- 26-02-2020, 10:03
- 1 971
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
«О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
«О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
- Защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
- Достижение комплексного обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, (включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество)).
- Установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам объектов, включая городские и сельские поселения (и округа), здания и сооружения, производственные объекты, пожарно-техническую продукцию и продукцию общего назначения.
- Внедрение в надзорной деятельности пожарного аудита, основанного на оценке пожарного риска и использования механизма «огневого» страхования.
- Внедрение методов оценки пожарного риска (возникновения пожаров и гибели людей), широко используемых в наиболее развитых странах мира (США, Германия, Франция, Италия, Япония и др.).
УПРОЩЕНИЕ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- Обязательные требования в области пожарной безопасности сконцентрированы в одном законодательном акте Российской Федерации – Федеральном законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- Требования пожарной безопасности, приведенные в техническом регламенте, гармонизированы с требованиями международных нормативных документов.
- Процедура подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента упрощена.
- Порядок подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности основан на принципах, установленных Федеральным законом «О техническом регулировании», и не допускает двоякого толкования.
- Требования пожарной безопасности, приведенные в техническом регламенте, гармонизированы с требованиями международных нормативных документов.
- Процедура подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента упрощена.
- Порядок подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности основан на принципах, установленных Федеральным законом «О техническом регулировании», и не допускает двоякого толкования.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБСТВЕННИКУ СВОБОДЫ ВЫБОРА СПОСОБА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТА, ОБЪЕКТИВНОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ПРОЦЕДУР НАДЗОРА
- Прозрачное и однозначное толкование требований технического регламента позволит собственнику ясно понимать, какой объем требований и какие конкретно требования будут предъявлены к нему, а пожарному инспектору не позволит предъявлять завышенные требования.
- Расширены права граждан в обеспечении мер пожарной безопасности путем привлечения их к обсуждению, разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и объектов муниципальной собственности.
- Существенно расширятся права и возможности граждан в вопросах выбора и приобретения систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях, систем пожарной сигнализации и пожаротушения.
- Четко сформулированные требования пожарной безопасности, изложенные в техническом регламенте, позволяют инспекторскому составу и лицам, работающим в сфере обеспечения пожарной безопасности, однозначно толковать и применять их на практике.
- Расширены права граждан в обеспечении мер пожарной безопасности путем привлечения их к обсуждению, разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и объектов муниципальной собственности.
- Существенно расширятся права и возможности граждан в вопросах выбора и приобретения систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях, систем пожарной сигнализации и пожаротушения.
- Четко сформулированные требования пожарной безопасности, изложенные в техническом регламенте, позволяют инспекторскому составу и лицам, работающим в сфере обеспечения пожарной безопасности, однозначно толковать и применять их на практике.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЕГМЕНТОВ РЫНКА, НАПРАВЛЕННОЕ
НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ.
- Бизнес-сообщество Российской Федерации получит оптимальную процедуру принятия решений по обеспечению противопожарной защиты при сохранении её высокого уровня.
- Пожарный надзор при выполнении требований технического регламента практически превращается в подтверждение соответствия, что значительно упрощает процедуру проверки и схем подтверждения соответствия.
- Требования, предъявляемые к продукции, находятся на уровне мировых стандартов, что должно привести к росту конкурентоспособности отечественной продукции.
- Пожарный надзор при выполнении требований технического регламента практически превращается в подтверждение соответствия, что значительно упрощает процедуру проверки и схем подтверждения соответствия.
- Требования, предъявляемые к продукции, находятся на уровне мировых стандартов, что должно привести к росту конкурентоспособности отечественной продукции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
«О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
«О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» состоит из 8 разделов и содержит 34 главы, 152 статьи. Текст законопроекта занимает 271 страницу.
Раздел I. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности.
Раздел II. Требования пожарной безопасности при проектировании городских и сельских поселений.
Раздел III. Требования пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий и сооружений.
Раздел IV. Требования пожарной безопасности к производственным объектам.
Раздел V. Требования пожарной безопасности к пожарной технике.
Раздел VI. Требования пожарной безопасности к продукции общего назначения.
Раздел VII. Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.
Раздел VIII. Заключительные и переходные положения.
Раздел I. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности.
Раздел II. Требования пожарной безопасности при проектировании городских и сельских поселений.
Раздел III. Требования пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий и сооружений.
Раздел IV. Требования пожарной безопасности к производственным объектам.
Раздел V. Требования пожарной безопасности к пожарной технике.
Раздел VI. Требования пожарной безопасности к продукции общего назначения.
Раздел VII. Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.
Раздел VIII. Заключительные и переходные положения.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
- Первый раздел технического регламента дает классификацию элементов обеспечения пожарной безопасности, позволяющую собственнику объекта защиты выбрать приемлемый для него способ обеспечения требований пожарной безопасности. Устанавливает, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Юридическим лицом – собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности .
- Второй раздел регламентирует требования к размещению пожароопасных производственных объектов на территории городских и сельских поселений на этапах проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения. Устанавливает требования к источникам наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. Регламентирует дислокацию подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут.
- Второй раздел регламентирует требования к размещению пожароопасных производственных объектов на территории городских и сельских поселений на этапах проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения. Устанавливает требования к источникам наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. Регламентирует дислокацию подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут.
