1 – больницы;
Ф3 – здания организаций по обслуживанию населения, в т.ч.:
Ф3.1 – здания организаций торговли (в т.ч. аптеки (?);
Ф 3.4 – поликлиники и амбулатории.
Ст.81:
ч.2 …в зданиях с пребыванием детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения пожарная безопасность должна обеспечиваться в первую очередь системой предотвращения пожара и комплексом организационно-технических мероприятий (см. ГОСТ 12.1.004-91* «Пожарная безопасность. Общие требования»).
Ч.3. Системы ППЗ… должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно-допустимых значений опасных факторов пожара.
Ст.82. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем ППЗ, установленных в зданиях класса Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.
Ст.87 (ч.8). Для зданий класса Ф1.1 должны применяться системы наружного утепления класса пожарной опасности К0 (т.е. из негорючих материалов!).
Ч.11. В зданиях I-III степени огнестойкости не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов Г2-Г4, а фасадные системы не должны распространять горение.
«О применении риск-ориентированного подхода при
организации отдельных видов государственного контроля (надзора)….»
- Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016г. № 806
- П.3. Перечень категорий риска или классов (категорий) опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности согласно приложению к настоящим Правилам и устанавливается в соответствии с положением о виде государственного контроля (надзора).
- П.6. Критерии отнесения объектов … к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ЮЛ и ИП требований, установленных ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА РФ, законами или иными НПА субъектов РФ (далее – обязательные требования), и вероятность несоблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований.
- П.12. При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.
- П.13. По запросу ЮЛ или ИП орган государственного контроля (надзора) в срок не более 15 рабочих дней…направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении …. К определенным категориям риска или определенному классу опасности.
- П.6. Критерии отнесения объектов … к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ЮЛ и ИП требований, установленных ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА РФ, законами или иными НПА субъектов РФ (далее – обязательные требования), и вероятность несоблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований.
- П.12. При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.
- П.13. По запросу ЮЛ или ИП орган государственного контроля (надзора) в срок не более 15 рабочих дней…направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении …. К определенным категориям риска или определенному классу опасности.
И З М Е Н Е Н И Я,
в «Положении о федеральном государственном пожарном надзоре»
П.21. Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
И З М Е Н Е Н И Я,
которые внесены в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре
- П.29. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственниками (правообладателями) объектов защиты, вправе подать в установленном порядке в орган ГПН заявление об изменении ранее присвоенной используемой ими объектам защиты категории риска.
Приложение к Положению о ФГПН:
- П.3. В соответствии с критериями вероятности несоблюдения ЮЛ и ИП на используемых ими объектах защиты обязательных требований:
а) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категориям значительного, среднего, умеренного риска подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска соответственно при соблюдении одного из следующих условий:
- наличие в структуре ЮЛ и у ИП, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
- проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности.
б) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований к категории значительного риска подлежат отнесению к категории среднего риска в случае отсутствия на объекте защиты пожаров за последние 5 лет;
в) Объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категории среднего, умеренного, низкого риска подлежат отнесению к категории значительного, среднего, умеренного риска при наличии следующих условий:
- проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- наличие сведений о происшедшем на объекте пожаре в течение последних 5 лет;
- наличие вступившего в законную силу постановлении суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности ЮЛ или ИП в течение последних 3 лет.
- проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- наличие сведений о происшедшем на объекте пожаре в течение последних 5 лет;
- наличие вступившего в законную силу постановлении суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности ЮЛ или ИП в течение последних 3 лет.
Возможные изменения ФЗ (по состоянию на 12.2015)
ФЗ №384:
Ч.1 ст.6 – Минстрой организует разработку и утверждение строительных норм (СН – обязательного применения), т.е. взамен утверждения Перечня Правительством РФ (пример, ПП РФ от 26.12.2014г. №1521); СП (добровольного применения) утверждает Минстрой или по согласованию с ним другой ФОИВ согласно его компетенции;
Ч.2 ст.6 – СН в составе системы НД; структура, требования к СН, порядок разработки, согласования ОРВ, утверждения и применения утверждает Правительство РФ;
Ч.3 ст.6 – исключить (требования будут безальтернативные!);
Ч.7 ст.6 – неприменение СП (добровольных требований) не может расцениваться как несоблюдение ФЗ, подтверждение – способами по ч.6 ст.15.
