- 17-01-2020, 13:14
- 2 134
О «революции» в законодательстве по ПБ и новации в НД для высотных зданий
д.т.н., профессор, академик НАН ПБ, ВАН КБ
Председатель Правления ОООР «ФППСО»
Генеральный директор ООО «Гефест групп»
Член Экспертного Совета МЧС России,
Тел./факс (495) 988-10-04, meshalkin@gefest.com.ru
Некоторые данные по статистике пожаров
Данные Открытого Правительства (Абызов М.) - куратор реформы надзора:
44 надзора, 2 млн.требований (пересмотр и актуализация – до 2025 года, экономия – 3% от ВВП или
~2,6 трлн.р.,
10% требований можно оперативно и безболезненно отменить!
2 млн. проверок, 2/3 нарушений со штрафами, только 10% связаны с угрозой причинения вреда, остальные – несоблюдение добровольных требований!
Число пожаров в год (в среднем за 5 лет по данным МЧС России):
44 надзора, 2 млн.требований (пересмотр и актуализация – до 2025 года, экономия – 3% от ВВП или
~2,6 трлн.р.,
10% требований можно оперативно и безболезненно отменить!
2 млн. проверок, 2/3 нарушений со штрафами, только 10% связаны с угрозой причинения вреда, остальные – несоблюдение добровольных требований!
Число пожаров в год (в среднем за 5 лет по данным МЧС России):
жилые дома – более 50 тыс., гибель – до 7000 чел., прямой ущерб - до 3,5 млрд.р.; производственные здания – около 3 тыс., гибель – до 100 чел., прямой ущерб - до 2 млрд.р.; складские здания – до 1,5 тыс., гибель – до 50 чел., прямой ущерб – до 3 млрд.р.; здания предприятий торговли – до 3 тыс., гибель – до 50 чел. («Зимняя вишня» - 60 чел.!), прямой ущерб – 2-3 млрд.р.; административные здания – до 1 тыс., гибель – до 50 чел., прямой ущерб – до 0,5 млрд.р.
Еще примерно в 2 раза более названных цифр фиксируется загораний, которые отличаются от пожаров меньшими размерами последствий (МЧС – проект приказа об изменении системы учета пожаров!).
Ежегодно в зданиях от 6 до 25 этажей (около 30% городской застройки в РФ) происходит более 10 тыс. пожаров, при которых погибает до 0,5 тыс. чел.
Полные потери от пожаров примерно в 10 раз превышают вышеприведенные показатели прямого ущерба.
По данным Минэкономразвития России вложения в обеспечение пожарной безопасности ежегодно составляют не менее 100 млрд.р., из них (по экспертным оценкам) до 50-60% составляют затраты на обеспечение требуемой огнестойкости зданий, сооружений.
В среднем за год происходит до 20 тыс. пожаров в зданиях I и II степени огнестойкости (более 70% современной застройки преимущественно в виде монолитного или панельного домостроения), при которых погибает более 1 тыс.чел.
Еще примерно в 2 раза более названных цифр фиксируется загораний, которые отличаются от пожаров меньшими размерами последствий (МЧС – проект приказа об изменении системы учета пожаров!).
Ежегодно в зданиях от 6 до 25 этажей (около 30% городской застройки в РФ) происходит более 10 тыс. пожаров, при которых погибает до 0,5 тыс. чел.
Полные потери от пожаров примерно в 10 раз превышают вышеприведенные показатели прямого ущерба.
По данным Минэкономразвития России вложения в обеспечение пожарной безопасности ежегодно составляют не менее 100 млрд.р., из них (по экспертным оценкам) до 50-60% составляют затраты на обеспечение требуемой огнестойкости зданий, сооружений.
В среднем за год происходит до 20 тыс. пожаров в зданиях I и II степени огнестойкости (более 70% современной застройки преимущественно в виде монолитного или панельного домостроения), при которых погибает более 1 тыс.чел.
Каково же реальное положение дел, например, по огнестойкости?
