- 10-02-2020, 18:23
- 2 575
Проблемы нормативного обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений
Мешалкин Е.А.
д.т.н., профессор, академик НАН ПБ, ВАН КБ
Вице-президент по науке НПО «Пульс»
Председатель комитета по техническому регулированию и нормотворчеству
ОООР «Федеральная Палата пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности»
Тел./факс (495)-988-10-04, ntk-npo@mail.ru
Статистика пожаров
(данные ВНИИПО 2010-2014г.г.)
(данные ВНИИПО 2010-2014г.г.)
Основные объекты пожаров:
- произв., складские – 3-4 тыс. (~2%);
- торговые – 2,5-3,5 тыс. (менее 3%);
- административные – 0,7-0,9 тыс. (0,8%);
- учебные – около 200 (0,2%);
- сервисного обслуживания – 700-850 (около 1%);
- строящиеся, реконструируемые – 700-850 (0,8%).
Обеспечение технико-экономической эффективности СППЗ:
- Здания с АПС: 2011г. ~1тыс.пож., 2012г.~0,8тыс.пож., выполнила задачу ~70% ;
- Здания с УПТ: <100 пож., выполнила задачу <34%, не сработала /не включена ~ 30%.
- Здания с СОУЭ: ~100 пож., выполнила задачу 85-90%!
- Здания с СПДЗ: ~200пож. (95%- жилые здания), 2013г. - не сработала -50%.
- Отказ АПС, АУП, ПДЗ, СОУЭ, отсутствие освещения, решетки на окнах, несоответствие путей эвакуации…– гибель менее 50 чел. в год, т.е. 0,005%!!!
- За 2009-2014г.: отказ АУП, ПДЗ – нет гибели (2013г. из-за отказа АУП – 2 чел., 2014г. – нет гибели)! Паника : 2012г. – 60 погибших, 2013г.- 78, 2014г. - 94!
Возможное объяснение этим цифрам: более 70% пожаров и более 90% погибших – в жилье, 75% пожаров и 93% погибших – в зданиях до 5 эт., где указанные СППЗ практически не требуются, 86% гибнет до прибытия пожарных подразделений; СППЗ: срабатывание происходит, когда ОФП превышают критические для человека значения, т.е. люди в помещении погибли или отсутствуют и СППЗ в основном снижают ущерб (~ на 20%, в США – в 2 раза); обрушение СК происходит в развитой стадии пожара, когда люди уже покинули здание.
Вывод: Основные усилия в области нормотворчества, бизнес-интересы предприятий-производителей, лицензиатов сосредоточены в сегменте рынка ~5-10%, т.е. почти не влияют на число пожаров и гибель людей!
Некоторые реалии нормирования ПБ
- Существующая статистика пожаров – нет доказательной базы для оценки влияния НД.
- Мониторинг эффективности требований НД – нет доступной базы данных!
- Отсутствие утвержденной системы НД по ПБ (аналог – Система нормирования, утвержденная ГУГПС МВД России 15.01.1998г., когда действовали около 150 НПБ). В результате - увеличение числа НД по ПБ (приказ РТР от 16.04.2014г. №474 (добр.): было – 162, стало – 223, рост 38%, ПП от 26.12.2014г. №1521 (обязат. треб.): НС – 2, части СП - 74.
- Недостаточность НТР для изменения и внесения новых требований в СП! Следствие - инерционность применения НД 30-40-летней и более давности при высоких темпах внедрения современных технологий предотвращения и тушения пожаров (примеры из Н 102-54: п.38 – выходы один или два из подвалов 300м2; п.43 – разделение брандмауэрами наружных стен (400мм); п.52 – отсеки в подвалах 3000м2, табл.16 и 17- расходы воды на наружное п/тушение, п.71 – продолжительность пожара 3ч. и т.д.), недостаточность обоснований для изменения требований и их избыточность (ФГПН – выявление не более 20%)!
- Формальная оценка технико-экономической эффективности (затраты застройщика), фактическое отсутствие альтернативных требований или их комбинаций даже в СТУ (ст.15 ФЗ №384).
- Единый статус требований НД, без обоснования их отнесения к минимально необходимым согласно ст.8 ФЗ №384 и ст.6, ст.7 ФЗ №184, т.е. обязательные с их включением в Перечень, утвержденный ПП России (ч.1 ст.6 ФЗ №384).
- Отсутствие в ФЗ и НД понятия «недостаточность требований к безопасности».
- Отставание от СП Минстроя (пример, СП 145-152 – нет ПБ!, СП 160 по МФЗ с 01.09.2014 – 25% требования ПБ!).
- Состав авторского коллектива (имеется в СП Минстроя, например, СП 118, СП 113, СП 59 и др.), в СП МЧС – НЕТ!
- Мониторинг эффективности требований НД – нет доступной базы данных!
- Отсутствие утвержденной системы НД по ПБ (аналог – Система нормирования, утвержденная ГУГПС МВД России 15.01.1998г., когда действовали около 150 НПБ). В результате - увеличение числа НД по ПБ (приказ РТР от 16.04.2014г. №474 (добр.): было – 162, стало – 223, рост 38%, ПП от 26.12.2014г. №1521 (обязат. треб.): НС – 2, части СП - 74.
- Недостаточность НТР для изменения и внесения новых требований в СП! Следствие - инерционность применения НД 30-40-летней и более давности при высоких темпах внедрения современных технологий предотвращения и тушения пожаров (примеры из Н 102-54: п.38 – выходы один или два из подвалов 300м2; п.43 – разделение брандмауэрами наружных стен (400мм); п.52 – отсеки в подвалах 3000м2, табл.16 и 17- расходы воды на наружное п/тушение, п.71 – продолжительность пожара 3ч. и т.д.), недостаточность обоснований для изменения требований и их избыточность (ФГПН – выявление не более 20%)!
- Формальная оценка технико-экономической эффективности (затраты застройщика), фактическое отсутствие альтернативных требований или их комбинаций даже в СТУ (ст.15 ФЗ №384).
- Единый статус требований НД, без обоснования их отнесения к минимально необходимым согласно ст.8 ФЗ №384 и ст.6, ст.7 ФЗ №184, т.е. обязательные с их включением в Перечень, утвержденный ПП России (ч.1 ст.6 ФЗ №384).
- Отсутствие в ФЗ и НД понятия «недостаточность требований к безопасности».
- Отставание от СП Минстроя (пример, СП 145-152 – нет ПБ!, СП 160 по МФЗ с 01.09.2014 – 25% требования ПБ!).
- Состав авторского коллектива (имеется в СП Минстроя, например, СП 118, СП 113, СП 59 и др.), в СП МЧС – НЕТ!
Возможные изменения ФЗ (по состоянию на 12.2015)
ФЗ №384:
Ч.1 ст.6 – Минстрой организует разработку и утверждение строительных норм (СН – обязательного применения), т.е. взамен утверждения Перечня Правительством РФ (пример, ПП РФ от 26.12.2014г. №1521); СП (добровольного применения) утверждает Минстрой или по согласованию с ним другой ФОИВ согласно его компетенции;
Ч.2 ст.6 – СН в составе системы НД; структура, требования к СН, порядок разработки, согласования ОРВ, утверждения и применения утверждает Правительство РФ;
Ч.3 ст.6 – исключить (требования будут безальтернативные!);
Ч.7 ст.6 – неприменение СП (добровольных требований) не может расцениваться как несоблюдение ФЗ, подтверждение – способами по ч.6 ст.15.
