- 21-01-2019, 19:30
- 5 163
Представления Генеральной прокуратуры РФ № 43-3342-19 от 15.07.2015 г.
Письмо МЧС России от Главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору «о рассмотрении представления Генеральной прокуратуры РФ» № 43-3342-19 от 15.07.2015г.
В МЧС России поступило представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выявленных нарушениях в деятельности территориальных органов МЧС России при реализации, возложенных на них полномочий в области обеспечения пожарной безопасности и законодательства о государственном контроле (надзоре) (исх. от 03.07.2015 № 74/1-04-2015).
Учитывая изложенное, предлагается:
1. Указанное представление довести до всех сотрудников надзорных органов МЧС России и организовать его рассмотрение на заседаниях с участием представителей органов прокуратуры.
2. Принять исчерпывающие меры по устранению нарушений действующего законодательства, причин и условий, их способствующих, и их недопущению в дальнейшей работе.
3. Исключить проведение проверочных мероприятий не в полном объеме, фальсификации их результатов, освобождение виновных лиц от административной ответственности.
4. По каждому изложенному в представлении случаю провести служебные проверки. При наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принять меры дисциплинарной ответственности к должностным лицам, допустившим нарушения.
В материалах проверок отразить отнесение проверенных объектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также действие особого противопожарного режима в период рассмотрения дел об административных правонарушениях.
5. В срок до 27 июля 2015 года представить в Департамент надзорной деятельности и профилактической работы итоговые протоколы заседаний, подробные мотивированные объяснения по каждому случаю и копии приказов о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Представление от Генеральной Прокуратору РФ «об устранении нарушений законодательства в области обеспечения пожарной безопасности».
Проведенной прокурорами субъектов Российской Федерации проверкой исполнения законодательства о пожарной безопасности в торговых комплексах с массовым скоплением людей в деятельности территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) выявлены нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре) и об административных правонарушениях, факты ненадлежащей реализации возложенных на них полномочий, неполного контроля со стороны МЧС России и его региональных центров.
Вопреки статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ), пункту 1, абзацу 2 подпункта 4 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также - министерство), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, МЧС России ненадлежащим образом организован федеральный государственный надзор в области обеспечения пожарной безопасности.
В нарушение статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) сотрудниками территориальных органов МЧС России зачастую проверочные мероприятия проводятся неполно, их результаты фальсифицируются, виновные лица освобождаются от административной ответственности. По факту внесения заместителем начальника ОНД по г. Черкесску УНД ГУ МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике недостоверных сведений в контрольно-наблюдательные дела о противопожарных мероприятиях, выполненных в ООО «Центральный рынок», ООО «Черкесский городской рынок «Русь», ООО «Модуль-3» и ООО «Торговый павильон «Модуль», прокуратурой г. Черкесска материалы проверки направлены в СО по г. Черкесску СУ СК России по Карачаево-Черкесской Республике для решения вопроса об уголовном преследовании. Аналогичная проверка организована прокуратурой г. Иркутска в отношении должностных лиц ОНД г. Иркутска по факту недобросовестного отношения к своим должностным обязанностям при оформлении результатов проверки.
На протяжении восьми лет на продуктовом рынке «Факел», эксплуатируемом ООО «Поддержка», ОНД по Ленинскому району г. Владимира выявлялось одно и то же нарушение (при расстановке торговых киосков и павильонов не обеспечено расстояние между их группами не менее 10 м). Вместе с тем весь комплекс мер к понуждению устранения нарушения не принимался, лица к административной ответственности, в том числе за неисполнение предписания, не привлекались.
По результатам проведенной отделением надзорной деятельности по Ворошиловскому району отдела НД по г. Волгограду ГУ МЧС России по Волгоградской области проверки ОАО «Торговый центр» за многочисленные нарушения требований пожарной безопасности привлечено к административной ответственности только по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения. Вместе с тем, как установлено прокуратурой Ворошиловского района Волгоградской области, в его действах имелись составы административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 20.4 КоАП РФ. Похожая ситуация сложилась в Карачаево-Черкесской Республике и Псковской области.
Распространены случаи длительного невключения в нарушение абзаца 4 статьи 6.1 Закона № 69-ФЗ, пунктов 2-4 статьи 9 Закона № 294-ФЗ объектов в Ежегодный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что приводит к их эксплуатации с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности. Так, из 68 функционирующих в г. Уфе торговых комплексов с массовым скоплением людей без должного внимания и проведения мероприятий по контролю продолжительное время оставались 25 объектов защиты. Органами пожарного надзора Псковской области не проверялись введенные в эксплуатацию еще в 2010 и 2011 годах торговые центры «Апельсин» и «Весна» в г. Великие Луки. Между тем по результатам текущей проверки в них выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности, угрожающие жизни и здоровью граждан. Аналогичные нарушения установлены в Республике Башкортостан, Алтайском, Краснодарском краях, Костромской, Псковской, Саратовской, Ульяновской областях.