В реальных условиях строительства, реконструкции при монолитном и панельном домостроении отсутствует система подтверждения соответствия фактических пределов огнестойкости (это особенно важно для несущих СК, преимущественно перекрытий зданий и оболочек тоннельных сооружений) требуемым законодательством показателям! Многочисленные экспериментальные огневые испытания таких конструкций (ВНИИПО, ЦНИИСК, ООО «Прозаск», «КРИЛАК» и др.) показывают, что на завершенных строительством и эксплуатируемых зданиях, сооружениях реальный предел огнестойкости в основном только на 50-60% соответствует требуемым значениям. Очевидно такое положение дел способствует существенному повышению нормативных значений пределов огнестойкости, которые с увеличением высотности зданий достигают для несущих конструкций значений REI 180 и REI 240 (для зданий высотой более 150 метров), что существенно превышает аналогичные значения в зарубежных нормах (как правило, не более REI 150) и приводит к увеличению затрат на изготовление и поддержание эксплуатационных качеств таких строительных конструкций примерно в 2 раза! Данное важное обстоятельство не учитывается в силу следующих обстоятельств:
· несовершенства и во многом избыточности существующих нормативных требований, не учитывающих возможные реальные режимы пожаров при их применении;
· отсутствия в нормативных документах способов подтверждения соответствия строительных конструкций установленным нормативным требованиям;
· ничтожно малых масштабов применения расчетно-аналитических способов и соответствующих программных средств для оценки фактических пределов огнестойкости строительных конструкций по сравнению с объемом дорогостоящих натурных огневых испытаний, в том числе для стадии затухания пожара и внезапного охлаждения конструкций при применении технологий пожаротушения;
· неготовности существующей сети сертификационных центров, лабораторий к выдаче соответствующих заключений;
· отсутствия соответствующих экспресс-методов и методик оценки параметров строительных конструкций на стадии эксплуатации, реконструкции зданий, сооружений;
неприменения или незначительного объема применения разработанных эффективных огнезащитных технологий обеспечения конструктивного соответствия (преимущественно железобетонных и металлических конструкций) требованиям по огнестойкости и огнесохранности.
Жилое здание г.Тюмень 2018г.
Пожар в ТЦ «Синдика» Москва 08.10.2017г., 150 т.м2, 3 пострадавших
Пожар в ТРЦ «Зимняя вишня», г.Кемерово, 25.03.2018г.,
60 погибших, в основном дети, 44 - пострадавших
Екатеринбург
27.09.2016г.
27.09.2016г.
Последствия некачественной огнезащиты
Пожар на 3-м энергоблоке Березовской ГРЭС
Прямой ущерб -11 млрд. руб. Энергоблок восстановлению не подлежит.
Положение о ФГПН» (ФЗ от 28.05.2017г. №100-ФЗ, ПП РФ от 17.08.2016г. №806), готовятся новые изменения: чрезв.высокий риск - ЕЖЕГОДНО!
П.21. Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью (территории, земельные участки – ст.6_1 ФЗ №69):
Изменения в полномочиях ГПН
ФЗ от 21.12.1994 г. №69 «О пожарной безопасности» (в ред. ФЗ от 26.05.2017г. № 100):
ГГИПН и должностные лица органов ГПН имеют право (реализуется не в полной мере!):
…организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с ФОИВ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ для исполнения ….НД, регламентирующие порядок разработки, производства, эксплуатации пожарно-технической продукции;
….давать обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям ПБ…
Изменения в «Положение о ФГПН» (постановление Правительства РФ от 26.05.2018г. №601, вступило в силу с 06.06.2018г.):
….органы ГПН осуществляют, кроме прочего, деятельность по организации и проведению проверок состояния территорий, участков, продаваемой пожарно-технической продукции на исполнение требований пожарной безопасности (нужен Административный регламент, дополнения в ст.20.4 КоАП в отношении применения собственниками, руководителями фальсифицированной и контрафактной продукции, «ревизия» сертификационных центров и лабораторий, активное участие общественных организаций!).
Возможен ли «Революционный переворот»
в ответ на такое положение дел?!
в ответ на такое положение дел?!
Направлен на согласование в ФОИВ (письмо Минстроя от 08.06.18г.) проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ».
Названным проектом ФЗ вносятся принципиальные изменения в существующую систему нормирования в строительстве, а именно:
- предусмотрена разработка Строительных норм (СН) обязательного применения, в т.ч. по пожарной безопасности, (несомненное преимущество - отпадает необходимость в утверждении Постановлением Правительства по аналогии с ПП РФ от 26.12.2014г. № 1521, которое безнадежно устарело!) и Строительных правил (СП) добровольного применения;
- создание Минстроем федерального реестра нормативных документов (применение НД, утверждаемых иными ФОИВ, только после внесения в такой реестр!);
- оценка соответствия требованиям безопасности только при соблюдении СН;
- исключение оснований для разработки СТУ (ч.2 ст.78 ФЗ №123 и ч.8 ст.6 ФЗ №384);
- признание утратившими силу абз.1) ч.1 ст.80 (эв-я людей), ч.ч.2-4, 6-11 ст.87 (огн-ть СК), ст.88 (п/п преграды), ст.89 (эв.пути и выходы) ФЗ №123;
- и др.