Ч.8 ст.6 – в СТУ только требования не установлены или недостаточность требований по надежности и безопасности, установленных в СН (обязательные НД!);
Ч.6 ст.15 – подтверждение соответствия проектных решений – ссылками на обязательные СП и (или) на добровольные СП с учетом ч.6 ст.15.
ФЗ №116:
требования по промышленной безопасности в соответствии с ФЗ №384;
Ч.1 ст.39 - федеральные нормы по промышленной безопасности утверждаются по согласованию с Минстроем.
ФЗ №123:
Ч.1 ст.6 условия обеспечения пожарной безопасности:
1) В полном объеме выполнены требования ТР, НПА и НД по ст.4;
2) В полном объеме выполнены требования ТР и пожарный риск не превышает допустимых значений или разработаны, согласованы и утверждены СТУ (тогда СТУ должны быть полноценным НД!!!);
3) В полном объеме выполнены требования ТР, а мероприятия по ПБ обоснованы результатами исследований, расчетами и (или) испытаниями по утвержденным методикам (тогда не только пожарные риски!!!).
Свод правил «Система НД в строительстве.
Основные положения (проект, по состоянию на 02.2016)
– приказ Минстроя, регистр. Минюста
Взамен СНиП 10-01-1994.
П.4.2. Система формируется Минстроем РФ.
П.4.3. НД Системы должны определять требования к объектам ТР (нормирования) в строительстве и обеспечить:
- безопасность строит. объектов для жизни и здоровья людей… при стр-ве, экспл-и и ликвидации;
- защиту людей, зданий, сооружений от неблагоприят. воздействий с учетом риска ЧС;
- надежность и качество СК и СИТО;
- выполнение эколог. требований, рациональное использование ресурсов;
- взаимопонимание участников инвестиционного процесса в строит. деят-ти, устранение техн. барьеров в междун. сотр-ве.
П.4.4. Объекты ТР (нормирования):
- продукция стр-ва – здания и сооружения независимо от форм собственности и ведомств. принадлежности;
- процессы инж. изысканий, проект-я, стр-ва, экспл-и и ликвидации зданий, сооружений, работы и услуги в указанных сферах деятельности;
- материалы и изделия, применяемые для стр-ва зданий, сооружений, изготовления СК и СИТО.
П.4.5. Нормативные документы следующих видов:
- строительные нормы – СН (пока этого нет в ФЗ №184, №384, №123);
- своды правил по проектированию и стр-ву – СП;
- национальные стандарты, в т.ч. нац. межгосударственные, региональные и междун. стандарты – ГОСТ Р и ГОСТ;
- СТУ на проектирование и стр-во и техн. свидетельства о пригодности новой продукции - СТУ и ТС (сейчас применяется по ФС);
- стандарты организаций, в т.ч. ТУ на применяемую в стр-ве продукцию – СТО и ТУ.
НД ФОИВ применяются при проектировании и стр-ве в части, не урегулированной СН.
П.5.7. СН – не должны содержать нормативных ссылок на стандарты, СП и др. документы добровольного применения, за искл. ссылок на внесенные в Реестр стандарты методов контроля соблюдения требований, содержащихся в нормах (методов испытаний, измерений), применение положений которых становится обязательным.
П.5.8. В СП – приводятся нормативные ссылки на связанные с ними СП, НС, зарегистрированные Росстандартом, имеющиеся в ФИФС и внесенные в Реестр.
П.6.1 НД Системы разрабатывают…с привлечением НИИ, проектных и др. организаций, объединений, а также творческих коллективов, обладающих научным потенциалом, знаниями и практическим опытом работы в соответствии с ежегодно утверждаемым Минстроем планом.
Финансирование работ – федеральный бюджет в рамках гос. задания Минстроя и за счет внебюджетных источников.
П.6.12. Согласование проекта СН заинтересованным ФОИВ (например, МЧС) – 30 дней. Проект СН с неурегулированными разногласиями может быть утвержден Минстроем и направлен на гос. регистрацию в Минюст России.
П.7.2. Соблюдение обязательных требований СН является достаточным условием выполнения требований ТР в области безопасности зданий, сооружений.
Разрешение на отступление (см. п.4.8, т.е. без СТУ!?) от отдельных требований СН в обоснованных случаях выдается Минстроем России при наличии компенсирующих мероприятий и положительных заключений соотв. органов государственного надзора. Минстрой России и (или) по его поручению уполномоченной организацией по запросам предприятий, организаций и физических лиц дают разъяснения по отдельным положениям утвержденных НД.
П.7.3. СП и НС – Минстрой разрабатывает, утверждает и опубликовывает на официальном сайте информационный Перечень СП и НС. Неприменение НД из Перечня не может расцениваться как несоблюдение требований регламента; при этом могут применяться другие НД, не противоречащие СН, включая зарубежные стандарты, рекомендации НИИ и др. при подтверждении выполнения ТР способами по ФЗ №384 (нет ни одной ссылки на ФЗ №123 и перечень СП и НС, утвержденный приказом Ростехрегулирования №474 от 16.04.2014г.).
П.7.4. К существующим зданиям, сооружениям, запроектированным, построенным и введенным в эксплуатацию по ранее действовавшим НД…. вновь разработанные документы не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта, за исключением случаев, когда это приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
П.7.7. Требования МГС или НС и других НД добровольного применения для соблюдения требований ТР, включая ТР ЕврАзЭС, применяются в части, не противоречащей СН.
Приложение Б. Структура Системы: ПБ – СН, СП и НС!
Пожар в ТЦ «Адмирал», г.Казань 12.03.2015г.
(19 погибших) – изменение функционала при эксплуатации нет в ГК, ФЗ №384 и СП!
П.4.6.
СН – требования безопасности к зданиям, сооружениям в развитие ТР, применяются на обязательной основе.
СП – правила и общие принципы выполнения СН, а также обеспечения соответствия, утверждаются Минстроем или по согласованию с ним – другим ФОИВ, применяются на добровольной основе;
П.4.7. Национальные стандарты, СТО и ТУ – по ФЗ «О стандартизации» самостоятельно или при ссылках на них в НД Системы, применяются на добровольной основе.
в т.ч. нац. межгосударственные, региональные и междун. стандарты – ГОСТ Р и ГОСТ;
П.4.8. При недостаточности требований к надежности и безопасности по СН или отсутствии таких требований подготовка ПД и стр-во по СТУ на проектирование и стр-во и техн. свидетельства о пригодности новой продукции - СТУ (разработка и согласование в порядке, установленном Минстроем).
СМ и изделия, влияющие на безопасность здания, соор-я, на кот. НД не распространяются полностью или частично и безопасность которых не м.б. оценена на основе НД (инновационная продукция) подлежит подтверждению пригодности для применения в стр-ве Техническим свидетельством по правилам Правительства.
