- 18-02-2020, 17:19
- 6 227
Практические вопросы обеспечения пожарной безопасности при проектировании особо важных объектов и объектов критической инфраструктуры
главный специалист ОАО «20 ЦПИ»
по вопросам пожарной безопасности
Военно-строительный комплекс Минобороны России и его основные задачи
Основные цели и задачи Военно-строительного комплекса:
- Приоритетным направлением строительства остается развитие инфраструктуры группировки Сил и средств ядерного сдерживания наземного, морского и воздушного базирования;
- Синхронизация строительства военной инфраструктуры со сроками поставок вооружения, военной и специальной техники;
- Эффективное использование бюджетных средств;
- Сокращение сроков строительства;
- Внедрение типовых стандартов и новых технологий в строительстве.
Возрождение Военно-строительного комплекса в контексте задач поставленных Верховным Главнокомандующим
Министр обороны РФ генерал армии Шойгу Сергей Кожугетович держит основные вопросы развития Военно-строительного комплекса под личным контролем
Непосредственно руководит Военно-строительным комплексом заместитель Министра обороны РФ Тимур Вадимович Иванов
Структура военно-строительного комплекса Минобороны РоссииВоенно-строительный комплекс (ВСК) - совокупность системно взаимосвязанных и взаимодействующих организационно-технических и экономических элементов, включающих в себя государственного и технического заказчика, государственного архитектурно-строительного надзора и государственной экспертизы проектов, организации и предприятия Минобороны России в областях проектирования, строительства, инжиниринга, логистики, обеспечивающих возведение в срок и с высоким качеством зданий, сооружений, создание военных городков и баз (объектов военной инфраструктуры) и их дальнейшую эксплуатацию.
Структура Военно-строительного комплекса позволяет обеспечить четкое разделение зон ответственности по военным округам и видам (родам) войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также эффективно контролировать все этапы жизненного цикла объектов (проектирование, эксплуатация, модернизация, принятие решения о дальнейшем использовании (передаче, списании) с возможностью оперативного реагирования на возникающие проблемные вопросы.
Структура Военно-строительного комплекса позволяет обеспечить четкое разделение зон ответственности по военным округам и видам (родам) войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также эффективно контролировать все этапы жизненного цикла объектов (проектирование, эксплуатация, модернизация, принятие решения о дальнейшем использовании (передаче, списании) с возможностью оперативного реагирования на возникающие проблемные вопросы.
История и основные направления деятельности
ОАО «20 Центральный проектный институт» (20 ЦПИ)
- 20 ЦПИ основан в 1945 году в составе строительного комплекса Министерства обороны для решения задач по восстановлению обороноспособности государства.
- Имеет колоссальный опыт проектирования объектов различного назначения, в том числе уникальных и объектов критической инфраструктуры. Институт проектирует весь спектр объектов военной инфраструктуры: военные аэродромы, объекты ПВО страны, специальные фортификационные сооружения, объекты РВСН, системы предупреждения о ракетном нападении, арсеналы, базы и склады ракет и боеприпасов, объекты Службы снабжения войск ракетным топливом и горючим, общевойсковые здания и сооружения, а также осуществляет проектирование объектов атомной отрасли, промышленного и гражданского назначения.
- Институт имеет все необходимые допуски и государственные лицензии для выполнения проектно-изыскательских работ на всех этапах проектирования.
- В настоящее время технологические процессы автоматизированного проектирования интегрированы в современные BIM-технологии, что позволило 20 ЦПИ достичь самого высокого уровня автоматизации проектирования в Военно-строительном комплексе Минобороны России.
- Распоряжением Правительства РФ от 03.02.2017 № 178-р ОАО «20 ЦПИ» определен в качестве единственного исполнителя по выполнению проектно-изыскательских работы в рамках ВСК Минобороны России.
- Совместно с другими проектными организациями, входящими в состав ВСК Минобороны России решает задачи по проектированию объектов военной инфраструктуры в соответствии с целевыми задачами, поставленными Верховным Главнокомандующим и Министром обороны Российской Федерации.
- Имеет колоссальный опыт проектирования объектов различного назначения, в том числе уникальных и объектов критической инфраструктуры. Институт проектирует весь спектр объектов военной инфраструктуры: военные аэродромы, объекты ПВО страны, специальные фортификационные сооружения, объекты РВСН, системы предупреждения о ракетном нападении, арсеналы, базы и склады ракет и боеприпасов, объекты Службы снабжения войск ракетным топливом и горючим, общевойсковые здания и сооружения, а также осуществляет проектирование объектов атомной отрасли, промышленного и гражданского назначения.