Обоснование отрицательного Заключения от ФППСО
Проект изменений ч.1 и ч.8 ст.6 ФЗ от 30.12.2009г. № 384-ФЗ не распространяется на все стадии жизненного цикла здания или сооружения (отсутствуют стадии реконструкции, капитального ремонта), что противоречит ст.2 и ч.2 ст.3 ФЗ № 384, а также на стадии технического перевооружении, изменения функционального назначения зданий, сооружений из-за отсутствия названных стадий также и в действующей редакции ФЗ №384, что противоречит положениям ч.2 ст.1 ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ, т.к. его требования для этих этапов жизненного цикла являются обязательными.
Обоснование: пожары с массовой гибелью людей в ТЦ «Адмирал» г. Казань (16 погибших), ТРЦ «Зимняя вишня» г. Кемерово (57 погибших), склад на ул. Уральская г. Москва (8 погибших пожарных-спасателей) и мн. др.
В изменяемой редакции ч.2 ст.6 ФЗ №384 оказалось утраченным прогрессивное и во многих случаях экономически эффективное положение ч.3 ст.6 действующей редакции ФЗ № 384 в отношении возможности соблюдения требований на альтернативной основе (т.н. «гибкое нормирование», широко применяемое во многих зарубежных странах).
В редакции ч.2 ст.6 упущены своды правил по пожарной безопасности, т.к. они не отнесены к СП в сфере строительства.
В приказах ФОИВ (Минстрой, МЧС и др.) по их утверждению СП устанавливаются сроки их вступления в силу, поэтому сам факт включения Минстроем норм в Реестр не должен приводить к изменениям на завершающих этапах проектирования, иначе это приведет к существенному увеличению сроков и заметному удорожанию стоимости соответствующих работ.
В изменяемой редакции ч.6 ст.6 ФЗ №384 в отношении ревизии и пересмотра (актуализации) не реже чем каждые 5 лет следует дополнительно включить своды правил по пожарной безопасности, чтобы минимизировать дублирующие и противоречащие друг другу положения со строительными нормами, строительными правилами согласно изменяемой редакции ч.2 ст.6 ФЗ №384 (в настоящее время ряд сводов правил действуют около 10 лет при очевидной необходимости в их изменении и дополнении, даже при готовности в ВНИИПО и МЧС новой редакции таких документов: примеры – СП 8.13130.2009 и СП 10.13130.2009 – более 40 лет нет норматива для зданий более 150 тыс.куб.м!
Таким образом, из изменяемой редакции следует, что застройщики, архитекторы, проектировщики, строители, эксплуатирующие организации, производители современных средств обеспечения безопасности лишаются возможности реализации наиболее эффективных, инновационных, в т.ч. энергосберегающих, решений.
В изменяемой редакции ст.6 ФЗ №384 исключена ч.8 существующей редакции ст.6 в отношении Специальных технических условия (СТУ) при отступлении от обязательных требований, их недостаточности по безопасности и надежности или отсутствии в нормах (впервые понятие технических условий введено в нормы Н-102-54 и применялось даже в условиях жесткой системы административного управления в СССР!). В условиях обязательных требований в виде СН на многих стадиях жизненного цикла зданий, сооружений при применении новаторских архитектурных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений неизбежно отступление от таких требований или такие требования окажутся неустановленными, т.е. отсутствующими в СН и других нормативных документах, в т.ч. по пожарной безопасности!
В изменяемой редакции ч.6 ст.15 ФЗ № 384 необоснованно оказались утраченными (это консервативный подход и возврат к нормативной базе 40-летней давности!) положения в отношении обоснования проектных решений не только ссылками на требования нормативных документов из Реестра (в предлагаемой редакции), но и на требования СТУ а также результаты исследований, расчетов и (или) испытаний, моделирования, оценки риска. Использование перечисленных способов из-за недостаточности или отсутствия нормативных требований имеет широкое применение в практике проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации (ст.49 Градостроительного кодекса РФ), проведении проверок органами строительного контроля (ст.53 Градостроительного кодекса РФ) и государственного строительного надзора (ст.54 Градостроительного кодекса РФ), Федерального государственного пожарного надзора (ст.6 ФЗ от 21.12.1994г. № 69 «О пожарной безопасности» в ред. ФЗ от 28.05.2017г. № 100-ФЗ», ч.1 ст.6 и ст.144 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, постановление Правительства РФ от 17.08.2016г. № 806 – риск-ориентированный подход!).
Действующую редакцию ч.6 ст.15 необходимо обязательно сохранить, особенно в связи с действием ст.17 ФЗ № 384, где имеется ссылка именно на ч.6 ст.15!)