П.4.9. НПА и НД ФОИВ, включая СП и НС, не должны противоречить положениям СН или дублировать их и подлежат согласованию с …Минстроем и Росстандартом.
П.5.2. СН должны содержать только обязательные требования.
СП, как документы, применяемые на добровольной основе, должны содержать рекомендуемые и, при необходимости, справочные положения.
П.5.3. В СН устанавливают общие принципы проектирования…и требования к зданиям, сооружениям, включая их комплексы и территории застройки, СК, помещения и СИТО в целях обеспечения:
……..2) пожарной безопасности (т.е. возможны СН по пожарной безопасности – одни или несколько?);
……..6) доступности для МГН…
Об основах государственного и муниципального
контроля и надзора в РФ
(проект ФЗ – март 2015г., ожид. принятие 2016г.)
83 фед.гос.надзора, в т.ч. ФГПН, ФГНГО, ФГНЧС (МЧС – сокращение на 40%, «каникулы» для предприятий малого и среднего бизнеса), 39 – региональных, 15- муниципальных.
Принципы:
- открытость и доступность информации по ГН и МН;
- превентивность ГН и МН;
- пропорциональность ГН и МН;
- стимулирование добросовестности;
- обоснованность ГН и МН;
- продуктивность (экономичность) использования ресурсов;
- межведомственная ответственность.
Глава 4. Организация национальной системы управления рисками причинения вреда при осуществлении ГН и МН:
- категории риска причинения вреда (ст.39);
- обоснованность отнесения объектов к различным категориям риска (ст.40);
- модели оценки риска (субъектная, объектная и смешанная) – ст.ст.45-48…
Глава 7. Независимая оценка соблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований:
- негосударственные формы контроля…;
- подтверждение соблюдения обязательных требований;
- декларирование ответственности;
- инспекционный контроль.
О применении системы управления рисками
при организации и осуществлении государственного
надзора (контроля) - проект ПП РФ
П.2. Перечень категорий риска или классов (категорий) опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от трех до шести категорий риска или от трех до шести классов (категорий) опасности из числа указанных в приложении к настоящим Правилам и определяется положением о виде государственного контроля (надзора). При использовании классов (категорий) опасности допускается их обозначение как классов опасности или категорий опасности (далее – классы опасности).
14. При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска, 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) обеспечивает информирование о факте отнесения к категории риска путем размещения информации на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), если иной порядок не установлен положением о виде государственного контроля (надзора).
16. Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении категории риска, класса опасности объекта государственного контроля по соответствующему виду государственного контроля (надзора) (далее – заявление).
14. При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска, 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) обеспечивает информирование о факте отнесения к категории риска путем размещения информации на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), если иной порядок не установлен положением о виде государственного контроля (надзора).
16. Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении категории риска, класса опасности объекта государственного контроля по соответствующему виду государственного контроля (надзора) (далее – заявление).
И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре
П.1. Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора с применением риск-ориентированного подхода».
26. Органы государственного пожарного надзора ведут перечни объектов защиты, которым присвоены категории риска (далее – перечни объектов защиты). Включение сведений в перечни объектов защиты осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении объектов защиты к соответствующим категорий риска.
30. В целях изменения категории риска юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать заявление об изменении категории риска в отношении его объекта защиты с приложением документов и сведений, на основании которых в соответствии с критериями отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к категориям риска должно быть принято решение о присвоении соответствующей категории риска.
2. Критерии вероятности несоблюдения на объекте защиты обязательных требований.
2.1. Объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска соответственно при соблюдении на объекте защиты следующих условий:
- создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
- наличие в структуре пользователя объекта защиты подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
- проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности.
26. Органы государственного пожарного надзора ведут перечни объектов защиты, которым присвоены категории риска (далее – перечни объектов защиты). Включение сведений в перечни объектов защиты осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении объектов защиты к соответствующим категорий риска.
30. В целях изменения категории риска юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать заявление об изменении категории риска в отношении его объекта защиты с приложением документов и сведений, на основании которых в соответствии с критериями отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к категориям риска должно быть принято решение о присвоении соответствующей категории риска.
2. Критерии вероятности несоблюдения на объекте защиты обязательных требований.
2.1. Объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска соответственно при соблюдении на объекте защиты следующих условий:
- создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
- наличие в структуре пользователя объекта защиты подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
- проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности.
2.4. Объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категории среднего, умеренного, низкого риска подлежат отнесению к категории значительного, среднего, умеренного риска в следующих случаях:
- проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- наличие сведений о происшедшем на объекте пожаре в течение последних 5 лет;
- при вступившем в законную силу постановлении суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности объекта в течение последних 3 лет;
- наличие при последней плановой или внеплановой проверке нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей;
2.5. Объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категории среднего, умеренного риска подлежат отнесению к категории значительного, среднего риска соответственно, если показатели смертности от пожаров на 100 тыс. жителей в данном субъекте Федерации превышают средний уровень по Российской Федерации.»
Приложение 2 к положению о федеральном государственном пожарном надзоре
Периодичность проведения плановых проверок при отнесении объектов государственного пожарного надзора (деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и используемых ими объектов защиты) к категории риска.
Периодичность проведения плановых проверок при отнесении объектов государственного пожарного надзора (деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и используемых ими объектов защиты) к категории риска.
Пожар на покрытии стадиона (Китай) – нерасчетный сценарий для нормирования!
Основные НД МЧС по реализации ФЗ №123
(приказ РТР от 16.04.2014г. №474)
- СП 1.13130.2009 Эвакуационные пути и выходы (с изм. – приказ МЧС РФ от 09.12.2010 г. №639).
- СП 2.13130.2012 СППЗ. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (приказ МЧС России от 21.11.2012г. №693).
- СП 3.13130.2009 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
- СП 4.13130.2013 Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.
- СП 5.13130.2009 Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические (проект – 2015).
- СП 6.13130.2013 Электрооборудование. Требования ПБ.
- СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования (изм. – приказ МЧС России от 21.02.2013г. №116)
- СП 8.13130.2009 Источники наружного противопожарного водоснабжения (с изм. – приказ МЧС РФ от 09.12.2010 г. №640).
- СП 9.13130.2009 Огнетушители. Требования к эксплуатации.
- СП 10.13.130.2009 Внутренний противопожарный водопровод (с изм. – приказ МЧС РФ от 09.12.2010 г. №641) - проект 2015.
- СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения (с изм. – приказ МЧС РФ от 09.12.2010 г. №642), проект изменений - 2015.
- СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изм. – приказ МЧС РФ от 09.12.2010 г. №643).
- СП 13.13130.2010 Атомные станции. Требования ПБ.
- СП 135.13330.2012 Вертодромы. Требования ПБ.
- СП 153.13130.2013 Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования ПБ.
- СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности.
- СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности.
- СП 166.1311500.2014 Городские автотранспортные тоннели и путепроводы тоннельного типа с длиной перекрытой части не более 300м. Требования пожарной безопасности.
