- 16-02-2020, 12:41
- 2 820
О совершенствовании НОР, методик расчетов по оценке пожарных рисков
Тел./факс (495)988-10-04, ntk-npo@mail.ru
Статистика пожаров
Ежедневно происходит:
- около 600 пожаров;
- до 90 чел. погибают или получают серьезные травмы (в год – <11 тыс.погибших, в 2004г.- >20тыс.);
для сравнения (гибель при пожарах):
- Украина - 4тыс., население 46,5млн. – выше, чем в России на 15%;
- Беларусь – 1,2тыс., население – 10млн. – выше, чем в России на 60%;
- США – 3,5 тыс., население - 300млн. – в 6 раз ниже;
- Китай – 1,5 тыс., население - 1,4млрд. – 70 раз ниже!;
Здания:
- более 25 эт. – менее 20 пож., погибших – единицы (2013г. – 15 пож., погиб – 1 чел.);
- 17-25 эт. – 600-700 пож., погибших – менее 20чел.;
- 10-16 эт. - ~3 тыс. пожаров, до 150 погибших;
- Москва – около 500 высотных зданий, за 3 года – 6 пожаров.
- 6-9 эт. – до 8 тыс.пож., 300-400 погибших;
Здания:
I степени огнестойкости – 1,2 тыс. пожаров, 60-70 погибших;
II степени огнестойкости – 2-2,5 тыс. пожаров, до 1,5 тыс. погибших.
В зданиях высотой до 5-ти этажей погибает около 10 тыс.чел. в год! (требования НД минимальны, а по системам ППЗ практически отсутствуют, в т.ч. по автономным извещателям, первичным средствам пожаротушения, включая «ППР-2014»!)
Некоторые проблемы из статистики пожаров (данные ВНИИПО)
Обеспечение энергоэффективности – ФЗ №271, раздел в ПД (СК с полимерными утеплителями):
- производственные здания: ~ 4 тыс.пож. (в городах 65%), гибель людей – 200-300 чел.
- складские здания: ~ 1,5тыс.пож. (в городах – 1 тыс.), гибель людей - 20-50 чел.
- т.е. суммарно ~304% от общего числа пожаров, гибель – 1,2%, травмирование – 2,0%.
Обеспечение технико-экономической эффективности СППЗ:
- Здания с АПС: 2011г. ~1тыс.пож., 2012г.~0,8тыс.пож., выполнила задачу ~70% ;
- Здания с УПТ: <100 пож., выполнила задачу <34%, не сработала /не включена ~ 30%.
- Здания с СОУЭ: ~100 пож., выполнила задачу 85-90%!
- Отказ АПС, АУП, ПДЗ, СОУЭ, отсутствие освещения, решетки на окнах, несоответствие путей эвакуации…– гибель менее 50 чел. в год, т.е. 0,005%!!!
- За 2009-2014г.: отказ АУП, ПДЗ – нет гибели (2013г. из-за отказа АУП – 2 чел.)! Паника : 2012г. – 60 погибших, 2013г.- 78!
Огнестойкость:
- Обрушение конструкций при пожаре: 2011г.: гибель - 17чел.; 2012г.: гибель – 10чел.; 2013г.: гибель – 6чел., травмирование – менее 30чел. в год!
- Возможное объяснение этим цифрам: более 70% пожаров и более 90% погибших – в жилье, 75% пожаров и 93% погибших – в зданиях до 5 эт., где указанные СППЗ практически не требуются;
- при наличии СППЗ: срабатывание происходит, когда ОФП превышают критические для человека значения, т.е. люди в помещении уже отсутствуют и СППЗ в основном снижают ущерб (~ на 20%, в США – в 2раза); обрушение СК происходит в развитой стадии пожара, когда люди уже покинули здание.
Вывод: Основные усилия в области нормотворчества, бизнес-интересы предприятий-производителей, лицензиатов сосредоточены в сегменте рынка ~5-10%, т.е. почти не влияют на число пожаров и гибель людей!
ФЗ №337 от 28.11.2011г.– возмещение вреда
- Ст.60 ГК. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения или повреждения объектов стр-ва, нарушения требований безопасности при стр-ве и эксплуатации (с 01.07.2014г.).
- Ч.1……собственником здания возмещается вред в соответствии с гражданским законодательством, а также выплачивается компенсация:
1) родственникам потерпевшего в случае его смерти – 3млн.р.;
2) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью – 2 млн.р.;
3) потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда - 1млн.р.
- Ч.4. В случае причинения вреда в результате разрушения или повреждения объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве возмещение вреда и выплата компенсации осуществляются застройщиком или техническим заказчиком, если договором предусмотрена такая обязанность технического заказчика.
- Ч.7. Собственник здания…, застройщик, технический заказчик, которые возместили вред, причиненный вследствие разрушения или повреждения здания…, нарушения требований безопасности при строительстве, эксплуатации, выплатили компенсацию, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации к:
1) лицу, выполнившему работы…по подготовке ПД, по строительству…, вследствие недостатков которых причинен вред;
2) СРО в пределах средств компенсационного фонда, если лицо вследствие недостатков работ по подготовке ПД которого причинен вред, имело свидетельство о допуске от этой СРО;
3) организации, которая провела ГЭ или НГЭ, если вред причинен в результате несоответствия результатов инженерных изысканий требованиям ТР и имеется положительное заключение ГЭ или НГЭ;
4) организации, которая провела ГЭ или НГЭ, если вред причинен в результате несоответствия ПД требованиям ТР и имеется положительное заключение ГЭ или НГЭ;
5) РФ или субъекту РФ, если вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного объекта или работ, выполненных в процессе строительства…, требованиям ТР и (или) ПД и имеется положительное заключение органа ГСН.
ФЗ №120 от 03.06.2011г.
«О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях
по вопросам ПБ (вступил в силу с 17.06.2011г.)
Ст.20.4
Ч.1. Нарушение требований ПБ влечет наложение административного штрафа… на должностных лиц – от 6 до 15т.р., на юридических лиц – от 150 до 200т.р.
Ч.2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима:
- влечет наложение административного штрафа… на должностных лиц – от 15 до 30т.р., на юридических лиц – от 400 до 500т.р.
Ч.3. Нарушение требований ПБ к ВППВ, электроустановкам, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения, либо требований ПБ об обеспечении зданий первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа… на должностных лиц – от 6 до 15т.р., на ПБОЮЛ от 20 до 30т.р., на юридических лиц – от 150 до 200т.р.
Ч.4. Нарушение требований ПБ к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, либо АУП и АПС, СОУЭ, ПДЗ влечет наложение административного штрафа… на должностных лиц – от 15 до 20т.р., на ПБОЮЛ от 30 до 40т.р., на юридических лиц – от 150 до 200т.р.
Ч.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 или ч.4:
- влечет наложение административного штрафа… на должностных лиц – от 20 до 30т.р., на ПБЮЛ – от 40 до 50т.р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц – от 200 до 400т.р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Возможные ограничения (разъяснение МЧС) - при составлении протокола – по одной из частей ст.20.4, а по ППР – первоначально предупреждение.
Некоторые реалии при разработке СП по ПБ
- Отсутствие утвержденной системы НД по ПБ (аналог – Система нормирования, утвержденная ГУГПС МВД России 15.01.1998г., когда действовали около 150 НПБ). В результате - увеличение числа НД по ПБ (приказ от 16.04.2014г. №474: было – 162, стало – 223, рост 38%.
- Существующая статистика пожаров – не позволяет получить доказательную базу для оценки влияния НД.
- Мониторинг эффективности требований НД – нет доступной базы данных!
- Инерционность применения НД 30-40-летней давности при высоких темпах внедрения современных технологий предотвращения и тушения пожаров (примеры из Н 102-54: п.38 – выходы один или два из подвалов 300м2; п.43 – разделение брандмауэрами наружных стен (400мм); п.52 – отсеки в подвалах 3000м2, табл.16 и 17- расходы воды на наружное п/тушение, п.71 – продолжительность пожара 3ч. и т.д.). Как следствие – недостаточность обоснований для изменения требований и их избыточность (ФГПН – выявление не более 20%)!
- Недостаточность НТР для изменения и внесения новых требований в СП!
- Недостаточен анализ СП Минстроя для введения требований ПБ, формальная оценка технико-экономической эффективности (затраты застройщика), отсутствуют альтернативные требования или их комбинации (ст.15 ФЗ №384), например, ст.огн-ти-класс КПО-площадь отсека-АУП-дислокация подразделений ФПС.
- Создание СП при несоответствии или разночтениях ФЗ №123 и ФЗ №384, а также НД, принимаемых в течение короткого временного интервала (1-2 года), как следствие – противоречия в СП, произвол органов ГЭ, НГЭ, ГСН!
- Одновременное действие 73 СП (актуализированные Минрегионом РФ в 2010-2013г.г. СНиП согласно ч.5 ст.42 ФЗ №384 – вновь содержат требования ПБ) и около 20 СП по пожарной безопасности.
