- 15-01-2019, 14:44
- 2 115
Как за счет государства испытать пожарные краны, пожарные лестницы, проверить огнезащиту
Письмо от ФГУ ВНИИПО МЧС России «о предписании ГПН» № 11-1-02/5605 от 08.10.2010 г.
По результатам рассмотрения обращения даем следующие ответы на изложенные в нем вопросы.
1. Прошу Вас разъяснить имеет ли право инспектор ГПН указывать в предписании ссылки на своды правил и национальные стандарты, включенные в рекомендуемый перечень нормативных документов (из Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.04.09 № 1573, из распоряжения Правительства РФ от 10.09.09 № 1294-р).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент), пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1. В полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
2. Пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом.
В случае, если на объекте не проводится оценка пожарного риска, то доказательством того, что пожарная безопасность объекта обеспечена, является выполнение требований Технического регламента и нормативных документов по пожарной безопасности. В соответствии с частью 3 статьи 4 Технического регламента к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности.
В этом случае инспектор ГПН имеет право включать в предписание требования сводов правил и национальных стандартов. Перечень сводов правил и национальных стандартов указан в приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.04.09 № 1573, и распоряжении Правительства РФ от 10.09.09 № 1294-р.
2. Может ли инспектор ГПН требовать на существующем объекте (построенном задолго до введения ФЗ-123) исполнения требований новых нормативных документов (Сводов правил, ФЗ-123) без обоснования своей точки зрения, без расчетов, что существует риск жизни, без доказательств своей позиции когда явно данное не усматривается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Технического регламента, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с требованиями пожарной безопасности, действующими до вступления в силу технического регламента, не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», представитель контролирующего органа (в данном случае - инспектор ГПН) при вынесении решения о том, что дальнейшая эксплуатация объекта (здания, сооружения, строения) приводит к угрозе жизни вследствие возможности возникновения пожара, должен руководствоваться пунктом 1 статьи 27.16 КоАП РФ. То есть, другими словами, направить в судебную инстанцию документы, фактически подтверждающие наличие такой угрозы (включая, при необходимости, экспертные заключения, протоколы испытаний и пр.). В любом случае, факт наличия угрозы жизни и здоровью вследствие возникновения пожара и, как следствие, решение о приостановке эксплуатации объекта устанавливается только судебной инстанцией.
3. Как инспектор принимает решение о несоответствии объекта установленным требованиям, если необходимо проводить инструментальный контроль (испытать пожарные краны, пожарные лестницы, огнезащиту, степень огнестойкости здания, категория по СП 12, класс зоны по ПУЭ).
В соответствии с пунктом 37 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности (утвержден приказом МЧС России от 1 октября 2007 года за № 517, зарегистрирован в Минюсте РФ 31 октября 2007 г. регистрационный № 10424), (далее - Административный регламент), при осуществлении планового мероприятия по надзору проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:
- выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- содержание территории, зданий, сооружений и помещений, технологических установок, инженерных сетей;
- состояние эвакуационных путей и выходов;
- наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;
- наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты;
- готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
- создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;
- наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности;
- наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;
- наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
Если, указанных выше проверочных мероприятий недостаточно для обоснования соответствия обследуемого объекта требованиям Технического регламента, то инспектор ГПН, руководствуясь пунктом 53 Административного регламента, вправе произвести отбор образцов (проб), исследования, экспертизы, необходимые для заключения о соответствии объекта надзора требованиям пожарной безопасности. При этом, в случае необходимости, к проведению экспертиз и исследований в установленном порядке могут привлекаться эксперты и экспертные организации имеющие соответствующую аккредитацию.
4. В случаях, когда инспектор указывает ссылки на недостаточность инженерных решений, обязан ли он за счет государственных средств провести испытания (доказать) свои требования (испытать пожарные краны, пожарные лестницы, проверить огнезащиту, степень огнестойкости здания, категория по СП 12, класс зоны по ПУЭ).
Да, обязан. Так как в соответствии с пунктом 19 «Положения о государственном пожарном надзоре» (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820), научно-техническое обеспечение деятельности органов государственного пожарного надзора осуществляется подведомственными либо аккредитованными в установленном порядке Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий пожарно-техническими научно-исследовательскими и образовательными учреждениями. В соответствии с пунктом 22 того же Положения, финансовое и материально-техническое обеспечение органов государственного пожарного надзора является расходным обязательством Российской Федерации.
Одновременно сообщаю, что в случае несогласия с решениями инспектора ГПН его действия (бездействия), Вы можете обжаловать в порядке, установленном Административным регламентом.
Информация о порядке подачи жалобы и ее примерная форма размещаются на информационных стендах в помещениях органов ГПН.
-
Поделиться:
- Подписаться