- СП 240.1311500.2015 Хранилища сжиженного природного газа. Требования пожарной безопасности.
- СП 241.1311500.2015 СППЗ. Установки водяного пожаротушения высотных стеллажных складов автоматические. Нормы и правила проектирования.
Примечание: имеются около 20 проектов СП серии 13130, разработанных ВНИИПО и рассмотренных ЭК; процесс их утверждения затягивается и может не состояться в принципе!
- СП 2.13130.2012 СППЗ. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (приказ МЧС России от 21.11.2012г. №693).
- СП 3.13130.2009 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
- СП 4.13130.2013 Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.
- СП 5.13130.2009 Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические (проект – 2015).
- СП 6.13130.2013 Электрооборудование. Требования ПБ.
- СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования (изм. – приказ МЧС России от 21.02.2013г. №116)
- СП 8.13130.2009 Источники наружного противопожарного водоснабжения (с изм. – приказ МЧС РФ от 09.12.2010 г. №640).
- СП 9.13130.2009 Огнетушители. Требования к эксплуатации.
- СП 10.13.130.2009 Внутренний противопожарный водопровод (с изм. – приказ МЧС РФ от 09.12.2010 г. №641) - проект 2015.
- СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения (с изм. – приказ МЧС РФ от 09.12.2010 г. №642), проект изменений - 2015.
- СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изм. – приказ МЧС РФ от 09.12.2010 г. №643).
- СП 13.13130.2010 Атомные станции. Требования ПБ.
- СП 135.13330.2012 Вертодромы. Требования ПБ.
- СП 153.13130.2013 Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования ПБ.
- СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности.
- СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности.
- СП 166.1311500.2014 Городские автотранспортные тоннели и путепроводы тоннельного типа с длиной перекрытой части не более 300м. Требования пожарной безопасности.
- СП 240.1311500.2015 Хранилища сжиженного природного газа. Требования пожарной безопасности.
- СП 241.1311500.2015 СППЗ. Установки водяного пожаротушения высотных стеллажных складов автоматические. Нормы и правила проектирования.
Примечание: имеются около 20 проектов СП серии 13130, разработанных ВНИИПО и рассмотренных ЭК; процесс их утверждения затягивается и может не состояться в принципе!
Основные СП по реализации ч.5.ст.42 ФЗ №384
(ПП РФ от 26.12.2014г. №1521 с изм. ПП РФ от 29.09.2015г. №1033)
(ПП РФ от 26.12.2014г. №1521 с изм. ПП РФ от 29.09.2015г. №1033)
- СП 17.13330.2011 Кровли. Актуализация СНиП II-26-76.
- СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализация СНиП II-89-80*.
- СП 19.13330.2011 Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Актуализация СНиП II-97-76*.
- СП 30.13330.2010 Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализация СНиП 2.04.01-85*.
- СП 31.13330.2010 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Актуализация СНиП 2.04.02-84*.
- СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализация СНиП 2.07.01-89*.
- СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания. Актуализация СНиП 2.09.04-87*.
- СП 50.13330.2010 Тепловая защита зданий. Актуализация СНиП 23-02-2003.
- СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализация СНиП 23-05-95.
- СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные . Актуализация СНиП 31-01-2003.
- СП 56.13330.2011 Производственные здания. Актуализация СНиП 31-03-2011.
- СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
- СП 60.13330.2010 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Актуализация СНиП 41-01-2003.
- СП 62.13.330.2011 Газораспределительные системы». Актуализация СНиП 42-01-2002.
- СП 88.13330.2014 СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны.
- СП 106.13330.2012 Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения. Актуализация СНиП 2.10.03-84.
- СП 109.13330.2012 Холодильники. Актуализация СНиП 2.11.02-87*.
- СП 113.13330.2012 Автостоянки. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*.
- СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализация СНиП 31-06-2009.
- СП 120.13330.2012 Метрополитены. Актуализация СНиП 32-02-2003.
- СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализация СНиП 32-04-97.
- СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружения. Общие требования проектирования.
- СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализация СНиП II-89-80*.
- СП 19.13330.2011 Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Актуализация СНиП II-97-76*.
- СП 30.13330.2010 Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализация СНиП 2.04.01-85*.
- СП 31.13330.2010 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Актуализация СНиП 2.04.02-84*.
- СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализация СНиП 2.07.01-89*.
- СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания. Актуализация СНиП 2.09.04-87*.
- СП 50.13330.2010 Тепловая защита зданий. Актуализация СНиП 23-02-2003.
- СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализация СНиП 23-05-95.
- СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные . Актуализация СНиП 31-01-2003.
- СП 56.13330.2011 Производственные здания. Актуализация СНиП 31-03-2011.
- СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
- СП 60.13330.2010 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Актуализация СНиП 41-01-2003.
- СП 62.13.330.2011 Газораспределительные системы». Актуализация СНиП 42-01-2002.
- СП 88.13330.2014 СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны.
- СП 106.13330.2012 Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения. Актуализация СНиП 2.10.03-84.
- СП 109.13330.2012 Холодильники. Актуализация СНиП 2.11.02-87*.
- СП 113.13330.2012 Автостоянки. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*.
- СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализация СНиП 31-06-2009.
- СП 120.13330.2012 Метрополитены. Актуализация СНиП 32-02-2003.
- СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализация СНиП 32-04-97.
- СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружения. Общие требования проектирования.
Объекты защиты при отсутствии НД по ПБ
- СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для МГН.
- СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные МГН. Правила проектирования.
- СП 139.13330.2012 Здания и помещения с мечтами труда для инвалидов. Правила проектирования.
- СП 141.13330.2012 Учреждения социального обслуживания МГН. Правила расчета и размещения.
- СП 142.13330.2012 Здания центров ресоциализации. Правила проектирования.
- СП 143.13330.2012 Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности МГН. Правила проектирования.
- СП 144.13330.2012 Центры и отделения гериатрического обслуживания. Правила проектирования.
- СП 145.13330.2012 Дома-интернаты. СП 35-112-2005.
- СП 146.13330.2012 Геронтологические центры. Дома сестринского ухода, хосписы. Правила проектирования.
- СП 147.13330.2012 Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции.
- СП 148.13330.2012 Помещения в учреждениях социального и медицинского обслуживания. Правила проектирования.
- СП 149.13330.2012 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями.
- СП 150.13330.2012 Дома-интернаты для детей-инвалидов. СП 35-117-2006.
- СП 152.13330.2012 Здания судов общей юрисдикции. СП 31-104-2000.
- СП 158.13330.2014 Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования.
- СП 160.1325800.2014 Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования (пока нет в ПП №1521).
- СП 228.1325800.2014 здания и сооружения следственных органов. Правила проектирования.
- СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные МГН. Правила проектирования.
- СП 139.13330.2012 Здания и помещения с мечтами труда для инвалидов. Правила проектирования.
- СП 141.13330.2012 Учреждения социального обслуживания МГН. Правила расчета и размещения.