- Единый статус требований, когда должны быть минимально необходимые согласно ст.8 ФЗ №384 и ст.6, ст.7 ФЗ №184, т.е. обязательные с их включением в Перечень, утверждаемый РП России (ч.1 ст.6 ФЗ №384).
- Отсутствие в ФЗ и НД определений основных юридических понятий («добровольное применение», «недостаточность требований к безопасности»).
- Отставание от СП Минстроя (пример, СП 145-152 – нет ПБ!, 00 по МФЗ с 01.09.2014 – 25% требования ПБ!).
- Не приводится состав авторского коллектива (аналоги – СП Минстроя, например, СП 118, СП 113, СП 59 и др.).
- Существующая статистика пожаров – не позволяет получить доказательную базу для оценки влияния НД.
- Мониторинг эффективности требований НД – нет доступной базы данных!
- Инерционность применения НД 30-40-летней давности при высоких темпах внедрения современных технологий предотвращения и тушения пожаров (примеры из Н 102-54: п.38 – выходы один или два из подвалов 300м2; п.43 – разделение брандмауэрами наружных стен (400мм); п.52 – отсеки в подвалах 3000м2, табл.16 и 17- расходы воды на наружное п/тушение, п.71 – продолжительность пожара 3ч. и т.д.). Как следствие – недостаточность обоснований для изменения требований и их избыточность (ФГПН – выявление не более 20%)!
- Недостаточность НТР для изменения и внесения новых требований в СП!
- Недостаточен анализ СП Минстроя для введения требований ПБ, формальная оценка технико-экономической эффективности (затраты застройщика), отсутствуют альтернативные требования или их комбинации (ст.15 ФЗ №384), например, ст.огн-ти-класс КПО-площадь отсека-АУП-дислокация подразделений ФПС.
- Создание СП при несоответствии или разночтениях ФЗ №123 и ФЗ №384, а также НД, принимаемых в течение короткого временного интервала (1-2 года), как следствие – противоречия в СП, произвол органов ГЭ, НГЭ, ГСН!
- Одновременное действие 73 СП (актуализированные Минрегионом РФ в 2010-2013г.г. СНиП согласно ч.5 ст.42 ФЗ №384 – вновь содержат требования ПБ) и около 20 СП по пожарной безопасности.
- Единый статус требований, когда должны быть минимально необходимые согласно ст.8 ФЗ №384 и ст.6, ст.7 ФЗ №184, т.е. обязательные с их включением в Перечень, утверждаемый РП России (ч.1 ст.6 ФЗ №384).
- Отсутствие в ФЗ и НД определений основных юридических понятий («добровольное применение», «недостаточность требований к безопасности»).
- Отставание от СП Минстроя (пример, СП 145-152 – нет ПБ!, 00 по МФЗ с 01.09.2014 – 25% требования ПБ!).
- Не приводится состав авторского коллектива (аналоги – СП Минстроя, например, СП 118, СП 113, СП 59 и др.).
Основные СП по реализации ч.5.ст.42 ФЗ №384
- СП 17.13330.2011 Кровли. Актуализация СНиП II-26-76.
- СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализация СНиП II-89-80*.
- СП 19.13330.2011 Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Актуализация СНиП II-97-76*.
- СП 28.13330.2010 Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализация СНиП 2.03.11-85.
- СП 30.13330.2010 Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализация СНиП 2.04.01-85*.
- СП 31.13330.2010 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Актуализация СНиП 2.04.02-84*.
- СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализация СНиП 2.07.01-89*.
- СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания. Актуализация СНиП 2.09.04-87*.
- СП 50.13330.2010 Тепловая защита зданий. Актуализация СНиП 23-02-2003.
- СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализация СНиП 23-05-95.
- СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные . Актуализация СНиП 31-01-2003.
- СП 56.13330.2011 Производственные здания. Актуализация СНиП 31-03-2011.
- СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализация СНиП 35-01-2001.
- СП 60.13330.2010 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Актуализация СНиП 41-01-2003.
- СП 62.13.330.2011 Газораспределительные системы». Актуализация СНиП 42-01-2002.
- СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны.
- СП 106.13330.2012 Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения. Актуализация СНиП 2.10.03-84.
- СП 109.13330.2012 Холодильники. Актуализация СНиП 2.11.02-87*.
- СП 113.13330.2012 Автостоянки. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*.
- СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализация СНиП 31-06-2009.
- СП 120.13330.2012 Метрополитены. Актуализация СНиП 32-02-2003.
- СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализация СНиП 32-04-97.
- СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружения. Общие требования проектирования.
- СП 145.13330.2012 Дома-интернаты. СП 35-112-2005.
- СП 146.13330.2012 Геронтологические центры. Дома сестринского ухода. Хосписы. СП 35-113-2004.
- СП 149.13330.2012 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями.
- СП 150.13330.2012 Дома-интернаты для детей-инвалидов. СП 35-117-2006.
- СП 152.13330.2012 Здания судов общей юрисдикции. СП 31-104-2000.
Применение СП с учетом требований ФЗ №384
- Ст.6 (ч.3). В перечень …могут включаться НС и СП, содержащие различные требования и подходы к обеспечению безопасности… и должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование, строительство… здания, сооружения. ПОКА ДИКТАТ!
- Пример: табл.6.1 СП 2.13130.2012, п.п.6.1, 6.3, 6.6 проекта СП «Промышленные холодильники», т.е. преимущественно класс «СО» без должного учета степени огнестойкости, функционала, этажности, группы хладагента и т.д.
- Ст.15. ч.6 Соответствие проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования ТР и ссылками на требования НС и СП, включенных в указанные в ч.1 и ч.7 ст.6 перечни или на требования СТУ. В случае отсутствия требований – проектируемые мероприятия должны быть обоснованы результатами исследований, расчетами и (или) испытаниями, моделированием сценариев возникновения опасных процессов, оценками рисков.
- Пример: табл.6.1 СП 2.13130.2012, п.п.6.1, 6.3, 6.6 проекта СП «Промышленные холодильники», т.е. преимущественно класс «СО» без должного учета степени огнестойкости, функционала, этажности, группы хладагента и т.д.
- Ст.15. ч.6 Соответствие проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования ТР и ссылками на требования НС и СП, включенных в указанные в ч.1 и ч.7 ст.6 перечни или на требования СТУ. В случае отсутствия требований – проектируемые мероприятия должны быть обоснованы результатами исследований, расчетами и (или) испытаниями, моделированием сценариев возникновения опасных процессов, оценками рисков.
- Ст.17. В ПД должны быть обоснованы одним из способов ч.6 ст.15 (требования в ФЗ №123, СП и НС по ПБ по существу ФЗ признаны недостаточными для обоснования, но это позволяет шире применять расчеты!):
- противопожарные расстояния (разрывы);
- характеристики огнестойкости и пожарной опасности;
- деление на пожарные отсеки;
- параметры путей эвакуации, характеристики материалов на путях эвакуации, число, расположение и габариты эвакуационных выходов;
- параметры АПС, СОУЭ, АУП, ПДЗ;
- меры по обеспечению проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа пожарных и подачи средств пожаротушения, параметры систем пожаротушения, в т.ч. наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
- организационно-технические мероприятия по ПБ (см. ГОСТ 12.1.004-91*).
Вывод по ст.17: нужны установленные НД сертифицированные или апробированные иным способом методики и программные средства по их реализации!
Особенности применения СП при оценке соответствия
Ст.5 (ч.2), ст.15 (ч.6) ФЗ №384. «Безопасность зданий…..обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 ст.6 перечни или требований СТУ, обоснование – ссылками на ТР, НС и СП, при отсутствии требований –расчетами!».
По ст.7 ФЗ №184 – Пожарная безопасность - одна из 13 видов безопасности!
Ст.6 (ч.1) ФЗ №123 ( в ред. ФЗ №117 от 10.07.2012г.) «ПБ…считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий»:
- выполнены требования ПБ, установленные ТР, и пожарный риск не превышает допустимых значений» (приказ №382 не распространяется на Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4);
- в полном объеме выполнены требования ПБ, установленные ТР и НД по ПБ (в т.ч. СП, ГОСТ, СТУ, но это противоречит ч.2 ст.5 и ч.6 ст.15 ФЗ №384, т.к. ФЗ не предусматривает одновременного выполнения требований НС, СП и СТУ!!!).
Возможные варианты подтверждения соответствия:
1. Выполнение требований стандартов и СП или СТУ (на практике – одновременно из-за приказа №36 Минрегиона), что по факту нереально и (или) невыгодно застройщику!
На практике при наличии СТУ (реальное отсутствие НД) применяется оценка соответствия (выполнение СТУ, других НД и расчеты!), что не предусмотрено ч.1 ст.6 ФЗ №123!!!