Только в ходе настоящей проверки прокурорами выявлено свыше 20 тыс. нарушений закона в рассматриваемой сфере. При этом ряд из них вопреки части 4 статьи 6 Закона № 69-ФЗ, пункту 17 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, оставались без внимания государственных инспекторов пожарного надзора при проведении плановых и внеплановых мероприятий. Гак, прокуратурой Кировского района г. Волгограда в деятельности торговых павильонов, расположенных на территории рынка ООО «Сердонкрагас», вскрыты факты отсутствия автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые в ходе проверки в феврале текущего года сотрудниками отделения надзорной деятельности по Кировскому району отдела НД по г. Волгограду выявлены не были.
По итогам проверки 3-этажного здания торгово-развлекательного комплекса «Ринг+» в г. Новотроицке Оренбургской области, введенного в эксплуатацию в 2008 году, установлено, что оно не оборудовано автоматической установкой пожаротушения, ведущая из подвала эвакуационная лестница не ограждена глухой противопожарной перегородкой 1 типа с устройством тамбура-шлюза с подачей воздуха при пожаре. Однако указанные нарушения в акте проверки, проведенной надзорным органом 11.02.2011, не отражены, при этом реконструкций и перепланировок объекта не производилось.
Подобные случаи имели место в Белгородской, Иркутской, Омской, Оренбургской, Ульяновской областях.
Должностными лицами территориальных органов министерства в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ необоснованно устанавливаются длительные сроки для устранения незначительных нарушений, проверки исполнения ранее выданных предписаний не проводятся. Инспектором ГУ МЧС по Рязанской области ОАО «Седьмой континент» установлен шестимесячный срок исполнения предписания для выполнения мероприятий, не требующих существенных временных и финансовых затрат (очистка загроможденных эвакуационных путей и выходов, обеспечение свободного открывания запоров на дверях эвакуационных выходов изнутри без ключа и др.).
Аналогичные нарушения допущены при выдаче предписаний по результатам проверки торговых комплексов ООО «Антарес-групп», ООО «Фоспром» (Рязанская область), ЗАО «Орджоникидзевский торгово-распределительный центр» (Республика Башкортостан), ТРЦ «Мега» (Амурская область), ООО «ТЦ Арбат», ООО «Торговый дом «Славянка», МУП «Центр торговли», ИП Белевцев Е.Д., ООО «Оскол АСН», ЗАО «Стройдепо», ООО «Европа» (Белгородская область), ИП Мартиросяна А.В. (Волгоградская область) и других.
Главным Управлением МЧС России по Ульяновской области вопреки подпункту 2 пункта 59 Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375, меры по контролю за выполнением предписания, выданного еще в 2012 году ОАО «Пищекомбинат «Волжский», не приняты, акт по итогам внеплановой проверки исполнения предписания в контрольно-наблюдательном деле отсутствует.
Подобные факты прокурорами выявлены в деятельности ОНД по г. Магадану УНД ГУ МЧС России по Магаданской области, отделения НД Промышленновского района ГУ МЧС России по Кемеровской области, ОГПН г. Астрахани, отделения НД Ровеньского района ГУ МЧС России по Белгородской области, ОНД г. Уфы УНД ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, территориальных ОНД № 2 и № 5 УНД ГУ МЧС России по Алтайскому краю, ОНД по Ленинскому и Советскому районам городского округа г. Воронеж ГУ МЧС России по Воронежской области и ОНД Первореченского района г. Владивостока УНДиПР ГУ МЧС России по Приморскому краю.
Не всеми государственными инспекторами используются полномочия по внесению в соответствующие организации и должностным лицам представлений о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, в порядке статьи 29.13 КоАП РФ. Такие факты установлены в Республике Хакасия, Архангельской, Астраханской областях.
Выявленные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения должностными лицами МЧС России своих обязанностей и отсутствия должного контроля за деятельностью территориальных органов со стороны центрального аппарата министерства и его региональных центров, что создает угрозу жизни и здоровью лицам, пребывающим на объектах с массовым скоплением людей, возникновения пожара, его распространения и образования препятствий для безопасной эвакуации граждан.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
Предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и их недопущению.
2. Обеспечить действенный государственный надзор в области пожарной безопасности.
3. Исключить факты проведения проверочных мероприятий не в полном объеме, фальсификации их результатов, освобождения виновных лиц от административной ответственности.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц министерства и его территориальных органов, допустивших указанные нарушения.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщите в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в установленный законом месячный срок.
-
Поделиться:
- Подписаться