- Институт имеет все необходимые допуски и государственные лицензии для выполнения проектно-изыскательских работ на всех этапах проектирования.
- В настоящее время технологические процессы автоматизированного проектирования интегрированы в современные BIM-технологии, что позволило 20 ЦПИ достичь самого высокого уровня автоматизации проектирования в Военно-строительном комплексе Минобороны России.
- Распоряжением Правительства РФ от 03.02.2017 № 178-р ОАО «20 ЦПИ» определен в качестве единственного исполнителя по выполнению проектно-изыскательских работы в рамках ВСК Минобороны России.
- Совместно с другими проектными организациями, входящими в состав ВСК Минобороны России решает задачи по проектированию объектов военной инфраструктуры в соответствии с целевыми задачами, поставленными Верховным Главнокомандующим и Министром обороны Российской Федерации.
Пожарная опасность специальных фортификационных сооружений (СФС)
СФС классифицируются:
- по способу возведения: наземные - обсыпные и не обсыпные; котлованные; шахтные; подземные;
- по защите от средств поражения вероятного противника;
- по условиям боевого использования (сооружение длительного или кратковременного использования);
- по назначению и др. параметрам.
Пожарная опасность действующих СФС обусловлена: а) наличием в сооружениях и помещениях:
- значительной пожарной нагрузки, сосредоточенной в ограниченном объеме ;
- взрывоопасных и взрывопожароопасных производств;
- большого количества технических средств, изделий и коммуникаций, способствующих развитию пожара ; б) высокой энергонасыщенностью помещений; в) значительным физическим износом строительных конструкций CФC, инженерных коммуникаций, оборудования, аппаратуры и кабельного хозяйства, которые выработали установленные ресурсы на ряде объектов; г) низкой эффективностью ранее принятых при проектировании объектов противопожарных мероприятий (объемно-планировочных, конструктивных и технических) при воздействии современных средств поражения; д) автоматические системы обнаружения и тушения пожаров морально и физически устарели, не отвечают современным требованиям на ряде объектов.
- по способу возведения: наземные - обсыпные и не обсыпные; котлованные; шахтные; подземные;
- по защите от средств поражения вероятного противника;
- по условиям боевого использования (сооружение длительного или кратковременного использования);
- по назначению и др. параметрам.
Пожарная опасность действующих СФС обусловлена: а) наличием в сооружениях и помещениях:
- значительной пожарной нагрузки, сосредоточенной в ограниченном объеме ;
- взрывоопасных и взрывопожароопасных производств;
- большого количества технических средств, изделий и коммуникаций, способствующих развитию пожара ; б) высокой энергонасыщенностью помещений; в) значительным физическим износом строительных конструкций CФC, инженерных коммуникаций, оборудования, аппаратуры и кабельного хозяйства, которые выработали установленные ресурсы на ряде объектов; г) низкой эффективностью ранее принятых при проектировании объектов противопожарных мероприятий (объемно-планировочных, конструктивных и технических) при воздействии современных средств поражения; д) автоматические системы обнаружения и тушения пожаров морально и физически устарели, не отвечают современным требованиям на ряде объектов.
Анализ пожаров в CФC
- Пожары в CФC распространяются стремительно, с резким нарастанием температуры, большим выделением токсических веществ и их быстрым распространением по помещениям объекта.
- Тушение пожаров, организация аварийно-спасательных работ и эвакуация людей в СФС сопряжены со значительными трудностями, риском для жизни и здоровья личного состава противопожарных подразделений, которые обусловлены:
* быстрым распространением пожара на значительную часть сооружения;
* резким нарастанием температуры, задымлением, заполнением токсичными воздушными смесями значительных объемов сооружений;
* необходимостью применения специальных средств защиты от воздействия высокой температуры и токсичных газов;
* трудностью обнаружения очага пожара вследствие сильного задымления и мгновенного его распространения ;
* трудностью доступа к месту проведения аварийно-спасательных работ и очагу пожара;
* необходимостью быстрого проведения аварийно-спасательных мероприятий с целью обеспечения выживания людей;
* невозможностью использования в качестве дополнительных сил территориальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России.
Боевая готовность CФC в значительной степени зависит от эффективности комплекса технических и организационных противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, а в случае их возникновения – на ликвидацию и обеспечение условий, исключающих воздействие на людей и технические средства опасных факторов пожара.
Пожарная опасность арсеналов, баз и складов ракет и боеприпасов
- Производство и хранение ракет, боеприпасов, взрывчатых веществ и изделий на их основе представляет собой повышенную опасность в отношении взрывов и пожаров:
- Обеспечение надежной противопожарной защиты арсеналов, баз и складов ракет и боеприпасов, ракет и взрывчатых веществ Вооруженных Сил является приоритетной задачей.