2. Выполнение ТР и расчеты по оценке пожарных рисков (ст.ст.79, 93-95 ФЗ №123, ПП РФ от 31.03.2009г. №272, приказы МЧС России от 30.06.2009г. №382, от 10.07.2009г. №404), которые:
- не применяются для объектов классов Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4 (противоречит условию 1) ч.1 ст.6 ФЗ №123!);
- не дифференцируются допустимые значения риска по функциональной пожарной опасности объекта;
- не учитываются эффективные конструктивные и инженерные решения;
- не отражены типовая пожарная нагрузка, исходная площадь пожара;
- не учитываются параметры СППЗ (увеличение интенсивности, расхода, числа струй…);
- содержится ограниченный состав показателей СОПБ и без конкретных значений коэффициентов их эффективности;
- содержатся недостаточные сведения по частоте пожаров, не совпадающие с классификацией объектов по функциональной пожарной опасности по ст.32 ФЗ №123;
- не позволяют выбирать экономически и функционально эффективные решения.
3. Пожарный аудит (при эксплуатации) – ст.144 ФЗ №123, ПП РФ от 07.04.2009г. №304 (масштабы применения на уровне 1-2% от числа объектов надзора!, МЧС предусматривает существенно расширить!);
4. Декларирование (ст.144 ФЗ №123, приказ МЧС №91- до ввода в эксплуатацию и после ввода (в существующем виде не может считаться формой оценки соответствия!).
СТУ (до 5 тыс. в год) – несовершенный вид НД по ПБ
Приказ от 01.04.2008г. №36 (изменения - приказ от 21.10.2010 №454) –
принят до вступления в силу ФЗ №123 и ФЗ №384
При этом:
- СТУ представляются на каждое здание (по приказу №406 – на объект в целом, его части, отд.конструкции или СИТО);
- Не должны включаться требования действующих НД (п.2.8 – приказ №36, п.10 – приказ №406), что противоречит ст.5 и ст.6 ФЗ №384 и способствует неопределенности применения НС и СП;
- Не рассмотрен вариант отступления от НД добровольного применения (фактически рассматривается в СТУ с компенсацией для упрощения проведения экспертизы ПД);
- Предусмотрены компенсирующие мероприятия по каждому (!?) отступлению от НД (п/п 10 п.2.4 – приказ №36, п.7 – приказ №406), что не отвечает положениям ч.1 ст.6 ФЗ №123;
- Не отражено, как решать вопросы недостаточности требований к безопасности (ч.8 ст.6 ФЗ №384);
- Не рассмотрены варианты обоснования требований (п.2.8) способами ст.15 ФЗ №384 и ст.6, ст.79 ФЗ №123, что противоречит, например, ч.1 ст.69 ФЗ №123 в ред. ФЗ №117 и п.21 приказа МЧС России от 28.11.2011г. №710;
- не рассмотрено использование стандартов СРО и организаций (ФЗ №315) при их регистрации в Фед. инф. фонде ТР и стандартов (ст.13 ФЗ №184 в ред. ФЗ №385 от 30.12.2009г.).
Февраль 2014г. – поручение Президента РФ по принятию МЭР «Дорожной карты» (детальное заключение Палаты от 06.02.2014г.). МЧС – поиск варианта «отказа» от СТУ в 2014г.!
28.07.2014г. – приказ Минстроя России «О порядке разработки и согласования СТУ для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (по содержанию примерно аналогичен приказу №36 Минрегиона с теми же отступлениями от ФЗ №123 и №384!). Снят с регистрации в Минюсте России.
26.09.2014 Forum Russia «100+» зам.министра Сиерра: к 2016 году – отказ от СТУ!
О применении нормативных документов
ФЗ №337 от 28.11.2011г. (ст.17) – до 01.2013г. собственники «…обеспечивают разработку правил безопасной эксплуатации зданий, сооружений…., включая периодичность проверок, осмотров и освидетельствования СК, систем ИТО…, размещение скрытых проводок, трубопроводов, повреждение которых угрожает жизни или здоровью людей…».
Типовых ПБЭ и соответствующих СП НЕТ!!!
Градостроительный кодекс РФ (ст.55.24 – по эксплуатации зданий, сооружений):
ч.6. …должны обеспечиваться техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, текущий ремонт;
ч.7. …эксплуатационный контроль… путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния фундаментов, СК, систем и сетей ИТО ( в т.ч. СППЗ!).
ч.8. …техническое обслуживание, текущий ремонт - …поддержание параметров устойчивости, надежности, исправности СК, систем и сетей ИТО в соотв. с ТР и ПД.
Ст.55.25, ч.5: лицо, отв. за эксплуатацию…, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в кот. вносятся даты и результаты осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга, о выполненных работах по техобслуживанию, проведении текущего ремонта, содержании предписаний об устранении выявленных нарушений, сведения об их устранении.
Несколько примеров особенностей применения СП
для обоснования соответствующих изменений:
Пример 1 – фасады. Пожары ЖК: 40эт.(г.Грозный,04.2013г.), 24эт. (г.Красноярск, 09.2014г.) –
проблемы: подъезды для ПА, фасады, доставка средств пожаротушения на высоту, неэффективность СППЗ внутри здания…
24 эт. жил.зд. г.Красноярск, 21.09.2014г.
Пожар в г.Шанхай, 10.2010 г. (53 погибших)
Таблица 21 ФЗ №123
Соответствие степени огнестойкости и предела
огнестойкости строительных конструкций зданий, сооружений и пожарных отсеков
Примечание. Порядок отнесения строительных конструкций к несущим элементам здания и сооружения устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (см. п.5.4.2 СП 2.13130.2012).
По ФС – огнестойкость наружных светопрозрачных стен - по наружным ненесущим стенам (п.5.4.18 СП 2.13130.2012).
Требования ФЗ №123 и СП к зданиям с ФС - нужны изменения!
Ст.87 (ч.11). В зданиях и сооружениях I III степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов…. не допускается выполнять отделку (а облицовку?) внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2-Г4, а фасадные системы не должны распространять горение (очевидно, это РП1, однако это согласно ч.8 ст.13 и табл.3 является одним из свойств строительного материала, а не системы!).
СП 2.13130.2012:
П.5.4.11. Противопожарные стены 1-го типа в зданиях классов С1 – С3 должны разделять наружные стены и выступать за наружную плоскость стены не менее чем на 30см (как быть с применением ФС, особенно НВФ???). Это было требование п.43 Н 102-54 (более 60 лет назад)!
П.5.4.12. При наружных стенах с витражным и ленточным остеклением противопожарные стены 1-го типа должны его разделять. При этом допускается, чтобы противопожарные стены не выступали за наружную плоскость стены.
П.5.4.17. Противопожарные перекрытия 1-го типа должны разделять наружные стены и выступать за наружную плоскость стены не менее чем на 30см.
Допускается не разделять противопожарными перекрытиями 1-го типа наружные стены (получается и ФС, в т.ч. остекленные??? ) если одновременно выполняются следующие условия:
- участки наружных стен в местах примыкания к перекрытиям (противопожарные пояса) выполнены глухими при расстоянии между верхом окна нижележащего этажа и низом окна вышележащего этажа не менее 1,2м (этот показатель в п.5.4.16 установлен также для расстояния по горизонтали между окнами и используется в нормах более 50 лет!);
- предел огнестойкости данных участков наружных стен (в т.ч. узлов примыкания, а какой ГОСТ??) предусмотрен не менее EI150 (нет требования по дымогазонепроницаемости!);
- класс пожарной опасности данных участков наружных стен (в т.ч. узлов примыкания) предусмотрен не менее К0;
- наружная теплоизоляция и отделка зданий на уровне противопожарного перекрытия должна разделяться огнестойкой рассечкой (этого понятия нет в ФЗ и СП!!) из негорючих материалов толщиной не менее толщины перекрытия.
СП 2.13130.2012:
П.5.4.18. Предел огнестойкости конструкций наружных светопрозрачных стен должен соответствовать требованиям, предъявляемым к наружным ненесущим стенам (т.е. для II-IV степени огнестойкости зданий независимо от их этажности должен быть Е15!!??).
В зданиях I – III степени огнестойкости для наружных стен, имеющих светопрозрачные участки с ненормируемым пределом огнестойкости (допускается согласно п.5.4.4) , в т.ч. оконные проемы, ленточное остекление и т.п., должны выполняться следующие условия:
- участки наружных стен в местах примыкания к перекрытиям (междуэтажные пояса) следует выполнять глухими высотой не менее 1,2м;
- предел огнестойкости данных участков наружных стен (в т.ч. узлов примыкания и крепления, а какой ГОСТ??) предусмотрен не менее требуемого предела огнестойкости перекрытия по целостности (Е) и теплоизолирующей способности (I) Если требуемый предел огнестойкости перекрытий составляет более REI60 (в табл.21 ФЗ это не предусмотрено даже для зданий I степени огнестойкости, если только это внесено в СТУ, например, для «высотных» зданий, когда без необходимой доказательной базы пределы огнестойкости требуют REI 180 и даже REI240!!!) допускается принимать предел огнестойкости данных участков наружных стен EI60 (тогда получается, что при огнестойкости таких участков EI60 теоретически не обеспечивается для «высотных» зданий ограничение развития пожара с этажа пожара на вышележащие этажи, а другие экспериментальные или расчетно-аналитические результаты отсутствуют).
