- 30-01-2019, 14:32
- 1 086
Право применение нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации
Письмо от Комитета по транспорту и строительству РФ Блиндер А.Е. № 3.13-24/477 от 26.09.2018г.
Уважаемый Александр Евгеньевич!
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрел Ваше обращение, направленное в адрес Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИИЯ» С.И. Неверова, по вопросу реализации положений Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ), и сообщает следующее.
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству не вправе давать официальное разъяснение положений законодательства в силу сформулированной позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года№ 17-П).
В этой связи по поставленному Вами вопросу Комитет может высказать только свое, не подлежащее обязательному использованию в правоприменительной практике мнение, которое заключается в следующем.
Комитет не разделяет Вашего мнения относительно Вашего утверждения, что в статье 30 Закона № 384-ФЗ «записана глупость».
Одно лишь непонимание, или незнание закона не только не освобождает от ответственности, но и в Вашем случае не обосновывает возможность сделать указанный в обращении вывод.
Дополнительно сообщаем, что в целях формирования правильного понимания направления регулятивного воздействия положений Закона № 384-ФЗ Вам следует обратить внимание на иерархию нормативных правовых актов в законодательстве о градостроительной деятельности. Так, в соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из ГрК РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статья 3 ГрК РФ закрепляет состав законодательства о градостроительной деятельности, содержит перечень его источников и позволяет определить соотношение между ними.
Первым в указанном выше перечне правовых актов обозначен ГрК РФ, который, является кодифицированным нормативным правовым актом и юридической основой всей системы градостроительного законодательства. На основных положениях (принципах) ГрК РФ разрабатываются законы и иные нормативные правовые акты, составляющие законодательство о градостроительной деятельности. Исходя из анализа статьи 3 ГрК РФ можно сделать вывод, что правовое регулирование осуществления строительства включает не только нормы ГрК РФ и федеральные законы, но и подзаконные нормативные правовые акты, ведомственные правовые акты, законы и иные нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации (например, градостроительные кодексы в республиках Бурятия, Татарстан, Краснодарском крае, городе Москве, и т.д.), муниципальные правовые акты.
В связи с изложенным отмечаем, что правовое регулирование осуществления строительства включает не только нормы ГрК РФ. Согласно части 9 статьи 52 ГрК РФ требования к подготовке земельных участков и объектов капитального строительства для осуществления строительных работ, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, порядок осуществления строительных работ, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться иными нормативными правовыми актами. Так, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, законодателем введены положения статьи 30 Закона № 384-ФЗ.
При этом, большинство включенных в статью 30 требований носит бланкетный характер, поскольку в нормах статьи законодатель устанавливает лишь параметры элементов строительных конструкций зданий, сооружений, технических и проектных решений, а конкретные требования, предъявляемые к тому или иному параметру, устанавливаются в сводах правил, которые являются обязательными для применения в целях обеспечения требований Закона № 384-ФЗ.
Во исполнение указанного Закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Федерального закона.
Таким образом, необходимо учитывать специфику законодательства, регулирующего градостроительные отношения, которая выражается в том, что многие правовые акты в этой сфере содержат нормы технико-правового характера (стандарты и своды правил - ГОСТы и СНиПы) и как следствие обеспечение безопасности объектов осуществляется посредством соблюдения не только требований стандартов и технических регламентов, но и иных нормативно-технических документов.
-
Поделиться:
- Подписаться