Ч.8 ст.6 – в СТУ только требования не установлены или недостаточность требований по надежности и безопасности, установленных в СН (обязательные НД!);
Ч.6 ст.15 – подтверждение соответствия проектных решений – ссылками на обязательные СП и (или) на добровольные СП с учетом ч.6 ст.15.
Ч.1 ст.39 - федеральные нормы по промышленной безопасности утверждаются по согласованию с Минстроем.
ФЗ №123:
Ч.1 ст.6 условия обеспечения пожарной безопасности:
1)В полном объеме выполнены требования ТР, НПА и НД по ст.4;
2)В полном объеме выполнены требования ТР и пожарный риск не превышает допустимых значений или разработаны, согласованы и утверждены СТУ (тогда СТУ должны быть полноценным НД!!!);
3)В полном объеме выполнены требования ТР, а мероприятия по ПБ обоснованы результатами исследований, расчетами и (или) испытаниями по утвержденным методикам (тогда не только пожарные риски!!!).
Свод правил «Система НД в строительстве.
Основные положения (проект, по состоянию на 02.2016) –
приказ Минстроя, регистр. Минюста
Взамен СНиП 10-01-1994. П.4.2. Система формируется Минстроем РФ.
П.4.3. НД Системы должны определять требования к объектам ТР (нормирования) в строительстве и обеспечить:
- безопасность строит. объектов для жизни и здоровья людей… при стр-ве, экспл-и и ликвидации;
- защиту людей, зданий, сооружений от неблагоприят. воздействий с учетом риска ЧС;
- надежность и качество СК и СИТО;
- выполнение эколог. требований, рациональное использование ресурсов;
- взаимопонимание участников инвестиционного процесса в строит. деят-ти, устранение техн. барьеров в междун. сотр-ве.
П.4.4. Объекты ТР (нормирования):
- продукция стр-ва – здания и сооружения независимо от форм собственности и ведомств. принадлежности;
- процессы инж. изысканий, проект-я, стр-ва, экспл-и и ликвидации зданий, сооружений, работы и услуги в указанных сферах деятельности;
- материалы и изделия, применяемые для стр-ва зданий, сооружений, изготовления СК и СИТО.
П.4.5. Нормативные документы следующих видов:
- строительные нормы – СН (пока этого нет в ФЗ №184, №384, №123);
- своды правил по проектированию и стр-ву – СП;
- национальные стандарты, в т.ч. нац. межгосударственные, региональные и международные стандарты – ГОСТ Р и ГОСТ;
- СТУ на проектирование и стр-во и техн. свидетельства о пригодности новой продукции - СТУ и ТС (сейчас применяется по ФС);
- стандарты организаций, в т.ч. ТУ на применяемую в стр-ве продукцию – СТО и ТУ.
НД ФОИВ применяются при проектировании и стр-ве в части, не урегулированной СН.
П.5.7. СН – не должны содержать нормативных ссылок на стандарты, СП и др. документы добровольного применения, за искл. ссылок на внесенные в Реестр стандарты методов контроля соблюдения требований, содержащихся в нормах (методов испытаний, измерений), применение положений которых становится обязательным.
П.5.8. В СП – приводятся нормативные ссылки на связанные с ними СП, НС, зарегистрированные Росстандартом, имеющиеся в ФИФС и внесенные в Реестр.
П.6.12. Согласование проекта СН заинтересованным ФОИВ (например, МЧС) – 30 дней. Проект СН с неурегулированными разногласиями может быть утвержден Минстроем и направлен на гос. регистрацию в Минюст России.
П.7.2. Соблюдение обязательных требований СН является достаточным условием выполнения требований ТР в области безопасности зданий, сооружений.
Разрешение на отступление (см. п.4.8, т.е. без СТУ!?) от отдельных требований СН в обоснованных случаях выдается Минстроем России при наличии компенсирующих мероприятий и положительных заключений соотв. органов государственного надзора. Минстрой России и (или) по его поручению уполномоченной организацией по запросам предприятий, организаций и физических лиц дают разъяснения по отдельным положениям утвержденных НД.
П.7.3. СП и НС – Минстрой разрабатывает, утверждает и опубликовывает на официальном сайте информационный Перечень СП и НС. Неприменение НД из Перечня не может расцениваться как несоблюдение требований регламента; при этом могут применяться другие НД, не противоречащие СН, включая зарубежные стандарты, рекомендации НИИ и др. при подтверждении выполнения ТР способами по ФЗ №384 (нет ни одной ссылки на ФЗ №123 и перечень СП и НС, утвержденный приказом Ростехрегулирования №474 от 16.04.2014г.).