Пример 2: Применение сэндвич-панелей с ППУ – это реальное обеспечение энергоэффективности!
Нужны изменения СП2, СП4, СП 109, проект СП «Промышленные холодильники»
- Источник: IAL Consultants (BRG Chemicals), Ассоциация «НАППАН».Нужны изменения СП2, СП4, СП 109, проект СП «Промышленные холодильники»
- * При объёме производства сэндвич панелей на уровне 2013г.
Целесообразна мотивация применения комбинации требований в СП
(на примере проекта СП «Холодильники»,
т.е. категория-ст.огн.-КПО-площадь-СППЗ)!
т.е. категория-ст.огн.-КПО-площадь-СППЗ)!
Площадь этажа в пределах пожарного отсека зданий холодильников различных категорий по взрывопожарной и пожарной опасности в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности (следует расширить применение С1, в основном за счет К1 наружных стен, для категории В и II,III степеней огнестойкости) необходимо предусматривать в соответствии с таблицей 2
Пример 3: В СП за 5,5 лет нет реализации ч.1 ст.80 и ФЗ №123!
- «Конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий, сооружений должны обеспечивать в случае пожара:
2) возможность проведения мероприятий по спасению людей (в СП нет требований по средствам спасения в зд.!!?);
3) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений (часто понимают – с применением АЛ и АКП, что противоречит ФЗ!).
- В СП 4.13130.2013 – разделы 7 и 8. В СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» - требования отсутствуют.
Возможные способы для реализации в СП:
- с помощью лифтов для транспортирования пожарных подразделений (ГОСТ Р 53296-2009) – имеется в п.5.2.11 СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки» (3 эт. и более); п.7.15 СП 4.13130.2013 – Ф1.1 (больницы, спальные корпуса ОУ интернатного типа и детских организаций) более 10м , Ф1.3 более 50м, иные классы Ф – более 28м, подземн. а/ст – более 2-х эт. – в каждом пожарном отсеке??, но расчет лифтов – по этажам!!!
- с применением устройств для чистки и ремонта фасадов на высотах, превышающих технические характеристики пожарных автолестниц и автоподъемников (как правило, 50м);
- с использованием площадок (не менее 5х5м) на покрытии здания для беспосадочного вертолетного десантирования пожарных с аварийно-спасательным снаряжением и средствами пожаротушения;
- размещение закладных элементов с несущей способностью не менее 300кгс в помещениях и на стенах фасадов для использования индивидуальных средств спасения и самоспасания людей;
- размещение закладных элементов или сплошного монорельса (силовой штанги и т.п.) с несущей способностью не менее 1500кгс по периметру кровли для крепления аварийно-спасательного снаряжения для доступа спасателей к любой точке фасада, крепления систем группового спасения для спуска людей с кровли и этажей до уровня земли и т.д.
2) возможность проведения мероприятий по спасению людей (в СП нет требований по средствам спасения в зд.!!?);
3) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений (часто понимают – с применением АЛ и АКП, что противоречит ФЗ!).
- В СП 4.13130.2013 – разделы 7 и 8. В СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» - требования отсутствуют.
Возможные способы для реализации в СП:
- с помощью лифтов для транспортирования пожарных подразделений (ГОСТ Р 53296-2009) – имеется в п.5.2.11 СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки» (3 эт. и более); п.7.15 СП 4.13130.2013 – Ф1.1 (больницы, спальные корпуса ОУ интернатного типа и детских организаций) более 10м , Ф1.3 более 50м, иные классы Ф – более 28м, подземн. а/ст – более 2-х эт. – в каждом пожарном отсеке??, но расчет лифтов – по этажам!!!
- с применением устройств для чистки и ремонта фасадов на высотах, превышающих технические характеристики пожарных автолестниц и автоподъемников (как правило, 50м);
- с использованием площадок (не менее 5х5м) на покрытии здания для беспосадочного вертолетного десантирования пожарных с аварийно-спасательным снаряжением и средствами пожаротушения;
- размещение закладных элементов с несущей способностью не менее 300кгс в помещениях и на стенах фасадов для использования индивидуальных средств спасения и самоспасания людей;
- размещение закладных элементов или сплошного монорельса (силовой штанги и т.п.) с несущей способностью не менее 1500кгс по периметру кровли для крепления аварийно-спасательного снаряжения для доступа спасателей к любой точке фасада, крепления систем группового спасения для спуска людей с кровли и этажей до уровня земли и т.д.
В ФЗ и СП путают понятия «спасение» и «эвакуация»!
Что означает высотный уровень, где применять ШПМИ?
Что означает высотный уровень, где применять ШПМИ?
Ст.123 ч.1: «СИЗ и спасения граждан должны обеспечивать безопасность эвакуации (очевидно это относится только к СИЗ) или самоспасания (применены различные по существу понятия «спасение» и «самоспасание» без конкретизации целевой функции!) людей. При этом степень обеспечения выполнения этих функций должна характеризоваться показателями стойкости к механическим и неблагоприятным климатическим воздействиям, эргономическим и защитным показателям, которые устанавливаются из условий, обеспечивающих защиту людей от ТПГ при эвакуации из задымленных помещений во время пожара (это относится скорее к СИЗ, но при эвакуации, что не отвечает этому понятию по п.50 «эвакуация» и п.2 «безопасная зона» ст.2 и ст.53 ФЗ №123) и спасания (правильнее - «спасения» с учетом названий ст.123 и ст.47) людей с высотных уровней из зданий и сооружений.
Выводы:
1. В ФЗ №123 смешиваются различные понятия (спасение и самоспасание) и не указывается их целевая функция по сравнению с СИЗ, например, для пожарных (ст.ст.118, 119, 120, 121, 122).
2. В Перечне документов по стандартизации по реализации ФЗ №123 (приказ Ростехрегулирования от 16.04.2014г. №474) имеются ГОСТ Р на ОТТ, методы испытаний:
по средствам самоспасания пожарных: 53266-2009 (веревки), 53267-2009 (карабин), 53268-2009 (пояса);
по средствам спасения: 53271-2009 (рукава спасательные), 53273-2009 (прыжковые устройства), 53274-2009 (трапы), 53275-2009 (лестницы ручные); 53276-2009 (лестницы навесные);
по средствам самоспасания (условно!): 53272-2009 (канатно-спускные устройства).
3. В СП требования по обеспечению зданий, сооружений средствами спасения и самоспасания отсутствуют!
4. В ст.107 ФЗ №123 предусмотрены ШПМИ, но они названы только в ГОСТ Р 51844-2009 и в составе ШПМИ предусмотрены некоторые СССП, а сами требования по обеспечению зданий, сооружений ШПМИ в СП 10.13130.2009 и ППР-2014 отсутствуют!
Пожар в гостинице г.Барселона, 2005г.
Пожар в г.Астана, 2006г.
Пример 5: Некоторые проблемы ПБ высотных зданий (нет критерия!)
- Необходимость кругового подъезда для Ф1.1, Ф4.1, размеры «стилобата» , план расстановки сил и средств;
- Повышенные пределы огнестойкости основных несущих конструкций (нецелесообразность свыше REI 180);
- Деление на пожарные отсеки (в т.ч. без устройства технического этажа): подземная и наземная (более 50м) части, стилобат – нет ограничений по размерам пристроенной части, учет функционального назначения, наличие эскалаторов (траволаторов);
- Сопряжение противопожарных преград с ограждающими конструкциями (п.4.20 СП 4.13130.2009), применение навесных фасадов, в т.ч. вентилируемых, сплошного фасадного остекления;
- Подземные автостоянки, в т.ч. с применением двух- или трехуровневых парковочных систем; площадь до 3600кв.м; размещение помещений, в т.ч. мойки а/м (перегородки 1-го типа – см. СП 154.13130.2013), не относящихся к автостоянке – приложение Д СНиП 31-06-2009;
- Атриумы (нет понятия в СП 118.13330.2012 и СП 54.13330.2011) более 15м (только п.п. 7.2 и 7.13 СП 7.13130.2013);
- Незадымляемость лестничных клеток (Н2+Н3 в МФК, общ. зд. высотой более 50м, жилых- более 75м, отсутствие Н1, световых проемов в наружных стенах, отказ от разделения сплошной перегородкой), устройство аварийных выходов на лоджии – см. определение лоджии п.3.10 приложения Б СП 54.13330.2011, не соотв. п.п.1 и 2 ст.2 ФЗ №123);
- Безопасность МГН, весьма сомнительная целесообразность безопасных зон в жилых зданиях;
- Автономность СПДВ для каждого пожарного отсека (п.7.1 СП 7.13130.2013), размещение инженерного оборудования систем ППЗ за пределами обслуживаемых пожарных отсеков в зд. I и II ст. огн-ти(п.6.8);
- Устройство лифтов для транспортирования пожарных (п..7.15 СП 4.13130.2013);
- Лифты (по п.7.16 СП 7.13130 - изб.давл. 20-150Па, по ГОСТ Р 53297 – 70Па);
- Устройство площадок на покрытии для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолета (п.7.17 СП 4.13130.2013 – предлагается искл.?!).