- Третий раздел определяет требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям на этапах их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, к элементам обеспечения их пожарной безопасности, технической документации на объекты строительства, устанавливает нормативное значение риска. Определены общие требования к эвакуации. Установлено , что индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений
- Четвертый раздел определяет требования пожарной безопасности к производственным объектам, элементам обеспечения их пожарной безопасности, технической документации, устанавливает нормативное значение риска. Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.
- Пятый и шестой разделы формулируют общие требования пожарной безопасности к пожарно-технической продукции и к продукции общего назначения.
- Четвертый раздел определяет требования пожарной безопасности к производственным объектам, элементам обеспечения их пожарной безопасности, технической документации, устанавливает нормативное значение риска. Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.
- Пятый и шестой разделы формулируют общие требования пожарной безопасности к пожарно-технической продукции и к продукции общего назначения.
- Седьмой раздел технического регламента определяет формы и методы оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты. . Оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия проводится в формах:
1) аккредитации;
2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
3) государственного пожарного надзора;
4) декларирования пожарной безопасности;
5) исследований (испытаний);
6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);
7) приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
8) производственного контроля;
9) экспертизы.
- Восьмой раздел содержит заключительные положения, касающиеся вступления в силу федерального закона и приведения нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законом.
1) аккредитации;
2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
3) государственного пожарного надзора;
4) декларирования пожарной безопасности;
5) исследований (испытаний);
6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);
7) приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
8) производственного контроля;
9) экспертизы.
- Восьмой раздел содержит заключительные положения, касающиеся вступления в силу федерального закона и приведения нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законом.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ СОЗДАНИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
- Повышение уровня защищенности людей и имущества собственников в результате оптимизации системы требований пожарной безопасности.
- Внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска.
- Упрощение системы нормативных документов по пожарной безопасности в результате концентрации обязательных требований в области пожарной безопасности в одном законодательном акте Российской Федерации.
- Упрощение процедуры допуска на рынок товаров и услуг (внедрение системы декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.
- Создание системы независимой оценки пожарных рисков в Российской Федерации для проведения их расчетов на объектах защиты.
- Обеспечение собственнику свободы выбора способа противопожарной защиты объекта.
- Обеспечение объективности и прозрачности процедур надзора за выполнением требований пожарной безопасности, выработка действенных мер, направленных на борьбу с коррупцией и повышение персональной ответственности инспекторского состава за состоянием пожарной безопасности.
- Стимулирование отдельных сегментов рынка, направленное на социально-экономическое развитие страны.
- Повышение уровня оперативного реагирования на сообщение о пожаре (для городов не более 10 мин., для села не более 20 мин.)
- Внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска.
- Упрощение системы нормативных документов по пожарной безопасности в результате концентрации обязательных требований в области пожарной безопасности в одном законодательном акте Российской Федерации.
- Упрощение процедуры допуска на рынок товаров и услуг (внедрение системы декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.
- Создание системы независимой оценки пожарных рисков в Российской Федерации для проведения их расчетов на объектах защиты.
- Обеспечение собственнику свободы выбора способа противопожарной защиты объекта.
- Обеспечение объективности и прозрачности процедур надзора за выполнением требований пожарной безопасности, выработка действенных мер, направленных на борьбу с коррупцией и повышение персональной ответственности инспекторского состава за состоянием пожарной безопасности.
- Стимулирование отдельных сегментов рынка, направленное на социально-экономическое развитие страны.
- Повышение уровня оперативного реагирования на сообщение о пожаре (для городов не более 10 мин., для села не более 20 мин.)
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЛЮДЕЙ И ЗАЩИЩЕННОСТИ ИМУЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ
ЛЮДЕЙ И ЗАЩИЩЕННОСТИ ИМУЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ
- Технический регламент устанавливает однозначные четкие и понятные требования по обеспечению пожарной безопасности, направленные на обеспечение безопасности людей и предотвращение причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
- Собственнику предоставлено право рисковать принадлежащим ему имуществом.
- Впервые в практике нормирования требований пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливаются предельно допустимые значения индивидуального и социального риска гибели людей при пожарах.
- Собственнику предоставлено право рисковать принадлежащим ему имуществом.
- Впервые в практике нормирования требований пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливаются предельно допустимые значения индивидуального и социального риска гибели людей при пожарах.
СИСТЕМА ГИБКОГО НОРМИРОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Пожарная безопасность объекта защиты обеспечивается выполнением одного из следующих условий:
- реализации в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническим регламентом, и использованием положений нормативных документов по пожарной безопасности;
- обеспечения допустимых значений пожарного риска, установленных техническим регламентом.
Положения технического регламента предоставляют право собственнику самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности объекта защиты путем разработки декларации пожарной безопасности, включающей в себя:
- либо перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых он обязуется выполнять;
- либо расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков, установленный техническим регламентом.
- реализации в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническим регламентом, и использованием положений нормативных документов по пожарной безопасности;
- обеспечения допустимых значений пожарного риска, установленных техническим регламентом.
Положения технического регламента предоставляют право собственнику самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности объекта защиты путем разработки декларации пожарной безопасности, включающей в себя:
- либо перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых он обязуется выполнять;
- либо расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков, установленный техническим регламентом.
СХЕМА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА ЗАЩИТЫ
ФОРМА ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ВАРИАНТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ФОРМ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
ФОРМ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
-
Поделиться:
- Подписаться