П.7.4. К существующим зданиям, сооружениям, запроектированным, построенным и введенным в эксплуатацию по ранее действовавшим НД…. вновь разработанные документы не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта, за исключением случаев, когда это приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Оценка соответствия (ст.144 ФЗ №123)
ч.1 Оценка соответствия объектов защиты (продукции) проводится в формах:
- аккредитации;
- независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
- федерального государственного пожарного надзора (около 2 млн. объектов надзора, 2015г. - 400 тыс. проверок, в т.ч. 260 тыс. внеплановых, около 10 млн. нарушений в год!) - Следует исключить, это противоречит ст.5 ФЗ №69 и проекту ФЗ «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации»!!);
- декларирования пожарной безопасности (нужно изменение ст.64 и приказа МЧС №91 – отражено в изменениях ФЗ №123 в феврале 2015г.);
- исследований (испытаний);
- подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);
- приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
- производственного контроля;
- экспертизы.
Особенности применения СП при оценке соответствия
Ст.5 (ч.2), ст.15 (ч.6) ФЗ №384. «Безопасность зданий…..обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 ст.6 перечни или требований СТУ, обоснование – ссылками на ТР, НС и СП, при отсутствии требований –расчетами!».
По ст.7 ФЗ №184 – Пожарная безопасность - одна из 13 видов безопасности!
Ст.6 (ч.1) ФЗ №123 ( в ред. ФЗ №117 от 10.07.2012г.) «ПБ…считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий»:
- выполнены требования ПБ, установленные ТР, и пожарный риск не превышает допустимых значений»;
- в полном объеме выполнены требования ПБ, установленные ТР и НД по ПБ (в т.ч. СП, ГОСТ, СТУ, но это противоречит ч.2 ст.5 и ч.6 ст.15 ФЗ №384, т.к. ФЗ не предусматривает одновременного выполнения требований НС, СП и СТУ!!!).
По ст.7 ФЗ №184 – Пожарная безопасность - одна из 13 видов безопасности!
Ст.6 (ч.1) ФЗ №123 ( в ред. ФЗ №117 от 10.07.2012г.) «ПБ…считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий»:
- выполнены требования ПБ, установленные ТР, и пожарный риск не превышает допустимых значений»;
- в полном объеме выполнены требования ПБ, установленные ТР и НД по ПБ (в т.ч. СП, ГОСТ, СТУ, но это противоречит ч.2 ст.5 и ч.6 ст.15 ФЗ №384, т.к. ФЗ не предусматривает одновременного выполнения требований НС, СП и СТУ!!!).
Возможные варианты подтверждения соответствия:
1. Выполнение требований стандартов и СП или СТУ (на практике – одновременно из-за приказа №36 Минрегиона), что по факту нереально и (или) невыгодно застройщику!
На практике при наличии СТУ (реальное отсутствие НД) применяется оценка соответствия (выполнение СТУ, других НД и расчеты!), что не предусмотрено ч.1 ст.6 ФЗ №123!!!
2. Выполнение ТР и расчеты по оценке пожарных рисков (ст.ст.79, 93-95 ФЗ №123, ПП РФ от 31.03.2009г. №272, приказы МЧС России от 30.06.2009г. №382, от 10.07.2009г. №404), которые:
- применяются и для объектов классов Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4 (приказ МЧС от 02.12.2015г. №632, МЮ рег.№40386 от 30.12.2015г.);
- не дифференцируются допустимые значения риска по функциональной пожарной опасности объекта;
- не учитываются эффективные конструктивные и инженерные решения;
- не отражены типовая пожарная нагрузка, исходная площадь пожара;
- не учитываются параметры СППЗ (увеличение интенсивности, расхода, числа струй…);
- содержится ограниченный состав показателей СОПБ и без конкретных значений коэффициентов их эффективности;
- содержатся недостаточные сведения по частоте пожаров, не совпадающие с классификацией объектов по функциональной пожарной опасности по ст.32 ФЗ №123;
- не позволяют выбирать экономически и функционально эффективные решения.