В статье 3 законопроекта в отношении изменений в ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:
- исключить из законопроекта п.2) о признании утратившей силу ч.2 ст.78 в отношении СТУ. Частично можно было упростить процедуру согласования СТУ в МЧС России и Минстрое России путем внесения корректировок соответственно в приказ МЧС России от 28.11.2011г. №710 (возможно достаточно получение НТЗ от организаций из Реестра МЧС) и приказ Минстроя России от 15.04.2016г. №248/пр.
- нецелесообразно изменение редакции абзаца 1 ч.1 ст.80 (эвакуация в БЗ), поскольку требования установлены именно ФЗ №123 и сводами правил по его реализации, а в ФЗ №384 какие-либо противопожарные требования отсутствуют;
- необоснованно считать утратившими силу ч.ч. 2-4 и 6-11 ст.87 ФЗ №123 по огнестойкости в связи с тем, что реализация этих требований обеспечена в СП 2.13130.2012 и СП 4.13130.2013; в дальнейшем в принципе можно было бы по линии МЧС России внести в вышеуказанные части ст.87 изменения в отношении избыточной детализации требований с указанием конкретных показателей; Аналогично нельзя считать утратившими силу статьи 88 и 89 (противопожарные преграды и эвакуация), т.к. это сделает неэффективными требования СП 2.13130.2012, СП 1.13130.2009 и СП 4.13130.2013;
- признание утратившими силу табл. 21-25 приложения к ФЗ №123 фактически приведет к потере необходимости СП 2.13130.2012 и СП 4.13130.2013.
Необходимые дополнения в ст.20.4 КоАП
(к законопроекту МЧС-2018)
Дополнить ст.20.4 двумя частями (письмо Палаты Чуприяну А.П. от 08.08.2018г. № 098/мв):
частью 1.2 следующего содержания:
- «1.2. Нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии у собственника, руководителя организации, иных должностных лиц, уполномоченных владеть, распоряжаться имуществом, подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе с применением риск-ориентированного подхода, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.»;
частью 1.3 следующего содержания:
- «1.3. Нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в применении фальсифицированной, контрафактной и иной продукции, не отвечающих требованиям безопасности, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».
Некоторые новации проекта СП 2.13130 (ред. 2018г.)
п.4.3. Требования настоящего СП основаны на данных о пределах огнестойкости, полученных при стандартном температурном режиме. При определении пределов огнестойкости при альтернативных или реальных температурных режимах (см. ГОСТ Р ЕН 1363-2-2014 Конструкции строительные. Испытания на огнестойкость. Альтернативные и дополнительные методы) необходимо разрабатывать иные требования к степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий, размерам пожарных отсеков и т.д.
п.5.2.1 …… Пределы огнестойкости строительных конструкций по альтернативным температурным режимам определяются в специально оговоренных случаях, установленных НД по пожарной безопасности (пока в СП этого нет!).
п.5.2.3. …Для зданий всех классов функциональной пожарной опасности допускается применение горючих материалов защитно-декоративной отделки толщиной до 0,3 мм, наносимых на негорючую внешнюю поверхность наружных стен (в т.ч. на облицовку и отделку фасадных систем).
п.5.2.6. Допускается использование экспериментальных данных по огнезащитной эффективности средств огнезащиты для стальных конструкций по ГОСТ Р 53395 при определении пределов огнестойкости конструкций с огнезащитой расчетно-аналитическим методом.
п.5.4.3. В случае строительства зданий, сооружений в сейсмическом районе при применении средств огнезащиты должны выполняться требования СП 14.13330.
Автоматическое пожаротушение – перспективы
по целям 2,3 и 4 ст.61 ФЗ №123
Ст.61. по целям 2,3 и 4 ст.61 ФЗ №123
Ч.2. Применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения должно обеспечивать достижение одной или нескольких целей:
1) ликвидация пожара в помещении (здании) до возникновения критических значений ОФП (программные продукты – Феникс2+, СИТИС, Пожбезопасность и др.);
2) ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления пределов огнестойкости СК (Руководство по расчетам на ЭВМ огн-ти ЖБК - ВНИИПО, 1975г.); не реализовано требование ч.2 ст.35 (в условиях станд. испытаний или в результате расчетов) и ч.10 ст.87 ФЗ №123 – расчетно-аналитическим методом по НД по ПБ, которых пока нет!);
3) ликвидация пожара в помещении (здании) до причинения максимально допустимого ущерба защищаемому имуществу (нет критерия и методик расчетов!);
4) ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления опасности разрушения технологических установок (нет утвержденных методик!).
