- 21-12-2018, 23:16
- 6 860
Требований пожарной безопасности к детским дошкольным учреждениям, запроектированным и построенным с 1972 по 1982 годы
Письмо от Управления проектирования и монтажа экономичных пожарно-охранных систем Дешевых Ю.И. № 024 от 12.04.2010 г.
Уважаемый Юрий Иванович!
Нашей организацией были изучены материалы селекторного совещания МЧС России по вопросу применения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 11 июня 2009 года. Вместе с тем в процессе деятельности возникают вопросы, требующие более детального разъяснения.
1. Каков порядок применения требований пожарной безопасности к детским дошкольным учреждениям, запроектированным и построенным с 1972 по 1982 годы в период действия СНиП П-Л.3-71 «Детские ясли-сады. Нормы проектирования» и СНиП П-А.50-70* «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», а также с 1982 по 1985 годы в период действия СНиП 11-64-80** «Детские дошкольные учреждения» и СНиП 11-2-80 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», в части различия требований предъявляемых указанными СНиП с требованиями, предъявляемыми СНиП 21-01-97*, которые распространяются на все этапы создания и эксплуатации зданий, помещений и сооружений.
В здании детского сада, построенном в 1977 году ширина эвакуационных выходов должна составляв не менее 0,8 метра (примечание 2 к п. 4.2 СНиП П-А.50-70*), ширина лестничных маршей должна приниматься не менее 0.6 метра на 100 человек (п. 4.2 СНиП П-А.50-70*), ширина наружных лестниц должна составлять не менее 0,7 метра (примечание к п. 4.3 СНиП П-Л.3-71), что в рассматриваемом здании выполняется.
В здании детского сада построенного в 1984 году в соответствии с СНиП 11-64-80* ширина дверей эвакуационных выходов из зданий детских дошкольных учреждений должна составляв не менее 0,9 метра, ширина лестничного марша в указанных зданиях должна быть не менее, 1.05 метра, ширина наружных лестниц должна составами, не менее 0,7 метра (п.п. 3.17,3.18, 3.21 СНиП 11-64-80*).
Вместе с тем, для выше указанных зданий, согласно требований СНиП 21-01-97* ширила эвакуационных выходов из помещений групповых ячеек на внутренние лестницы и лестницы 3-го типа не менее 12 метра, при нахождении в помещениях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 более 15 человек; ширина внутренних лестниц и лестниц 3-го типа не менее 1,35 метра.
Аналогичная ситуация и по зданиям детских садов, построенным в период с 1989 по 1998 год.
№ | Минимальные размеры путей эвакуации в детских дошкольных учреждениях | СНиП 2.08.02-89* | СНиП 21-01-97* |
1. | Ширина лестничных маршей в лестничной клетке | 1,2 м. | 1,35 м. |
2. | Ширина лестниц 3-го типа | 1,2 м. | 1,35 м. |
3. | Ширина эвакуационных выходов из помещений с численностью более 15 человек. | 0,8 м. | 1,2 м. |
4. | Количество эвакуационных выходов из помещений с численностью 10-50 человек | 1 выход | не менее 2 выходов |
Здание детского сада, запроектированное в 1964, введенное в эксплуатацию в 1965 году, соответствует проектной документации. В проекте в групповых ячейках для пребывания более 10 человек не предусмотрен второй эвакуационный выход.
Капитальный ремонт, реконструкция и изменение функционального назначения выше указанных зданий и их отдельных помещений не производились.
2. Согласно части 1 ст. 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные Федеральными законами о технических регламентах;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 ст. 51 технического регламента состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно части 4 ст. 53 технического регламента методы определения необходимого и расчетного времени эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.
В связи с этим просим разъяснить:
1. Являются ли законными требования по составлению деклараций пожарной безопасности для существующих зданий, не предназначенных для проживания, с количеством этажей более чем два, общая площадь которых составляет более 1500 квадратных метров и не являющихся зданиями класса функциональной пожарной опасности Ф1.1., учитывая область действия градостроительною законодательства.
2. Имеется ли необходимость приведения зданий построенных до 1998 года в соответствие с требованиями СНиП 21-01-97*, в части выше указанных требований.
3. Необходимо ли в зданиях детских садов 1965 года постройки, построенных в соответствии с проектной документацией с количеством мест в групповой ячейке более 10, оборудовать вторым эвакуационным выходом из групповой ячейки, в случае если второй эвакуационный выход из групповой ячейки проектом не предусмотрен.