3. Пожарный аудит (при эксплуатации) – ст.144 ФЗ №123, ПП РФ от 07.04.2009г. №304 (масштабы применения на уровне 1-2% от числа объектов надзора!, МЧС предусматривает существенно расширить!);
4. Декларирование (ст.144 ФЗ №123, приказ МЧС №91- до ввода в эксплуатацию и после ввода (в существующем виде не может считаться формой оценки соответствия!).
- применяются и для объектов классов Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4 (приказ МЧС от 02.12.2015г. №632, МЮ рег.№40386 от 30.12.2015г.);
- не дифференцируются допустимые значения риска по функциональной пожарной опасности объекта;
- не учитываются эффективные конструктивные и инженерные решения;
- не отражены типовая пожарная нагрузка, исходная площадь пожара;
- не учитываются параметры СППЗ (увеличение интенсивности, расхода, числа струй…);
- содержится ограниченный состав показателей СОПБ и без конкретных значений коэффициентов их эффективности;
- содержатся недостаточные сведения по частоте пожаров, не совпадающие с классификацией объектов по функциональной пожарной опасности по ст.32 ФЗ №123;
- не позволяют выбирать экономически и функционально эффективные решения.
3. Пожарный аудит (при эксплуатации) – ст.144 ФЗ №123, ПП РФ от 07.04.2009г. №304 (масштабы применения на уровне 1-2% от числа объектов надзора!, МЧС предусматривает существенно расширить!);
4. Декларирование (ст.144 ФЗ №123, приказ МЧС №91- до ввода в эксплуатацию и после ввода (в существующем виде не может считаться формой оценки соответствия!).
Особенности СТУ по ПБ (до 5 тыс. в год)
Приказ Минстроя России от 15.04.2016г. №248/пр,
зарегистр. Минюстом России 31.08.2016г. рег. №43505)
При этом:
- СТУ представляются на каждое здание (на объект в целом);
- Не должны включаться требования действующих НД (п.10 приказа), что противоречит ст.5 и ст.6 ФЗ №384 и способствует неопределенности применения НС и СП, а желателен полноценный НД для конкретного объекта защиты!;
- Предусмотрены компенсирующие мероприятия по отступлениям от обязательных требований НД (п.7 прилагаемого Порядка….), что не отвечает положениям ч.1 ст.6 ФЗ №123;
- Не отражено, как решать вопросы недостаточности требований к безопасности (ч.8 ст.6 ФЗ №384);
- Рассмотрены варианты обоснования требований (п.7) способами ст.15 ФЗ №384 , что противоречит, например, ч.1 ст.69 ФЗ №123 в ред. ФЗ №117 и п.21 приказа МЧС России от 28.11.2011г. №710;
- не рассмотрено использование стандартов СРО и организаций (ФЗ №315) при их регистрации в Фед. инф. фонде ТР и стандартов (ст.13 ФЗ №184 в ред. ФЗ №385 от 30.12.2009г.).
- СТУ представляются на каждое здание (на объект в целом);
- Не должны включаться требования действующих НД (п.10 приказа), что противоречит ст.5 и ст.6 ФЗ №384 и способствует неопределенности применения НС и СП, а желателен полноценный НД для конкретного объекта защиты!;
- Предусмотрены компенсирующие мероприятия по отступлениям от обязательных требований НД (п.7 прилагаемого Порядка….), что не отвечает положениям ч.1 ст.6 ФЗ №123;
- Не отражено, как решать вопросы недостаточности требований к безопасности (ч.8 ст.6 ФЗ №384);
- Рассмотрены варианты обоснования требований (п.7) способами ст.15 ФЗ №384 , что противоречит, например, ч.1 ст.69 ФЗ №123 в ред. ФЗ №117 и п.21 приказа МЧС России от 28.11.2011г. №710;
- не рассмотрено использование стандартов СРО и организаций (ФЗ №315) при их регистрации в Фед. инф. фонде ТР и стандартов (ст.13 ФЗ №184 в ред. ФЗ №385 от 30.12.2009г.).
Некоторые проблемы применения расчетов
по оценке пожарных рисков
В п.4 Методики (приказ №382) записано «… Результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений, которые учитываются в Методике».
Нормативными требованиями по ПБ установлены параметры зданий преимущественно по высоте и площади пожарного отсека».
Согласно п.28 ст.2 ФЗ №384 характеристика зданий и сооружений - «это количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности».
Вывод: Методика не может обосновывать свойства строительных конструкций, в т.ч. кровли, фасадных систем, материалов, элементов сетей и систем инженерно-технического обеспечения.