Инновационные спринклерные распылители «ТРВ-ПРО» АУПТ –
высокоэффективное средство обеспечения огнестойкости и пожаротушения
Эвакуация для зданий с атриумами – новации в СП для ВЗ!
Защита периметра атриума (этого нет в ст.89 ФЗ и СП 4.13130!):
- устройство опускающихся при пожаре противодымных штор, экранов, занавесов с пределом огнестойкости не менее E45 с автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов) или стационарными противодымными экранами;
- системой орошения спринклерными оросителями АУП, установленными в междуэтажных перекрытиях (под выступающими конструкциями) атриума на расстоянии не более 0,5 м от края проема и с шагом 1,5-2 м (без установки спринклерных оросителей в уровне остекленного покрытия атриума).
Пожаротушение – новации в СП для высотных зданий!
С целью минимизации последствий от ложных срабатываний применение спринклерных и других видов АУПТ с контролем срабатывания.
Высотные здания - оборудование автоматическими установками сдерживания пожара (АУСП) согласно требованиям ст.117 ФЗ №123 с оросителями (распылителями) с принудительным пуском (С-ПП), активируемыми сигналом от АПС и пожарного сателлитного извещателя. Оросители С-ПП (в том числе тонкораспыленной воды) устанавливать:
- над дверными и оконными проемами помещений - из расчета, чтобы его принудительное вскрытие при обнаружении пожара в помещении сдерживало распространения огня за пределы этого помещения;
- в коридорах - с параметрами интенсивности орошения и расхода воды в соответствии с СП 5.13130 для помещений 1-й группы пожарной опасности.
Возможность ручного пуска АУСП при визуальном обнаружении пожара в помещении – по сигналу от устройств дистанционного пуска и из помещения пожарного поста.
Для зданий высотой более 100 метров предусматривать в технических помещениях на этажах из расчета на каждые 50 м высоты здания или в каждом из пожарных отсеков размещение модульных установок пожаротушения (агрегатного типа) тонкораспыленной водой с емкостями для огнетушащей жидкости заводской готовности для их использования при пожаре подготовленным персоналом и/или пожарно-спасательными подразделениями.
Легкие и компактные установки пожаротушения – УПТВ 50/50 и УПТВ 50/120 имеют запас воды 50 и 120 литров. Они оснащаются бензиновым, дизельным или электрическим двигателем и насосом высокого давления с расходом воды 15…30 л/мин. На установках смонтирована катушка с рукавом высокого давления длиной до 60 метров и пожарным стволом ТРВК, способным подавать тонкораспыленную воду в двух режимах или пену.
Эти установки предназначены для защиты от пожара такие объекты, как банки, библиотеки, больницы, компьютерные центры, музеи, выставочные галереи, холлы гостиниц и вокзалов и многие другие.
Высокая эффективность таких установок, сочетающая малый расход огнетушащего вещества при высоких давлениях, обеспечивает компактность и высокую степень оперативности.
Высокая эффективность таких установок, сочетающая малый расход огнетушащего вещества при высоких давлениях, обеспечивает компактность и высокую степень оперативности.
На каждом этаже высотного здания предусматривать шкафы в исполнении ШПМИ с водокольцевой катушкой, укомплектованной шлангом длиной не менее 20 м и ручным перекрывным пожарным стволом, а также средствами спасения людей с высоты и индивидуальными средствами защиты органов дыхания.
Выводы
На основе вышеприведенных примеров (по факту их существенно больше!) целесообразно активизировать:
- взаимодействие с общественными организациями (ОООР «ФППСО», НСОПБ и др.) в части развития контактов с ФОИВ, техническими комитетами (ТК №274, ТК №465, ТК №435, ТК №001 «Производственные услуги») Росстандарта России при развитии системы национальных и профессиональных стандартов, обеспечивающих расширение сферы реализации продукции (услуг), создание благоприятных условий на рынке занятости населения, эффективное функционирование систем сертификации и декларирования;
- участие в создании МГС по реализации ТР ЕАЭС № 043/2017 (в плане на 2018-2020 г.г. их около 100, из них 80 – разрабатывает Россия) с максимальным смещением приоритета от способа конкурентной борьбы к применению в потребительской среде качественной продукции (услуг);
- продвижение инновационных отечественных разработок за счет изменений требований пожарной безопасности как в ФЗ, так и в сводах правил по их реализации с учетом многолетнего опыта применения ранее действовавших нормативных документов, расчетов по оценке пожарных рисков для безопасности людей и имущества согласно требованиям ФЗ №184 «О техническом регулировании» и ст.ст.15 и 17 ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также экономической целесообразности таких требований.
-
Поделиться:
- Подписаться