4. Будет ли являться наличие выше указанных несоответствий требований СНиП, по которым здание было построено, требованиям СНиП 21-01-97* угрозой для жизни или здоровья людей вследствие возможного возникновения пожара?
5. В случае если требования СНиП 21-01-97* имеют приоритет в отношении ранее действующих СНиП П-A.50-70*, СНиП П-Л.3-71, СНиП 11-64-80*, СНиП 11-2-80, СНиП 2.08.02-89* в части выше указанных несоответствий, и не возможности расширения лестничных маршей и эвакуационных выходов, возможно ли обосновать соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности. А именно в части выполнения ч. 1 ст. 6 технического регламента: выполнение в полном объеме требований технического регламента, и пожарный риск не превышает допустимых значений. Или в части выполнения п. 4 ППБ 01-03: обоснование требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности людей в соответствии с методикой по ГОСТ 12.1.004-91.
6. Допускается ли использовать расчетное обоснование отступлений от требований СП с использованием методики изложенной в приложениях к приказу № 382 МЧС России от 30.06.2009 при проектировании, эксплуатации зданий, сооружений. Например, здание имеет три лестничные клетки, по СП 1 допускается две клетки шириной марша 1.2 м. Ширина маршей заужена с 1.2 м. до 1.11 м. При суммарной ширине маршей двух клеток 2.22 м. (одну блокируем), по расчетам, эвакуация людей из здания завершается раньше, чем при ширине марша 1.2 м. одной клетки.
7. Допускается ли использовать расчетное обоснование по утвержденным методикам отступлений «требований СП в части оборудования объектов АПС вместо АУПТ, в части обоснования выбора типа пожаротушения.
8. Необходимо ли разрабатывать и согласовывать в установленном законом порядке специальные технические условия на объекты, на которых допущены отступления от сводов правил и которые не подпадают под требования части 2 статьи 78 ФЗ №123.
Насколько в целом обязательны требования сводов правил для вновь строящихся и реконструируемых объектов. Возможно ли отступление от требований СП при выполнении требований Технического регламента и расчетном обосновании пожарного риска, в случае сели риск не превышает допустимых значений.Письмо ФГУ ВНИИПО МЧС России «по вопросу применения нормативных документов» № 13-4-04-2413ф от 11.05.2010 г.
На Ваш запрос №024 от 12.04.2010 сообщаю:
1) Требования к декларации пожарной безопасности определяются ст. 64 Федерального закона №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Перечень объектов, на которые необходимо составление декларации, а также ее форма и порядок регистрации утверждены Приказом МЧС России от 24.02.2009 №91. Для примера, приведенного в Вашем письме (этажность - более 2 этажей, общая площадь - более 1500 м2) составление декларации пожарной безопасности необходимо.
2) В соответствии с п. 15 Правил разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности (приложение к приказу МВД РФ № 769 от 23.11.98 г.) разъяснения по применению отдельных требований нормативных документов по пожарной безопасности даются организацией, подписавшей (утвердившей) документ. Поэтому, по вопросам трактовки пунктов СНиП, а также по вопросам их правового статуса Вам следует обращаться в Министерство регионального развития РФ (ранее Госстрой России).
Вместе с тем, по мнению специалистов института, необходимость приведения зданий построенных до 1998 года в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97* определяется в соответствии с п.1.7* данных норм и правил (п.8.5 СНиП 10-01-94*). А именно, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, требования СНиП 21-01-97* не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
3) При наличии отступлений от требований нормативных документов, действовавших на момент строительства (проектирования), необходимо их согласование в установлением порядке в соответствии с нормативно-крановыми актами, также действующими в период строительства (проектирования).
4) Своды правил, разработанные я объектов защиты, являются документами добровольного применения. Однако при наличии отступлений от требований сводов правил в соответствии со ст. 6 закона № 123-ФЗ необходимо проведение расчета пожарного риска.
5) Оборудование объектов автоматическими системами пожарной сигнализации и пожаротушения определяется ст. 91 Федерального закона №123-Ф3. В данном случае наличие отступлений от требований нормативных документов (в том числе при наличии обоснования) не допускается.
6) Федеральным законом №123-Ф3 разработка специальных технических условий на объекты, на которых допущены отступления от сводов правил и которые не подпадают под требования ч. 2 ст. 78 не предусмотрена.
-
Поделиться:
- Подписаться