Свойства строительных конструкций и материалов при моделировании опасных факторов пожара (ОФП) не учитываются, т.е. Методикой не определены способы её применения!
Исходя из вышеизложенного необходимо в п.4 Методики конкретизировать область распространения полученных данных при определении пожарного риска.
Согласно п.28 ст.2 ФЗ №384 характеристика зданий и сооружений - «это количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности».
Вывод: Методика не может обосновывать свойства строительных конструкций, в т.ч. кровли, фасадных систем, материалов, элементов сетей и систем инженерно-технического обеспечения.
Свойства строительных конструкций и материалов при моделировании опасных факторов пожара (ОФП) не учитываются, т.е. Методикой не определены способы её применения!
Исходя из вышеизложенного необходимо в п.4 Методики конкретизировать область распространения полученных данных при определении пожарного риска.
Пример – фасады. Пожары ЖК:
40эт.(г.Грозный,04.2013г.), 25эт. (74,5м) (г.Красноярск, 09.2014г.)
проблемы: подъезды для ПА, фасады, доставка средств пожаротушения
на высоту, неэффективность СППЗ внутри здания…
25-ти эт. жил.зд. г.Красноярск, 21.09.2014г.
Жил.здание г.Баку, 19.05.2015г.
(16 погибших, 54 - пострадавших)
В ФЗ и СП путают понятия «спасение» и «эвакуация»!
Что означает высотный уровень, где применять ШПМИ?
Ст.123 ч.1: «СИЗ и спасения граждан должны обеспечивать безопасность эвакуации (очевидно это относится только к СИЗ) или самоспасания (применены различные по существу понятия «спасение» и «самоспасание» без конкретизации целевой функции!) людей. При этом степень обеспечения выполнения этих функций должна характеризоваться показателями стойкости к механическим и неблагоприятным климатическим воздействиям, эргономическим и защитным показателям, которые устанавливаются из условий, обеспечивающих защиту людей от ТПГ при эвакуации из задымленных помещений во время пожара (это относится скорее к СИЗ, но при эвакуации, что не отвечает этому понятию по п.50 «эвакуация» и п.2 «безопасная зона» ст.2 и ст.53 ФЗ №123) и спасания (правильнее - «спасения» с учетом названий ст.123 и ст.47) людей с высотных уровней из зданий и сооружений.
Выводы:
1. В ФЗ №123 смешиваются различные понятия (спасение и самоспасание) и не указывается их целевая функция по сравнению с СИЗ, например, для пожарных (ст.ст.118, 119, 120, 121, 122).
2. В Перечне документов по стандартизации по реализации ФЗ №123 (приказ Ростехрегулирования от 16.04.2014г. №474) имеются ГОСТ Р на ОТТ, методы испытаний:
- по средствам самоспасания пожарных: 53266-2009 (веревки), 53267-2009 (карабин), 53268-2009 (пояса);
- по средствам спасения: 53271-2009 (рукава спасательные), 53273-2009 (прыжковые устройства), 53274-2009 (трапы), 53275-2009 (лестницы ручные); 53276-2009 (лестницы навесные);
- по средствам самоспасания (условно!): 53272-2009 (канатно-спускные устройства).
3. В СП требования по обеспечению зданий, сооружений средствами спасения и самоспасания отсутствуют!
4. В ст.107 ФЗ №123 предусмотрены ШПМИ, но они названы только в ГОСТ Р 51844-2009 и в составе ШПМИ предусмотрены некоторые СССП, а сами требования по обеспечению зданий, сооружений ШПМИ в СП 10.13130.2009 и ППР-2014 отсутствуют!
Перечень объектов, на которых сложно
или невозможно выполнить расчеты ПР
- СП 138.13330.2012 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
- СП 141.13330.2012 "Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей";
- СП 142.13330.2012 "Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства";
- СП 143.13330.2012 "Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности пожилых людей";
- СП 145.13330.2012 "Дома-интернаты";
- П 146.13330.2012 "Геронтологические центры. Дома сестринского ухода. Хосписы";
- СП 149.13330.2012 "Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями";
- СП 150.13330.2012 "Дома-интернаты для детей-инвалидов", а также к объектам ФСИН. Для перечисленных объектов защиты существенное значение имеет применение современных средств спасения и самоспасания согласно требованиям ч.1 ст.80 ФЗ №123, однако в течение более 7 лет это не нашло реализации в НД и соответственно упущено в Методике (приказы №382 и №404).