- Применение средств спасения и самоспасания (ст.ст.80, 107, 123 ФЗ №123, но нет реализации в СП!).
СП 7.13130.2013 (нов.ред.) – основы ПДЗ
П.6.24. При АУП и(или) АПС – автом. отключение при пожаре общеобм. вентиляции.
П.7.2. Вытяжная ПДВ:
- из коридоров и холлов зданий высотой более 28м;
- из коридоров (туннелей) подвальных и цокольных этажей при выходах в эти коридоры помещений для постоянного пребывания людей;
- из коридоров более 15м без ест. освещения;
- из общих коридоров и холлов зданий с незадымляемыми Л/К;
- из атриумов зданий высотой более 28м, а также из атриумов (пассажей);
- из каждого помещения без ест. освещения:
- общественного с массовым пребыванием людей;
- площадью более 50м2 с пост. раб. местами для хранения ГВ, а также библиотек, книгохранилищ, архивов, складов бумаги;
- торговых залов магазинов;
- закрытых надземных и подземных автостоянок, а также из изолированных рамп этих автостоянок.
НД по проектированию атриумов отсутствуют, за исключением разд.6 СП 2.13130.2012 по определению площади!
П.7.13. Приточная ПДВ:
- в шахты лифтов (тамбур-шлюзы) в зданиях с незадымляемыми л/к;
- отдельными системами в шахты пожарных лифтов (ГОСТ Р 53296);
- в незадымляемые л/к типа Н2;
- в тамбур-шлюзы при незадымляемых лестничных клетках типа Н3;
- в тамбур-шлюзы, парно-последовательно расположенные при выходах из лифтов в подземных автостоянках;
- в тамбур-шлюзы при лестницах 2-го типа, ведущих в помещения 1-го этажа из подвального (цокольного) этажа, в помещениях которого имеются ГВ и ГМ;
- в тамбур-шлюзы на входах в атриумы и пассажи с уровней подв. и цок. эт.;
- в тамбур-шлюзы при незадымл. л/к типа Н2 в высотных многофункциональных зданиях;
- в нижние части атриумов, защищаемых вытяжной ПДВ, для возмещения объемов удаляемых продуктов горения;
- в тамбур-шлюзы, отдел. а/ст. от иных помещений, рамп, при выходах из Н2, сообщ. с надз. Этажами;
- в тамбур-шлюзы (лифт.холлы при выходах из лифтов в цокольные, подвальные, подземные этажи,.
- Расход воздуха – для избыточного давления 20-150Па -в л/к, 20-70Па - в лифт.ш. (п.5.1.6 ГОСТ Р 53296 - 70Па и п.7.15б СП 7.13130 - 150Па).
П.7.17 е). Подогрев воздуха, подаваемого в помещения безопасных зон.
НД по проектированию зданий с атриумами отсутствуют!
ВЖК «Сильвер Тауэр», 56эт. (Москва)
Пример 6: Несоответствия и ограничения требований СП для ДОО
(нужны 2 млн. мест!) - Ф1.1 (в части ПБ)
(нужны 2 млн. мест!) - Ф1.1 (в части ПБ)
СП 4.13130.2013.
П.5.2.2. При размещении в жилых и общественных зданиях иного класса – выделение в самостоятельные пожарные отсеки (это противопожарные стены и перекрытия не менее REI45 без учета степени огнестойкости основного здания!). При размещении помещений ДОО на первых этажах Ф1.3 (одном или нескольких??, т..к. согласно п.4.10 СП 54.13330 допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, в т.ч. и ДОО!?, на 1-2 этажах, а в крупных и крупнейших городах - в третьем этаже!) выделять указанные помещения ДОО в самостоятельные пожарные отсеки не требуется (??!!), что не гармонизируется с требованиями п.4.2 этого же СП.
П.5.2.3. К помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста (можно ли отнести сюда Ф4.1??) малой наполняемости (нет критерия по численности группы, например, до 10 чел., продолжительности пребывания, а также связи с наличием спальных мест!) , размещаемым в жилых домах (на любом этаже и любой степени огнестойкости??), предъявляются требования как к жилым помещениям жилых домов (т.е. включая параметры эвакуационных путей и выходов!), что не гармонизировано с п.п.5.2.12-5.2.15 СП 1.13130 и табл.5.1 СП 118.13330.2012 (на 10 детей площадь должна быть ~70м2).
П.5.2.4. Помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отделенных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях 1 степени огнестойкости – перекрытиями 2-го типа). Размещать под спальными помещениями…, а также в подвальных этажах помещения категорий В1-В3 не допускается. При наличии в ДОО, как правило, нескольких групповых ячеек это означает выделение практически каждой из них в пожарную секцию без учета степени огнестойкости здания, а также исключает размещение в первом подземном этаже зданий Ф1.3, например, автостоянки и других помещений категорий В1-В3.
СП 4.13130.2013.
П.5.2.6. …Пищеблоки, а также группы помещений, либо отдельные помещения складского и технического назначения (гладильные, кладовые, электрощитовые и т.д.), …следует выделять противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа, т.е. REI45 независимо от степени огнестойкости здания?!, (в зданиях 1 степени огнестойкости – перекрытиями 2-го типа, т.е. REI60, но зачем если перекрытия по табл.21 ФЗ №123 уже требуются REI60?!).
П.5.2.8. Допускается в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа в зданиях 1 и 2 степени огнестойкости, предусматривать помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек (предполагается, видимо, что эвакуационные пути и выходы принимаются по требованиям для жилых зданий Ф1.3, что не гармонизировано с п.п.5.2.12-5.2.15 СП 1.13130 и противоречит требованиям п.4.14 СП 54.13330.2011, где требуется устройство и аварийного выхода согласно ФЗ №123. Упущен также вопрос по размещению ДОО в одноквартирных жилых зданиях, в т.ч. блокированных, класса Ф1.4).
СП 1.13130.2009.
П.5.2.12. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях ДОО групповую ячейку (т.е. включая спальное помещение?!) допускается считать единым помещением (по табл.5.1 СП 118 – это 100м2. Аналогично предусмотрено в п.5.6 СП 118.13330.2012!
П.5.2.15. Поручни и ограждения в зданиях ДОО должны отвечать следующим требованиям: высота ограждений лестниц, используемых детьми должна быть не менее 1,2м, а в ДОО для детей с нарушением умственного развития – 1,8м или 1,5м при сплошном ограждении сеткой (т.е. при размещении ДОО в жилых зданиях это существенно превышает требования п.8.3 СП 54.13330.2011, где ограждения принимаются 0,9м!!??).
Особенность: проблема ДОО для детей с нарушениями физического и умственного развития в ФЗ №123, ФЗ №384 (ст.30) и сводах правил по их реализации по существу не рассматривается!
СП 1.13130.2009.
П.5.2.34. Трехэтажные здания ДОО допускается проектировать в городах и других поселениях, обслуживаемых пожарной охраной, (это частично противоречит п.4.10 СП 54.13330.2011, где допускаются такие ДОО только в крупных и крупнейших городах!, а также не указан вид пожарной охраны согласно ст.4 ФЗ №69 «О пожарной безопасности») при соблюдении следующих требований:
…...из помещений 2 и 3 этажей, предназначенных для одновременного пребывания более 10чел., должны быть предусмотрены рассредоточенные выходы на две лестничные клетки;
коридоры, соединяющие лестничные клетки, необходимо разделять противопожарными перегородками не ниже 2-го типа (т.е. EI 15 c противопожарными дверями не менее EI 15, а остекленными EIW (EIWS)15) из условия обеспечения выхода из каждой групповой ячейки в разные отсеки коридора…
При реализации этого требования согласно п.7.2в) СП 7.13130.2013 из коридоров без естественного проветривания длиной более 15 метров с числом этажей здания 2 и более должна быть вытяжная противодымная вентиляция с подачей наружного воздуха системой приточной противодымной вентиляции в нижние части помещений (п.7.14к), а согласно требованиям п.7.4 перепад давления не должен превышать 150Па (усилие для открывания такой двери составит не менее 30кг, а вес двери не менее 50кг!, что делает проблематичным реализацию требования п.4.2.7 – последний абзац в части возможности открывания двери ребенку!).
