- 27-01-2019, 23:26
- 13 571
Применение нормативных документов (СНиП, НПБ и т.д.) в системе технического регулирования
Письмо начальнику ФГБУ ВНИИПО МЧС России генерал-майору внутренней службы В.И. Климкину.
Уважаемый Виктор Иванович!
… Федерального закона Российской Федерации от 22.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» изменились общие принципы и подходы в области технического регулирования, в том числе в области противопожарного нормирования. При этом частью 4 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) установлено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федеральною закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
Вместе с тем, согласно положений ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до для вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Письмо ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу В.И. Климкину «о порядке применения требований нормативных документов по пожарной безопасности» № 14586-2-2-11 от 06.09.2013г.
Уважаемый Виктор Иванович!
С вступлением в силу с 01.07.2003 г. Федерального закона Российской Федерации от 22.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» изменились общие принципы и подходы в области технического регулирования, в том числе в области противопожарного нормирования. При этом частью 4 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) установлено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
Вместе с тем, согласно положений ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Таким образом, должностными лицами органов государственного пожарного надзора, при проведении проверок объектов защиты которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, следует учитывать и положения нормативных документов по пожарной безопасности, действовавших до дня вступления в силу указанного Федерального закона, то есть до 01.05.2009 г., а в отдельных, вышеописанных случаях и ссылаться на эти нормативные документы в актах проверки, предписаниях, а также в материалах дел об административных правонарушениях в случае их возбуждения.
Однако, в соответствии с общими принципами права, на которых основаны и письма ДНД МЧС России от 02.06.2011 г. № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП» и от 02.08.2013 г. № 19-3-1-3216 «О применении нормативных документов», противопожарные требования нормативных документов по пожарной безопасности, действовавших до дня вступления в силу Технического регламента, по область применения которых проектирование, не подлежат выполнению и соответственно контролю при проведении проверок органами ГПН МЧС России, на объектах защиты, запроектированных и построенных до дня вступления в силу технического регламента. Так, к основным таким нормативным документам по пожарной безопасности относятся (далее - Перечень № 1):
1. НПБ 88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»;
2. НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны»;
3. НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»;
4. НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования»;
5. СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»;
6. СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»;
7. СНиП 31 -02-2001 «Дома жилые одноквартирные»;
8. СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения»;
9. СНиП 32-02-2003 «Метрополитены»;
10. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
11. СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов»;
12. СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы»;
13. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»;
14. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»;
15. СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»;
16. СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения»;
17. СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы»;
18. СНиП 2.05.07-91 * «Промышленный транспорт»;
19. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
20. СНиП 2.09.03-85 «Сооружения промышленных предприятий»;
21. СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания»;
22. СНиП 2.10.02-84 «Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции»;
23. СНиП 2.10.03-84 «Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения»;
24. СНиП 2.10.04-85 «Теплицы и парники»;
25. СНиП 2.10.05-85 «Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна»;
26. СНиП 2.11.02-87 «Холодильники»;
27. СНиП II-25-76 «Кровли»;
28. СНиП II-35-76* «Котельные установки»;
29. СНиП II-58-75 «Электростанции тепловые»;
30. СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»;
31. СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий»;
32. СНиП II-108-78 «Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений»;
33. ВСН 01-89 «Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей».
Аналогичная область применения указана и в нормативных документах по пожарной безопасности, принятых в целях выполнения требований Технического регламента (далее – Перечень № 2), к числу которых относятся:
1. СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение
огнестойкости объектов защиты» (СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
2. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение
распространения пожара на объектах защиты, требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;
3. СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки
пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
4. СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требовании пожарной безопасности»;
5. СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;
6. СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности».
Наряду с этим, в отношении запроектированных и построенных зданий, например в 50-х годах прошлого века, с учётом упомянутых общих принципов права в части области применения документов и действия их во времени, не подлежат применению требования действовавших до дня вступления в силу Технического регламента нормативных документов по пожарной безопасности (такие как необходимость устройства систем автоматического пожаротушения и сигнализации, систем оповещения, дымоудаления, устройства незадымляемых лестничных клеток различных типов, обеспечение лестничных клеток па каждом этаже оконными проёмами нормируемой площади и т.п.), имеющих область действия эксплуатация, в связи с отсутствием аналогичных требований в нормативных и технических документах по которым они проектировались и строились.