- СП 142.13330.2012 Здания центров ресоциализации. Правила проектирования.
- СП 143.13330.2012 Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности МГН. Правила проектирования.
- СП 144.13330.2012 Центры и отделения гериатрического обслуживания. Правила проектирования.
- СП 145.13330.2012 Дома-интернаты. СП 35-112-2005.
- СП 146.13330.2012 Геронтологические центры. Дома сестринского ухода, хосписы. Правила проектирования.
- СП 147.13330.2012 Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции.
- СП 148.13330.2012 Помещения в учреждениях социального и медицинского обслуживания. Правила проектирования.
- СП 149.13330.2012 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями.
- СП 150.13330.2012 Дома-интернаты для детей-инвалидов. СП 35-117-2006.
- СП 152.13330.2012 Здания судов общей юрисдикции. СП 31-104-2000.
- СП 158.13330.2014 Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования.
- СП 160.1325800.2014 Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования (пока нет в ПП №1521).
- СП 228.1325800.2014 здания и сооружения следственных органов. Правила проектирования.
Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2015г. №1092-р
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в перечень НС, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в т.ч. Правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения ФЗ №123 и осуществления оценки соответствия (т.е. при НОР или пожаудите!), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009г. №304-р:
В перечень входят 301 ГОСТ, в т.ч.:
- классификация материалов – 18;
- показатели технологических сред и зон – 15;
- электрооборудование – 23;
- строительные конструкции и преграды – 16;
- пожарная сигнализация, связь и оповещение – 9;
- источники зажигания - 19;
- огнестойкость – 11;
- огнетушители – 2 (в СП нет требований!);
- устройства пожаротушения – 3;
- пожарные автомобили, мотопомпы – 8 (в СП нет требований!);
- АУП – 22;
- огнетушащие вещества – 6;
- средства индивидуальной защиты и спасения -28 (в СП нет требований!);
- пожарный инструмент, снаряжение, шкафы, рукава, стволы и т.п. - 17;
- ПБ материалов, конструкций, систем – 17;
- электротехническая продукция – 86;
- теплогенераторы – 1.
Оценка соответствия (ст.144 ФЗ №123)
ч.1 Оценка соответствия объектов защиты (продукции) проводится в формах:
- аккредитации;
- независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
- федерального государственного пожарного надзора (1,75млн. объектов надзора, ранее было до 2,5 млн.!) - Следует исключить, это противоречит ст.6 ФЗ №69 и проекту ФЗ «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации»!!);
- декларирования пожарной безопасности (нужно изменение ст.64 и приказа МЧС №91 – отражено в проекте изменений ФЗ №123 – 2016г.);
- исследований (испытаний);
- аккредитации;
- независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
- федерального государственного пожарного надзора (1,75млн. объектов надзора, ранее было до 2,5 млн.!) - Следует исключить, это противоречит ст.6 ФЗ №69 и проекту ФЗ «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации»!!);
- декларирования пожарной безопасности (нужно изменение ст.64 и приказа МЧС №91 – отражено в проекте изменений ФЗ №123 – 2016г.);
- исследований (испытаний);
- подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);
- приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
- производственного контроля;
- экспертизы.
Вывод: пока ФГПН по существу нет альтернативы при оценке соответствия зданий, сооружений!
- приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
- производственного контроля;
- экспертизы.
Вывод: пока ФГПН по существу нет альтернативы при оценке соответствия зданий, сооружений!
Особенности применения СП при оценке соответствия
Ст.5 (ч.2), ст.15 (ч.6) ФЗ №384. «Безопасность зданий…..обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 ст.6 перечни или требований СТУ, обоснование – ссылками на ТР, НС и СП, при отсутствии требований –расчетами!».
По ст.7 ФЗ №184 – Пожарная безопасность - одна из 13 видов безопасности!
Ст.6 (ч.1) ФЗ №123 ( в ред. ФЗ №117 от 10.07.2012г.) «ПБ…считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий»:
- выполнены требования ПБ, установленные ТР, и пожарный риск не превышает допустимых значений»;
- в полном объеме выполнены требования ПБ, установленные ТР и НД по ПБ (в т.ч. СП, ГОСТ, СТУ, но это противоречит ч.2 ст.5 и ч.6 ст.15 ФЗ №384, т.к. ФЗ не предусматривает одновременного выполнения требований НС, СП и СТУ!!!).
Возможные варианты подтверждения соответствия:
1. Выполнение требований стандартов и СП или СТУ (на практике – одновременно из-за приказа №36 Минрегиона), что по факту нереально и (или) невыгодно застройщику!
На практике при наличии СТУ (реальное отсутствие НД) применяется оценка соответствия (выполнение СТУ, других НД и расчеты!), что не предусмотрено ч.1 ст.6 ФЗ №123!!!
2. Выполнение ТР и расчеты по оценке пожарных рисков (ст.ст.79, 93-95 ФЗ №123, ПП РФ от 31.03.2009г. №272, приказы МЧС России от 30.06.2009г. №382, от 10.07.2009г. №404), которые:
- применяются и для объектов классов Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4 (приказ МЧС от 02.12.2015г. №632, МЮ рег.№40386 от 30.12.2015г.);
- не дифференцируются допустимые значения риска по функциональной пожарной опасности объекта;
- не учитываются эффективные конструктивные и инженерные решения;
- не отражены типовая пожарная нагрузка, исходная площадь пожара;
- не учитываются параметры СППЗ (увеличение интенсивности, расхода, числа струй…);
- содержится ограниченный состав показателей СОПБ и без конкретных значений коэффициентов их эффективности;
- содержатся недостаточные сведения по частоте пожаров, не совпадающие с классификацией объектов по функциональной пожарной опасности по ст.32 ФЗ №123;
- не позволяют выбирать экономически и функционально эффективные решения.
3. Пожарный аудит (при эксплуатации) – ст.144 ФЗ №123, ПП РФ от 07.04.2009г. №304 (масштабы применения на уровне 1-2% от числа объектов надзора!, МЧС предусматривает существенно расширить!);
4. Декларирование (ст.144 ФЗ №123, приказ МЧС №91 - до ввода в эксплуатацию и после ввода (в существующем виде не может считаться формой оценки соответствия!).
Ожидаемые изменения в части СТУ
(проект приказа Минстроя 10.2015г. взамен №36)
(проект приказа Минстроя 10.2015г. взамен №36)
Виды СТУ:
- требования по надежности и безопасности по ст.48.1 ГК, объекты культурного наследия;
- требования к сейсмической безопасности (более 9 баллов);
- требования к пожарной безопасности;
- отсутствующие или недостающие требования.