Кроме того, часть детей и (или) их родителей могут быть отнесены к МГН и тогда для них следует выполнять требования ч.15 ст.89 ФЗ №123 и п.п.5.2.23-5.2.30 СП 59.13330.2012 в части устройства зон безопасности на этажах здания ДОО.
Письмо ДНД МЧС России от 21.12.2012г. №19-16-1263 – при устройстве безопасных зон с выходом на лестничную клетку – выполнение требований как к помещению самой БЗ, так и л/к (обеспечение незадымляемости, т.е. Н1, Н2 или Н3, и др.).
Иллюстрация ограничений требований НД для ДОО на 100 мест
«Правила противопожарного режима»
(ПП РФ №390 от 25.04.2012г., ПП РФ от 17.02.2014г. №113)
На стадии строительства (некоторые требования – они должны быть в СП):
- п.364. На территории 5 га и > - 2 въезда;
- П.366. Расстояние от штабелей до объектов – не менее 24м;
- П.367. Запрещается использование строящихся зданий для проживания людей;
- П.370. Наружные пожарные лестницы и ограждения кровли – сразу после монтажа несущих конструкций;
- П.371. Строительные леса и опалубка – из нераспространяющих и не поддерживающих горение материалов;
- П.375. Огнезащита металлоконструкций – одновременно с возведением объекта.
- П.378. Горючий утеплитель – хранение вне строящегося здания (18м);
- П.392. Пожарный водопровод (ВППВ) и установки пожаротушения (АУП) – монтаж одновременно с возведением объекта. ВППВ – в действие до начала отделочных работ, АУП и АПС – к моменту пуско-наладочных работ;
- П.394 – Блок-контейнеры – в 2 уровня не более 10шт. в группе и до 800кв.м на расстоянии не менее 15м.
Выписки из ППР-2014 по эксплуатации
(формы – надзор МЧС по приказу №375 от 28.06.2012г., декларирование по ст.64 ФЗ №123, пожарный аудит по ст.144 ФЗ №123, ПП №304 от 07.04.2009г., приказ МЧС №91, решение Коллегии от 22.10.2013г.)
- П.21. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений тонкослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в т.ч. на каркасе, комбинации этих материалов, в т.ч. с тонкослойными вспучивающимися покрытиями строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1раза в год.
Целесообразно: при применении в здании, сооружении строительных, декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов ответственные должностные лица осуществляют контроль наличия в технической документации информации о показателях их пожарной опасности, а также безопасности применения этой продукции.
Целесообразно: при применении в здании, сооружении строительных, декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов ответственные должностные лица осуществляют контроль наличия в технической документации информации о показателях их пожарной опасности, а также безопасности применения этой продукции.
- П.61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
- При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
- На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
- При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
- На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Некоторые предложения
- Разработать и ввести в действие НД «Система стандартов и сводов правил по пожарной безопасности».
- С учетом опыта практического применения ФЗ №123 от 22.08.2008г. выпустить Комментарии к законодательным актам и НД по пожарной безопасности.
- С учетом ФЗ №384 на основании ч.8 ст.6 и с учетом изменений ФЗ №123 предусмотреть:
- если СТУ разработаны при отсутствии требований в НД по пожарной безопасности, проводить их согласование только в МЧС России на основании ст.6 и ст.20 ФЗ №69 «О пожарной безопасности»;
- для других СТУ (недостаточность требований, отступления от СП или НС) проводить согласование Минрегионом России с получением заключения МЧС России (или ФГБУ ВНИИПО МЧС России);
- Обратиться в МЧС России с предложениями:
- при подготовке совместно с Минрегионом РФ перечня национальных стандартов и сводов правил согласно ч.2 и ч.3 ст.42 ФЗ №384 (взамен РП №1047-р), подлежащего утверждению Правительством РФ, включить в него основополагающие СП по пожарной безопасности, а также предусмотреть в постановлении запись о том, что «требования пожарной безопасности, содержащиеся в СНиП до завершения их актуализации согласно ч.5 ст.42, а также для объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу ФЗ №384, подлежат применению в части, не противоречащей ФЗ №123, а также утвержденным в установленном порядке нормативным документам по пожарной безопасности»; при актуализации СНиП исключить противоречие с НД по ПБ;
- обеспечить силами ФГБУ ВНИИПО МЧС России сертификацию используемого в настоящее время программного обеспечения («СИТИС», «Пожбезопасность» или др.) для проведения расчетов по оценке пожарного риска согласно ст.6 и ст.64 ФЗ №123, постановления Правительства РФ от 31.03.2009г. №272, приказов МЧС РФ от 30.06.2009г. №382 и от 10.07.2009г. №404, а также предусмотреть обязательное повышение квалификации экспертов, выполняющих такие расчеты и проведение их периодической аттестации;
- периодически (не реже 1 раза в год) осуществлять подготовку (для проектировщиков, застройщиков, собственников, органов экспертизы и надзора, образовательных учреждений) и издание Пособий по применению сводов правил, национальных стандартов, методик расчетов пожарных рисков и противопожарных сетей инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
- С учетом опыта практического применения ФЗ №123 от 22.08.2008г. выпустить Комментарии к законодательным актам и НД по пожарной безопасности.
- С учетом ФЗ №384 на основании ч.8 ст.6 и с учетом изменений ФЗ №123 предусмотреть:
- если СТУ разработаны при отсутствии требований в НД по пожарной безопасности, проводить их согласование только в МЧС России на основании ст.6 и ст.20 ФЗ №69 «О пожарной безопасности»;
- для других СТУ (недостаточность требований, отступления от СП или НС) проводить согласование Минрегионом России с получением заключения МЧС России (или ФГБУ ВНИИПО МЧС России);
- Обратиться в МЧС России с предложениями:
- при подготовке совместно с Минрегионом РФ перечня национальных стандартов и сводов правил согласно ч.2 и ч.3 ст.42 ФЗ №384 (взамен РП №1047-р), подлежащего утверждению Правительством РФ, включить в него основополагающие СП по пожарной безопасности, а также предусмотреть в постановлении запись о том, что «требования пожарной безопасности, содержащиеся в СНиП до завершения их актуализации согласно ч.5 ст.42, а также для объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу ФЗ №384, подлежат применению в части, не противоречащей ФЗ №123, а также утвержденным в установленном порядке нормативным документам по пожарной безопасности»; при актуализации СНиП исключить противоречие с НД по ПБ;
- обеспечить силами ФГБУ ВНИИПО МЧС России сертификацию используемого в настоящее время программного обеспечения («СИТИС», «Пожбезопасность» или др.) для проведения расчетов по оценке пожарного риска согласно ст.6 и ст.64 ФЗ №123, постановления Правительства РФ от 31.03.2009г. №272, приказов МЧС РФ от 30.06.2009г. №382 и от 10.07.2009г. №404, а также предусмотреть обязательное повышение квалификации экспертов, выполняющих такие расчеты и проведение их периодической аттестации;
- периодически (не реже 1 раза в год) осуществлять подготовку (для проектировщиков, застройщиков, собственников, органов экспертизы и надзора, образовательных учреждений) и издание Пособий по применению сводов правил, национальных стандартов, методик расчетов пожарных рисков и противопожарных сетей инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
Проблемы применения пожарных рисков
Реализация результатов оценки пожарных рисков сдерживается имеющимися противоречиями требований ч.1 и ч.3 ст.6 Федерального закона №123 и ч.2 ст.5, ч.6 ст.15 Федерального закона №384 в части подтверждения соответствия здания, сооружения требованиям безопасности, в частности - пожарной безопасности (один из 13 видов безопасности согласно ст.7 ФЗ №184).
Доказательная база по соблюдению условия 1) ч.1 ст.6 ФЗ №123, когда по результатам расчетам пожарных рисков пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, относится к защите жизни и здоровья людей, но не затрагивает проблему обеспечения защиты имущества согласно целям ст.6 ФЗ №184.
Оценка пожарных рисков не гармонизирована с положениями ст.20.4 КоАП, где к административному правонарушению отнесены любые несоблюдения требований пожарной безопасности вне зависимости от подтверждения соответствия объекта защиты расчетами по оценке рисков. Вместе с тем, согласно п.48.1 приказа МЧС России №375 результаты расчетов по оценке пожарных рисков могут приниматься во внимание, чтобы считать исполненными противопожарные мероприятия, содержащиеся в предписании об устранении нарушений на объекте защиты.
Некоторые проблемы применения расчетов по оценке пожарных рисков
ПРОБЛЕМА №1
В п.4 Методики записано «… Результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений, которые учитываются в Методике». Нормативными требованиями по ПБ установлены параметры зданий только по высоте и площади пожарного отсека, хотя согласно ФЗ №384 характеристика зданий и сооружений - «это количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности».
Отсюда можно сделать вывод, что Методика не может обосновывать протяженность путей эвакуации, ширину эвакуационных путей и выходов, ширину лестничных маршей и т.д., за исключением высоты и площади пожарных отсеков, свойства строительных конструкций и материалов, элементов сетей и систем инженерно-технического обеспечения.