Главным управлением МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее - Главное управление) так же проведен анализ основных нормативных документов по пожарной безопасности, действовавших до дня вступления в силу Технического регламента, область применения которых - эксплуатация (далее - Перечень № 3), к ним относятся:
1. НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях»;
2. НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации»;
3. НПБ 111-98* «Автозаправочные станции, требования пожарной безопасности»;
4. НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования»;
5. НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования»;
6. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
7. СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей»;
8. СНиП 21-03-2003 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы»;
9. СНиП 31-03-2001 «Производственные здания»;
10. СНиП 31-04-2001 «Складские здания»;
11. СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;
12. СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы».
На основании вышеизложенного, а также учитывая, что в соответствии с положениями ст. 6.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности именно требований пожарной безопасности, а не сведений, указанных в декларации пожарной безопасности, Главное управление, в порядке оказания практической помощи, просит разъяснить:
- подлежат ли контролю в ходе проведения проверок органами ГПН МЧС России противопожарные мероприятия, предусмотренные нормативными документами по пожарной безопасности, указанными в Перечне №1 настоящего письма и если подлежат, то в каких случаях;
- подлежат ли контролю в ходе проведения проверок органами ГПН МЧС России противопожарные мероприятия, предусмотренные нормативными документами по пожарной безопасности, указанными в Перечне № 2 настоящего письма и если подлежат, то в каких случаях;
- правильно ли Главным управлением понимается возможность, с учётом ч. 4 ст. 4 Технического регламента, контроля при проведении проверок органами ГПН МЧС России противопожарных требований, изложенных исключительно в Перечне № 3 настоящего письма, а также «Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
- подлежат ли контролю при проведении проверок органами ГПН МЧС России объектов защиты, запроектированных и построенных задолго до вступления в силу Технического регламента (например, в 50-х годах прошлого века), противопожарные требования, изложенные в нормативных и технических документах, действовавших на момент их проектирования и строительства и отмененных более поздними нормативными документами, и если да, то в каких случаях и на каком основании;
- на каком основании, при проведении проверки органом ГПН МЧС
России объекта защиты, запроектированного и построенного, например в 50-ом году прошлого века, учитывая общие принципы права («закон обратной силы не имеет») действия нормативного документа во времени, контролируется например наличие средств автоматической противопожарной защиты.
Одновременно с этим, Главное управление, с учётом положений п. 32
«Правил разработки и утверждения сводов правил», утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил», действующей редакции Приказа Ростехрегулирования от 30.04.2009 г. № 1573 (ред. от 30.07.2013 г.) «Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов, в результате
применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и действия приказа МЧС России от 21.11.2012 г. № 693 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», отменяющего СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», просит разъяснить, каким
нормативным документом по пожарной безопасности следует
руководствоваться в повседневной деятельности, устанавливающим общие требования по огнестойкости объектов защиты, и на каком основании.
Главное управление принимает активное участие в совершенствовании
Технического регулирования в области пожарной безопасности, выражает озабоченность сложившейся ситуацией с практикой применения существующих противопожарных требований и надеется на помощь, понимание и взаимное сотрудничество.
Письмо МЧС России № 4711-4-2-19 от 12.04.2012 г.
Направляю письмо директора Департамента надзорной деятельности МЧС России генерал-лейтенанта внутренней службы Ю.И. Дешевых исх. от 05.04.2012 № 19-2-3-1236 «О применении норм», предлагаю: довести информацию, указанную в письме до всего личного состава государственных инспекторов по пожарному надзору, представителей заинтересованных организаций и руководствоваться ею в повседневной деятельности.
Приложение: на 5 листах.
Письмо МЧС России «о применении норм» № 19-2-3-1236 от 05.04.2012г.
Результаты анализа правоприменительной деятельности показали, что в основном, судебные органы при оспаривании предписаний государственного пожарного надзора поддерживают в своих решениях ссылки на нормативные документы по пожарной безопасности (СНиП, ГОСТ, НПБ, ВНПБ, ТНПБ и пр.) в отношении объектов, которые были запроектированы и построены по упомянутым нормам. При этом учитываются положения письма ДНД МЧС России от 02.06.2011 № 19-3-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП».
Однако, как показывает судебная практика, отказы о принятии решений в пользу требований надзорных органов, как правило, связаны с ненадлежащим оформлением соответствующей документации и несоблюдением установленных процедур.
На основании изложенного, Департамент направляет дополнительные разъяснения по порядку оформления предписания ГПН в части указания ссылок на требования законодательных, нормативных правовых и нормативно-технических документов по пожарной безопасности при их несоблюдении или нарушении.
Одновременно сообщается, что при оформлении результатов мероприятий по контролю (проверок) могут применяться различные варианты ссылок на указанные нормативные требования.