Недостатки проекта:
- нет части здания, СИТО, этапов жизненного цикла (ст.2 и ч.2 ст.3 ФЗ №384);
- ограничение числа разработчиков (отсутствует свид-во о допуске от СРО – см. ст.55.8 и 60 ГК);
- в обосновании требований нет способов, перечисленных в ст.15 ФЗ №384;
- не включаются требования НД, хотя бы путем перечисления пунктов (не соблюдаются ч.2 ст.5 и ч. ст.15 ФЗ №384);
- отступления и недостаточность не могут быть применены к требованиям добровольного применения;
- не предусмотрены приложения в виде результатов обоснований (ст.6, 79, 93 ФЗ №123, ст.15 ФЗ №384);
- не учтено, что МЧС наделено полномочиями согласования только при отсутствии требований по ПБ, а при отступлении и недостаточности особенно СП Минстроя – это нарушение ч.2 ст.78 ФЗ №123 и ст.20 ФЗ №69 (правильнее ограничиться положительным заключением уполномоченного органа МЧС, которым могут быть и подведомственные ему организации – ВНИИПО, АГПС…).
- Необходимо унифицировать структуру и требования к содержанию СТУ (отдельный приказ или Методические рекомендации)!
- требования по надежности и безопасности по ст.48.1 ГК, объекты культурного наследия;
- требования к сейсмической безопасности (более 9 баллов);
- требования к пожарной безопасности;
- отсутствующие или недостающие требования.
Недостатки проекта:
- нет части здания, СИТО, этапов жизненного цикла (ст.2 и ч.2 ст.3 ФЗ №384);
- ограничение числа разработчиков (отсутствует свид-во о допуске от СРО – см. ст.55.8 и 60 ГК);
- в обосновании требований нет способов, перечисленных в ст.15 ФЗ №384;
- не включаются требования НД, хотя бы путем перечисления пунктов (не соблюдаются ч.2 ст.5 и ч. ст.15 ФЗ №384);
- отступления и недостаточность не могут быть применены к требованиям добровольного применения;
- не предусмотрены приложения в виде результатов обоснований (ст.6, 79, 93 ФЗ №123, ст.15 ФЗ №384);
- не учтено, что МЧС наделено полномочиями согласования только при отсутствии требований по ПБ, а при отступлении и недостаточности особенно СП Минстроя – это нарушение ч.2 ст.78 ФЗ №123 и ст.20 ФЗ №69 (правильнее ограничиться положительным заключением уполномоченного органа МЧС, которым могут быть и подведомственные ему организации – ВНИИПО, АГПС…).
- Необходимо унифицировать структуру и требования к содержанию СТУ (отдельный приказ или Методические рекомендации)!
Проект изменений приказа МЧС №710 - 11.2015г.
- п.2 – нет ясности в части СТУ, содержащих недостающие требования, а также отступления от требований НД обязательного применения (например, от требований СП, включенных в перечень согласно ПП РФ от 26.12.2014г. №1521, где до 25% требований относятся к пожарной безопасности); для таких СТУ, очевидно, было бы достаточным получение положительного заключения МЧС России или подведомственной ему организации – ВНИИПО, Академии ГПС и др.
- в части первого абзаца п.8 приказа №710 об отнесении исключительно к компетенции МЧС России согласования СТУ при отсутствии требований в НД (не отвечает ч.8 ст.6 ФЗ №384, п.п.5.2.9 и 5.4.8 Положения о Минстрое, утвержденного ПП РФ от 18.11.2013г. №1038). В этой связи целесообразно рассмотреть вариант для МЧС России, предусматривающий только процедуру предоставления в Минстрой положительного заключения на рассмотренные СТУ. В этом случае следует также исключить 2-й абзац п.35.1 приложения к приказу №710 в части направления заявителю СТУ, прошнурованных и заверенных штампом подразделения МЧС России, т.к. при согласовании СТУ в Минстрое России в этот документ, как правило, вносятся изменения и дополнения, не совпадающие с соответствующим заключением нормативно-технического совета подразделения МЧС России, что создает труднопреодолимые сложности и существенно увеличивает сроки рассмотрения и согласования СТУ.
- Исключение из приложения к приказу первого абзаца п.24.1 (НТС) при сохранении действия пунктов 8а) и 22а) означает, что при рассмотрении СТУ на уровне центрального аппарата МЧС России решение о согласовании СТУ должно будет приниматься главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору или одним из его заместителей, однако согласно редакции п.24.4 это относится только к СТУ, содержащим технические решения, аналогичные ранее согласованным государственным инспектором РФ по пожарному надзору или одним из его заместителей, т.е. уже рассмотренным на нормативно-техническом совете МЧС России. При реализации такой процедуры целесообразно получение соответствующего заключения организации, уполномоченной МЧС России (например, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, как основного разработчика нормативных документов, или иной организации).
- В проекте редакции п.24.4 остается неопределенной процедура рассмотрения в центральном аппарате МЧС России и согласования СТУ с техническими решениями, которые не имеют аналогов в ранее согласованных СТУ, т.е. при фактическом отсутствии требований в НД, особенно для зданий, сооружений с параметрами, указанными в ст.481 Градостроительного кодекса РФ или превышающими указанные в п.п.8б) и 8в) приложения к приказу №710.
- С учетом п.3 следует ввести во 2-й абзац п.30 приложения к приказу №710 ограничения по делегированию права рассмотрения СТУ на уровень субъекта РФ, т.к. при отсутствии требований в НД по пожарной безопасности соответствующие полномочия предоставлены по ст.20 ФЗ №69 собственно МЧС России.
- В проекте приказа следует отразить процедуру внесения изменений в ранее согласованные СТУ или рассмотрения СТУ на тот же объект защиты от другого Заявителя (например, дополнить п.35) или дать ссылку на соответствующий порядок, установленный Минстроем России, т.к. на практике это происходит достаточно часто.
- в части первого абзаца п.8 приказа №710 об отнесении исключительно к компетенции МЧС России согласования СТУ при отсутствии требований в НД (не отвечает ч.8 ст.6 ФЗ №384, п.п.5.2.9 и 5.4.8 Положения о Минстрое, утвержденного ПП РФ от 18.11.2013г. №1038). В этой связи целесообразно рассмотреть вариант для МЧС России, предусматривающий только процедуру предоставления в Минстрой положительного заключения на рассмотренные СТУ. В этом случае следует также исключить 2-й абзац п.35.1 приложения к приказу №710 в части направления заявителю СТУ, прошнурованных и заверенных штампом подразделения МЧС России, т.к. при согласовании СТУ в Минстрое России в этот документ, как правило, вносятся изменения и дополнения, не совпадающие с соответствующим заключением нормативно-технического совета подразделения МЧС России, что создает труднопреодолимые сложности и существенно увеличивает сроки рассмотрения и согласования СТУ.
- Исключение из приложения к приказу первого абзаца п.24.1 (НТС) при сохранении действия пунктов 8а) и 22а) означает, что при рассмотрении СТУ на уровне центрального аппарата МЧС России решение о согласовании СТУ должно будет приниматься главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору или одним из его заместителей, однако согласно редакции п.24.4 это относится только к СТУ, содержащим технические решения, аналогичные ранее согласованным государственным инспектором РФ по пожарному надзору или одним из его заместителей, т.е. уже рассмотренным на нормативно-техническом совете МЧС России. При реализации такой процедуры целесообразно получение соответствующего заключения организации, уполномоченной МЧС России (например, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, как основного разработчика нормативных документов, или иной организации).