- В СТУ и ПД следует:
- установить % МГН и соотношение М1-М2-М3-М4;
- требования к применению средств спасения и самоспасания.
- СП 141.13330.2012 "Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей";
- СП 142.13330.2012 "Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства";
- СП 143.13330.2012 "Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности пожилых людей";
- СП 145.13330.2012 "Дома-интернаты";
- П 146.13330.2012 "Геронтологические центры. Дома сестринского ухода. Хосписы";
- СП 149.13330.2012 "Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями";
- СП 150.13330.2012 "Дома-интернаты для детей-инвалидов", а также к объектам ФСИН. Для перечисленных объектов защиты существенное значение имеет применение современных средств спасения и самоспасания согласно требованиям ч.1 ст.80 ФЗ №123, однако в течение более 7 лет это не нашло реализации в НД и соответственно упущено в Методике (приказы №382 и №404).
- В СТУ и ПД следует:
- установить % МГН и соотношение М1-М2-М3-М4;
- требования к применению средств спасения и самоспасания.
ВЖК «Сильвер Тауэр», 56эт. (Москва),
в стилобате – ДОО на 100 мест
Пример: Несоответствия и ограничения требований СП для ДОО
(нужны 2 млн. мест!) - Ф1.1 (в части ПБ)
СП 4.13130.2013.
П.5.2.2. При размещении в жилых и общественных зданиях иного класса – выделение в самостоятельные пожарные отсеки (это противопожарные стены и перекрытия не менее REI45 без учета степени огнестойкости основного здания!). При размещении помещений ДОО на первых этажах Ф1.3 (одном или нескольких??, т.к. согласно п.4.10 СП 54.13330 допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, в т.ч. и ДОО!?, на 1-2 этажах, а в крупных и крупнейших городах - в третьем этаже!) выделять указанные помещения ДОО в самостоятельные пожарные отсеки не требуется (??!!), что не гармонизируется с требованиями п.4.2 этого же СП.
П.5.2.2. При размещении в жилых и общественных зданиях иного класса – выделение в самостоятельные пожарные отсеки (это противопожарные стены и перекрытия не менее REI45 без учета степени огнестойкости основного здания!). При размещении помещений ДОО на первых этажах Ф1.3 (одном или нескольких??, т.к. согласно п.4.10 СП 54.13330 допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, в т.ч. и ДОО!?, на 1-2 этажах, а в крупных и крупнейших городах - в третьем этаже!) выделять указанные помещения ДОО в самостоятельные пожарные отсеки не требуется (??!!), что не гармонизируется с требованиями п.4.2 этого же СП.
П.5.2.3. К помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста (можно ли отнести сюда Ф4.1??) малой наполняемости (нет критерия по численности группы, например, до 10 чел., продолжительности пребывания, а также связи с наличием спальных мест!) , размещаемым в жилых домах (на любом этаже и любой степени огнестойкости??), предъявляются требования как к жилым помещениям жилых домов (т.е. включая параметры эвакуационных путей и выходов!), что не гармонизировано с п.п.5.2.12-5.2.15 СП 1.13130 и табл.5.1 СП 118.13330.2012 (на 10 детей площадь должна быть ~70м2).
П.5.2.4. Помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отделенных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях 1 степени огнестойкости – перекрытиями 2-го типа). Размещать под спальными помещениями…, а также в подвальных этажах помещения категорий В1-В3 не допускается. При наличии в ДОО, как правило, нескольких групповых ячеек это означает выделение практически каждой из них в пожарную секцию без учета степени огнестойкости здания, а также исключает размещение в первом подземном этаже зданий Ф1.3, например, автостоянки и других помещений категорий В1-В3.
П.5.2.4. Помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отделенных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях 1 степени огнестойкости – перекрытиями 2-го типа). Размещать под спальными помещениями…, а также в подвальных этажах помещения категорий В1-В3 не допускается. При наличии в ДОО, как правило, нескольких групповых ячеек это означает выделение практически каждой из них в пожарную секцию без учета степени огнестойкости здания, а также исключает размещение в первом подземном этаже зданий Ф1.3, например, автостоянки и других помещений категорий В1-В3.
СП 4.13130.2013.