Однако, свойства строительных конструкций и материалов при моделировании опасных факторов пожара (ОФП) не учитываются, т.е. Методикой не определены способы применения! Исходя из вышеизложенного необходимо в п.4 Методики конкретизировать распространение полученных данных при определении пожарного риска.
Отсюда можно сделать вывод, что Методика не может обосновывать протяженность путей эвакуации, ширину эвакуационных путей и выходов, ширину лестничных маршей и т.д., за исключением высоты и площади пожарных отсеков, свойства строительных конструкций и материалов, элементов сетей и систем инженерно-технического обеспечения.
Однако, свойства строительных конструкций и материалов при моделировании опасных факторов пожара (ОФП) не учитываются, т.е. Методикой не определены способы применения! Исходя из вышеизложенного необходимо в п.4 Методики конкретизировать распространение полученных данных при определении пожарного риска.
ПРОБЛЕМА №2
В п.8 расчетная величина индивидуального пожарного риска Qв,i для i-го сценария пожара рассчитывается по формуле:
Qв,i = Qп,i (1–Kап,i) Pпp,i (1–Рэ,i) (1–Kп.з,i),
где Qп,i – частота возникновения пожара в здании в течение года определяется на основании статистических данных, приведенных в приложении №1. При отсутствии такой информации допускается принимать Qп = 4×10-2 для каждого здания, что требует какой-то доказательной базы, т.к. следует учитывать реальные данные (к примеру, из сборника ВНИИПО по статистике пожаров). Кроме того, для более объективного определения частоты возникновения пожаров (Qп) можно бы использовать формулу, приведенную в приложении №1 ГОСТ 12.1.004-91* :
где: n- коэффициент, учитывающий пострадавших людей; Т – рассматриваемый период эксплуатации зданий (сооружений), год; Мж- число жертв пожара в рассматриваемый период в группе зданий (сооружений); N0 – общее число людей, находящихся в здании (сооружении).
ПРОБЛЕМА №3
В п.8 Методики вероятность присутствия людей в здании (Рпр,i) определяется из соотношения:
Р пр,i = t функц,i /24,
где t функц,i – время нахождения людей в здании в часах.
Вместе с тем, не установлен порядок определения конкретного времени нахождения людей в здании. Например, для подземной автостоянки общественного или жилого здания можно ориентировочно установить, что время нахождения водителя с момента въезда на стоянку и выхода из неё не превысит 15-20 мин. (получаем вероятность 0,013). Но тогда остается непонятным, как быть с лицами, работающими круглосуточно (дежурный персонал), количество которых составляет не более 3-5 чел. В этом случае, вместо вероятности присутствия людей 0,013, автоматически получаем значение 1. К объектам подобного типа можно отнести здания банков, магазинов, школ, гостиниц и т.д. В этом случае значения пожарного риска никогда не будут соответствовать требованиям ст.78 ФЗ №123, что подтверждается в монографии Харисова Г.Х и Фирсова А.В.
Исходя из вышеизложенного, следует внести в Методику дифференцированные критерии по определению вероятности присутствия людей на объектах, на которых осуществляется круглосуточный режим работы.
ПРОБЛЕМА №4
Требования п.4.4.7 СП 1.13130, где лестничные клетки, за исключением типа Л2 и лестничных клеток подвалов, должны иметь световые проемы площадью не менее 1,2м2 в наружных стенах на каждом этаже, а также п.4.4.12, где для зданий высотой более 28м допускается:
- в зданиях класса Ф1.3 коридорного типа - не более 50% лестничных клеток типа Н2;
- в зданиях классов Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3 и Ф4 предусматривать не более 50% лестничных клеток типа Н2 или Н3 с подпором воздуха при пожаре.
При применении этих требований СП Методика не позволяет обосновать отсутствие световых проемов, а также лестничных клеток типа Н1 и Л1, т.к. не выполняются требования п.4 Методики, что часто приводит к необходимости разработки СТУ. При этом из монографии Харисова Г.Х. и Фирсова А.В. и статистического сборника ВНИИПО видно, что наибольшая часть гибели людей (до 6-7тыс.чел.) при пожарах происходит с 22ч. до 8ч., т.е. в ночное время, для которого:
- естественное освещение лестниц через проемы площадью 1,2м2 в темное время суток не осуществляется;
- нет данных по эвакуации людей с этажей зданий в темное время суток;
- не приведены параметры эвакуации людей через балконы (лоджии) лестничных клеток типа Н1 в зимний период и темное время суток.
Необходимо уточнить в Методики особенности расчета таких ситуаций.
- в зданиях класса Ф1.3 коридорного типа - не более 50% лестничных клеток типа Н2;
- в зданиях классов Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3 и Ф4 предусматривать не более 50% лестничных клеток типа Н2 или Н3 с подпором воздуха при пожаре.
При применении этих требований СП Методика не позволяет обосновать отсутствие световых проемов, а также лестничных клеток типа Н1 и Л1, т.к. не выполняются требования п.4 Методики, что часто приводит к необходимости разработки СТУ. При этом из монографии Харисова Г.Х. и Фирсова А.В. и статистического сборника ВНИИПО видно, что наибольшая часть гибели людей (до 6-7тыс.чел.) при пожарах происходит с 22ч. до 8ч., т.е. в ночное время, для которого:
- естественное освещение лестниц через проемы площадью 1,2м2 в темное время суток не осуществляется;
- нет данных по эвакуации людей с этажей зданий в темное время суток;
- не приведены параметры эвакуации людей через балконы (лоджии) лестничных клеток типа Н1 в зимний период и темное время суток.
Необходимо уточнить в Методики особенности расчета таких ситуаций.
ПРОБЛЕМА №5
С учетом требований ч.1 ст.6 ФЗ №123 /1/ и нераспространения Методики на здания, сооружения классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4 подтверждением их соответствия является условие 2) ч.1 ст.6 ФЗ №123, т.е. для таких объектов необходимо выполнять все требования, установленные техническими регламентами и НД по пожарной безопасности, что не всегда возможно в практике проектирования и строительства, особенно для дошкольных образовательных учреждений в связи с различием требований СП 1.13130, СП 2.13130 и СП 4.13130 и требований СП 118.13330, СП 145.13330, СП 150.13330, созданием малокомплектных ДОО семейного типа, часто располагаемых в жилых зданиях, а также проектированием детско-взрослых поликлиник.
Кроме того, остается неопределенной реализация требований ч.4 ст.53 ФЗ №123 в отношении методов определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей, которые должны определяться НД по пожарной безопасности. Согласно требованиям ст.13 ФЗ №184 к документам в области стандартизации относятся национальные стандарты и своды правил, в которых методы для реализации требований ст.53 ФЗ №123 отсутствуют. В Методике используется понятие «модели определения времени блокирования и времени эвакуации». При экспертизе возникают многочисленные вопросы о том, по каким утверждённым методам обосновать безопасную эвакуацию людей. Приложение 2 ГОСТ 12.1.004-91* к этому термину также нельзя отнести, т.к. оно не вошло в перечни по реализации ФЗ №384 и ФЗ №123. Таким образом, целесообразно разработать и принять самостоятельный свод правил «Эвакуация людей при пожаре. Расчетное и необходимое время эвакуации. Методы определения».
Пример:
1. Здание ДОО, двухэтажное с 3-ми групповыми ячейками на этаже, лестничные клетки по нормам предусматриваются типа Л1, в здании в соответствии с технологией имеется один лифт, в том числе и для спасения МГН. В соответствии с ч.15 ст.89 ФЗ №123 для эвакуации МГН требуется лифт в пожарном исполнении.
В значительной части типовых проектов ДОО, расстояние от наиболее удаленного помещения, находящегося в тупиковой части коридора, составляет до лифтового холла всегда больше 10 м, где следует предусматривать БЗ, то возникает проблема выхода из такой ситуации: либо предусматривать второй лифт в соответствии с ГОСТ, либо предусматривать незадымляемую лестничную клетку типа Н2. Так как расстояние «вблизи лифтов или лестничных клеток» в ФЗ №123 не раскрыто, органами экспертизы оно понимается в соответствии с СП 1.13130, как для тупиковых расстояний
В значительной части типовых проектов ДОО, расстояние от наиболее удаленного помещения, находящегося в тупиковой части коридора, составляет до лифтового холла всегда больше 10 м, где следует предусматривать БЗ, то возникает проблема выхода из такой ситуации: либо предусматривать второй лифт в соответствии с ГОСТ, либо предусматривать незадымляемую лестничную клетку типа Н2. Так как расстояние «вблизи лифтов или лестничных клеток» в ФЗ №123 не раскрыто, органами экспертизы оно понимается в соответствии с СП 1.13130, как для тупиковых расстояний
2. Началось проектирование и строительство поликлиник для совместного обслуживания детей и взрослых (Ф3.4). Тогда получается, что в соответствии с Методикой допускается обосновывать расчетом риска поликлиники с детьми, а ДОО (Ф1.1) нельзя?!. Поэтому необходимо в Методике дифференцировать особенности её применения для ДОО, детских поликлиник (Ф3.4), зданий других организаций, занимающихся подготовкой детей.