- В проекте редакции п.24.4 остается неопределенной процедура рассмотрения в центральном аппарате МЧС России и согласования СТУ с техническими решениями, которые не имеют аналогов в ранее согласованных СТУ, т.е. при фактическом отсутствии требований в НД, особенно для зданий, сооружений с параметрами, указанными в ст.481 Градостроительного кодекса РФ или превышающими указанные в п.п.8б) и 8в) приложения к приказу №710.
- С учетом п.3 следует ввести во 2-й абзац п.30 приложения к приказу №710 ограничения по делегированию права рассмотрения СТУ на уровень субъекта РФ, т.к. при отсутствии требований в НД по пожарной безопасности соответствующие полномочия предоставлены по ст.20 ФЗ №69 собственно МЧС России.
- В проекте приказа следует отразить процедуру внесения изменений в ранее согласованные СТУ или рассмотрения СТУ на тот же объект защиты от другого Заявителя (например, дополнить п.35) или дать ссылку на соответствующий порядок, установленный Минстроем России, т.к. на практике это происходит достаточно часто.
О применении расчетов пожарных рисков
при экспертизе проектной документации
при экспертизе проектной документации
Реализация результатов оценки пожарных рисков сдерживается имеющимися противоречиями требований ч.1 и ч.3 ст.6 Федерального закона №123 и ч.2 ст.5, ч.6 ст.15 Федерального закона №384 в части подтверждения соответствия здания, сооружения требованиям безопасности, в частности - пожарной безопасности (один из 13 видов безопасности согласно ст.7 ФЗ №184).
Доказательная база по соблюдению условия 1) ч.1 ст.6 ФЗ №123, когда по результатам расчетам пожарных рисков пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, относится к защите жизни и здоровья людей, но не затрагивает проблему обеспечения защиты имущества согласно целям ст.6 ФЗ №184, в методиках расчетов этого нет!
Оценка пожарных рисков не гармонизирована с положениями ст.20.4 КоАП (в ред. ФЗ №120 от 03.06.2011г.) , где к административному правонарушению отнесены любые несоблюдения требований пожарной безопасности вне зависимости от подтверждения соответствия объекта защиты расчетами по оценке рисков. Вместе с тем, согласно п.48.1 приказа МЧС России от 28.06.2012г. №375 результаты расчетов по оценке пожарных рисков могут приниматься во внимание, чтобы считать исполненными противопожарные мероприятия, содержащиеся в предписании об устранении нарушений на объекте защиты.
Доказательная база по соблюдению условия 1) ч.1 ст.6 ФЗ №123, когда по результатам расчетам пожарных рисков пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, относится к защите жизни и здоровья людей, но не затрагивает проблему обеспечения защиты имущества согласно целям ст.6 ФЗ №184, в методиках расчетов этого нет!
Оценка пожарных рисков не гармонизирована с положениями ст.20.4 КоАП (в ред. ФЗ №120 от 03.06.2011г.) , где к административному правонарушению отнесены любые несоблюдения требований пожарной безопасности вне зависимости от подтверждения соответствия объекта защиты расчетами по оценке рисков. Вместе с тем, согласно п.48.1 приказа МЧС России от 28.06.2012г. №375 результаты расчетов по оценке пожарных рисков могут приниматься во внимание, чтобы считать исполненными противопожарные мероприятия, содержащиеся в предписании об устранении нарушений на объекте защиты.
Некоторые проблемы применения
расчетов по оценке пожарных рисков
В п.4 Методики записано «…Результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений, которые учитываются в Методике». Нормативными требованиями по ПБ установлены параметры зданий преимущественно по высоте и площади пожарного отсека».
Согласно п.28 ст.2 ФЗ №384 характеристика зданий и сооружений - «это количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности».
Вывод: Методика не может обосновывать параметры путей эвакуации, за исключением высоты здания и площади пожарных отсеков, свойства строительных конструкций, в т.ч. кровли, фасадных систем, материалов, элементов сетей и систем инженерно-технического обеспечения.
Свойства строительных конструкций и материалов при моделировании опасных факторов пожара (ОФП) не учитываются, т.е. Методикой не определены способы её применения! Исходя из вышеизложенного необходимо в п.4 Методики конкретизировать область распространения полученных данных при определении пожарного риска.
Пример – фасады. Пожары ЖК: 40эт.(г.Грозный,04.2013г.), 25эт. (74,5м) (г.Красноярск, 09.2014г.)
проблемы: подъезды для ПА, фасады, доставка средств пожаротушения на высоту, неэффективность СППЗ внутри здания…
Некоторые проблемы применения расчетов по оценке пожарных рисков
- необходимое число и основные сценарии пожара (это относится к приказам №382 и №404), в т.ч. с учетом, например, положений п.2.2 Методических рекомендаций ВНИИПО к СП 7.13130.2013 "Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий», т.е. в одном помещении одного этажа в каждом из пожарных отсеков! Несоответствия: открытые спортсооружения – этажей нет!
- влияние изменения (увеличения или уменьшения) какого-либо из параметров систем АУПТ, ВПВ, роботизированных комплексов (РПК), в т.ч. интенсивности, расхода воды, количества струй, продолжительности подачи воды или площади орошения на величину пожарного риска. Как следствие этого, не представляется возможным оценить влияние на оценку пожарного риска наличия систем противопожарной защиты (в том числе с повышенными показателями по интенсивности, расходам, количеству струй и т.д.), если наличие таких систем противопожарной защиты не требуется НД;
- особенности поведения людей, в т.ч. при эвакуации, например, в крупных торгово-развлекательных комплексах (наличие значительного числа оплаченных покупок, выбор из многих путей эвакуации в пользу своего маршрута входа в здание, неизбежное перемещение за детьми, оставленными в игровой зоне на другом этаже, использование лифтов и передвижение на этажи автостоянки, где оставлены автомобили и др.);
- распространение Методики на класс Ф4.4, т.е. здания, сооружения пожарных депо, тем более, что в СП такие требования по существу отсутствуют.
- влияние изменения (увеличения или уменьшения) какого-либо из параметров систем АУПТ, ВПВ, роботизированных комплексов (РПК), в т.ч. интенсивности, расхода воды, количества струй, продолжительности подачи воды или площади орошения на величину пожарного риска. Как следствие этого, не представляется возможным оценить влияние на оценку пожарного риска наличия систем противопожарной защиты (в том числе с повышенными показателями по интенсивности, расходам, количеству струй и т.д.), если наличие таких систем противопожарной защиты не требуется НД;
- особенности поведения людей, в т.ч. при эвакуации, например, в крупных торгово-развлекательных комплексах (наличие значительного числа оплаченных покупок, выбор из многих путей эвакуации в пользу своего маршрута входа в здание, неизбежное перемещение за детьми, оставленными в игровой зоне на другом этаже, использование лифтов и передвижение на этажи автостоянки, где оставлены автомобили и др.);
- распространение Методики на класс Ф4.4, т.е. здания, сооружения пожарных депо, тем более, что в СП такие требования по существу отсутствуют.