Основные причины пожаров на арсеналах, базах и складах ракет и боеприпасов:
- несоответствие инфраструктуры, противопожарной и противовзрывной защиты объектов требованиям нормативно-правовых актов по пожарной безопасности;
- отсутствие и низкая эффективность существующих систем предупреждения и тушения пожаров (автоматической пожарной сигнализации, установок пожаротушения и т.п.);
- значительная удаленность объектов защиты от мест дислокации штатных противопожарных подразделений, вследствие чего они не способны прибыть и приступить к тушению пожара в установленные сроки;
- численность и оснащенность противопожарных подразделений не соответствует объему и сложности выполняемых ими задач по предупреждению и тушению пожаров в экстремальных условиях, при сильном задымлении и высоких температурах;
- материально-техническая база штатных противопожарных подразделений не позволяет организовать качественную подготовку их личного состава к выполнению задач по предназначению;
- нарушение требований нормативных документов по эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ, порядка и правил их хранения;
- нарушения правил пожарной безопасности при работе с боеприпасами.
- отсутствие и низкая эффективность существующих систем предупреждения и тушения пожаров (автоматической пожарной сигнализации, установок пожаротушения и т.п.);
- значительная удаленность объектов защиты от мест дислокации штатных противопожарных подразделений, вследствие чего они не способны прибыть и приступить к тушению пожара в установленные сроки;
- численность и оснащенность противопожарных подразделений не соответствует объему и сложности выполняемых ими задач по предупреждению и тушению пожаров в экстремальных условиях, при сильном задымлении и высоких температурах;
- материально-техническая база штатных противопожарных подразделений не позволяет организовать качественную подготовку их личного состава к выполнению задач по предназначению;
- нарушение требований нормативных документов по эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ, порядка и правил их хранения;
- нарушения правил пожарной безопасности при работе с боеприпасами.
Практические вопросы обеспечения пожарной безопасности
при проектировании особо важных объектов
и объектов критической инфраструктуры
Обеспечение пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации СФС- В СФС должна быть создана система обеспечения пожарной безопасности и установлен жесткий противопожарный режим.
- Обеспечение пожарной безопасности в СФС достигается:
* делением СФС противопожарными преградами на пожарные отсеки (секции);
* применением строительных конструкций с установленными пределами огнестойкости и классами пожарной опасности;
* применением огнезащитных составов для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций, электрических кабелей и воздуховодов;
* созданием запаса средств индивидуальной защиты от воздействия опасных факторов пожара на весь личный состав гарнизона CФC;
* оборудованием в воинских частях учебно-тренировочных комплексов для подготовки личного состава дежурных смен и противопожарных подразделений к действиям по борьбе за живучесть СФС в условиях ограниченного пространства, сильного задымления и высоких температур;
* оснащением объекта и поддержанием в работоспособном состоянии систем противопожарной защиты;
* обеспечением доступа в СФС для тушения пожара пожарных подразделений и аварийных бригад, в том числе федеральных, муниципальных, других Министерств и ведомств, в установленном порядке, и проведением других мероприятий.
Обеспечение пожарной безопасности при проектировании арсеналов, баз и складов ракет и боеприпасов
- Основные руководящие и ВНД Министерства обороны по объектам арсенальной группы:
* ВСН 21-01-98* «Нормы проектирования арсеналов, баз и складов ракет и боеприпасов. Требования пожаровзрывобезопасности»;
* СТО 12-01-2013 «Нормы и требования пожаровзрывобезопасности при проектировании арсеналов, баз и складов ракет и боеприпасов по ведомственной целевой программе «Совершенствование инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на 2012-2014 годы»;
* ВСП 22-02–07/МО РФ «Нормы по проектированию, устройству и эксплуатации молниезащиты объектов военной инфраструктуры»;
* приказ Министра обороны Российской Федерации № 3800 от 26 декабря 2012 года «Об утверждении Правил содержания запасов ракет, боеприпасов, взрывчатых веществ и изделий на их основе по категории взрывопожароопасности»;
* Руководство для арсеналов комплексного хранения ракет и боеприпасов, часть 1 и часть 2, издание 2, 2016 г.