Прошу довести прилагаемую информацию до всех должностных лиц надзорных органов МЧС России, представителей заинтересованных организаций и руководствоваться ею в повседневной деятельности.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Порядок применения норм к объектам защиты, запроектированным до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Приложение к письму ДНД МЧС России от «05» апреля 2012 № 19-2-3-1236
Порядок применения норм к объектам защиты, запроектированным до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
При проведении мероприятий по контролю должна проводиться оценка соответствия объекта защиты требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с которыми он был запроектирован и построен.
Требования Правил пожарной безопасности в Российской Федерации действуют для всех объектов независимо от времени их проектирования и строительства.
Для объектов, построенных до вступления в силу Технического регламента, существуют четыре основных способа обеспечения требуемого уровня пожарной безопасности и соответственно несколько вариантов оформления предписаний.
Способ 1. Выполнение требований нормативных документов с учетом области их действия, предусмотренных Федеральным законом «О пожарной безопасности».
Вариант предписания 1.1. При несоблюдении или нарушении требований СНиП, ГОСТ, НПБ, ВНПБ и пр., действовавших на момент проектирования объекта, в предписании указываются ссылки на статью 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», пункт 3 ППБ 01-03 и соответствующие пункты указанных нормативных документов по пожарной безопасности.
Способ 2. Обоснование требуемого уровня безопасности людей по утвержденным в установленном порядке методикам. Для объектов, запроектированных и построенных в период с 1991 года и до вступления в силу Технического регламента по методикам, изложенным в ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования».
Вариант предписания 1.2. При несоблюдении или нарушении порядка проведения расчета и/или несоответствия выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписании делаются ссылки на статью 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», пункт 4 ППБ 01-03 и соответствующие пункты ГОСТ 12.1.004-91.
Способ 3. Выполняются требования технических условий и специальных правил пожарной безопасности, разработанные в соответствии с пунктами 1.5 и 1.6 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» при отсутствии нормативных требований по пожарной безопасности для конкретного объекта или при вынужденных отступлениях от таких требований.
Вариант предписания 1.3. При отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке технических условий или при невыполнении изложенных в них требованиях, в предписании указываются статья 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», пункт 3 ППБ 01-03 и пункты 1.5 и/или 1.6 СНиП 21-01-97, а также конкретные пункты технических условий, требования которых нарушены.
Способ 4. Объект запроектирован (построен) в неустановленное время (как правило, более 50 лет назад) и/или перечень нормативных требований на проектирование и строительство таких объектов отсутствует.
Вариант предписания 1.4. При наличии зарегистрированной в установленном порядке декларации пожарной безопасности в предписании делаются ссылки на статью 64 Технического регламента и соответствующий пункт нормативного документа, указанного в декларации.
Вариант предписания 1.5. В случае отсутствия декларации пожарной безопасности, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в предписании указывается ссылка на п. 4 ППБ 01-03 в части, предписывающей обеспечения на объекте защиты требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности людей с помощью системы пожарной безопасности, который достигается выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или соответствующим обоснованием обеспечения на объекте нормативных расчетных параметров.
Порядок применения норм к объектам защиты, запроектированным после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Положениями части 1 статьи 6 Технического регламента установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 6 Технического регламента при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Руководствуясь данными положениями, собственник может выбирать следующие четыре способа подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, запроектированных после вступления в силу Технического регламента:
Способ 1. Соблюдены положения Технического регламента, а также на добровольной основе в полном объеме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности, предусмотренных Техническим регламентом.
Вариант предписания 2.1. При несоблюдении или нарушении требований сводов правил, в предписании дается ссылка на часть 3 статьи 6 Технического регламента, а также статьи Технического регламента, на основании которых разработаны указанные своды правил.
Например, если не выполнены требования, изложенные в Своде правил СП 1 «Эвакуационные пути и выходы», в предписании необходимо делать ссылку на часть 3 статьи 6 и на статью 89 Технического регламента.
Для полноты информации необходимо также включать ссылки на статьи сводов правил.
Способ 2. Соблюдаются положения Технического регламента и применены системы противопожарной защиты объекта, не описанные в сводах правил. При этом достаточность принимаемых решений обосновывается расчетом риска по методикам, разработанным и утвержденным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
Вариант предписания 2.2. При несоответствии выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписаниях даются ссылки на части 1 и 7 статьи 6 Технического регламента и пункты 5 и 7 (подпункт «г») Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272.
Способ 3. Выполняются требования Технического регламента, и своды правил не применяются. Например, используются зарубежные нормы, стандарты организаций и прочее. Достаточность принимаемых решений при этом должно обосновываться расчетом риска по упомянутым методикам.