Предложения по расчетам пожарных рисков
1. Целесообразно в ФЗ №123 и СП установить дифференцированные допустимые значения пожарного риска с учетом классификации зданий, сооружений по функциональной пожарной опасности, возможно по аналогии со ст.93 ФЗ №123 для производственных объектов, наличия и «качества» систем противопожарной защиты, что отразить в соответствующих методиках.
2. Пожарный риск должен в полной мере подтверждать пожарную безопасность объекта защиты (не только безопасность людей, но и защиты имущества!), в том числе и при невыполнении требований пожарной безопасности, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, которые подлежат применению на добровольной и (или) обязательной основе (зачастую, мнение органов экспертизы, сотрудников надзора сводится к тому, что методика позволяет обосновать безопасность людей только по отступлениям от требований к путям эвакуации, т.е. уменьшение их ширины, увеличение расстояний до эвакуационных выходов, снижение числа или нерассредоточенность эвакуационных выходов).
3. Дальнейшее развитие и совершенствование Методики для существенного расширения состава показателей (см. ст.17 ФЗ №384 - в части противопожарных расстояний, огнестойкости, пожарной опасности, сетей и систем инженерно-технического обеспечения, в т.ч. внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения, применения средств индивидуальной защиты, средств самоспасания и средств спасения, наличия пожарной охраны и т.д.), обеспечивающих объективную оценку пожарных рисков и подтверждающих эффективность (неэффективность) тех или иных проектных и строительных решений.
Автоматическое пожаротушение – нерешенные проблемы
Ст.61.
Ч.2. Применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения должно обеспечивать достижение одной или нескольких целей:
Ч.2. Применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения должно обеспечивать достижение одной или нескольких целей:
1) ликвидация пожара в помещении (здании) до возникновения критических значений ОФП;
2) ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления пределов огнестойкости СК;
3) ликвидация пожара в помещении (здании) до причинения максимально допустимого ущерба защищаемому имуществу;
4) ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления опасности разрушения технологических установок.
Ч.3. Тип автоматической и (или) автономной установки пожаротушения, вид огнетушащего вещества и способ его подачи в очаг пожара определяются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения и параметров окружающей среды.
2) ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления пределов огнестойкости СК;
3) ликвидация пожара в помещении (здании) до причинения максимально допустимого ущерба защищаемому имуществу;
4) ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления опасности разрушения технологических установок.
Ч.3. Тип автоматической и (или) автономной установки пожаротушения, вид огнетушащего вещества и способ его подачи в очаг пожара определяются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения и параметров окружающей среды.
Несоответствия и ограничения требований НД для ДОО
- Ф1.1 (в части ПБ)
- Ф1.1 (в части ПБ)
СП 1.13130.2009.
П.5.2.34. Трехэтажные здания ДОО допускается проектировать в городах и других поселениях, обслуживаемых пожарной охраной, (это частично противоречит п.4.10 СП 54.13330.2011, где допускаются такие ДОО только в крупных и крупнейших городах!, а также не указан вид пожарной охраны согласно ст.4 ФЗ №69 «О пожарной безопасности») при соблюдении следующих требований:
…...из помещений 2 и 3 этажей, предназначенных для одновременного пребывания более 10чел., должны быть предусмотрены рассредоточенные выходы на две лестничные клетки;
коридоры, соединяющие лестничные клетки, необходимо разделять противопожарными перегородками не ниже 2-го типа (т.е. EI 15 c противопожарными дверями не менее EI 15, а остекленными EIW (EIWS)15) из условия обеспечения выхода из каждой групповой ячейки в разные отсеки коридора…(в СП 118 – исключить 2016г.).
При реализации этого требования согласно п.7.2 СП 7.13130.2013 из коридоров без естественного проветривания длиной более 15 метров с числом этажей здания 2 и более должна быть вытяжная противодымная вентиляция с подачей наружного воздуха системой приточной противодымной вентиляции в нижние части помещений (п.7.14к), а согласно требованиям п.7.4 перепад давления не должен превышать 150Па (усилие для открывания такой двери составит не менее 30кг, а вес двери не менее 50кг!, что делает проблематичным реализацию требования п.4.2.7 – последний абзац в части возможности открывания двери ребенку!). От ВНИИПО - в EN 12101-6 занормировано 50Па ±10% и рассматривается вариант (по данным от коллег из ТК CEN) снижения до 30Па ±10%.
Кроме того, часть детей и (или) их родителей могут быть отнесены к МГН и тогда для них следует выполнять требования ч.15 ст.89 ФЗ №123 и п.п.5.2.23-5.2.30 СП 59.13330.2012 в части устройства зон безопасности на этажах здания ДОО.
Письмо ДНД МЧС России от 21.12.2012г. №19-16-1263 – при устройстве безопасных зон с выходом на лестничную клетку – выполнение требований как к помещению самой БЗ, так и л/к (обеспечение незадымляемости, т.е. Н1, Н2 или Н3, и др.).
Иллюстрация ограничений требований НД для ДОО на 100 мест
- Разработать и ввести в действие НД «Система стандартов и сводов правил по пожарной безопасности» (Минстрой – проект 2016г., в МЧС – нет!).
- С учетом ФЗ №384 на основании ч.8 ст.6 и с учетом изменений ФЗ №123 целесообразно (не совпадает с позицией Минстроя РФ!):
- если СТУ разработаны при отсутствии требований в НД по пожарной безопасности, проводить их согласование только в МЧС России на основании ст.6 и ст.20 ФЗ №69 «О пожарной безопасности» (почти нереально с учетом изменений приказа №710);
- для других СТУ (недостаточность требований, отступления от СП или НС) проводить согласование Минстроем России с получением заключения МЧС России (или ФГБУ ВНИИПО МЧС России) –почти также в проекте приказа Минстроя!;
- при подготовке Минстроем РФ СН и изменений в Перечень национальных стандартов и сводов правил (ПП от 26.12.2014г. №1521) актуализировать в СП серии 13330 основополагающие требования по пожарной безопасности;
- обеспечить силами ФГБУ ВНИИПО МЧС России сертификацию используемого в настоящее время программного обеспечения («СИТИС», «Феникс», «Пожбезопасность» или др.) для проведения расчетов по оценке пожарного риска согласно ст.6 и ст.64 ФЗ №123, постановления Правительства РФ от 31.03.2009г. №272, приказов МЧС РФ от 30.06.2009г. №382 и от 10.07.2009г. №404, а также предусмотреть обязательное повышение квалификации экспертов, выполняющих такие расчеты и проведение их периодической аттестации;
- периодически (не реже 1 раза в год) осуществлять подготовку (для проектировщиков, застройщиков, собственников, органов экспертизы и надзора, образовательных учреждений) и издание Пособий по применению СН, СП, национальных стандартов, методик расчетов пожарных рисков и противопожарных сетей инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
г.Москва, ул. Русаковская д.28, стр.1А
тел/факс 8(495)-988-10-04
ntk-npo@mail.ru
Исполнительный комитет:
тел/факс 8(495) 989-99-01
info@psorf.ru, www.psorf.ru
-
Поделиться:
- Подписаться