Требования к объектам военной инфраструктуры (ОВИ)
при проектировании и строительстве в современных условиях
Приведение системы ВНД МО РФ в соответствие законодательству
о стандартизации в Российской Федерации
о стандартизации в Российской Федерации
Программа работ ОАО «20 ЦПИ» и задачи по актуализации фонда документов
по стандартизации объектов военной инфраструктуры
Актуализация фонда документов по стандартизации объектов военной инфраструктуры осуществляется в соответствии с Постановлением Коллегии Министерства обороны РФ от 26 февраля 2018 г. и поручением Министра обороны РФ генерала армии С.Г. Шойгу о продолжении этих работ
Актуализация фонда документов по стандартизации объектов военной инфраструктуры,
содержащих вопросы обеспечения пожарной безопасности
Первоочередные усилия направлены на переработку (актуализацию) наиболее востребованных проектными организациями ВНД.
Подготовлены 2-е редакции документов по стандартизации:
- стандарта организации СТО 00032158–21ХХХ–201_ «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих защите автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Общие требования к выбору установок и систем», взамен ВСП 21-07-07/МО РФ «Инструкция по определению зданий, сооружений, помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»;
- стандарта организации СТО 00032158–30ХХХ–201_ «Требования пожарной безопасности при строительстве (реконструкции) объектов военной инфраструктуры» взамен приказа заместителя Министра обороны РФ по строительству и расквартированию войск №241 от 08.06.1996 г. «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах строительства в ВС РФ»;
- стандарта организации СТО 00032158–21ХХХ–201_ «Двери, люки и ворота противопожарные герметические. Правила проведения огневых испытаний», новый документ.
Завершаются работы по подготовке 2-х редакций стандартов организации вместо ВНД:
- ВСН 34-94/Минобороны РФ. Планировка и застройка военных городков;
- ВСН 35-94/Минобороны РФ. Общевойсковые здания;
- ВСН 34-02-07/МО РФ. Проектирование складов горючего МО РФ.
- ВСП 21-06-07/МО РФ «Инструкция по расчету противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями Министерства обороны Российской Федерации».
Обобщаются отзывы на 1-ю редакцию стандарта организации СТО 00032158–21ХХХ–201_ «Нормы проектирования арсеналов, баз и складов ракет и боеприпасов. Требования к планировке, застройке, пожарной безопасности и противовзрывной защите», взамен ВСН 21-01-98*/МО РФ «Нормы проектирования арсеналов, баз и складов боеприпасов. Требования пожаровзрывобезопасности».
Ведётся работа по подготовке 1-х редакций стандартов организации вместо ВНД:
- ВСН 21-02-01/ МО РФ «Установки газового пожаротушения автоматические объектов ВС РФ. Нормы и правила проектирования»;
- ВСП 12-04-03 /МО РФ «Правила производства монтажа, наладки и приёмки в эксплуатацию автоматических установок газового пожаротушения и пожарной сигнализации объектов военной инфраструктуры ВС РФ».
Проблемные вопросы обеспечения пожарной безопасности
при проектировании объектов военной инфраструктуры
- На основании Федерального закона от 28.05.2017 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Указом Президента Российской Федерации №558 от 20 ноября 2017 года «О внесении изменения в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082» Министерству обороны РФ дано право осуществлять федеральный государственный пожарный надзор на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, входящих в военную инфраструктуру Вооружённых Сил.
- Целесообразно проработать вопрос об особом порядке рассмотрения, согласования и утверждения специальных технических условий (СТУ) для особо важных и особо режимных объектов с привлечением заинтересованных специалистов Министерства обороны, ГУСП, МЧС и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
- В соответствии с Директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации № 314/8/0452 от 2 августа 1996 года по указанию Министра обороны РФ во исполнение Закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ в Министерстве обороны до 2010 г. существовал Научно-исследовательский испытательный центр пожарной безопасности ВС РФ (НИИЦ ПБ ВС РФ), как головное научно-исследовательское подразделение в Министерстве обороны Российской Федерации по проблеме «Пожарная безопасность объектов военной инфраструктуры, вооружения и военной техники».- Целесообразно проработать вопрос об особом порядке рассмотрения, согласования и утверждения специальных технических условий (СТУ) для особо важных и особо режимных объектов с привлечением заинтересованных специалистов Министерства обороны, ГУСП, МЧС и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
- Специалистами Центра разработаны основные ВНД по проектированию и эксплуатации объектов, оказывалась консультативная помощь проектным организациям Министерства обороны РФ.
- Центр постоянно участвовал в всероссийских и международных пожарно-технических выставках, по итогам представления на выставках своей продукции имел 12 дипломов и 10 медалей.
- Целесообразно воссоздать в составе ОАО «20 ЦПИ» структуру, взамен ликвидированного НИИЦ ПБ ВС РФ, с возложением на неё дополнительных функций, обусловленных потребностями развития Военно - строительного комплекса Министерства обороны РФ.
-
Поделиться:
- Подписаться