Порядок оформления предписаний аналогичен Варианту предписания 2.2.
Способ 4. Для уникальных зданий и сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования, кроме выполнения положений Технического регламента должны быть в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» и части 2 статьи 78 Технического регламента разработаны и согласованы в установленном порядке специальные технические условия без расчета пожарного риска. Вариант предписания 2.3. При отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке специальных технических условий или при невыполнении изложенных в них требованиях, в предписании должна быть ссылка на статью 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» и часть 2 статьи 78 Технического Регламента, а также конкретные пункты специальных технических условий, требования которых нарушены.
Примечание:
При всех вариантах оформления предписаний на объекты защиты, не зависимо от времени их проектирования и постройки, необходимо учитывать сведения, изложенные в декларации пожарной безопасности. То есть, не зависимо от года постройки объекта к нему предъявляются требования задекларированные собственником.
При несоответствии объекта декларации пожарной безопасности в предписании указываются ссылки на статью 64 Технического регламента и соответствующий пункт нормативного документа, указанного в декларации.
Письмо "О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП" от 02.06.2011 г. № 19-3-1-2086.
В последнее время участились случаи обращения в МЧС России юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о необоснованности применения должностными лицами ГПН в качестве предписаний требований нормативных документов по электроэнергетике, строительных норм и правил и незаконности их вменения при производстве по делам об административных правонарушениях по статье 20.4 КоАП РФ.
ДНД МЧС России сообщает, что статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридически лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица.
Положение пункта 57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации не создает собой состав административного правонарушения в области пожарной безопасности, т.к. не содержит предписания как такового, а лишь отсылает к иным нормативным документам по электроэнергетике. В данном случае квалификация административного правонарушения возможна только при нарушении требования, установленного конкретным нормативным документом по электроэнергетике.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), Правила устройства электроустановок (ПУЭ) содержат требования технического характера, опосредованно связанные с пожарной безопасностью. Нарушение этих требований может влиять на состояние пожарной безопасности, однако ответственность за их нарушение установлена статьей 9.11 КоАП РФ, рассмотрение дел по которой отнесено статьей 23.30 Кодекса к компетенции органов государственного энергетического надзора.
Пунктом 1.2.11 ПТЭЭП установлено, что государственный надзор за соблюдением требований настоящих Правил осуществляется органами государственного энергетического надзора.
В связи с изложенным, должностные лица ГПН при даче предписаний о выполнении обязательных требований пожарной безопасности не вправе предписывать требования о необходимости выполнения правил и норм, надзор за которыми относится к компетенции иных контрольно-надзорных органов, за исключением требований, изложенных в правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
При рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учитывать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются.
Вместе с тем, строительные нормы и правила, в части требований пожарной безопасности, изданные до 1996 года и в которые не вносились изменения в более поздние сроки, обязательны к исполнению на объектах, построенных до указанного времени.
Обращается внимание на то, что нормативные правовые документы, касающиеся прав и свобод граждан, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не опубликованные в установленном порядке, не могут рассматриваться в качестве обязательных и не должны предписываться для исполнения гражданами и организациями и не несут правовых последствий (также см. письмо Минюста РФ от 23.10.2009 N 01-5316/09).
В случаях, если доказано, что дальнейшая эксплуатация зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, следует руководствоваться положениями Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Письмо МЧС России «О применении нормативных документов» от 02.08.2013 года № 19-3-1-3216
На основании многочисленных обращений по вопросу применения требований пожарной безопасности к объектам защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ) (далее - ФЗ № 123) или нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, при проведении мероприятий по контролю необходимо учитывать следующие положения:
1. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 4 ФЗ № 123, если положениями названного закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня его вступления в силу, применяются ранее действовавшие требования.
2. Применение нормативных документов федеральных органов исполнительной власти (СНиП и т.п.), содержащих требования пожарной безопасности, осуществляется исключительно с учетом:
- обязательности исполнения в части, не противоречащей требованиям ФЗ № 123 и части 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- области их применения (проектирование, строительство или эксплуатация);
- действия во времени (с момента вступления в законную силу и только на объекты, запроектированные и построенные, а также на которых произведен капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение и изменение функционального назначения после указанного момента времени, если иное прямо не предусмотрено нормативным документом);
- для объектов защиты, отнесенных к объектам культурного наследия, с учетом также и требований Федерального закона от 25 июня 2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Указанную информацию довести до личного состава надзорных органов МЧС России для руководства в повседневной деятельности.
-
Поделиться:
- Подписаться