П.5.2.6. …Пищеблоки, а также группы помещений, либо отдельные помещения складского и технического назначения (гладильные, кладовые, электрощитовые и т.д.), …следует выделять противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа, т.е. REI45 независимо от степени огнестойкости здания?!, (в зданиях 1 степени огнестойкости – перекрытиями 2-го типа, т.е. REI60, но зачем если перекрытия по табл.21 ФЗ №123 уже требуются REI60?!).
П.5.2.8. Допускается в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа в зданиях 1 и 2 степени огнестойкости, предусматривать помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек (предполагается, видимо, что эвакуационные пути и выходы принимаются по требованиям для жилых зданий Ф1.3, что не гармонизировано с п.п.5.2.12-5.2.15 СП 1.13130 и противоречит требованиям п.4.14 СП 54.13330.2011, где требуется устройство и аварийного выхода согласно ФЗ №123.
Упущен также вопрос по размещению ДОО в одноквартирных жилых зданиях, в т.ч. блокированных, класса Ф1.4).
СП 1.13130.2009.
П.5.2.12. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях ДОО групповую ячейку (т.е. включая спальное помещение?!) допускается считать единым помещением (по табл.5.1 СП 118 – это 100м2. Аналогично предусмотрено в п.5.6 СП 118.13330.2012!
П.5.2.15. Поручни и ограждения в зданиях ДОО должны отвечать следующим требованиям: высота ограждений лестниц, используемых детьми должна быть не менее 1,2м, а в ДОО для детей с нарушением умственного развития – 1,8м или 1,5м при сплошном ограждении сеткой (т.е. при размещении ДОО в жилых зданиях это существенно превышает требования п.8.3 СП 54.13330.2011, где ограждения принимаются 0,9м!!??).
Особенность: проблема ДОО для детей с нарушениями физического и умственного развития в ФЗ №123, ФЗ №384 (ст.30) и сводах правил по их реализации по существу не рассматривается!
СП 1.13130.2009.
П.5.2.34. Трехэтажные здания ДОО допускается проектировать в городах и других поселениях, обслуживаемых пожарной охраной, (это частично противоречит п.4.10 СП 54.13330.2011, где допускаются такие ДОО только в крупных и крупнейших городах!, а также не указан вид пожарной охраны согласно ст.4 ФЗ №69 «О пожарной безопасности») при соблюдении следующих требований:
П.5.2.34. Трехэтажные здания ДОО допускается проектировать в городах и других поселениях, обслуживаемых пожарной охраной, (это частично противоречит п.4.10 СП 54.13330.2011, где допускаются такие ДОО только в крупных и крупнейших городах!, а также не указан вид пожарной охраны согласно ст.4 ФЗ №69 «О пожарной безопасности») при соблюдении следующих требований:
...из помещений 2 и 3 этажей, предназначенных для одновременного пребывания более 10чел., должны быть предусмотрены рассредоточенные выходы на две лестничные клетки;
коридоры, соединяющие лестничные клетки, необходимо разделять противопожарными перегородками не ниже 2-го типа (т.е. EI 15 c противопожарными дверями не менее EI 15, а остекленными EIW (EIWS)15) из условия обеспечения выхода из каждой групповой ячейки в разные отсеки коридора…
При реализации этого требования согласно п.7.2 СП 7.13130.2013 из коридоров без естественного проветривания длиной более 15 метров с числом этажей здания 2 и более должна быть вытяжная противодымная вентиляция с подачей наружного воздуха системой приточной противодымной вентиляции в нижние части помещений (п.7.14к), а согласно требованиям п.7.4 перепад давления не должен превышать 150Па (усилие для открывания такой двери составит не менее 30кг, а вес двери не менее 50кг!, что делает проблематичным реализацию требования п.4.2.7 – последний абзац в части возможности открывания двери ребенку!). От ВНИИПО - в EN 12101-6 занормировано 50Па ±10% и рассматривается вариант (по данным от коллег из ТК CEN) снижения до 30Па ±10%.
Часть детей и (или) их родителей могут быть отнесены к МГН и тогда для них следует выполнять требования ч.15 ст.89 ФЗ №123 и п.п.5.2.23-5.2.30 СП 59.13330.2012 в части устройства зон безопасности на этажах здания ДОО.
Письмо ДНД МЧС России от 21.12.2012г. №19-16-1263 – при устройстве безопасных зон с выходом на лестничную клетку – выполнение требований как к помещению самой БЗ, так и л/к (обеспечение незадымляемости, т.е. Н1, Н2 или Н3, и др.).