ПРОБЛЕМА №6
Из статистических данных следует, что 52% погибших при пожарах, это люди, находящиеся в алкогольном (наркотическом) состоянии. В Методике этот фактор не учитывается, в научных исследованиях это также умалчивается. Необходимо внести в Методику особенности расчета пожарного риска в зданиях, где могут находиться такой контингент людей, например, клубы (Ф2.1), кафе и рестораны (Ф3.2, например, уже практически забытая "Хромая лошадь"), гостиницы (Ф1.2), жилые здания (Ф1.3), причем в наиболее опасный период года, например, в новогодние и другие праздники.
ПРОБЛЕМА №7
При расчете пожарного риска и определении ОФП в Методике не заложены условия при котором учитывается показатель герметичности помещений и теплоотвода в ограждающие конструкции помещения пожара. Исходя из практики выполнения расчетов рисков и экспертизы проектной документации, в расчетах учитывается самый жаркий период времени года (июнь или июль, в зависимости от региона, допустим в Москве это 350С). Однако, по статистике гибель людей в основном происходит в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль - более 4 тыс.чел.!). Поэтому целесообразно внести в Методику по моделированию ОФП дополнительные критерии (пример: время и температурный предел разрушения в помещении пожара остекления с учетом двух- или трех пакетов), а также стадии самозатухания пожара из-за выгорания пожарной нагрузки или снижении концентрации кислорода до критического состояния, при котором горение невозможно.
ПРОБЛЕМА №8
В соответствии со СП 3.13130 системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ) подразделяются на 5 типов. В Методике начало времени эвакуации людей принимается в соответствии с типом СОУЭ (прил. №5), где имеется различие только между 2 и 3 типами. Такие типы, как 1-й, 4-й и 5-й СОУЭ, при расчете не учитываются, а значит и нет необходимости их проектировать в зданиях, сооружениях, для которых в соответствии с п.1 Методики выполняется расчет пожарного риска. Необходимо в Методике дифференцировать особенности применения СОУЭ (1-й, 4-й и 5-й).
ПРОБЛЕМА №9
В расчетах по Методике не учитываются:
- проезды для пожарной техники, противопожарные расстояния, конструкции фасадов, наружное противопожарное водоснабжение, внутренний противопожарный водопровод, СИЗ, средства спасения и самоспасания и другие, что затрудняет или делает невозможным подтверждение соответствия объекта требованиям пожарной безопасности по условию 1) ч.1 ст.6 ФЗ №123;
- минимальный перечень исходных данных, например, «начальная температура», критерии выбора человека «в летней или зимней одежде», которые позволили бы быстро и точно проверить результаты расчета, а также отклонить требования органов экспертизы по представлению дополнительных данных. Дать перечень справочной информации, в том числе типовую пожарную нагрузку по функциональной пожарной опасности зданий, сооружений. Применение на практике данных по таблице из монографии проф. Кошмарова Ю.А. документально не закреплено.
- проезды для пожарной техники, противопожарные расстояния, конструкции фасадов, наружное противопожарное водоснабжение, внутренний противопожарный водопровод, СИЗ, средства спасения и самоспасания и другие, что затрудняет или делает невозможным подтверждение соответствия объекта требованиям пожарной безопасности по условию 1) ч.1 ст.6 ФЗ №123;
- минимальный перечень исходных данных, например, «начальная температура», критерии выбора человека «в летней или зимней одежде», которые позволили бы быстро и точно проверить результаты расчета, а также отклонить требования органов экспертизы по представлению дополнительных данных. Дать перечень справочной информации, в том числе типовую пожарную нагрузку по функциональной пожарной опасности зданий, сооружений. Применение на практике данных по таблице из монографии проф. Кошмарова Ю.А. документально не закреплено.
ПРОБЛЕМА №10
- необходимое число и основные сценарии пожара (это же относится к приказу №404), в т.ч. с учетом, например, положений п.2.2 Методических рекомендаций ВНИИПО к СП 7.13130.2013 "Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий";
- влияние изменения (увеличения или уменьшения) какого-либо из параметров систем АУПТ, ВППВ, в т.ч. интенсивности, расхода воды, количества струй, продолжительности подачи воды или площади орошения на величину пожарного риска. Как следствие этого, не представляется возможным оценить влияние на оценку пожарного риска наличия систем противопожарной защиты (в том числе с повышенными показателями по интенсивности, расходам, количеству струй и т.д.), если наличие таких систем противопожарной защиты не требуется НД;
- особенности поведения людей, в т.ч. при эвакуации, например, в крупных торгово-развлекательных комплексах (наличие значительного числа оплаченных покупок, выбор из многих путей эвакуации в пользу своего маршрута входа в здание, неизбежное перемещение за детьми, оставленными в игровой зоне на другом этаже, использование лифтов и передвижение на этажи автостоянки, где оставлены автомобили и др.);
- распространение Методики на класс Ф4.4, т.е. здания, сооружения пожарных депо, тем более, что в СП такие требования по существу отсутствуют (ранее были НПБ, которые в настоящее время, в органах экспертизы рассматриваются как технологические нормы проектирования пождепо).
Перечень объектов, на которых нельзя выполнить НОР с расчетами ПР
- СП 138.13330.2012 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
- СП 141.13330.2012 "Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей";
- СП 142.13330.2012 "Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства";
- СП 143.13330.2012 "Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности пожилых людей";
- СП 145.13330.2012 "Дома-интернаты";
- СП 146.13330.2012 "Геронтологические центры. Дома сестринского ухода. Хосписы";
- СП 149.13330.2012 "Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями";
- СП 150.13330.2012 "Дома-интернаты для детей-инвалидов", а также к объектам ФСИН. Для перечисленных объектов защиты существенное значение имеет применение современных средств спасения и самоспасания согласно требованиям ч.1 ст.80 ФЗ 123, однако в течение почти 6 лет это не нашло реализации в НД и соответственно упущено в Методике.
Предложения
1. Целесообразно в ФЗ №123 /1/ и СП установить дифференцированные допустимые значения пожарного риска с учетом классификации зданий, сооружений по функциональной пожарной опасности, возможно по аналогии со ст.93 ФЗ №123 для производственных объектов, наличия и «качества» систем противопожарной защиты, что отразить в соответствующих методиках. СП 141.13330.2012 "Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей«.
2. Пожарный риск должен в полной мере подтверждать пожарную безопасность объекта защиты (не только безопасность людей, но и защиты имущества!), в том числе и при невыполнении требований пожарной безопасности, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, которые подлежат применению на добровольной основе (зачастую, мнение органов экспертизы, сотрудников надзора сводится к тому, что методика позволяет обосновать безопасность людей только по отступлениям от требований к путям эвакуации, т.е. уменьшение их ширины, увеличение расстояний до эвакуационных выходов, снижение числа или нерассредоточенность эвакуационных выходов).
3. Дальнейшее развитие и совершенствование Методики для существенного расширения состава показателей (см. ст.17 ФЗ №384 - в части противопожарных расстояний, огнестойкости, пожарной опасности, сетей и систем инженерно-технического обеспечения, в т.ч. внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения, применения средств индивидуальной защиты, средств самоспасания и средств спасения, наличия пожарной охраны и т.д.), обеспечивающих объективную оценку пожарных рисков и подтверждающих эффективность (неэффективность) тех или иных проектных и строительных решений.
2. Пожарный риск должен в полной мере подтверждать пожарную безопасность объекта защиты (не только безопасность людей, но и защиты имущества!), в том числе и при невыполнении требований пожарной безопасности, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, которые подлежат применению на добровольной основе (зачастую, мнение органов экспертизы, сотрудников надзора сводится к тому, что методика позволяет обосновать безопасность людей только по отступлениям от требований к путям эвакуации, т.е. уменьшение их ширины, увеличение расстояний до эвакуационных выходов, снижение числа или нерассредоточенность эвакуационных выходов).
3. Дальнейшее развитие и совершенствование Методики для существенного расширения состава показателей (см. ст.17 ФЗ №384 - в части противопожарных расстояний, огнестойкости, пожарной опасности, сетей и систем инженерно-технического обеспечения, в т.ч. внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения, применения средств индивидуальной защиты, средств самоспасания и средств спасения, наличия пожарной охраны и т.д.), обеспечивающих объективную оценку пожарных рисков и подтверждающих эффективность (неэффективность) тех или иных проектных и строительных решений.
г.Москва, ул. Русаковская д.28, стр.1А (495) 988-10-04
(м. «Сокольники»)
-
Поделиться:
- Подписаться