коридоры, соединяющие лестничные клетки, необходимо разделять противопожарными перегородками не ниже 2-го типа (т.е. EI 15 c противопожарными дверями не менее EI 15, а остекленными EIW (EIWS)15) из условия обеспечения выхода из каждой групповой ячейки в разные отсеки коридора…
При реализации этого требования согласно п.7.2 СП 7.13130.2013 из коридоров без естественного проветривания длиной более 15 метров с числом этажей здания 2 и более должна быть вытяжная противодымная вентиляция с подачей наружного воздуха системой приточной противодымной вентиляции в нижние части помещений (п.7.14к), а согласно требованиям п.7.4 перепад давления не должен превышать 150Па (усилие для открывания такой двери составит не менее 30кг, а вес двери не менее 50кг!, что делает проблематичным реализацию требования п.4.2.7 – последний абзац в части возможности открывания двери ребенку!). От ВНИИПО - в EN 12101-6 занормировано 50Па ±10% и рассматривается вариант (по данным от коллег из ТК CEN) снижения до 30Па ±10%.
Часть детей и (или) их родителей могут быть отнесены к МГН и тогда для них следует выполнять требования ч.15 ст.89 ФЗ №123 и п.п.5.2.23-5.2.30 СП 59.13330.2012 в части устройства зон безопасности на этажах здания ДОО.
Письмо ДНД МЧС России от 21.12.2012г. №19-16-1263 – при устройстве безопасных зон с выходом на лестничную клетку – выполнение требований как к помещению самой БЗ, так и л/к (обеспечение незадымляемости, т.е. Н1, Н2 или Н3, и др.).
Иллюстрация ограничений требований НД для ДОО на 100 мест
Что следовало бы сделать?!
• Активизировать научные исследования в части обеспечения защиты жизни и здоровья детей в образовательных организациях, организаций дополнительного образования детей, включая совершенствование методик оценки их соответствия требованиям ПБ;
• Позиционировать общественные и научные организации в качестве обязательной и активной составляющей общественного обсуждения проектов НПА и НД в области безопасности, в т.ч. пожарной, особенно в рамках Технических регламентов, а также МГСН, МГСП, МГС по их реализации;
• Инициировать в Минстрое России создание и реализацию ежегодной «Дорожной карты» по созданию новых НД и внесению изменений в действующие НД, в т.ч. по пожарной безопасности, особенно по специализированным зданиям для МГН, малокомплектным ДОО семейного типа и ДОО для детей с недостатками умственного и физического развития, с целью гармонизации требований, исключения их неопределенности и избыточности, обеспечить финансовую поддержку этой работы;
• Установить тесные контакты между МЭР, МЧС, Минстроем, НОПРИЗ и другими структурами по участию в публичных консультациях по проектам НПА и экспертизе действующих НПА, НД (СП, ГОСТ);
• Включить представителей общественных объединений в состав Экспертного совета Правительства РФ;
• Существенно активизировать участие заинтересованных организаций в разработке, обсуждении и принятии ТР и НД по пожарной безопасности;
• Создать «пул» квалифицированных экспертов, способных активно влиять на качество НД.
• Позиционировать общественные и научные организации в качестве обязательной и активной составляющей общественного обсуждения проектов НПА и НД в области безопасности, в т.ч. пожарной, особенно в рамках Технических регламентов, а также МГСН, МГСП, МГС по их реализации;
• Инициировать в Минстрое России создание и реализацию ежегодной «Дорожной карты» по созданию новых НД и внесению изменений в действующие НД, в т.ч. по пожарной безопасности, особенно по специализированным зданиям для МГН, малокомплектным ДОО семейного типа и ДОО для детей с недостатками умственного и физического развития, с целью гармонизации требований, исключения их неопределенности и избыточности, обеспечить финансовую поддержку этой работы;
• Установить тесные контакты между МЭР, МЧС, Минстроем, НОПРИЗ и другими структурами по участию в публичных консультациях по проектам НПА и экспертизе действующих НПА, НД (СП, ГОСТ);
• Включить представителей общественных объединений в состав Экспертного совета Правительства РФ;
• Существенно активизировать участие заинтересованных организаций в разработке, обсуждении и принятии ТР и НД по пожарной безопасности;
• Создать «пул» квалифицированных экспертов, способных активно влиять на качество НД.
-
Поделиться:
- Подписаться